Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тип Кишечнополостные, или Стрекающие – Coelenterata, или Cnidaria




ЗООЛОГИЯ

Методические указания

 

к лабораторно-практическим занятиям для студентов 1 курса

бакалавриата биологического факультета по специальности «Экология»

Уфа – 2012


Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по зоологии в курсе «Биология» студентам I курса бакалавриата биологического факультета, специальность «Экология».

 

Печатается по решению кафедры зоологии. Протокол заседания кафедры № 20 (20) от 18 апреля 2012 г.

 

 

Составитель: доц., к.б.н. А.Г.Яковлев




ВВЕДЕНИЕ

Задачи лабораторно-практических занятий по зоологии

1. Оказать помощь в изучении зоологии путем непосредственного восприятия зоологических объектов.

2. Закрепить теоретические положения лекционного курса.

Студенты при выполнении практических работ по зоологии обязаны:

1) на фиксированном материале ознакомиться с представителями различных групп животных в порядке повышения их организации;

2) усвоить методы и правила работы с оптическими приборами;

На занятии студенты должны работать в белых халатах. Для выполнения лабораторно-практических работ студенту необходимо иметь альбом, тетрадь, простой карандаш, ручку.

Студентам необходимо бережно обращаться с раздаточным материалом, оборудованием и учебными пособиями. Запрещено копировать рисунки с учебных пособий через копировальную бумагу.

На каждое занятие назначаются два дежурных, которые под залог документа (читательский или студенческий билет) перед началом занятий получают у лаборантов необходимые материалы, оборудование и литературу. В конце занятия, при сдаче оборудования и литературы, лаборанты проверяют их комплектность.

В случае пропуска занятий практикума, студент обязан их самостоятельно отработать в течение следующей недели и явиться к преподавателю для собеседования (устной сдачи пропущенной темы).

Каждое занятие состоит из аудиторной и внеаудиторной (самостоятельная работа) части. В аудитории изучается внешнее и внутреннее строение предложенных зоологических объектов с помощью практикумов и преподавателя. После занятия студент самостоятельно в альбоме выполняет рисунки (схемы) внешнего и внутреннего строения представителей типов и классов, согласно заданиям, сопровождая их записью систематического положения и подрисуночной расшифровкой с обозначением цифрами деталей морфологического строения животного. В рабочей тетради по каждому изученному таксону студент подготавливает конспект согласно плану.

Для беспозвоночных:

- систематическое положение (тип, класс, отряд, семейство, род, вид – русское и латинское название);

- характеристика внешнего строения представителей;

- характеристика внутреннего строения представителей;

- особенности биологии и экологии (если есть – то и циклы развития);

- основные представители;

- происхождение;

- список использованной литературы.

Для позвоночных:

- систематическое положение (тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид - русское и латинское название);

- характеристика внешнего строения (форма тела, кожный покров, железы, производные кожи);

- характеристика внутреннего строения (скелет, органы пищеварения, органы дыхания, кровеносная; система, нервная система, органы чувств, выделительная система, органы размножения);

- размножение, местообитания, происхождение;

- систематика (отряды и их основные представители);

- список использованной литературы.

ЗАНЯТИЕ 1

ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ – SARCOMASTIGOPHORA

ПОДТИП САРКОДОВЫЕ – SARCODINA

Класс Корненожки – Rhizopoda

Отряд Амебы – Amoebina

Представитель: Амеба обыкновенная – Amoeba proteus

Отряд Раковинные амебы – Testacea

Представители: Арцелла – Arcella sp., Диффлюгия – Difflugia sp.

ПОДТИП ЖГУТИКОВЫЕ – MASTIGOPHORA

Класс Растительные жгутиконосцы - Phitomastigophorea

Отряд Эвгленовые - Euglenida

Представитель: Эвглена зеленая – Euglena viridis

Класс Животные жгутиконосцы - Zoomastigophorea

Отряд Кинетопластиды – Kinetoplastida

Представитель: Трипаносома – Tripanosoma rhodesiense

Цель:Изучить особенности внешнего, внутреннего строения и биологию саркомастигофор.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.

Материал:Микропрепараты простейших.

Аудиторная работа.

Используя учебную литературу [4, 7], микропрепараты и демонстрационные таблицы изучить особенности строения обыкновенной и раковинных амеб, эвглены зеленой и трипаносомы.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения обыкновенной амебы (рис. 1 А [7]), раковинных амеб (рис.: 2 А, 2 Б, 3 [7]), эвглены зеленой (рис. 4 [7]) и трипаносомы (рис. 5 [7]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.

 

ТИП СПОРОВИКИ – SPOROZOA

Класс Кокцидиообразные – Coccidiomorpha

Отряд Кровяные споровики – Hemosporidia

Представитель: Малярийный плазмодий – Plasmodium vivax

Цель:Изучить особенности строения и жизненного цикла споровиков на примере малярийного плазмодия.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.

Материал:Микропрепарат мазка крови человека, больного малярией.

Аудиторная работа.

Рассмотреть препарат крови больного малярией. Найти здоровые клетки крови и эритроциты, пораженные малярийным плазмодием. Найти мерозоитов, проникших в эритроциты и имеющих вид кольца (молодой шизонт), трофозоидов, имеющих амебоидную форму и многоядерных шизонтов. Рассмотреть разные стадии развития малярийного плазмодия.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение малярийного плазмодия (на русском и латинском языках) и зарисовать схему строения и цикл развития малярийного плазмодия (рис. 14 [4]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.

ТИП ИНФУЗОРИИ, ИЛИ РЕСНИЧНЫЕ – CILIOPHORA

Класс Ресничные инфузории – Ciliata

Отряд Гименостоматы – Hymenostomatida

Представитель: Туфелька хвостатая – Paramecium caudatum

Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения инфузорий.

Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.

Материал:Микропрепараты инфузории туфельки.

Аудиторная работа.

Рассмотреть препарат инфузории-туфельки. Найти макро- и микронуклеусы, цитостом, сократительные вакуоли и трихоцисты.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение инфузории туфельки (на русском и латинском языках) и зарисовать схему строения инфузории туфельки (рис. 16 [7]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.

 

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ – METAZOA

ТИП ГУБКИ – SPONGIA, или PORIFERA

Класс Обыкновенные губки - Demospongiae

Представитель: Губка-бодяга – Spongilla lacustris

Цель:Изучить основные черты организации губок как примитивных многоклеточных.

Оборудование: Демонстрационные таблицы, микроскоп, ручная лупа, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], чашки Петри.

Материал: Микропрепараты геммул и спикул губки-бодяги, фиксированные губки.

Аудиторная работа.

Рассмотреть микропрепарат элементов кремнерогового скелета (спикулы) и внутренние почки (геммулы) губки-бодяги.

Внеаудиторная работа.

1. Записать систематическое положение губки-бодяги (на русском и латинском языках) и зарисовать схемы строения губки и геммулы со скелетом (рис. 18, 19, 22 [7]).

2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.

 

Тип Кишечнополостные, или Стрекающие – Coelenterata, или Cnidaria










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...