Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тип Кишечнополостные, или Стрекающие – Coelenterata, или CnidariaСтр 1 из 5Следующая ⇒
ЗООЛОГИЯ Методические указания
к лабораторно-практическим занятиям для студентов 1 курса бакалавриата биологического факультета по специальности «Экология» Уфа – 2012 Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по зоологии в курсе «Биология» студентам I курса бакалавриата биологического факультета, специальность «Экология».
Печатается по решению кафедры зоологии. Протокол заседания кафедры № 20 (20) от 18 апреля 2012 г.
Составитель: доц., к.б.н. А.Г.Яковлев ВВЕДЕНИЕ Задачи лабораторно-практических занятий по зоологии 1. Оказать помощь в изучении зоологии путем непосредственного восприятия зоологических объектов. 2. Закрепить теоретические положения лекционного курса. Студенты при выполнении практических работ по зоологии обязаны: 1) на фиксированном материале ознакомиться с представителями различных групп животных в порядке повышения их организации; 2) усвоить методы и правила работы с оптическими приборами; На занятии студенты должны работать в белых халатах. Для выполнения лабораторно-практических работ студенту необходимо иметь альбом, тетрадь, простой карандаш, ручку. Студентам необходимо бережно обращаться с раздаточным материалом, оборудованием и учебными пособиями. Запрещено копировать рисунки с учебных пособий через копировальную бумагу. На каждое занятие назначаются два дежурных, которые под залог документа (читательский или студенческий билет) перед началом занятий получают у лаборантов необходимые материалы, оборудование и литературу. В конце занятия, при сдаче оборудования и литературы, лаборанты проверяют их комплектность. В случае пропуска занятий практикума, студент обязан их самостоятельно отработать в течение следующей недели и явиться к преподавателю для собеседования (устной сдачи пропущенной темы). Каждое занятие состоит из аудиторной и внеаудиторной (самостоятельная работа) части. В аудитории изучается внешнее и внутреннее строение предложенных зоологических объектов с помощью практикумов и преподавателя. После занятия студент самостоятельно в альбоме выполняет рисунки (схемы) внешнего и внутреннего строения представителей типов и классов, согласно заданиям, сопровождая их записью систематического положения и подрисуночной расшифровкой с обозначением цифрами деталей морфологического строения животного. В рабочей тетради по каждому изученному таксону студент подготавливает конспект согласно плану. Для беспозвоночных: - систематическое положение (тип, класс, отряд, семейство, род, вид – русское и латинское название); - характеристика внешнего строения представителей; - характеристика внутреннего строения представителей; - особенности биологии и экологии (если есть – то и циклы развития); - основные представители; - происхождение; - список использованной литературы. Для позвоночных: - систематическое положение (тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид - русское и латинское название); - характеристика внешнего строения (форма тела, кожный покров, железы, производные кожи); - характеристика внутреннего строения (скелет, органы пищеварения, органы дыхания, кровеносная; система, нервная система, органы чувств, выделительная система, органы размножения); - размножение, местообитания, происхождение; - систематика (отряды и их основные представители); - список использованной литературы. ЗАНЯТИЕ 1 ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ – SARCOMASTIGOPHORA ПОДТИП САРКОДОВЫЕ – SARCODINA Класс Корненожки – Rhizopoda Отряд Амебы – Amoebina Представитель: Амеба обыкновенная – Amoeba proteus Отряд Раковинные амебы – Testacea Представители: Арцелла – Arcella sp., Диффлюгия – Difflugia sp. ПОДТИП ЖГУТИКОВЫЕ – MASTIGOPHORA Класс Растительные жгутиконосцы - Phitomastigophorea Отряд Эвгленовые - Euglenida Представитель: Эвглена зеленая – Euglena viridis Класс Животные жгутиконосцы - Zoomastigophorea Отряд Кинетопластиды – Kinetoplastida Представитель: Трипаносома – Tripanosoma rhodesiense Цель:Изучить особенности внешнего, внутреннего строения и биологию саркомастигофор. Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы. Материал:Микропрепараты простейших. Аудиторная работа. Используя учебную литературу [4, 7], микропрепараты и демонстрационные таблицы изучить особенности строения обыкновенной и раковинных амеб, эвглены зеленой и трипаносомы. Внеаудиторная работа. 1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения обыкновенной амебы (рис. 1 А [7]), раковинных амеб (рис.: 2 А, 2 Б, 3 [7]), эвглены зеленой (рис. 4 [7]) и трипаносомы (рис. 5 [7]). 2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.
ТИП СПОРОВИКИ – SPOROZOA Класс Кокцидиообразные – Coccidiomorpha Отряд Кровяные споровики – Hemosporidia Представитель: Малярийный плазмодий – Plasmodium vivax Цель:Изучить особенности строения и жизненного цикла споровиков на примере малярийного плазмодия. Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы. Материал:Микропрепарат мазка крови человека, больного малярией. Аудиторная работа. Рассмотреть препарат крови больного малярией. Найти здоровые клетки крови и эритроциты, пораженные малярийным плазмодием. Найти мерозоитов, проникших в эритроциты и имеющих вид кольца (молодой шизонт), трофозоидов, имеющих амебоидную форму и многоядерных шизонтов. Рассмотреть разные стадии развития малярийного плазмодия. Внеаудиторная работа. 1. Записать систематическое положение малярийного плазмодия (на русском и латинском языках) и зарисовать схему строения и цикл развития малярийного плазмодия (рис. 14 [4]). 2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу. ТИП ИНФУЗОРИИ, ИЛИ РЕСНИЧНЫЕ – CILIOPHORA Класс Ресничные инфузории – Ciliata Отряд Гименостоматы – Hymenostomatida Представитель: Туфелька хвостатая – Paramecium caudatum Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения инфузорий. Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы. Материал:Микропрепараты инфузории туфельки. Аудиторная работа. Рассмотреть препарат инфузории-туфельки. Найти макро- и микронуклеусы, цитостом, сократительные вакуоли и трихоцисты. Внеаудиторная работа. 1. Записать систематическое положение инфузории туфельки (на русском и латинском языках) и зарисовать схему строения инфузории туфельки (рис. 16 [7]). 2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ – METAZOA ТИП ГУБКИ – SPONGIA, или PORIFERA Класс Обыкновенные губки - Demospongiae Представитель: Губка-бодяга – Spongilla lacustris Цель:Изучить основные черты организации губок как примитивных многоклеточных. Оборудование: Демонстрационные таблицы, микроскоп, ручная лупа, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], чашки Петри. Материал: Микропрепараты геммул и спикул губки-бодяги, фиксированные губки. Аудиторная работа. Рассмотреть микропрепарат элементов кремнерогового скелета (спикулы) и внутренние почки (геммулы) губки-бодяги. Внеаудиторная работа. 1. Записать систематическое положение губки-бодяги (на русском и латинском языках) и зарисовать схемы строения губки и геммулы со скелетом (рис. 18, 19, 22 [7]). 2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.
Тип Кишечнополостные, или Стрекающие – Coelenterata, или Cnidaria |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |