Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Параметрическая стандартизация




Параметр - это количественная характеристика свойств продукции. Различают размерные параметры; весовые параметры; параметры, характеризующие производительность машин и приборов; энергетические параметры.

Продукция определенного назначения характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом.

Процесс стандартизации параметрического ряда заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численных значений параметров. Частота параметрического ряда должна быть оптимальной.

Унификация продукции

Унификация - это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции.

Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации параметров качества и ограничения количества типоразмеров выпускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздействует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспечивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.

К основным видам унификации относят конструкторскую и технологическую унификацию. При этом первая предполагает унификацию изделий в целом и их составных частей (деталей, узлов, комплектующих изделий и т.п.), а вторая - унификацию нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, инструкций, методик, руководящих документов, конструкторско-технологической документации и др.).

Показателем уровня унификации является коэффициент применимости:

 

 

Агрегатирование - это метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геометрической взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.

Важнейшим преимуществом изделий созданных на основе агрегатрования, является конструктивная обратимость. Агрегатирование позволяет также многократно применять стандартные детали, узлы и агрегаты в новых модификациях изделий при изменении их конструкции.

Комплексная стандартизация

При комплексной стандартизации осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение сис взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукту – установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов, условий эксплуатации.

Опережающая стандартизация

Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующем времени.

По мере развития наук и техник неуклонно сокращается интервал между новым научными открытиями и их использованием на производстве, поэтому стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, иначе они станут тормозом научно-технического прогресса. Для того, чтобы этого не случилось, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством.

 

4)Государственная система стандартизации (ГСС) представляет собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, структуру органов стандартизации, их права и обязанности, методику проведения работ по стандартизации, порядок разработки, согласования, принятия, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением. Таким образом, ГСС определяет организационные, методологические и практические основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства.

Государственная система стандартизации определяет следующие основные цели стандартизации:

1. ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда;

2. улучшение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;

3. создание условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции;

4. обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны;

5. создание условий для развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;

6. рациональное использование производственных ресурсов;

7. развитие международного экономического и технического сотрудничества;

8. гарантирование охраны здоровья населения, безопасности труда работающих;

Для достижения указанных целей перед стандартизацией ставят следующие задачи:

1. установление высоких требований к качеству и эксплуатации готовой продукции на основе комплексной стандартизации показателей качества данной продукции, а также сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления

2. разработка систем стандартов, соответствующих передовому уровню науки, техники и производства и создающих условия для формирования требуемого качества готовой продукции на стадии ее проектирования, производства и эксплуатации;

3. определение единой сис показателей качества продукции, методов контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;

4. установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов;

5. развитие унификации промышленной продукции и агрегатирования машин для обеспечения экономичности производства, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

6. обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности


5) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке указанных документов осуществляется национальным органом по стандартизации. Составлением технических регламентов, документов национальной сис стандартизации, международными стандартами, правилами и нормами стандартизации занимается Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.   

Система стандартов по защите информации может включать в себя следующие нормативные документы по стандартизации:

       - регламенты;

       - стандарты;

       - правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

       - общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

 

Нормативный документ-документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

           

РЕГЛАМЕНТЫ

 

Технический регламент - документ, который принят

· международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ,

· или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ,

· или федеральным законом,

· или указом Президента РФ,

· или постановлением Правительства РФ

ТР УСТАНАВЛИВАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ для применения и исполнения ТРЕБОВАНИЯ к объектам технического регулирования

      

СТАНДАРТЫ

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются

· характеристики продукции,

· правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

  Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

           

     По своему масштабу применения стандарты по защите информации подразделяют на следующие категории:

     - международные стандарты;

     - межгосударственные стандарты;

     - государственные стандарты РФ, оформленные на основе аутентичного текста международного стандарта;

     - государственные стандарты РФ;

     - государственные военные стандарты РФ;

     -  стандарты отраслей;

     -  стандарты предприятий.

      

 

6) Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, госуд-ого или муниципального имущества;

охраны окруж. среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

2. Принятие т. регламентов в иных целях не допускается.

 

 Содержание и применение технических регламентов

 

1. Т. регламенты с учетом степени риска причинения вредаустанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность.

 2. Требования т. регламентов не могут препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

3. Т. регламент должен содержать перечень и /или описание объектов т.регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации. Т. регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия  и/или требования к терминологии, упаковке, маркировке. Т. регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

4. Т. регламент должен содержать обобщенные и/или конкретные требования к продукциии связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия этих требований не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 ст. 6 настоящего Федерального закона целейпринятия т. регламента.

5. В т. регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов).

6. Т. регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и места происхождения продукции и связанных с ней процессов проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

 

 

7) Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов

ТР может быть принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в установленном порядке. Такие ТР разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором РФ. До вступления в силу ТР, принятого международным договором РФ, ТР может быть принят федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполн. власти по т. регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом. ТР, разработанный в установленном порядке, принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ в установленном порядке.

1.Разработчиком проекта т. регламента может быть любое лицо.В качестве основы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и национальные стандарты. О разработке проекта ТР должно быть опубликовано уведомлениев печатном издании федерального органа исполн. власти по т. регулированию («Вестник технического регулирования») и в информационной сис общего пользования в электронно-цифровой форме. Проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.

2.Разработчик дорабатывает проект ТР с учетом полученных в пис. форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта ТР и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц (срок публичного обсуждения не менее 2 месяцев).

3.Внесенный в Гос. Думу проект федерального закона о ТР, направляется Гос. Думой в Правительство РФ.Правительство РФ в течение 90 дней направляет в Гос. Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по т. регулированию. Проект федерального закона о ТР может быть рассмотрен Го. Думой в первом чтении без отзыва Правительства РФ в случае, если отзыв Правительства РФ не был представлен в Гос. Думу в указанный срок.

4.Проект федерального закона о ТР, подготовленный ко второму чтению, направляется Гос. Думой в Правительство РФ. На проект Правительство РФ в течение 60 дней направляет в Гос. Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по т.регулированию. Проект федерального закона о ТР может быть рассмотрен Гос. Думой во втором чтении без отзыва Правительства РФ в случае, если отзыв Правительства РФ не был представлен в Гос.Думу в указанный срок.

5.Экспертиза проектов т. регламентов осуществляется экспертными комиссиями по т. регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполн. власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общ. объединений предпринимателей и потребителей.

6.В случае несоответствия т. регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в РФ в установленном порядке, Правительство РФ или федеральный орган исполн. власти по т. регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений или отмены т. регламента.

7. В искл. случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окруж. среде, жизни или здоровью животных и растений, Президент РФ вправе издать т. регламент без его публичного обсуждения.

8.Внесение изменений в т. регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия ТР. Со дня вступления в силу федерального закона о ТР соответствующий ТР, изданный указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по т. регулированию, утрачивает силу.

9.ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования.

 

 

8) Виды и категории стандартов

Категория стандарта – статус стандарта в зависимости от сферы действия.

- Государственные (национальные) стандарты РФ (ГОСТ-Р). Принимает Ростехрегулирование. Применяют на всех стадиях ЖЦП при выполнении работ и услуг, при разработке т. документации.

- Стандарты организаций (СТО). Разрабатываются на принципиально новый вид продукции и услуг, новые методы испытаний, нетрадиционные технологии и методы управления производством. Требования СТО не должны быть ниже требований ГОСТ-Р.

- Стандарты предприятий (СТП). Разрабатываются для обеспечения применения на предприятии гос. стандартов и др. категорий на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессов и услуги. Их утверждает руководитель предприятия.

- Межгосударственные стандарты (ГОСТ). Принимаются Межгосударственным советом по стандартизации.

- Международные стандарты (ИСО, МЭК). Разрабатываются международными организациями.

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

- Основополагающие – нормативные документы, содержащие общие положения для определения области деятельности. В узком смысле: перечень определений. В широком смысле: основные положения.

- На продукцию и ли услуги. Устанавливает требования к группам однородной продукции или услуги (стандарт общих технических условий), либо конкретной продукции или услуги (стандарт технических условий).

- На работы или процессы. Устанавливает требования к выполнению различного рода работ или процессам на определённом этапе ЖЦП.

- На методы контроля. Устанавливают методы контроля, испытаний, анализа. Устанавливаемые требования должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Эти стандарты могут быть на один показатель или на несколько.

 

 

9) Правила разработки и утверждения национальных стандартов

1.Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов (НС) заинтересованным лицам для ознакомления.

2.Национальный стандарт может разработать любое лицо.

3.Уведомление о разработке НС направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполн. власти по т. регулированию («Вестник технического регулирования»).

4.Разработчик НС должен обеспечить доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных в пис. форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта НС (срок публичного обсуждения не менее 2 месяцев) и составляет перечень полученных в пис. форме замечаний заинтересованных лиц.

5.Проект НС одновременно с перечнем полученных в пис. форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в т. комитет по стандартизации, к-ый организует проведение экспертизы данного проекта.

6.С учетом результатов экспертизы т. комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение одновременно с указанными документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации. Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных т. комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении НС.

7.Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполн. власти по т. регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 со дня утверждения НС.

8.В случае, если НС отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных документов направляется разработчику проекта НС.

9.В НС и/или сводах правил могут указываться требования т.регламентов, для соблюдения к-ых на добровольной основе применяются НС и/или своды правил.

10.Внесение изменений в НС осуществляется в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона для разработки и утверждения национальных стандартов.

11.В случае отсутствия НС применительно к отдельным требованиям или объектам т.регулирования в целях обеспечения соблюдения требований к продукции разрабатываются своды правил..

12.Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполн. власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за 60 до дня его утверждения.

 

 

10) Международная стандартизация. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК), их основные цели и задачи, организационная структура

Международная стандартизация имеет первостепенное значение для успешного осуществления торговли, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран. Необходимо разработать междунар. стандарты, т.к. различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию являются барьером на пути развития торговли. В решении проблем междунар. торговли стандартизация выполняет коммуникативную функцию: международная стандартизация содействует перемещению людей, товаров, энергии и информации.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества продукции и её конкурентоспособности на мировом рынке.

Международная стандартизациясовокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчётов и др. В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации(ИСО),Международная электротехническая комиссия(МЭК)и Международный союз электросвязи (МСЭ). ИСО и МЭК наиболее крупные международные организации.

Задачи междун.сотрудничествасовершенствование структуры фонда стандартов (соотношение стандартов различных сфер); сокращение сроков подготовки МС (междун. стандартов). Задача министерств (ведомств), участвующих в работах по междун. стандартизации: обеспечение широкого представительства страны в междун. организациях по стандартизации в целях занятия передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики. Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения междун. товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности охватывает стандартизацию во всех областях, кроме электроники и электротехники. В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого технического комитета. Членство может быть активным и в качестве наблюдателя.

Организационная структура.

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств.

 

Международная электротехническая комиссия ( IEC)(МЭК)разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Была создана в 1906 г. С учётом общности задач и целей ИСО и МЭК между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой – на координацию технической деятельности.

 

Организационная структура.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет - высший руководящий орган МЭК. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК - Комитет действий. Кроме главной своей задачи - координации работы технических комитетов - Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

В подчинении Комитета действий работают консультативные группы. Так, две консультативные группы разделили между собой разработку норм безопасности. Кроме того, Комитет действий счел целесообразным для более эффективной координации работы по созданию международных стандартов организовать Координационную группу по электромагнитной совместимости (КГЭМС), Координационную группу по технике информации (КГИТ) и Рабочую группу по координации размеров.

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов.

 

                                                                                                                                              

11) Основы технических измерений. Классификация измерений

Измерением называют нахождение значения физической величины (одинаковое в качеств. отношении для многих объектов, но индивидуальное в колич. отношении для каждого объекта, н-р, скорость, время) опытным путем с помощью специальных тех. средств.

Измерения выполняют для установления дейст. размеров изделий и соответствия их чертежа, для проверки точности технологической системы.

Средство измерений — это тех. устройство, используемое при измерениях и имеющее нормированные метрологические свойства (например, штангенциркули, микрометры).

Измерительное средство и приемы его использования в совокупности образуют метод измерения.

Основным элементом отсчетного устройства является шкала, по которой снимается отсчет. Цена деления шкалы — разность значений величин, соответствующих двум соседним отметкам шкалы.

Шкала порядка –расположение в порядке возраст/убывания размеров измеряемой величины.

Ранжирование - это процесс сортировки поисковой выдачи в порядке приоритета. Приоритет ранжирования определяется факторами внутренней оптимизации.

При анализе измерений сравнивают истинные значения физических величин и результат измерений. Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины называется погрешностью измерения

Точность измерения отражает близость результатов измерения к истинному значению измеряемой величины: высокая точность измерений соответствует малым погрешностям.


Классификация измерений.

по характеру точности:

· равноточные (ряд измерений величины, выполняемых одинак-ми по точности СИ в одних и тех же условиях),

· неравноточные (ряд измерений, выполняемых неск-ми по точности СИ в одних и/или в неск-х разных условиях)

по числу измерений: одно- и многократные

по отношению к изменению измеряемой величины:

- статические (измерение неизменной во времени величины)

- динамическое (измерение изменяющейся по размеру физической величины)

по выражению результата измерений

· абсолютные (измерение, основанное на прямых измерениях величины и/или использовании значений физических констант)

· относительные (измерение основано на сравнении измеряемой величины с известным значением меры)

по общим приемам получения результатов измерений

- прямые(искомое значение величины находят непосредственно из опытных данных)

- косвенные(искомое значение величины опред. на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям)

12) Средство измерений — тех. средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.

Измери́тельный прибо́р — средство измерений, предназн. для получения значений измеряемой физ. величины в установленном диапазоне. Во многих случаях устройство для индикации имеет шкалу со стрелкой, диаграмму, цифровое табло или дисплей, благодаря которым может быть произведен отсчет или регистрация результата измерений. В компьютеризированных СИ регистрация результата измерений может проводиться автоматически на носитель того или иного вида. Различают следующие виды измерительных приборов: аналоговые (выходной сигнал является непрерывной функцией измеряемой величины) и цифровые (выходной сигнал представлен в цифровом виде), показывающие (допускают только отсчитывание показаний) и регистрирующие (предусмотрена регистрация результатов измерений), суммирующие (показания функционально связаны с суммой двух или нескольких величин) и интегрирующие (значение измеряемой величины определяется путем ее интегрирования по другой величине). Например, микрометр и цифровой вольтметр относятся к показывающим измерительным приборам, барограф — к регистрирующим.

 

Различают также измерительные приборы прямого действия и сравнения. В измерительном приборе прямого действия результат измерений снимается непосредственно с его устройства индикации. Примерами таких приборов являются амперметр, манометр. ртутно-стеклянный термометр. Измерительные приборы прямого действия предназначены для измерений методом непосредственной оценки.

Измерительный преобразователь (ИП) — СИ, предназначенное для преобразования измеряемой величины в другую величину или сигнал измерительной информации, удобный для обработки, хранения, дальнейших преобразований, индикации или передачи.

Первичный измерительный преобразователь(датчик)— это тот ИП, на к-ый непосредственно действует измеряемая величина.

Остальные ИП называют промежуточными. Они расположены после первичного измерительного преобразователя и могут выполнять различные операции преобразования измерительного сигнала.

По хар-ру преобразования различают аналоговые (АП), цифроаналоговое (ЦАП), аналого-цифровое (АЦП).

По месту в измерит-й цепи различают первичный (ИП, на к-й непосредственно воздействует измер-я величина) промежуточные (ИП, занимающее место в измер-й цепи после первичного преобраз-я)

Измерительные установки - это комплекс средств измерений, включающий в себя меры, измерительные приборы и преобразователи, вспомогательные устройства, объединенные общей схемой, с помощью которой можно измерить одну или несколько физических величин. (Н-р, установка, для измерения удельного сопротивления электротехнич. матер-ов).

измерительная система, воспринимаемая как совокупность средств измерений, которые соединяются друг с другом посредством каналов передачи информации для выполнения одной или нескольких функций (н-р, радионавигационная система для определения местоположения судов, состоящая из ряда измер-х комплексов, разнесенных в пространстве на значите-м расстоян-и др. от друга).

13) Метрологические свойства СИ— это свойства, влияющие на результат измерений и его погрешность. Показатели метрологических свойств являются их количественной характеристикой и называются метрологическими характеристиками.

Метрологические характеристики, устанавливаемые НД, называют нормируемыми метрологическими характеристиками.

Все метрологические свойства СИ можно разделить на две группы:

1. свойства, определяющие область применения СИ;

2. свойства, определяющие точность (правильность и прецизионность) результатов измерения.

К основным метрологическим характеристикам, определяющим свойства первой группы, относятся диапазон измерений и порог чувствительности.

Диапазон измерений — область значений величины, в пределах которых нормированы допускаемые пределы погрешности. Значения величины, ограничивающие диапазон измерений снизу или сверху (слева и справа), называют соответственно нижним или верхним пределом измерений.

Порог чувствительности — наименьшее изменение измеряемой величины, которое вызывает заметное изменение выходного сигнала. Например, если порог чувствительности весов равен 10 мг, то это означает, что заметное перемещение стрелки весов достигается при таком малом изменении массы, как 10 мг.

К метрологическим свойствам второй группы относятся два главных свойства точности: правильность и прецизионность результатов.

Точность измерений СИ определяется их погрешностью.

Погрешность средства измерений — это разность между показаниями СИ и истинным (действительным) значением измеряемой величины. Поскольку истинное значение физической величины неизвестно, то на практике пользуются ее действительным значением. Для рабочего СИ за действительное значение принимают показания рабочего эталона низшего разряда (допустим, 4-го), для эталона 4-го разряда, в свою очередь, — значение величины, полученное с помощью рабочего эталона 3-го разряда. Таким образом, за базу для сравнения принимают значение СИ, которое является в поверочной схеме вышестоящим по отношению к подчиненному СИ, подлежащему поверке.

Виды погреш-и:

Систематическая погрешность — cоставляющая погрешности результата измерения, остающаяся постоянной (или же закономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины. Если эта погрешность известна, то ее исключают из результатов разными способами, в частности введением поправок. Величина систематической погрешности определяет такое метрологическое свойство, как правильность измерений СИ.

Случайная погрешность — составляющая погрешности результата измерения, изменяющаяся случайным образом (по знаку и значению) в серии повторных измерений одного и того же размера величины с одинаковой тщательностью. Они неизбежны и неустранимы, всегда присутствуют в результатах измерения. При многократном и достаточно точном измерении они порождают рассеяние результатов.

Абсолютная погрешность — явл. оценкой абсолютной ошибки измерения. Величина этой погрешности зависит от способа её вычисления, который определяется распределением случайной величины. Обычно за абсолютную погрешность принимают её среднеквадратичное отклонение. Абсолютная погрешность измеряется в тех же единицах измерения, что и сама величина.

Относительная погрешность — погрешность измерения, выраженная отношением абсолютной погрешности измерения к действительному или измеренному значению измеряемой величины. Относительная погрешность является безразмерной величиной, либо измеряется в процентах.

Случайная погрешность — составляющая погрешности измерения, изменяющаяся случайным образом в серии повторных измерений одной и той же величины, проведенных в одних и тех же условиях. В появлении таких погрешностей не наблюдается какой-либо закономерности, они обнаруживаются при повторных измерениях одной и той же величины в виде некоторого разброса получаемых результатов. Случайные погрешности неизбежны, неустранимы и всегда присутствуют в результате измерения, однако их влияние как правило можно устранить статистической обработкой. Описание случайных погрешностей возможно только на основе теории случайных процессов и математической статистики.

 

 

14) Системы измерения– используется для стандартизованного представления результатов измерений. Исследованное значение физической величины представляется как отношение измеренного значения к некоторому стандартному значению, которое и является единицей измерения. Число с указанием единицы измерения называется именованным. Различают основные единицы измерения, которые определяются с помощью эталонов, и производные единицы, определяемые через основные. Выбор величины и количества основных единиц измерения может быть произвольным и определяется только традициями или соглашениями. Существует большое количество различных систем единиц, которые различаются выбором основных единиц измерения.

Эталоны — это такие средства измерения, которые обеспечивают воспроизведение и хранение узаконенных единиц измерения физических величин, а также передачу их размера другим средствам измерения.

Виды эталонов

Первичный эталон — это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным.

Вторичный эталон — эталон, получающий размер единицы непосредственно от первичного эталона данной единицы.

Эталон сравнения — эталон, применяемый для сличений эталонов, которые по тем или иным причинам не могут быть непосредственно сличены друг с другом.

Исходный эталон — эталон, обладающий наивысшими метрологическими свойствами (в данной лаборатории, организации, на предприятии), от которого передают размер единицы подчинённым эталонам и имеющимся средствам измерений.

Рабочий эталон — эталон, предназначенный для передачи размера единицы рабочим средствам измерений.

Государственный первичный эталон — первичный эталон, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории государства.

Национальный эталон — эталон, признанный официальным решением служить в качестве исходного для страны.

Международный эталон — эталон, принятый по международному соглашению в качестве международной основы для согласования с ним размеров единиц, воспроизводимых и хранимых национальными эталонами.

 

Эталоны являются высокоточными СИ, а поэтому пользуются для проведения метрологических измерений в качестве средств передачи информации о размере единицы Размер единицы передается «сверху вниз», от более точных СИ к менее точным «по цепочке»: первичный эталон -вторичный эталон — рабочий эталон 0-го разряда - рабочий эталон 1-го разряда . — рабочее средство измерений.

Передача размера осуществляется в процессе поверки СИ. Целью поверки является установление пригодности СИ к применению.

Соподчинение СИ, участвующих в передаче размера единицы от эталона к РСИ, устанавливается в поверочных схемах СИ .

 

 

15) Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Основные направления деятельности, цели, задачи.

                                                                                                                                              

 ГСИ - государственное управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня единства измерений в стране.

Деятельность направлена на охрану законных интересов граждан и установлению правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах общества.

Цель является создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений.

 

Основными задачами ГСИ являются:

 

  • разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;
  • организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;
  •  установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;
  • установление основных понятий в метрологии, унификация их терминов и определений;
  • установление экономически рациональной системы государственных эталонов, их создание, утверждение, применение и совершенствование;
  • установление систем передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;
  • создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий;
  • установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и всех других требований, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений;
  • разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники; осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений;
  • испытания с целью утверждения типа средств измерений, лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
  • осуществление государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц физических величин, соблюдением метрологических норм и правил; разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов государственной метрологической службы;
  • аттестация методик выполнения измерений;
  • калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;
  • аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;
  • аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации;
  • участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений;
  • разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости метрологических работ и регулирование тарифов на эти работы;
  • организация подготовки и переподготовка кадров метрологов;
  • информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений;
  • совершенствование и развитие ГСИ.

 

 

16) Точность методов и результатов измерений. Истинное и действительное значение измеряемой величины.

 

В отечественной метрологии погрешность результатов измерений, как правило, определяется сравнением результата измерений с истинным или действительным значением измеряемой величины.

 

Истинное значение — значение, которое идеальным образом характеризует в качественном и количественном отношении соответствующую величину.

 

Действительное значение — значение величины, полученное экспериментальным путем и настолько близкое к истинному значению, что в поставленной измерительной задаче может быть использовано вместо него.

 

Точность — степень близости результата измерений к принятому опорному значению.

Принятое опорное значениеэто когда В условиях отсутствия необходимых эталонов, обеспечивающих воспроизведение, хранение и передачу соответствующих значений величин, в отечественной и международной практике за действительное значение зачастую принимают общее среднее значение (математическое ожидание) заданной совокупности результатов измерений, выражаемое в отдельных случаях в условных единицах. Другими словами может быть как эталонное, так и среднее значение измеряемой характеристики.

 

 

17) Поверка и калибровка средств измерений.

 

Поверка - установление пригодности средств измерения применению на основании экспериментально определенных метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям.

 

Поверка:

· государственную и ведомственную;

· первичную(при выпуске из производства, после ремонта, и др) и периодически проводимую;

· внеочередная и инспекционная поверка.

 

Поверка подразделяется на 3 части: метрологическую, техническую и административную

 

1) При метрологической поверке устанавливают:

• основную погрешность прибора;

 • стабильность, повторяемость и дрейф;

 • чувствительность к электромагнитным помехам, разрешающим способность считывающих устройств и т. д.

 

2) При технической поверке осуществляют: поверку общего состояния средств измерения, обнаружение грязи, износа, правильность установки средств измерения, оценку возможности получения неправильных измерений вследствие умышленного неправильного использования.

 

3) При административной поверке поверяют наличие знака поверительного клейма или сертификата о поверке, даты предыдущей поверки, целостность клейм, замков и других устройств, наличие документов (протоколов поверки, ремонтов).

 

Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Положительные результаты поверки удостоверяются поверительным клеймом. За каждым поверителем закрепляется персональные поверительные клейма. Персональные поверительные клейма имеют индивидуальный шифр поверительного клейма.

 

Положительные результаты поверки (в большинстве случаев) удостоверяются следующими способами:

· Выдачей свидетельства о поверке;

· Отметкой в паспорте на прибор;

· Нанесения на средство измерения поверительного клейма.

 

Поверка средств измерений осуществляется с использованием эталонов и утвержденных в установленном порядке методик поверки.

 

калибровка средства измерений – совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору

 

Результаты калибровки позволяют определять:

· действительные значения измеряемой величины;

· поправки к показаниям средств измерений;

· погрешность средств измерений.

 

отличие калибровки от поверки - калибровка не относится к процедуре подтверждения соответствия. Подтверждением соответствия является только поверка, при калибровке же, определяются действительные значения метрологических характеристик и она скорее является исследовательской работой.

 

 

18) Правовые основы метрологической деятельности. Основные правовые акты по метрологии в РФ.

 

1. Конституционная норма по вопросам метрологии.

2. Законы "Об обеспечении единства измерений" и "О техническом регулировании''.

3.Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.

4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.

 5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

 

19) История становления и развития сертификации за рубежом и в России.

За рубежом

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

(В 60-70-х гг. по инициативе Технического комитета по надежности МЭК и ИСО были начаты работы по созданию системы сертификации в странах Европы)

В России

 На первом этапе (1984-1992 гг.) Сертификация отечественной экспортной продукции в начале своего становления проводилась в зарубежных центрах. С начала 80-х годов по инициативе Госстандарта России, Минторга России и некоторых промышленных министерств были начаты работы по введению сертификации экспортируемой, прежде всего машиностроительной продукции на базе отечественных испытательных центров. В 1986 г. Госстандарт России ввел в действие «Временный порядок сертификации продукции маши­ностроения». В результате проведенных в соответствии с этими документами работ наша страна присоединилась к трем международным системам сертификации продукции: электробытовых товаров, электронных компонентов и автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН. Таким образом, были созданы первые в России правила проведения сертификации продукции, аттестации производств и аккредитации испытательных лабораторий и начаты практические работы по всем этим направлениям.

 

в 1992 г. был принят и введен в действие Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, определяет механизм реализации прав потребителей и многое другое, в том числе и условия проведения обязательной сертификации потенциально опасных товаров и услуг.

 

На втором этапе (1993-1997 гг.)работы по сертификации носили комплексный и системный характер и завершились формированием и введением в действие современной организационно-правовой базы сертификации, гармонизированной с международной нормативной документацией по целому ряду вопросов. В 1993г. были приняты три основополагающих закона «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг».

 

На третьем этапе (1998-2002 гг.)в связи с постепенной стабилизацией российского рынка направление развития и совершенствования сертификации было определено Концепцией перехода к механизму подтверждения соответствия. Основная цель Концепции заключается в обеспечении научно- обоснованного баланса между риском общества в связи с возможным ущербом от эксплуатации (потребления) небезопасной продукции и затратами на проведение обязательной сертификации

 

 

20) Правовые основы сертификации в РФ: Законы «О защите прав потребителей»; «О техническом регулировании»; «Об обеспечении единства средств измерения».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...