Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Класс Круглоротые – Cyclostomata




Подкласс Миноги – Petromyzones

Представитель: Речная минога – Lampetra fluviatilis

Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения речной миноги, как типичного представителя класса круглоротых.

Оборудование. Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии позвоночных [3], ручная лупа, ванночка, пинцет.

Материал. Целая фиксированная речная минога и фрагменты ее тела.

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [3], демонстрационные таблицы, фиксированную речную миногу и фрагменты ее тела изучить:

- внешнее строение речной миноги – ротовая (присасывательная) воронка, непарная ноздря, глаз, наружные отверстия жаберных мешков, органы боковой линии, анальное отверстие, мочеполовой сосочек, спинные плавники, хвостовой плавник;

- внутреннее строение речной миноги – миомер, миосепта, головной мозг, спинной мозг, обонятельный мешок, пищевод, кишка, анальное отверстие, печень, жаберные мешки, дыхательная трубка, внутренние отверстия жаберных мешков, предсердие, желудочек, венозная пазуха, брюшная аорта, почка, половая железа, мочеполовой сосочек;

- особенности строения скелета – хорда, соединительнотканная оболочка хорды, зачатки невральных дуг, черепная коробка, хрящи ротовой воронки, обонятельная капсула, слуховая капсула, жаберная решетка, околосердечный хрящ.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемого объекта и зарисовать схему расположение внутренних органов на продольном разрезе речной миноги (рис. 8 [3]).

2. Используя учебную литературу [1, 5, 6] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.

 

Надкласс Рыбы - Pisces

Класс Хрящевые рыбы – Chondrichthyes

Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii

Отряд Катранообразные, или Колючие акулы – Squaliformes

Представитель: Колючая акула – Squalus acanthias

Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения акулы, как типичного представителя класса хрящевых рыб.

Оборудование. Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии позвоночных [3], ручная лупа, ванночка, пинцет.

Материал. Целая фиксированная и вскрытая колючая акула.

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [3], демонстрационные таблицы и целую фиксированную и вскрытую колючую акулу изучить:

- внешнее строение акулы – рыло, глаза, брызгальце, рот, ноздри, жаберные щели, отверстия органа боковой линии, клоака, грудной плавник, брюшной плавник, спинные плавники, хвостовой плавник;

- внутреннее строение акулы – венозный синус, предсердие, желудочек, артериальный конус, брюшная аорта, приносящие жаберные артерии, кювьеров проток, боковая вена, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, спиральный клапан, прямая кишка, клоака, ректальная железа, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, почка;

- особенности строения скелета акулы – череп: рострум, обонятельная капсула, слуховой отдел, затылочный отдел, жаберные дуги; осевой скелет: туловищный позвонок, хвостовой позвонок, тело позвонка, хорда, верхняя дуга, поперечный отросток, гемальный канал, ребро, нижняя дуга; плечевой пояс и скелет грудного плавника: базальные хрящи скелета грудного плавника, ряды радиальных хрящей, эластотрихии; тазовый пояс и скелет брюшных плавников: базальный хрящ, радиальные хрящи, эластиновые нити.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемого объекта и зарисовать схему расположения внутренних органов колючей акулы (рис. 14 [3]).

2. Используя учебную литературу [1, 5, 6] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.

Класс Костные рыбы - Osteichthyes

Подкласс Лучеперые – Actinopterygii

Отряд Окунеобразные – Perciformes

Представитель: Окунь речной – Perca fluviatilis

Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения речного окуня, как типичного представителя подкласса лучеперых рыб.

Оборудование. Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии позвоночных [3], ручная лупа, ванночка, пинцет.

Материал. Целая фиксированная костистая рыба (окунь), влажный препарат вскрытой костистой рыбы (плотвы), скелет костистой рыбы (карпа).

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [3], демонстрационные таблицы, фиксированную рыбу и влажный препарат вскрытой костистой рыбы и ее скелет изучить:

- внешнее строение костистой рыбы – жаберная крышка, ноздря, боковая линия, грудные плавники, брюшные плавники, анальное отверстие, половое и мочевое отверстия, хвостовой плавник, анальный плавник, спинной плавник, ротовое отверстие;

- внутреннее строение костистой рыбы – венозный синус, предсердие, желудочек сердца, брюшная аорта, луковица аорты, приносящие жаберные артерии, кювьеров проток, жабры, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, прямая кишка, анальное отверстие, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, плавательный пузырь, почка, мочевой пузырь, мочеполовой сосочек, половая железа;

- особенности строения скелета костистой рыбы – череп, осевой скелет: туловищный отдел, хвостовой отдел; тело позвонка, верхний остистый отросток, поперечный отросток, ребро, нижний остистый отросток; плечевой пояс и скелет грудного плавника: радиалии, костные кожные лучи; тазовый пояс и скелет брюшных плавников: тазовые кости, кожные костные лучи.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемого объекта и зарисовать схему расположение внутренних органов щуки (рис. 31 [3]).

2. Используя учебную литературу [1, 3, 6] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Класс Земноводные – Amphibia

Отряд Бесхвостые – Anura, или Ecaudata

Представитель: Лягушка озерная – Rana ridibunda

Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения лягушки, как типичного представителя класса земноводных.

Оборудование. Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии позвоночных [3], ручная лупа, ванночка, пинцет.

Материал. Фиксированная лягушка, влажный препарат вскрытой лягушки и скелет лягушки.

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [3], демонстрационные таблицы, фиксированную и вскрытую лягушку и ее скелет изучить:

- внешнее строение лягушки – ноздря, барабанная перепонка, резонатор, спинно-боковые складки, отверстие клоаки;

- внутреннее строение лягушки – правое предсердие, левое предсердие, желудочек, артериальный конус, легкое, пищевод, желудок, пилорическая часть желудка, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, тонкая кишка, прямая кишка, область клоаки, печень, желчный пузырь, желчный проток, селезенка, почка, мочевой пузырь, яичник, яйцевод;

- особенности строения скелета лягушки – череп: затылочный мыщелок, большое затылочное отверстие; осевой скелет: шейный позвонок, туловищные позвонки, крестцовый позвонок, уростиль (слившиеся хвостовые позвонки); плечевой пояс и скелет передней конечности: лопатка, надлопаточный хрящ, коракоид, ключица, грудина, I редуцированный первый палец, плечевая кость, головка плеча, предплечье, локтевая кость, лучевая кость, запястье, пясть, фаланги пальцев; тазовый пояс и скелет задней конечности: подвздошная кость, седалищная кость, I – V пальцы бедренная кость, головка бедра, голень, большая берцовая кость, малая берцовая кость, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев, рудимент VI пальца.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемого объекта и зарисовать схему расположение внутренних органов лягушки (рис. 49 [3]).

2. Используя учебную литературу [1, 3, 6] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...