Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Имам Ахмад Ибн Ханбал (778—855гг. н.э.)




Имам Ахмад продолжил традицию своего учителя Имама Аш-Шафи'и, а также традицию первых Имамов, стараясь внушить своим ученикам высокое уважение к источникам Ислама и презрение к непреклонному (необдуманному, нетворческому) подражанию мнениям ученых. Но поскольку Таклид уже успел пустить корни среди отдельных последователей первых Имамов, Ахмад пошел на еще более строгую меру. Если Абу Ханифа лишь убеждал своих учеников не записывать всех его мнений, то Имам Ахмад вообще запретил им записывать какую бы то ни было из своих точек зрения. Таким образом, его Мазхаб был собран в письменном виде лишь в эпоху его учеников, передававших знания следующим поколениям.

Ахмад был совершенно бескомпромиссен, предупреждая против Таклида, что очевидно следует из его высказывания, записанного Ибн Кайимом: "Не следуйте слепо моим Фатвам, Фатвам Малика, Аш-Шафи'и, Аль Ауза'и и Ат-Таури. Верите (свои Фатвы) оттуда, откуда они брали свои" ("Иказ аль-Химам", стр. 113). Еще в одном из своих заявлений, записанных Ибн Абдуль-Барром, он предупреждает: "Мнений Аль Ауза'и, Малика и Абу Ханифы - это лишь мнения и не более того, и для меня все они равны, но истинным критерием правды или лжи являются Хадисы" ("Джами Баян Аль-Ильм", т. 2, стр. 149).

Превосходство Хадисов над всем остальным для Имама Ахмада было столь велико, что он предпочитал слабый Хадис Фатве, выведенной методом дедукции. Его уважение к Сунне Пророка (с), которую он лично собрал в большом труде — "Аль-Муснад Аль-Кабир", содержащем более 30000 Хадисов, было таким, что он сурово предупреждал всех, кто осмелится пренебречь каким бы то ни было Хадисом Пророка (с). Ибн Аль-Джаузи сообщил такие слова Имама Ахмада: "Всякий, кто отвергает какой бы то ни было достоверный Хадис Посланника Аллаха (с), тот — на грани уничтожения" (Ибн Аль-Джаузи, "Аль-Манакиб" (Бейрут: Дар аль-Афак аль-Джадида, 2-изд. 1977), стр. 182). Пророк (с) дал следующий наказ своим сподвижникам и Мусульманам в целом: "Донесите то, что вы услышали от меня, даже если это только Аят (из Корана)" (Рассказано Абдуллаххом Ибн 'Амром Ибн Аль-Асом и собрано Аль-Бухари ("Сахих Аль-Бухари" на арабском и английском языках, т. 4, стр. 442, № 667)) для того, чтобы Божественное наставление стало доступно всем поколениям Мусульман до самого Судного Дня. Именно поэтому Имам Ахмад яростно боролся против всего, что может помешать донесению Божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после них.

Ученики Имамов

Благодаря той предусмотрительности, с которой Имамы предупреждали своих учеников от слепого подражания, эти первые ученые не колеблясь отвергали то, чему учили Имамы, если им становились известны новые Хадисы, которые лучше отвечали на возникший вопрос. Абу Юсуф и Мухаммад Ибн Аль-Хасан отличались от своего учителя Абу Ханифы приблизительно по одной трети Фатв их Мазхаба ( "Аль Хашийя", т. 1, стр. 62). Аналогично, Аль-Музани и другие отличались от своего учителя Аш-Шафи'и по многим Фатвам.

Комментарий

Вышеприведенные цитаты — это лишь некоторые из многих высказываний четырех Имамов и их учеников, да помилует их всех Аллах, в которых они требовали строгой приверженности Хадисам и запрещали слепое подражание своим мнениям. Их заявления на этот счет совершенно ясны и не оставляют места для неверных трактовок или соглашательских позиций. Поэтому для того человека, который привержен Сунне, даже если он окажется в конфликте с некоторыми взглядами Имама своего Мазхаба, это будет означать не противостояние духу самого этого Мазхаба, а одновременное следование всем Мазхабам в стремлении крепко держаться "за вервь Аллаха". И наоборот, если кто-то отбрасывает надежные Хадисы как ненужные только из-за того, что они противоречат некоторым взглядам Имамов, это будет означать полное противостояние той позиции, которой придерживались сами Имамы. Кроме того, отвергать надежные Хадисы означает противостоять Аллаху и Его Посланнику (Мухаммад Насир Ад-Дин Аль-Албани, "Сифа Салях ан-Наби", предисловие, стр. 34-35), что очевидно следует из сказанного Аллахом в Коране Своему Пророку (с) :

"Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью". (Коран: Сура 4, Аят 65)

Так, Имам Мухаммад Ибн Аль-Хасан а своем повествовании о книге Имама Малика "Аль-Муатта" опроверг точку зрения своего учителя Имама Абу Ханифы приблизительно по 20-ти различным Фатвам. Среди них был и такой случай, где Имам Мухаммад сказал: "Абу Ханифе не думалось, что существует какая-либо предписанная Салят (молитва) для Истиска (Молитва о наступлении дождя в периоды засухи), но по моему мнению, Имам должен повести людей в Салят (молитве), состоящей из двух ракятов (для Истиска), совершить Ду'а (Неформальная (непостановленная, необязательная, добровольная) молитва) и вывернуть свой халат'' (Мухаммад Ибн Аль-Хасан, "Ат-Талик аль-Мумаджид Ала Муатта Мухаммад", стр. 158, цитируется в "Сифа Солях ан-Наби", стр. 38). Другой пример — размер наследства, достающегося деду, если отец умершего также мертв. И Абу Юсуф и Мухаммад отвергли позицию Абу Ханифы и приняли точку зрения остальных трех Имамов, по которой деду положена шестая часть наследства, которая досталась бы отцу, если бы последний был жив.

Исам Ибн Юсуф Аль-Балахи, который был учеником Имама Мухаммада Ибн Аль-Хасана и близким последователем Абу Юсуфа, выводил многие Фатвы, которые отличались от Фатв Абу Ханифы и двух его наиболее выдающихся учеников, поскольку последним не были известны некоторые свидетельства, попавшие к нему позже (Ибн Абидин, "Расм аль-Муфти", т. 1, стр. 27, цитируется в "Сифа Солях ан-Наби", стр. 37). Например, он поднимал руки до и после Руку (поклоны в процессе Солят) ("Аль-Фатва'ид аль-Бахия фи Тараджим аль-Ханафийя", стр. 116, цитируется в "Сифа Салях ан-Наби", предисловие, стр. 39), как это и описывается в достоверных Хадисах многими Сахаба, даже несмотря на то, что три ведущих Имама его Мазхаба считали иначе.

Аллах также постоянно предупреждал тех, кто отвергает Сунну Его Пророка (с) , заявляя:

" ... Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!"(Коран: Сура 24, Аят 63)

Тем не менее, необходимость устранения такого негативного явления, как Таклид, вовсе не означает, что каждый рядовой Мусульманин всякий раз перед тем, как что-либо совершить, должен самостоятельно исследовать источники в поисках ответа, Как не означает это и того, что нужно отвергнуть все труды первых Исламских ученых, или пренебречь ими, ибо это было бы бессмысленно с практической точки зрения, да и невозможно в большинстве случаев. Однако это предполагает, что все, кто обладает для этого достаточными знаниями, обязаны не колеблясь обращаться к первоисточникам и мнениям авторитетных ученых в различных областях Исламских наук, независимо от того, к какому Мазхабу они принадлежат. Любой ученый должен быть непредвзятым в своих поисках знаний, иначе его Фатвы скорее всего будут необъективными и раскольническими. Давайте не будем забывать, что даже в процессе поиска в источниках он обязан так или иначе полагаться на великие труды первых ученых. В Фикхе невозможна мысль, которая ни от чего не зависит, и лучше даже не пытаться прийти к ней, ибо результатом наверняка будут отступление от Истины и ересь. В любом конкретном вопросе настоящий ученый наверняка последует Фатве, выведенной кем-либо из первых ученых, или же выведет свою Фатву, основываясь на их выводах. При этом он будет следовать одному из первых Имамов — прямо или косвенно, но такая форма следования не считается Таклидом (слепым, безоговорочным подражанием), которая, как мы показали, была категорически запрещена самими Имамами. Эта форма называется Иттиба, и она предполагает превосходство достоверных Хадисов над всеми другими взглядами, или, как сказали и Абу Ханифа, и Аш-Шафи'и: "Если Хадис окажется Сахих, то это и есть мой Мазхаб".

Нет сомнения, что большинство Мусульман не сможет вернуться к источникам по причине отсутствия знаний, и поэтому они будут обязаны применять Иттибу в меру своих способностей. Многие могут познакомиться с соответствующими Хадисами, задавая вопросы, которые касаются первоисточника, из которого были выведены предлагаемые им Фатвы, а также читая сборники Хадисов. Такие вопросы, сформулированные в вежливой, корректной форме, не должны оскорблять ни одного истинного ученого. Точно так же, если широкие массы людей вынуждены искать ответы в книгах, им следует постараться выбрать такие книги, в которых различные Фатвы сопровождаются пояснениями и доказательствами, а также книги, не тяготеющие к фракционности. Если такие книги не являются легкодоступными, им все равно следует избегать Такпида, не ограничиваясь книгами какого-либо одного Мазхаба. Если только они готовы следовать Сунне всегда, когда будут иметь ее перед собой, независимо от того, из какого Мазхаба она к ним попала, это будет означать, что они следуют практике Иттибы, а не Таклида.

Резюме раздела

1. Большинство Мусульман не осведомлены о том, что слепое следование тому или иному Мазхабу (Таклид) диаметрально противоположно позиции и учениям основателей Мазхабов.

2. Все Имамы и их ученики, как зафиксировано документально, выступали против слепого следования своим точкам зрения. Вместо этого они неоднократно подчеркивали важность обращения к первейшим источникам, Корану и Сунне, как к первоисточнику для выведения Фатв.

3. Имамы и их ученики не переставали акцентировать внимание на том, что их Фатвы не гарантированы от ошибок.

4. Имамы ставили Хадисы превыше своих собственных мнений. На основе достоверных Хадисов, которыми не обладали сами Имамы, их ученики впоследствии исправили несколько Фатв, ранее выведенных Имамами.

5. Предпочтение мнения какого-либо Мазхаба достоверному Хадису граничит с Ширком, ибо такое предпочтение нарушает клятву верности Аллаху и Его избранному Поспанику (с).

6. Все Мусульмане обязаны осознанно (Иттиба) следовать Фатвам первых ученых, сохраняя тем самым изначальную чистоту Ислама в том виде, в каком он был ниспослан Пророку и донесен им до своих сподвижников.  


РАЗНОГЛАСИЯ В СРЕДЕ УММЫ

В предыдущих главах я попытался проследить и учесть историческое развитие Мазхабов - школ Исламской правовой мысли, а также показать их общий вклад в постепенное обогащение Фикха и превращение его в фактор объединения всего Мусульманского мира. Было достаточно ясно показано, что с течением веков, начиная от времен Пророка (с), на смену свободному мышлению, отличавшему первых Имамов и их Мазхабы, постепенно приходили косность и догматизм. С конца тринадцатого века не только Мазхабы стали питательной почвой для фракционности, но и сам Фикх утратил свою первоначальную живительную силу, высшим олицетворением которой был принцип Иджтихад. Таким образом он постепенно утратил способность идти в ногу с изменяющимися условиями. В результате раскольнических тенденций в Мазхабе и косности Фикха традиционная чистота, единство и динамизм Ислама были поставлены под угрозу во всем Мусульманском мире.

В этой завершающей главе мы рассмотрим такой феномен, как различия и разногласия (Ихтилаф), в свете позиций первых ученых и их учеников. Будет также предпринята попытка подкрепить доводами тот факт, что хотя различия во мнениях неизбежны, фракционности и неразумным разногласиям нет места в религии Ислама, которую Аллах Своей мудростью ниспослал Своему Пророку (с). Касаясь исторического развития и эволюции Мазхабов, а также одновременного перерастания Фикха в самостоятельную Исламскую науку, мы увидели, что великие Имамы и основатели Мазхабов в целом приняли позицию, заключающуюся в том, что:

1) Мазхабы каждый отдельно или все они в совокупности не являются непогрешимыми; а также —

2) следование какому-то одному Мазхабу не является для Мусульман обязательным.

Однако всепроникающее влияние Таклида, помимо всего прочего, привело к полному повороту во взглядах, причем настолько, что в течение многих веков почти все Мусульманское общество стоит на том, что четыре Мазхаба являются Божественно установленными и потому непогрешимыми; что все нормы этих Мазхабов объективны и верны; что каждый должен следовать одному из четырех Мазхабов; что Мусульманин не должен менять свой Мазхаб; а также что никто не вправе заниматься выборкой Фатв одновременно от всех Мазхабов. Как было отмечено, естественным последствием такого подхода является то, что каждый осмеливающийся открыто отрицать непогрешимость всех четырех Мазхабов или же обязанность следовать одному из них, считается проклятым и ненавистным новатором и отступником. В 20-м веке самым распространенным эпитетом для характеристики подобного рода отступников был ярлык Уаххаби. Другое столь же оскорбительное слово, используемое в основном в Индии и Пакистане, — Ахль-и-Хадис. Кстати, оба эти слова в действительности представляют собой неправильное употребление терминологии, что будет видно из следующих пояснительных комментариев. В 1924 - 1925гг. последователи Мухаммада Ибн Абдуль-Уаххаба (1703—1787) рьяно разрушали все постройки, возведенные над могилами Сахаба и других почитаемых лиц на кладбищах в священных городах Мекке и Медине. Так называемые Уаххаби выступали также против Тауассуль (просьба о заступничестве, обращенная к мертвым), вошедшей в обиход среди Мусульманских масс, а также среди многих ученых. Поскольку Тауассуль и привязанность к памятникам и гробницам уже задолго до того пустили глубокие корни в Мусульманском мире, такая позиция Уаххаби в 1924 - 1925гг. выглядела как нововведения и экстремизм; отсюда и пошло употребление эпитета Уаххаби по отношению к "презренным новаторам" и "отступникам". Следует, однако, отметить, что Ибн Абдуль-Уаххаб, основатель Движения Уаххаби, был последователем Фикха Мазхаба Ханбалитов, и эту практику продолжают его сегодняшние последователи.

Выступая против Тауассуль и разрушая памятники и гробницы, потомки и последователи Ибн Абдуль-Уаххаба в двадцатом веке подвергли нападкам антиисламские обычаи и традиции. Сам Пророк (с) приказал разрушить всех идолов и статуи, а также сравнять поверхность всех могил с землей, что следует из достоверного Хадиса, сообщенного Али Ибн Аби Талибом и включенного в сборник великим ученым Хадисов Муслимом Ибн Хаджаджем ("Сахих Муслим" (англ. перевод), т. 2, стр. 459, № 2115. См. также: "Сунан Абу Дауд" (англ. перевод), т. 2, стр. 914—915, №3212. Текст этого Хадиса рассказан Абу Аль Хайяджем Аль Аса-ди, который сообщил, что Али Ибн Аби Талиб сказал ему следующее: "Послать ли мне тебя, как Посланник Аллаха послал меня? Изувечить каждое изваяние или изображение в домах и уравнять с землей все поднятые над ней могилы"). Из сказанного выше теперь станет ясно, что слово Уаххаби, употребленное в значении "презренный новатор" или "отступник", — это на самом деле "ярлык наоборот".

Так же обстоит дело и с термином Ахль-и-Хадис (по-арабски — Ахль Аль-Хадис) — это был титул в знак уважения и похвалы, которого удостаивались ученые в прошлом, такие, как Имам Малик, посвятивший много времени и усилий специализированному изучению Хадисов. К концу девятнадцатого века этот титул был принят реформистским движением в Индии и Пакистане, призывавшим вернуться к Корану и Хадисам как первоисточникам Фикха, и выступавшим против догматической приверженности Мазхабам. Однако догматизм и фракционность Мазхабов в наши дни привели к искажению смысла термина Ахль-и-Хадис, который стал применяться в отношении тех, кто бескомпромиссно выступает против следования только одному из Мазхабов.

Ирония заключается в том, что в свете нашего познания исторической эволюции Мазхабов и параллельного развития Фикха действительно отошедшие от учений Ислама — это не так называемые Уаххаби или Ахль-и-Хадис, а те люди, которые упорно настаивают на том, чтобы каждый Мусульманин следовал тому или иному из четырех Мазхабов и слепо верил в непогрешимость всех четырех Мазхабов, несмотря на бросающиеся в глаза противоречия в их Фатвах по отдельным правовым вопросам. И все же необходимо признать, что те, кто отстаивает слепое следование (Таклид), зачастую сами искренне верят в непогрешимость всех четырех Мазхабов. Более того, к их рядам принадлежат и многие ученые.

Под заголовком "Таклид, ограниченный четырьмя Мазхабами" автор книги "Таклид и Иджтихад" пишет: "Из раскрытия сути Ууджуб Таклид ясно, что принятие различных заключений ведет в анархии. Отсюда и необходимость Таклида Мазхаба, который определен и упорядочен с точки зрения основ (Усуль) и деталей (Фуру'), чтобы ответы на все вопросы могли быть получены... тем самым избегая необходимости обращаться к внешнему источнику. Это универсальное качество, волею Аллаха, Таала, оказывается, присуще только четырем Мазхабам. Поэтому необходимо принимать только один из четырех Мазхабов". Ма-улана Мухаммад Масихулла Хан Шервани, "Таклид и Иджтихад" (Порт-Элизабет, ЮАР: Маджлис, 1980), опубликована Маджлисуль Улама, ЮАР, стр. 13.

Как же тогда настаивающим на Таклиде удастся примирить всем известные противоречия и устранить различия между Мазхабами, одновременно веря в непогрешимость всех четырех Мазхабов? Некоторые из них заявляют, что Мазхабы, мол, являются Божественно установленными и Пророк (с) сам пророчествовал об их приходе. Однако чаще всего они основываются на свидетельствах следующих Хадисов:

а) «Разногласие средь моего народа (Уммы) есть милость»

б) «Различия средь моих Сахаба есть милость для вас» (Сообщение приписывается Джабиру и собрано Аль-Байхаки )

в) «Воистину мои Сахаба подобны звездам. Вы будете на Прямом Пути, следуя за любым из них». (Сообщение приписывается Ибн 'Умару и собрано Ибн Баттой в "АльИбана", Ибн Асакиром и Низамом Аль Мульком в "Аль Амали", цитируется в "Силсилах апь Ахадис ад-Даи'фах уа апь Мауду'ах" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 3-е изд., 1972), т. 1, стр. 82.)

г) «Воистину мои Сахаба подобны звездам. Вы будете на Прямом Пути, следуя указанию любого из них» (Сообщение приписывается Ибн Аббасу и собрано Аль Хатибом АльБагдади в "Аль Кифайя фи Ильм ар-Ривайя"(Каир: Дар аль Кутуб аль Хадиса, 2-е изд., 1972))

д) «Я спросил моего Господа, в чем именно мои сподвижники будут различаться после моей смерти и Аллах ниспослал мне: "О Муххамад, воистину для Меня твои сподвижники подобны звездам, одни ярче других. А посему, кто последует тому, в чем они (Сахаба) различались, то, что касается Меня, он (последовавший) будет на Прямом Пути"». (Сообщение приписывается Ибн 'Умару и собрано Ибн Баттой в "Аль Ибана", Ибн Асакиром и Низамом Аль Мульком в "Аль-Амали", цитируется в "Силсилах Аль-Ахадис ад-Даи'фах", т. 1, стр. 80-81)

Однако перед тем, как принять эти Хадисы в качестве свидетельства в пользу фракционности, необходимо ясно доказать, что они достоверны. Выдающиеся ученые серьезно анализировали эти Хадисы и их выводы приведены далее в тексте.

Что касается Хадисов, в которых Пророк (с) якобы предсказал приход Имамов и их Мазхабов, в достоверных Хадисах конкретно ничего не сказано относительно имен этих Имамов или их Мазхабов, а те Хадисы, в которых этот момент конкретно оговорен, все являют ся вымышленными.

Так, Аль-Хатиб собрал от Абу Хурайры один Хадис, приписываемый Пророку (с), в котором он, якобы, сказал следующее: "Средь моей Уммы будет один человек по имени Абу Ханифа, и он будет светилом моей Уммы". Сам Аль-Хатиб, а также Аль-Хаким объявили его Мауду' (подделанным), из числа подделок Мухаммада Ибн Са'ида Аль-Маруази (Мухаммад Ибн Али Аш-Шаукани, "Аль-Фауаид аль- Маджму'ах", Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 2-е изд., 1972, стр.320, № 1226). Аль Хатиб собрал другое сообщение от Анаса, в котором приводятся следующие слова Пророка (с) : "После меня придет один человек по имени Ан-Нуман Ибн Табит, по прозвищу Абу Ханифа. Религия Аллаха и моя Сунна будут им возрождены". В цепи рассказчиков этого Хадиса есть и Ахмад Аль-Джуабари, известный своими фабрикациями Хадисов, а также Мухаммад Ибн Язид Ас-Салами, повествования которого ученые Хадисов отнесли к категории неприемлемых (Матрук). Али Ибн Ирак, "Танзи аш-Шариа аль-Марфуа", Бейрут: Дар аль Кутуб аль Илмийя, 1979, т. 2, стр. 30,№ 10).

Что касается приведенного выше Хадиса "а", то он не имеет цепи рассказчиков (цепи повествования — Иснада), выводящей его на кого-либо близкого к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Не встречается он и ни в одной из книг по Хадисам. Поэтому неправильно будет даже называть его Хадисом, ибо он вымышлен. Что касается вышеприведенных Хадисов от "б" до "д", то, хотя они и встречаются в сборниках Хадисов или в книгах о Хадисах, доказано, что все они недостоверны. Первый отнесен учеными в области Хадисов к категории Уахин (чрезвычайно слабый), второй и третий — к категории Мауду' (вымышленный) и четвертый — к категории Батил (ложный) (см. "Силсилах аль-Ахадис ад-Даи'фах уа апь Мауду'ах"). Таким образом, свидетельства Хадисов в пользу прославления и увековечения различий между Мазхабами совершенно неприемлемы с точки зрения их достоверности.

Недостоверны не только эти так называемые Хадисы, но и их смысл, поскольку он противоречит самому Корану. Во многих местах Корана, Аллах однозначно проклял и запретил разногласия и дал Повеление о единстве и единогласии. Разногласия однозначно запрещены в таких Аятах, как:

«...не препирайтесь, а то ослабеете, и уйдет ваша мощь...»(Коран: Сура 8, Аят 46)

а также:

«...не будьте из числа многобожников, — из тех, которые разделили свою религию и стали партиями. Всякая группа радуется тому, что у нее» (Коран: Сура 30, Аяты 31—32)

Аллах запрещает их и неявным (опосредованным) образом, например:

«А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разногласить, кроме тех, кого помиловал твой Господь...»(Коран: Сура 11, Аяты 118—119)

Если милость Аллаха прекращает прения среди людей, как это и следует понимать из вышеприведенного Аята, как же тогда разногласия и споры могут быть милостью? В следующем Аяте, а также в подобных других четко сказано о том, что Аллах повелевает о единстве и согласии:

«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!»(Коран: Сура 3, Аят 103)

Различия мнений Сахаба

Если принять во внимание эти ясные и недвусмысленные осуждения в Коране, как нам следует расценивать разногласия, временами возникавшие среди сподвижников Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)а (да благословит его Аллах и приветствует), а также среди первых ученых Фикха? Различия во мнениях, возникавшие среди Сахаба, были по большей части естественными и неизбежными. Значительная часть их происходила от различий в их индивидуальных способностях к рассуждению, что явствует из различных трактовок ими Аятов Корана и Хадисов. Были и другие причины, обусловившие различия между ними при их жизни, но в дальнейшем исчезнувшие. Например, в силу широкого хождения Хадисов, ни один отдельно взятый Сахаби не мог знать их все, а, следовательно, там, где отсутствовала достаточная информация, неизбежны были и неверные решения. Очевидно, что на них нельзя возлагать вину за эти и подобные ошибки, которые были непреднамеренными. Надо также отметить, что Сахаба сразу исправляли свои неверные решения, когда из достоверной информации или более актуального свидетельства следовало, что это нужно сделать. Именно в силу такой готовности распрощаться с неверными решениями в поисках Истины эти противоречащие Фатвы никак не принадлежат к категории "презренных разногласий". В этой связи Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал следующее: "Если судья предпринимает все зависящее от него и составляет верную Фатву, он получает двойное вознаграждение, но если он предпринимает все и ошибается, он все равно получит одно".(Рассказано Абдуллахом Ибн 'Амром Ибн Аль Асом «Сахих Аль Бухари» и «Сахих Муслим») На основании этого Хадиса Сахаба считаются свободными от вины за противоречащие Фатвы. Однако любые явные разночтения в различных Фатвах, выведенных сподвижниками, не следует восхвалять и увековечивать. Им и самим разногласия были не по душе, как это следует из повествования, приведенного Аль Музани, учеником Аш-Шафи'и: "'Умар Ибн Аль Хаттаб, второй Праведный Халиф, рассердился из-за спора между Сахаби, — У баем Ибн Ка'бом, и другим Сахаби — Ибн Мае'удом по поводу совершения Салят (двумя людьми) облачившись в одну одежду. Убай считал, что это вполне правильно, а Ибн Мас'уду думалось, что это правильно, только если одежды не хватает. 'Умар сердито покинул свое жилище и объявил: "Неужто двое сподвижников Посланника АллахаШ в разладе, а ведь они средь тех, на кого пристально глядит народ и кому подражает? Убай прав, а Ибн Мае'уд пусть прекратит! С этой минуты, если я услышу, что кто-то спорит об этом, я лично разберусь с ним"'("Джами Баян аль Ильм", т. 2, стр. 83—84)

Воистину, первые ученые прекрасно знали о причинах различий среди Сахаба, а также о стремлении людей увековечить их. Исходя из этого, они совершенно определенно высказывались по данному вопросу, пытаясь предотвратить догматизм и раскольничество, проистекавшие из противоречивых Фатв Сахаба. Вот лишь немногие примеры их выступлений на эту актуальную тему.

Ибн Аль Касим, принадлежавший к числу основных учеников Имама Малика, сказал следующее: "Я слышал, как и Малик, и Лайт сказали следующее в отношении различий среди Сахаба: "Люди говорят, что в этом для них (людей) относительная свобода действий. Но это не так; это были лишь верные и неверные Фатвы". Ашхаб, еще один ученик Имама Малика, сказал: "Малика как-то спросили, свободен ли человек в том, чтобы следовать (или, наоборот, не следовать) Фатве, рассказанной ему надежными рассказчиками, услышавшими ее от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он ответил: "Нет, клянусь Аллахом, только если она не верна: Истина только одна. Могут ли два противоположных мнения одновременно быть верными? Точка зрения, которая верна, может быть только одна".("Джами Баян аль Ильм", том 2, стр. 81-82,88-89)

Аль-Музани, ученик Имама Аш-Шафи'и изложил это следующим образом: "Сподвижники Посланника Аллаха (c) время от времени расходились во мнениях и объявляли, что кто-то из них ошибается. Некоторые из них рассматривали высказывания других и тщательно их изучали. Следовательно, если бы всем им думалось, что все сказанное ими верно, они бы никогда не исследовали высказывания друг друга и не объявляли бы, что кто-то среди них ошибается". И далее: "Тому, кто допускает разногласия, заявляя, что если два ученых стремятся прийти к решению по одному и тому же вопросу, и одна Фатва будет гласить, что это "Халяль", а другая — что это "Харам", то обе они верны, — тому следует задать такой вопрос. "Ты судишь так, полагаясь на основное Писание (Коран или Сунну) или на Кийяс (т.е. выводя Фатву по аналогии)? Если он заявит, что судит, полагаясь на основное Писание, тогда его надо спросить: "Как можно судить таким образом, полагаясь на Писание, когда Коран (являющийся самым основным Писанием) осуждает разногласие? Если же он заявит, что это основано на Кийясе, то его нужно спросить: "Как может основное Писание отвергать разногласие, а ты, наоборот, делаешь из него вывод о том, что разногласие является дозволенным? Ни один обыкновенный человек, способный рассуждать, не допустит этого, тем более ученый".("Джами Баян аль-Ильм", том 2, стр. 89)

Хотя Сахаба различались с точки зрения применения некоторых принципов, они шли на самые радикальные меры ради сохранения единства и недопущения всего, что может разделить их ряды. Но среди ученых и последователей более позднего периода, которые слепо и догматично следовали Мазхабам, доставшимся им в наследство, мы обнаруживаем совершенно противоположное. Ранее уже упоминалось, что различия среди них по одному из моментов привели к расколу их рядов относительно Салят, величайшего столпа Ислама, следующего по важности сразу после заявления свидетельства веры, Шахады.

Раскольники-консерваторы в среде ученых более позднего периода иногда доводили свои различия до крайности, выводя такие Фатвы, которые подрубали под самый корень Мусульманское братство и единство Ислама. К примеру, Имам Абу Ханифа был единственным из первых Имамов, считавшим, что Иман (вера) и не ослабляется, и не усиливается: просто человек или верит, или не верит.

Эта позиция не согласуется ни с Кораном, ни с Хадисами. Аллах характеризует истинных верующих как таких, " ... которым говорили люди: "Вот, люди собрались против вас, бойтесь их! — но это только увеличило веру в них ..."" (Коран: Сура 3, Аят 173). В другом месте Корана мы находим следующее: " ... а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру ... " (Коран: Сура 8, Аят 2). Пророк (с) также сказал: "Никто из вас не уверует, пока я не буду для него более любимым, чем его потомки, отец и весь род людской". Здесь отрицание следует рассматривать в контексте совершенства веры, а не отрицания веры как таковой; иначе никто из нас не мог бы считаться Мусульманином. Этот Хадис собран Аль Бухари и Муслимом. См.: "Сахих Аль Бухари" (на арабском и английском языках, т. 1, стр. 20, № 14), а также "Сахих Муслим" (англ. перевод), т. 1, стр. 31, № 71

На основе данного мнения Абу Ханифы ученые более позднего периода из Мазхаба Ханафитов вывели Фатву, гласящую, что если кого-то спрашивают: "Ты верующий?", то ответ: "Я верующий, если Аллаху это угодно" будет Харам, ибо этим подразумевается, что человек сомневается в существовании своей веры (т.е. он сомневается, верит он или не верит) (202). Согласно Иджме ученых, сомнение в своей вере равнозначно неверию (Куфр). Поэтому следует отвечать: "Я истинно верующий". Подразумеваемый, хотя и не сформулированный смыл этой Фатвы был таков, что последователи других школ мысли сомневаются в своей вере (Иман), а, значит, пребывают в состоянии неверия (203). Это никогда не устанавливалось школой Ханафитов раннего периода, но некоторые ученые более позднего периода вывели из этого Фатву о том, что последователям Мазхаба Ханафитов запрещено вступать в брак с последователями Мазхаба Шафи'итов, который был вторым из самых выдающихся Мазхабов того времени. Этот вывод был позже аннулирован учеными Мазхаба Ханафитов (204), но сохранил свое значение как документальное историческое свидетельство об опасностях фракционности.

* * *

202 Подобный ход рассуждения ученых данного Мазхаба опровергается следующим Хадисом, в котором Пророк (с) учит нас совершать молитву на кладбищах, содержащую в себе такие слова: "Да будет мир верующим и повинующимся людям в этих пристанищах, да смилуется Аллах к нашим предшественникам и преемникам. И, волею Аллаха, мы все присоединимся к вам" (Сообщено Аишей и собрано Муслимом и Абу Даудом. См.: "Сахих Муслим" (англ. перевод), т. 2, стр. 461—462, № 2127 и "СунанАбу Дауд" (англ. перевод), т. 2, стр.919—920, № 3231. Пророк (с) не сомневался относитель но неизбежности смерти, но подчеркивал, что все — по воле Аллаха.

203 Ибн Аби Аль Изз, "Шарх Аль Акида ат-Тахавийя" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, первое издание, 1972), стр. 395—397.

204 Новые Фатвы, которые были выведены знаменитым ученым Ханафитов, и собраны вместе под названием "Муфти Ат-Такалайн", допускали женитьбу на женщинах Мазхаба Шафи'итов. Эти Фатвы основывались на допустимости брака с Христианками и Иудейками (Зайн Ад-Дин Ибн Нуджайм, цитируется жившим в 16-м веке ученым-египтянином, представителем школы Ханафитов, в его восьмитомном труде под названием "Аль Бахр ар-Ра'ик"). Однако эти Фатвы подразумевали, что женщинам Ханафитов все равно не разрешено вступать в брак с мужчинами Шафи'итов так же, как они не могут вступать в брак с мужчинами Христианами и Иудеями!

* * *

Резуме раздела

1. Позиция многих мусульман такова, что все четыре Мазхаба непогрешимы, что каждый должен следовать одному из них и не имеет права переходить из одного Мазхаба в другой, а также взаимствовать Фатвы из других мазхабов.

2. Тот, кто не согласен с непогрешимостью Мазхабов или не следует ни одному из четырех Мазхабов, как правило, хотя и ошибочно, считается еретиком и на него навешивается ошибочный ярлык "Уаххаби" или "Ахль-и-Хадис".

3. Хадисы, используемые для защиты фракционности Мазхабов, являются либо неверно истолкованными по смыслу, либо недостоверными.

4. Коран прямо и косвенно осуждает противоречия и раскол в среде Мусульман.

5. Различия среди Сахаба происходили от различий в их индивидуальных способностях к толкованию и пониманию, а также от степени доступности для них тех или иных Хадисов Пророка (с) . Если же им попадалось доказательство обратного, они с готовностью его принимали.

6. Первые ученые указывали на то, что принимать в качестве правильных надлежит только те нормы Сахаба, правильность которых доказана временем.

7. Различие мнений среди Сахаба никогда не приводило к нарушению единства и разделению их рядов, тогда как разногласия между учеными разных Мазхабов в последующие периоды породили разлад в среде Мусульман.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из предыдущих глав мы увидели, что Мазхаб прошел через четыре основных этапа в результате воздействия следующих факторов: условия существования Мусульманского государства (единство, а затем разлад), статус религиозного руководства (единый и ортодоксальный, правоверный, или разделенный и неортодоксальный), а также взаимные контакты между учеными. Когда государство представляло собой единый организм, его руководство было единым и ортодоксальным, а Мусульманские ученые проживали близко друг к другу, тем самым облегчалось их взаимное общение. В те времена существовал только один Мазхаб — вначале это был Мазхаб самого Пророка (с), а затем — Мазхаб каждого из четрыех Праведных Халифов. Позднее, в относительно едином государстве (при правителях из династий Умайядов и Аббасидов) началось разделение руководства на политическое и религиозное, а также рассеяние ведущих ученых по всей империи. Последствием этого стало возникновение многочисленных Мазхабов, поскольку ученые в различных частях государства были обязаны делать Фатвы при отсутствии такого благоприятного фактора, как тесное совещание, бытовавшее во времена, когда взаимное общение не являлось проблемой. Характерно, что этим ученым удавалось сохранять гибкий подход предыдущих времен, безоговорчно отказываясь от своих собственных Фатв в пользу Фатв других ученых, основанных на более достоверных или содержательных Хадисах. Далее, во второй половине правления династии Аббасидов, ученых захлестнуло политическое соперничество, проистекавшее из раскола в государственном руководстве. Ситуация еще более усугубилась поощрением и поддержкой дворцовых дискуссий со стороны государственной власти, когда победители в дебатах и представляемые ими Мазхабы удостаивались особых царственных щедрот. Таким образом, это было ни что иное, как шаг к фанатичной фракционности, печать которой и по сей день сохраняется на многих последователях четырех выживших Мазхабов.

Динамичный Фикх

Сегодняшняя ситуация представляет собой переплетение и смесь всех предыдущих этапов. Средcтва коммуникации вновь сблизили Мусульманских ученых, но религиозное руководство на государственном уровне исчезло давным давно, еще когда Мусульманское государство разделилось на националистические образования, каждое из которых имело собственную политическую и экономическую систему государственного управления. Необычайно возросшее Мусульманское население наших дней (по разным оценкам его численность составляет от 800 млн. до 1 млрд.) сплочено верой в Аллаха и Его Пророка (с), а также приверженностью Корану и Сунне. Религиозное управление осуществляется в отдельных государствах через посредство одного из четырех Мазхабов, менее фанатичных чем ранее, но, к сожалению, продолжающих быть фракционными и потому раскольническими.

Однако отмечены и положительные признаки того, что движение в сторону единства, заложенное в Ислам Божественным началом, устремляет Мусульман в сторону возрождения своей религии, как решающего фактора их жизнедеятельности на уровне индивидуума, группы и нации. Многообразие культур, представленных в Мусульманском сообществе, и все большее разнообразие вопросов и проблем, вытекающих из повседневной жизни в стремительно меняющемся мире — все это уже давно заставило Мусульманских ученых почувствовать, что Ислам необходимо возродить для того, чтобы он снова стал наивысшим руководством в повседневной жизни Мусульман во всех частях света, а эта цель достижима только через возрождение динамичного Фикха в том его виде, в котором он действовал во времена, обозначенные нами выше как "Период расцвета". Это подразумевает воссоединение всех Мазхабов и устранение всех следов фанатизма и фракционности, а также возрождение Иджтихада, который вновь сделает Фикх динамичным, объективно выведенным правовым организмом, чтобы отдельные Мусульманские ученые и правоведы — специалисты в области Фикха могли эффективно и стандартно применять Шариат во всех частях Мусульманского мира независимо от конкретных социальных, политических и экономических условий. ------------- Не менее важно и потенциальное влияние подобной реформации - не только на новообращенных в Ислам, но и на молодое поколение Мусульман, считающих себя таковыми от рождения. Если взять первых, они будут избавлены от тупиковых ситуаций, порождаемых противоречивостью Фатв разных Мазхабов, а что касается вторых - они будут избавлены от разочарований, которые несет с собой фракционность, порожденная противоречиями между Мазхабами, а также избегнут стремления полностью отвергнуть все Мазхабы и выдающийся вклад первых ученых.

Предлагаемые меры

В итоге всего сказанного думается, что объединенный (единый) Мазхаб и динамичный организм Фикха, обрисованные выше, необходимы, чтобы сделать Мусульманские сообщества развивающимися и полными жизненных сил, объединив их усилия во всем мире для защиты общих интересов человечества и глобализации Ислама. Если исходить из желательности и ценности этих родственных целей - объединения Мазхабов и восстановления динамизма Фикха, какие меры могут быть приняты в направлении достижения этих целей? Во- первых, необходимы слаженные усилия, чтобы истинно объективным путем устранить все различия между ныне существующими Мазхабами и их предшественниками, применив методологию первых ученых в том виде, в каком она была определена ими самими, а также их практику, освещенную в предыдущих главах.

Механизм инициации призывов к нужным действиям со стороны просвещенного руководства, которые исходили бы из рядов прогрессивных и влиятельных ученых высокого уровня, следующий: один или несколько человек, преисполненных рвением к переменам по предложенным направлениям, должны будут взять на себя инициативу по вступлению в контакт с другими заинтересованными сторонами с учетом необходимости планирования и организации процедурных деталей. Принимая во внимание современные системные подходы к решению проблем, эти шаги будут включать: объективное определение реальных препятствий для решения; выбор наиболее подходящего решения; определение возможных методов его реализации; выбор самого подходящего метода и затем — практическая реализация решения. На каждом из этапов планирования солгасно подобной схеме выбранные шаги подлежат непрерывной оценке относительно проблем и целей. Очевидно, что задача объединения Мазхабов, а также восстановления динамичного Фикха не допускает упрощенных решений, но с благословением Аллаха эти решения не выходят за рамки возможного.

На теоретическом уровне относительно несложно выйти с предложениями об устранеии расхождений между Мазхабами, касающихся толкования и применения Фатв, т.е. их теоретических и практических различий. Прогрессивно мыслящие Исламские ученые в разные времена рекомендовали следующую концепцию, основанную на методологии первых Имамов.

Различия как следствие противоречивости или вариантности Фатв

Различия в Фатвах отдельных Мазхабов подпадают под две основные категории; во-первых, противоречивость Фатв (Ихтилаф Тададд), когда имеют место совершенно противоположные мнения, которые по логике не могут быть верными одновременно; например, Фатвы, в которых один Мазхаб определяет нечто как Халяль, а другой определяет то же самое как Харам; и, во-вторых, вариантность Фатв (Ихтилаф Танавву), когда "конфликтующие" Фатвы представляют собой приемлемые с точки зрения логики варианты, которые могут сосуществовать, как, например, различные сидячие позы Пророка (с) при совершении Салят, если между Мазхабами существуют расхождения относительно предпочтения какой-либо одной из них другой. Для многих случаев, когда различия проистекали из толкования (буквального или переносного) слов и грамматических конструкций, имеются достоверные Хадисы, в которых точно оговорен изначальный смысл и этому определенному смыслу следует отдавать предпочтение перед всеми остальными трактовками. Аналогично, Фатвы, выведенные при отсутствии соответствующих Хадисов, или основанные на слабых Хадисах, или же выведенные в условиях, исключавших наличие достоверных Хадисов, следует считать не имеющими силы и заменять Фатва-ми других ученых — специалистов в области Фикха, выработанными на основе достоверных Хадисов. Что касается Фатв, основанных на противоречивых принципах или неограниченном применении Кийяса, их следует подвергнуть объективному анализу в свете основополагающих принципов Корана, Сунны и Иджмы Сахаба; Фатвы, согласующиеся с этими принципами, следует принимать, а те, которые им противоречат, должны быть отвергнуты. Вне сферы охвата упомянутых здесь решений остается целый ряд вопросов, по которым существует достаточное количество Фатв, равно подкрепленных Кораном, Хадисами, Иджмой Сахаба или Кийясом. В таких случаях разные Фатвы следует трактовать как имеющие право на существование варианты, применимые сообразно обстоятельствам, если они действительно являются примерами логически приемлемых решений, упомянутых в качестве второй категории различий в Фатвах Мазхабов.

Концептуальная база для устранения различий между отдельными Мазхабами может быть лучше всего реализована в учреждениях, занятых объективными исследованиями Фикха — это в первую очередь учебные заведения, в которых все Мазхабы рассматриваются на равных, Исламское право изучается из его первичных источников, а позиции различных Мазхабов анализируются логически и объективно, как это очерчено выше. Если стандарты обучения в таких центрах высоки, тогда можно предпринять действия по решению огромной задачи воссоединения Мазхабов с великолепными перспективами успеха в этом деле. Единый Мазхаб, полностью свободный от фракционности и прочно опирающийся на серьезные знания, сможет дать Мусульманскому миру не только достойных доверия и цельных по натуре руководителей, находящихся у руля власти, но и станет конкретным руководством для различных реформистских движений, направленных на восстановление Божественного Закона, как единственной правомерной базы для управления Мусульманскими странами. Успешно решив задачу воссоединения Мазхабов и применения единого Божественного Закона, мы затем сможем заняться воссоединением Мусульманского сообщества, Уммы, а также восстановлением Хилафа — истинного Халифата. Это обеспечит необходимую основу для исполнения Закона Аллаха на всей планете, если на то будет Его воля.

Краткий словарь терминов

Из книги Абу Амина Биляль Филипс "Эволюция фикха"

Аббасиды:вторая крупная династия Мусульманских Халифов, начавшаяся со вступлением на престол Халифа Абуль-Аббаса Ас-Сафа (750—754гг. н.э.) и завершившаяся гибелью Халифа Аль Мустасима (1242—1258гг. н.э.) от рук монголов.

Адаб:Исламский этикет, правила поведения в Исламе.

Аз-Зубайр, Абдуллах Ибн:К концу периода правления Халифа Язида Ибн Муавийи (680— 683гг. н.э.) Абдуллах Ибн Аз-Зубайр был объявлен Халифом в Хиджазе. Узнав об этом, Язид послал войско под командованием своего военачальника Муслима Ибн Укбы для подавления мятежа. Эти войска разграбили Медину в 683г. на пути в Мекку. Однако перед прибытием в Мекку Ибн Укба умер и командование принял на себя Хусейн Ибн Нумайр. Войско взяло в осаду Священный Город Мекку и на холмах вокруг города были установлены катапульты. На Аль Масджид Аль Харам посыпались огромные валуны, в итоге разрушившие некоторые из стен Каабы и расколовшие Черный Камень. Во время осады Халиф Язид скончался и войско Умайядов было отозвано. К восстанию Ибн Аз-Зубайра против правления Умайядов присоединился Ирак, а Мусаб, брат Ибн Аз-Зубайра, был назначен его Эмиром (т.е. правителем-губернатором). Вскоре после этого к Халифу Ибн Аз-Зубайру присоединились также южная часть Аравийского полуострова, Египет, часть Сирии и его попросили покинуть Мекку, чтобы укрепиться в своих владениях, однако Ибн Аз-Зубайр не пожелал покинуть Священный Город. После прихода к власти нового Халифа из династии Умайядов, Маруана Ибн Аль Хакама (683—685гг. н.э.), Дамаск и Сирия вновь перешли под власть Умайядов. Хиджаз оставался под управлением Халифа Ибн Аз-Зубайра до тех пор, пока сын Маруана и его преемник, Абдуль-Малик (685—705гг. н.э.), не послал своего жестокого и деспотичного военачальника Аль Хаджаджа Ибн Юсуфа во главе огромного сирийского войска, которое нанесло сокрушительный удар по мятежному Халифату. Начиная с 25 марта 692г. н.э. Аль Хаджадж держал Мекку в осаде, которая продолжалась шесть с половиной месяцев. Вдохновленный увещеваниями своей матери Асмы (дочери Абу Бакра сестры Аиши) Ибн Аз-Зубайр яростно сражался до тех пор, пока не был убит. Его голова была отсечена и отправлена в Дамаск, а тело было повешено на всеобщее обозрение. Через некоторое время оно было снято и отдано его престарелой матери. Смерть Аз-Зубайра означала уход одного из последних настоящих сыновей Ислама и Мусульманский мир целиком и полностью подпал под железный кулак династии Умайядов.

Акль (мн. число — 'Укуль, букв, разум или ум):
Принцип выведения Исламских Фатв, основанный на том, что разум считает добром и что — злом (т.е. метод, основанный на рациональных критериях добра и зла).

Асар:Высказывания или Фатвы сподвижников Пророка Мухаммада (c) (Сахаба), а также их учеников.

Ахль аль-Хадис (букв. — Люди Хадисов):Имя, данное первым ученым, стремившимся избегать чрезмерных логических рассуждений, и вместо этого в огромной мере полагавшихся на буквальные толкования высказываний и действий Пророка (c) . В более поздние времена в Индии и Пакистане оно стало унизительным прозвищем, которым называли тех, кто выступал против слепого следования какому-либо одному Мазхабу

Ахль ар-Ра'и(букв. — Люди мнения, рационального, логического рассуждения). Имя, данное первым ученым, чрезмерно применявшим логическое рассуждение в процессе толкования высказываний и действий Пророка (c) .

Бай:Деловые операции.

Бид’а:Нововведения в религиозных ритуалах и принципах.

Даиф (букв. — слабый):Применительно к Хадисам означает ненадежный из-за нехватки одного или более рассказчиков в цепочке тех, кто передавал Хадис, или обрыва цепи этих повествователей (Иснада).

Джама:Применительно к Хадисам — объединение смысла двух явно противоречащих Хадисов таким образом, что в результате первый поясняет собой детали второго.

Джанаба:Состояние большой ритуальной нечистоты (т.е. прерывание состояния ритуальной чистоты), вызванное менструацией, совершением полового акта, послеродовым кровотечением или выделением спермы. В таком состоянии не положено совершать молитву (Салят) и некоторые другие религиозные действия.

Джихад:Усилие, стремление, предпринятое для распространения Ислама — физическое, психологическое, или духовное.

Ду'а (мн. число — Ад'ия):просьба, обращенная к Богу, мольба.

Занят:Обязательное пожертвование, собираемое раз в год Исламским государством от каждого Мусульманина, имеющего избыток богатства (материальных средств), сверх его основных потребностей, который остается в его владении в течение как минимум одного года, если этот избыток богатства составляет больше установленного минимума (приблизительно 1000 долларов США).

Захир* (мн. число — Зауахир*):очевидный буквальный смысл текста Корана или Хадиса.

Иджма:Единодушное согласие Сахаба (сподвижников Пророка (c) ) или ученых по тому или иному положению Исламского права.

Иджтихад (мн. число — Иджтихадат):Один из принципов, существующий в Исламском правоведении, а также соответствующий ему процесс рассуждения, посредством которого выводятся Исламские Фатвы (после проведения тщательного исследования первоисточников). Первые Иджтихады осуществлялись Сахаба, сподвижниками Пророка Мухаммада (c).

Имам (мн. число — Аиммах):Буквально лидер, руководитель, но в Исламе этот термин применяется по отношению к тому, кто ведет коллективную молитву (руководит коллективной молитвой Мусульман), или по отношению к какому-либо выдающемуся ученому.

Иман (букв, вера):Правильная (истинная) вера в Аллаха.

Истисла (букв, стремление к благосостоянию):Принцип Истихсан, развитый Абу Ханифой, а также применявшийся Маликом и его учениками в более ограниченной форме, получил название Истисла, что означает стремление к тому, что более подходит для благосостояния человека (т.е. то, что более идет человеку во благо). Этот принцип касается тех вопросов, которые Шариат детально не регулирует, но они тоже являются целью и неотъемлемой частью Божественного Закона. Наглядный пример Истисла — норма Халифа Али, гласящая, что каждый член группы, участвовавший в убийстве, является виновным, даже при том, что в действительности сам акт убийства был совершен кем-то одним из группы. Тогда как Шариат затрагивает только убийство как таковое, без деталей, относящихся к способу его совершения. Другой пример — право Мусульманского руководителя собирать налоги с богатых, помимо За-кят, если того требуют интересы государства; Шариат же конкретно оговаривает лишь Закят в собственном смысле слова. Имам Малик применял принцип Истисла также для выведения Фатв, которые в большей мере сообразуются с потребностями людей, чем те, которые выводятся методом Кийяс.

Истисхаб (букв, поиск связи, увязки):Означает процесс выведения Фатв Фикха путем связывания, или увязки, совокупности обстоятельств последующего периода с предшествующими. В его основе лежит принцип, согласно которому положения Фикха, применимые к определенным условиям, остаются в силе до тех пор, пока не становится очевидным, что эти условия изменились. Если, например, из-за длительного отсутствия какого-либо человека возникают сомнения насчет того, жив он или мертв, то согласно Истисхабу все правила должны оставаться в силе, как и в том случае, если бы кому-либо было бы известно, что он еще жив.

Истихсан (букв, предпочтение):Предпочтение одного доказательства другому по той причине, что первое оказывается более подходящим для конкретной ситуации, чем последнее, даже в том случае, если доказательство, которому отдано предпочтение, оказывается технически слабее, чем то, которому его предпочли. Это может быть предпочтение одного Хадиса, который более конкретен, другому, имеющему более общее содержание, или же предпочтение более подходящего правила тому, которое выведено методом Кийяс.
Применение принципа Истихсан можно видеть из трактовки договора на производство и продажу. Согласно Кийясу, а также исходя из Хадиса Пророка (c) : "Кто торгует пищей, пускай не делает этого, пока не владеет ею",( Сообщено Ибн 'Умаром и собрано Маликом ["Муатта Имама Малика" в переводе на английски язык, стр. 296, № 1324)) договоры на производство не имеют законной силы, если на время заключения договора предмет, который еще не произведен, естественно, не существует. Но поскольку такие договоры сегодня признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, Фатва, выведенная методом Кийяс, была признана утратившей силу, а подобные договоры разрешены на основе принципа предпочтения (предпочтительности), т.е. Истихсана.

Иттиба:Осознанное следование Мазхабам, основанное на знаниях и любознательности, без фанатизма.

Кадий (мн. число — Куда):Судья.

Каззаб (букв, заядлый лжец):В науке Хадисов это прозвище, которого удостаивались рассказчики Хадисов, известные как лжецы (вруны).

Кийяс:Выведение Исламских Фатв по аналогии (дедукция по аналогии), когда новые Фатвы выводятся из Фатв предшествующих периодов на основе причинного сходства между ними.

Кур (мн. число — Куру):Менструация или период чистоты между менструациями.

Мазхаб* (мн. число — Мазхахиб*):Школа мысли, правовой или философской.

Масджид (мн. число — Масаджид):Мусульманский дом молитвы, исключительно и постоянно предназначенный для совершения молитв (Салят); называется также Мечетью.

Машхур (букв, знаменитый):Применительно к Хадисам это означает высказывание или действие Пророка (c) , которое хорошо известно, рассказано многими людьми из разных источников.

Муаххар:Оставшаяся часть Махра, т.е. свадебного (брачного) дара жениха невесте, выплачиваемая позже, в случае смерти или развода.

Мукаддам:Часть Махра, свадебного (брачного) дара жениха невесте, которая выплачивается до заключения брака.
Мунаазараат* (ед. число — Мунаазарах*). Так
называются дебаты между учеными различных Мазха-бов по правовым вопросам Ислама.

Мунафик (мн. число — Мунафикун):Тот, кто претендует называться Мусульманином, но в действительности не верит в Ислам (т.е. лицемер).

Мурсал:Хадис, приписываемый Пророку ?! тем или иным учеником Сахаба, в котором не упомянуто имя его рассказчика (конкретного Сахаби).

Мустахаб:Настоятельно рекомендуемый акт, совершение которого влечет вознаграждение, но несовершение которого ненаказуемо. Также известен как Сунна (желательное действие).
Мутазилит (переделанное на европейский лад Мутазипи). Последователь школы философской мысли, обычно называвшейся рационализмом. Эта школа была основана Уасилем Ибн Ата Амром Ибн
Убайдой в восьмом веке н.э. Позже она стала официальной философией государства Аббасидов и была учреждена особая тайная канцелярия с целью принудить всех ученых подчиниться ей. Однако Халиф Му-тауаккиль (1177—1192гг. н.э.) отказался от этой философии и навсегда отменил тайную канцелярию. Среди отличительных принципов этой философии — вера в то, что Аллах присутствует повсюду (вездесущность
Аллаха), а также в то, что Коран создан и Божественное начало имеет лишь его смысл, что люди Рая не увидят Аллаха (т.е. что Аллах не явится взору людей Рая), что человек имеет свободную волю без Божественного вмешательства, а также в то, что всякий совершивший великий грех, обретает состояние, среднее между верой и неверием.

Муфти:Ученый, который способен давать Фатвы по ранее существовавшим (старым) или вновь возникающим (новым) проблемным ситуациям.

Нахв:Грамматика.Салят (мн. число — Салават):Пятикратная ежедневная молитва, предполагающая такие элементы, как стояние, поклоны, сидение и касание лбом земли, при которых произносятся Суры Корана и определенные фразы молитвы.

Саум:Соблюдение поста посредством отказа от пищи, питья и половых связей, а также от всех безнравственных поступков (т.е. ложь, сквернословие и пр.) от рассвета до заката. Другой вариант — Сийям.

Сахаба (ед. число — Сахаби) Всякий, кто видел Пророка Мухаммада (c) и умер Мусульманином. Общепринятый перевод этого слова — сподвижники Пророка (c) .

Сахих (букв. Точный, Достоверный). В науке Хадисов этим термином называют Хадис, имеющий непрерывную цепь рассказчиков (когда каждый рассказчик лично встречался с тем человеком, из уст которого он слышал и передал Хадис), и каждый повествователь в этой цепи известен своей богобоязненностью и хорошей памятью.

Суджуд:Прикосновение лбом земли при совершении Намаза.

Сунна:Образ жизни Пророка (c), т.е. его высказывания, действия или молчаливое одобрение им чего-либо. Сунна отражена в различных Хадисах Пророка (c). Слово Сунна используется также в значении "рекомендуемое" в отличие от Фард или Уаджиб, — "обязательное".

Сунни:(более распространенное — Суннит): Мусульманин, который следует Сунне Пророка (c) , то есть является последователем ортодоксального Ислама, его изначальной чистоты. Этот термин обычно используется для разграничения между изначальным посланием Ислама и различными отступническими сектами.

Таби'ун (ед. число — Таби'и, букв, последователь):Те, кто встречался с Сахаба учился у них, и умер Мусульманином.

Тайяммум:Ритуальное очищение пылью (песком) при отсутствии воды.

Таклид:Слепое следование какому-либо одному Мазхабу (школе Исламской правовой мысли).

Такуа:Защита самого себя от гнева Бога через ис-полнение того, что Он повелел, и избежание того, что Он запретил. Также употребляется в значении "осознание Бога", "богобоязненность".

Талак:Развод. В Исламе существуют такие виды развода: Талак Раджи, когда возможно примирение супругов до третьего провозглашения Талак при условии, что женщина не вступила в новый брак, и Талак Баин, когда восстановление семейных отношений возможно лишь в случае, если женщина вступила в брак с другим мужчиной, но развелась с ним в установленном порядке.

Тарджих:Предпочтение одного Хадиса или высказывания ученого другому повествованию на ту же тему в силу большей достоверности первого.

Тасхих:Подтверждение на достоверность и классификация высказываний, исходящие от ученых Мазха-ба или проверка Хадисов на достоверность.

Тауассуль:Посредством молитв, обращенных к Богу — поиск посредников, которые могли бы вступиться за молящегося (ходатайствовать за него перед Богом). Такие действия считаются в Исламе запрещенными — Харам.

Таухид:Вера в Единство и Единственность Бога, присутствующая только в Исламе, по которой Аллах (Бог) считается существом, не имеющим Себе равных в Своей сущности и проявлениях.

Тафсир:Разъяснение смысла Аятов Корана.

Тахара:Гигиена в Исламе, предполагающая очищение тела, одежды и места для молитвы по установленным правилам.

Улама (ед. число — Алим) буквально — ученые; традиционно используется применительно к Исламским ученым.

Умейяды:Первая крупная династия Мусульманских Халифов, начавшаяся в 661г. н.э. с восхождением на престол Халифа Муавийи и завершившаяся отречением от престола Халифа Маруана II (744—750гг. н.э.).

Умма (мн. число — Уммам):Буквально — нация, народ, но обычно используется в значении Мусульманская нация, Мусульманское сообщество, Мусульманская община (в целом), которая не имеет ни географических границ, ни единого языка.

Урф:Обычай или традиция, распространенные на какой-либо территории или среди какого-либо народа, включенные в Исламское право. Местный обычай может стать вторичным источником права, если он не противоречит ни одному из основополагающих принципов, установленных Исламским законом, например, местные обычаи вступления в брак. Согласно Исламу предбрач-ный дар жениха невесте —

Махр — должен согласовываться как часть брачного контракта, но время, в которое он выплачивается, конкретно не установлено. Однако обычай египтян и некоторых других народов таков, что одна его часть, называемая Мукаддам должна быть выплачена до брачной церемонии, а оставшаяся часть, называемая Муаххар подлежит уплате только в случае смерти или развода, в зависимости от того, что наступит первым.
Другой пример Урф — обычаи, касающиеся взимания арендной платы. Исламский закон не требует уплаты цены до того момента, как проданный товар поставлен в полном объеме. Однако на практике, и в частности применительно к аренде, общепринятым является порядок, при котором арендная плата вносится до того, как арендуемая площадь или объект поступают в пользование на согласованный сторонами срок. Еще один пример — обычай, существующий в Сирии, где слово Дабба означает лошадь, в то время как общее значение слова Дабба в арабском языке — четвероногое животное. Отсюда следует, что контракт, заключенный в Сирии, и предполагающий оплату в виде Дабба, юридически будет означать лошадь (передаваемую в порядке оплаты по договору), в то время как в остальных частях арабского мира лошадь (как форма оплаты) в подобных случаях должна оговариваться более конкретно.

Усуль (ед. число — Асль):Основы, т.е. основные источники и фундаментальные принципы какой-либо науки или научной области. Например, Усуль Аль Фикх — это основополагающие источники и принципы Исламского права: Коран, Сунна, Иджма и Кийяс.

Ууду:Ритуальное состояние чистоты, являющееся обязательным условием совершения определенных актов поклонения в Исламе. Обычно переводится как омовение и предполагает мытье рук до локтей, мытье лица и обтирание волос, а также мытье ног от ступней до лодыжек.

Фасик:Мусульманин, который преднамеренно и неоднократно нарушает Исламский закон.

Фатва, Фатуа, (мн. число — Фатауа):букв. — Разъяснение. Правовое заключение, мнение, суждение, взгляд, оценка, рекомендация, решение, и т.д., по какому-либо важному жизненному вопросу, не получившему конкретного разрешения в Исламском законе {Шариате). Фатвы выводились праведными Халифами, сподвижниками Пророка Мухаммада (c) , а также Факихами (мн. число на арабском языке — Фу-каха), т.е. авторитетными Исламскими учеными-правоведами, специалистами в области Фикха — Исламского правоведения.

Фикх:Правильное понимание и применение Шариата (Божественного Закона). В самом общем смысле — Наука об Исламском праве (Исламское правоведение).

Фуру':Второстепенные (в порядке их важности) принципы и нормы Исламского права, выведенные из первоисточников — Корана и Сунны.

Хадж:Один из столпов Ислама — обязанность, возлагаемая на каждого Мусульманина, психически и физически здорового, исполняемая хотя бы один раз в жизни, если он экономически состоятелен настолько, что имеет для этого необходимые средства и возможности. Представляет собой совершение Паломничества к Каабе (Мекка) в месяцы Шауаль, Зуль-Ка'да и Зуль-Хиджа (10-й, 11-й и 12-й месяцы лунного календаря), с целью совершить там определенные предписанные ритуалы поклонения.

Хадис* (мн. число — Ахадис*):Высказывание, действие Пророка (c), или одобрение им чего-либо (в том числе молчаливое).

Халиф (мн. число — Хуляфа):Так называли руководителя всех Мусульман. Используется также в значении правитель Исламского государства.

Халяль:Название категории вещей, которые разрешены Исламским правом. Сюда относятся вещи, классифицируемые как Уаджиб (обязательные), Мустахаб (рекомендуемые), Мубах (дозволенные) и Макрух (нежелательные).

Хамр (вино, перебродивший виноградный сок):В Исламском праве этим термином обозначаются все вещества (так называемые интоксиканты способные опьянить человека и повредить ум.

Харам:Название, данное категории вещей, запрещенных Исламским правом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...