Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Удобочитаемость. Слагаемые удобочитаемости.




Удобочитаемость («читабельность») — свойство текстового материала, характеризующее лёгкость восприятия его человеком.

Следует различать удобочитаемость текста с точки зрения:

§ полиграфического исполнения текста;

§ семантических, стилистических и т. п. особенностей текстового материала.

Полиграфическое исполнение

Для измерения удобочитаемости текста существуют специальные тесты, главная функция которых — дать быструю оценку о «плотности» текста, контрастности текста и фона и т. п.

Тесты на удобочитаемость текста могут выполняться вручную путём расчётов на основе стандартных формул или при помощи специального программного обеспечения.

Факторы, влияющие на удобочитаемость текстов:

§ жирность букв;

§ внутрибуквенные просветы;

§ расстояние между буквами;

§ пропорции и размеры букв;

§ конфигурация и размер шрифтов;

§ длина строки;

§ ширина полей страницы и т. п.;

§ цвет и контрастность букв;

§ выравнивание текста.

§  Семантика и стилистика

Удобочитаемость текстов обычно ухудшают следующие особенности:

§ перегруженность причастными и деепричастными оборотами,

§ большое количество сложно-составных предложений,

§ большое количество определений к одному слову,

§ наличие неологизмов и жаргонизмов и т. п.

 

Аппарат ориентировапния читателя.

Аппарат ориентирования читателя представляет собой организованную в систему совокупность средств, управляющих его вниманием, определяющих избирательность и последовательность восприятия представленной в издании информации. Действие аппарата ориентирования, предназначенного читателю периодического издания, не ограничивается пределами лишь данного выпуска. Скажем, кроме ссылок на близкие по теме публикации текущего номера могут быть полезными ссылки на материалы, опубликованные в предыдущих номерах данного издания. Более того, действие аппарата ориентирования читателя выходит за пределы «своего» издания. Например, актуальна такая задача, как «обеспечение ссылок на другие издания и медиа, включая Интернет, где имеются близкие по тематике материалы» [1, 24].

Назовем основные функции аппарата ориентирования читателя:

опознавательное, или идентификационное, ориентирование(это «Аргументы и факты», а не «Аргументы недели», это вводка, а не выноска, это рекламное объявление, а не заметка);

ориентирование в структуре издания, или структурное ориентирование(на уровнях издания, выпуска, раздела, публикации, околотекстового заголовочного комплекса, текстового поля);

ориентирование в содержании издания, или тематическое ориентирование(на уровнях издания, выпуска, раздела, публикации);

ценностное ориентирование(ориентирование в значимости выпуска, раздела, публикации, фрагмента текста);

ориентирование в пространстве издания, или пространственное ориентирование(на уровнях издания, выпуска, раздела, рубрики, публикации, околотекстового заголовочного комплекса, иллюстрационного ряда, текстового поля).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...