Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Старославянизмы в современном русском языке




Старославянский язык обладал очень богатым словарным составом, способным полно и всесторонне отражать самые разнообразные явления действительности. Исследователи неоднократно отмечали богатство словарных синонимов старославянского языка, например: любодей и блудник, вожделение и похоть, демон и кумир, язык и страна, возвысити и вознести, книгочеи и книжник, алкати и поститься и т.п. В переводной Хронике Георгия Амартола одно и то же греческое слово может передаваться целой серией синонимов: мьнети, обоняти, разумети, сведети, услышати, чути; зол, лих, лукав, лют; домысел, домышление, замышление, мысль, помысл, размышление, разум, разумение, смысл, ум, чувствие и т.п.
Это богатая синонимика переходила в русский язык, взаимодействовала исконно с восточнославянскими словами, образуя новые синонимические ряды.

Лексика славянского языка была настолько близка к современной лексике, что выделить старославянизмы в словарном составе современного литературного языка (и даже современного русского языка) не всегда можно с достаточной достоверностью. Обычно принято считать старославянскими по происхождению существительные с суффиксами ние, ость, ство, ствив, тель; причастия на ущ, ющ, ащ, ящ; сложные слова.

Особую группу составляют старославянские слова, по происхождению однокоренные с соответствующими русскими, но отличающиеся от них своим звуковым обликом. К таким словам относятся, прежде всего, неполногласные и полногласные варианты, например: старославянские град, враг, мраз, плен, русские город, ворог, мороз, полон. Далее можно указать слова со старославянскими сочетаниями дж, шт и слова с русскими соответствующими звуками ж. ч: вождь, жажда, ношть (нощь) – вожь, жажа, ночь; слова со старославянскими начальными сочетаниями ра, ла и слова с русскими соответствующими сочетаниями ро, ло: разный, лакоть, ладья – розный, локоть, лодья; слова со старославянским начальным е и слова с соответствующим русским начальным о: езеро, елень, един – озеро, олень, один. Наличие такого рода словарных пар обогащало стилистические ресурсы русского литературного языка. Уже в древнейших памятниках иногда наблюдается некоторая система в употреблении русских или старославянских вариантов слов; это особенно относится к полногласным и неполногласным формам. Старославянские формы употребляются в тех случаях, когда описания носят религиозный или торжественный характер, а русские формы в описаниях быта, в народных легендах и т.п.

В области стилистики русский литературный язык черпает из старославянского также систему средств художественной изобразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы и пр., разработанные в старославянском языке на основе древнегреческой стилистики. Необходимо заметить, что в большинстве своем средства художественной изобразительности в русском литературном языке разработаны на национальной русской основе, они восходят к устному народному поэтическому творчеству. Влияние изобразительных средств устного народного творчества в русском литературном языке старшей поры вообще весьма велико; оно имеет место даже в памятниках религиозного содержания и в целом значительно превосходит влияние изобразительных средств старославянского языка.

Наиболее важным следствием влияния старославянского языка на русский было не заимствование какогото количества (пусть даже очень большого) слов и стилистических средств, а выработка под влиянием старославянского языка норм орфографии, грамматической системы, словаря и фразеологии. Иными словами, под организующим влиянием старославянского языка интенсивно формируются в древнерусском литературном языке осознанные нормы выражения в области словаря, грамматики и средств художественной изобразительности. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о заимствовании этих норм из старославянского, а о формировании самобытных, национальносвоеобразных норм древнерусского литературного языка. Старославянские нормы не копировались в русском языке, но сам факт наличия в старославянском языке норм литературного выражения явился мощным стимулом для осознанного формирования норм древнерусского языка.

Книжнославянский тип древнерусского литературного языка формировался и развивался в произведениях церковнорелигиозного характера. Такого рода произведениями были, прежде всего, проповеди («слова») церковных деятелей того времени и жития святых. Из сохранившихся памятников этого рода наиболее замечательны «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (XI в.), «Слово в новую неделю по Пасце» Кирилла, епископа Туровского, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» (XII в.).

Книжнославянский тип характеризуется последовательно выдержанным преобладанием старославянских форм во всех случаях, когда имеется параллелизм между старославянским и русским языком (т.е. преобладают неполногласные формы слов слова с начальными сочетаниями ра, ла и т.п.). Очень часто употребляются в этом типе языка сложные слова. Непременным является использование образов и фразеологических оборотов из Священного Писания. Система средств художественной изобразительности – эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий – также черпается обычно из области библейских сюжетов и византийской церковной литературы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...