Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подкласс Жаброногие – Branchiopoda




Отряд Листоногие – Phyllopoda

Представитель: Дафния – Daphnia sp.

Подкласс Максиллоподы, или Челюстеногие – Maxillopoda

Отряд Веслоногие – Copepoda

Представитель: Циклоп – Cyclops sp.

Цель:Изучение внешнего и внутреннего строение высших ракообразных на примере речного рака. Познакомиться с некоторыми особенностями строения низших ракообразных на примере дафнии и циклопа.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы, чашки Петри, лупы, препаровальные ванночки и иглы, пинцеты.

Материал:Микропрепараты дафнии и циклопа, влажные препараты вскрытого речного рака. Фиксированные раки, витринки с конечностями речного рака и сегментами его тела.

Аудиторная работа.

1. Рассмотреть внешний вид речного рака со спинной и брюшной стороны, найти головогрудь, глаза, антенны и антеннулы, клешни, ходильные конечности, брюшко, брюшные ножки и тельсон.

2. Рассмотреть под микроскопом внешний вид дафнии и циклопа, отметить особенности их строения.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения вскрытого речного рака (рис. 95 [7]) и дафнию (рис. 271 [8]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.

 

ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ – CHELICERATA

Класс Паукообразные - Arachnida

Отряд Скорпионы – Scorpiones

Представитель: Скорпион пестрый – Buthus eupeus

Отряд Пауки – Aranei

Представитель: Паук-крестовик – Araneus diadematus

Отряд Паразитиформные клещи – Parazitiformes

Представитель: Собачий клещ – Ixodes ricinus

Цель:Изучение внешнего и внутреннего строения паукообразных.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы.

Материал:Влажные препараты скорпионов, пауков и клещей.Микропрепараты ротовых органов паука и клеща, нимфы и имаго клеща.

Аудиторная работа.

1. Рассмотреть внешнее строение паука, скорпиона и клеща. Отметить различия в сегментации тела. Обратить внимание на конечности и их видоизменения.

2. Рассмотреть микропрепараты ротовых органов паука и клеща, изучить особенности их строения.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы внешнего строения скорпиона (рис. 105 [7]), внешнее строение паука-крестовика (рис. 104 [7]), внешнее строение клеща (рис. 106 [7]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.

 

Подтип Трахейнодышащие – Tracheata

Класс Насекомые – Insecta

Отряд Таракановые – Blattoidea

Представитель: Таракан черный – Blatta orientalis

Отряд Полужесткокрылые, или Клопы – Hemyptera

Представитель: Постельный клоп – Cimex lectularius

Отряд Жескокрылые, или Жуки – Coleoptera

Представитель: Майский жук – Melolontha hippocastani

Отряд Чешуекрылые, или Бабочки – Lepidoptera

Представитель: Белянка капустная – Pieris brassicae

Отряд Перепончатокрылые – Hymenoptare

Представитель: Пчела медоносная– Apis melifera

Отряд Двукрылые – Diptera

Представители: Комар обыкновенный– Culex pipiens,

Муха комнатная– Musca domestica

Цель:Изучение внешнего и внутреннего строение насекомых как наиболее высокоорганизованных членистоногих.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы, лупы, препаровальные иглы.

Материал:Микропрепараты ротовых органов и конечностей. Расчлененные насекомые. Влажные препараты внутреннего строения насекомых. Коллекции насекомых.

Аудиторная работа.

Рассмотреть внешнее строение насекомого. Обратить внимание на сегментацию тела и его отделы. Изучить строение конечностей насекомых на микропрепаратах. Изучить типы строения ротовых аппаратов насекомых. Найти составные элементы каждого из них.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы внешнего (рис. 117 [7]) и внутреннего строения насекомого (рис. 129 [7]), ротовых аппаратов насекомых (рис. 122, 124 [7]), конечностей насекомого (рис. 120 [7]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.

 

ТИП ИГЛОКОЖИЕ – ECHINODERMATA

Класс Морские лилии – Crinoidea

Представитель: Гелиометра – Heliometra gracialis

Класс Морские звезды – Asteroidea

Представитель: Красная морская звезда – Asterias rubens

Класс Морские ежи – Echinoidea

Представитель: Морской еж – Strongylocentrotus sp.

Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих как представителей вторичноротых животных.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.

Материал:Фиксированные морские звезды, морские ежи. Влажные препараты вскрытой морской звезды и морского ежа.

Аудиторная работа.

1. Рассмотреть внешний вид морской звезды с оральной и аборальной стороны, найти мадрепоровую пластинку, рот, амбулакральные ножки. Используя влажные препараты и демонстрационные таблицы изучить внутреннее строение морской  звезды.

2. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение морского ежа, отметить их характерные особенности.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схему внешнего и внутреннего строения морской звезды (рис. 140 [7]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.

 

ЗАНЯТИЕ 3

ТИП ХОРДОВЫЕ – CHORDATA

ПОДТИП ЛИЧИНОЧНОХОРДОВЫЕ – UROCHORDATA, или TUNICATA

Класс Асцидии – Ascidiae.

Отряд – Monascidiae

Представитель: Асцидия – Ascidia sp.

Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения асцидии, как типичного представителя подтипа личиночнохордовых.

Оборудование.Демонстрационные таблицы, учебник по зоологии позвоночных [6].

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [6] и демонстрационные таблицы изучить:

- внешнее и внутреннее строение асцидии – туника, входной сифон, клоакальный сифон, подошва, глотка, полость глотки, жаберные отверстия (стигмы), эндостиль, околожаберная полость, желудок, печеночный вырост, анальное отверстие, половые железы, сердце, нервный узел;

- этапы развития асцидии от личинки до взрослого животного.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемого объекта и зарисовать схему строения асцидии: продольный разрез (рис. 19 Б [6]) и метаморфоз личинки асцидии (рис. 24 [6]).

2. Используя учебную литературу [1, 5, 6] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии подтипу.

 

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ – Acrania

Класс Головохордовые – Cephalochordata

Представитель: Ланцетник – Branchiostoma lanceolatum

Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения ланцетника, как типичного представителя подтипа бесчерепных.

Оборудование. Демонстрационные таблицы, микроскоп, ручная лупа, практикум по зоологии позвоночных [3].

Материал. Микропрепараты ланцетника: общий, поперечный разрез в области глотки, поперечный разреза в области кишки. Фиксированные ланцетники.

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [3], демонстрационные таблицы и микропрепараты ланцетника изучить:

- внешнее строение – форма тела, предротовая воронка, околоротовые щупальца, ротовое отверстие, спинной плавник, хвостовой плавник, подхвостовой плавник, атриопор, метаплевральная складка, анальное отверстие;

- внутреннее строение – хорда, нервная трубка, глазки Гессе, парус, глотка, жаберная щель, межжаберная перегородка, миомеры, миосепты, кишка, печеночный вырост, половые железы.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемого объекта и зарисовать схему строения ланцетника (вид сбоку) с системами органов (рис. 2 [3]).

2. Используя учебную литературу [1, 5, 6] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии подтипу.

 

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ – VERTEBRATA










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...