Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование Мазхаба Шафи'итов




Имам Аш-Шафи'и объединил Фикх Хиджаза (школа правовой мысли Маликитов) и Фикх Ирака (школа правовой мысли Ханафитов) и создал новый Мазхаб, положения которого он диктовал своим ученикам в виде книги, называющейся "Аль-Худжа" ("Свидетельство"). Книга эта диктовалась в Ираке в 810г. н.э. и ряд его учеников (Среди этих учеников были Ахмад Ибн Ханбал, основатель Мазхаба Ханбалитов. а также Абу Таур, основатель собственного Мазхаба) запомнили ее наизусть, пересказывая содержание другим. Эту книгу и начальный период преподавания Аш-Шафи'и обычно называют Аль-Мазхаб Аль-Кадим (Старая школа мысли), чтобы разграничить ее со вторым периодом, начавшимся после прибытия Аш-Шафи'и в Египет. Здесь он впитал Фикх Имама Аль-Лайта Ибн Сада и продиктовал своим ученикам Аль-Мазхаб аль-Джадид (Новая школа мысли) в виде другой книги, которая называется "Аль-Умм" ("Сущность"). Благодаря его контакту с совершенно новой совокупностью Хадисов и рассуждений по правовым вопросам, который он имел в Египте, Аш-Шафи'и в своей книге Аль-Мазхаб аль Джадид пересмотрел и изменил многие из своих мнений по вопросам права, которых он придерживался в Ираке. Имам Аш-Шафи'и знаменит еще и тем, что он был первым Имамом, систематизировавшим основополагающие принципы Фикха, которые он изложил в своей книге под названием "Ар-Рисалла".

Источники права, используемые Мазхабом Шафи'итов

1. Коран

Аш-Шафи'и ничем не отличается от упомянутых ранее Имамов в плане бескомпромиссной позиции относительно первенства Корана среди всех источников Исламского права. Он в огромной мере полагался на Коран, как, впрочем, и все до него, добавляя только те новые мысли, знания и понимание которые возникали у него в результате глубокого изучения смысла Корана.

2. Сунна

Имам Аш-Шафи'и заложил лишь одно условие приемлемости Хадисов, а именно — их достоверность (Сахих). Он отверг все другие условия, установленные Имамами Абу Ханифой и Маликом. Он также выделялся своим огромным вкладом в такую область науки, как критика Хадисов.

3. Иджма

Хотя Аш-Шафи'и и имел серьезные сомнения относительно возможности применения Иджмы при некоторых обстоятельствах, он допускал, что для определенных случаев, где принцип Иджма, как известно, уже нашел свое применение, его следует рассматривать в качестве третьего важнейшего источника Исламского права.

4. Индивидуальные мнения Сахаба

Имам Аш-Шафи'и отдавал должное индивидуальным мнениям Сахаба на том условии, чтобы в этих мнениях не было расхождений. Если среди сподвижников возникал конфликт мнений по какому-то конкретному правовому вопросу, он, как и Абу Ханифа, выбирал то мнение, которое было ближе всего к основополагающим источникам и отбрасывал все остальные.

5. Кийяс

По мнению этого Имама Кийяс является одним из дозволенных методов выведения новых Фатв из предыдущих источников. Однако, он отводил ему последнее место по важности, приравнивая к личным суждениям, занимающим низшую ступень в сравнении с доказательствами, основанными на мнениях Сахаба.

6. Истисхаб (Увязка)

Аш-Шафи'и отвергал и принцип Истихсан, применявшийся Абу Ханифой, и принцип Истисла, применявшийся Маликом, считая их одной из форм Бид'ах (нововведений), ибо, по его мнению, они основываются главным образом на субъективных рассуждениях человека там, где уже есть законы Божественного Откровения. Однако, рассматривая аналогичные вопросы, Аш-Шафи'и все-таки должен был использовать принцип, подобный Истихсану или Истисле, который он назвал Истисхаб ("Аль Мадхал", стр. 195—196), что буквально означает поиск связи, увязки. Но в правовом контексте он означает процесс выведения новых Фатв Фикха посредством увязывания совокупности обстоятельств более позднего периода, с теми, что имели место в предшествующие периоды. Истисхаб основывается на предположении, что Фатвы, применимые к определенным обстоятельствам, сохраняют силу до тех пор, пока нельзя точно сказать, что эти условия изменились. Если, например, человек отсутствует длительное время и неизвестно наверняка, жив он или мертв, тогда согласно принципу Истисхаба все правила должны оставаться в силе и точно соблюдаться, как и в том случае, если бы было достоверно известно, что этот человек все еще жив.

Основные ученики Мазхаба Шафи'итов

Наиболее значительными из учеников Имама Аш-Шафи'и, продолжавшими следовать его школе мысли, были: Аль-Музани, Ар-Раби и Юсуф Ибн Яхья.

Аль-Музани (791—876гг. н.э.)

Полное имя Аль-Музани было Исмаил Ибн Яхья Аль-Музани. Он был постоянным соратником Имама Аш-Шафи'и во время его пребывания в Египте. Аль Музани выделился написанием книги, где полностью собран Фикх Аш-Шафи'и. Эта книга, впоследствии изложенная в сжатом виде под названием "Мухтасар Аль-Музани", стала самой читаемой книгой по Фикху Мазхаба Шафи'итов.

Ар-Раби Аль-Маради (790—873гг. н.э.)

Ар-Раби заметен тем, что он был основным рассказчиком книги Аш-Шафи'и "Аль-Умм". Он записал ее при жизни Имама Аш-Шафи'и, параллельно с "Ар-Рисалла" и другими книгами.

Юсуф Ибн Яхья Аль-Буайти

Юсуф Ибн Яхья сменил Аш-Шафи'и в качестве главного учителя этого Мазхаба. Он был заключен в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утвержденную властями философию Мутазилитов о создании Корана (Божена Гаджани Стржижевска, "Тарих ат-Ташри аль Ислами" (Бейрут, Ливан: Дар аль Афак аль Джадида, 1-е изд., 1980), стр. 175—176).

Последователи Мазхаба Шафи'итов

Большинство последователей Мазхаба Шафи'итов сейчас можно найти в Египте, Южной части Аравийского полуострова (Йемен, Хадрамут), Шри-Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Кения, Танзания), а также в Суринаме (Южная Америка).

МАЗХАБ ХАНБАЛИТОВ

Основатель:

Имам Ахмад Ибн Ханбал Аш-Шайбани (778—855гг. н.э.)

Ученым, которому принадлежит основание этого Мазхаба, является Ахмад Ибн Ханбал Аш-Шайбани, который родился в 778г. н.э. Он стал одним из величайших знатоков наизусть и рассказчиков Хадисов своего времени. Сосредоточившись на изучении Хадисов, Имам Ахмад изучал науки Фикха и Хадисов у Имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у самого Имама Аш-Шафи'и.
Имам Ахмад подвергся целому ряду преследований со стороны Халифов его времени по той причине, что последние приняли философию Мутазилитов. Он был заключен в тюрьму на два года по приказу Халифа Аль-Мамуна (813—832гг. н.э.) из-за того, что отверг философскую концепцию, согласно которой Коран был создан. Будучи впоследствии выпущен из тюрьмы, он продолжал преподавательскую деятельность в Багдаде пока Халифом не стал Аль-Уатик (правил в 842— 846гг. н.э.), возобновивший его преследование. После этого Имам Ахмад прекратил преподавать и искал убежища в течение пяти лет, вплоть до прихода к власти Халифа Аль-Мутауаккиля (847—861гг. н.э.). Этот Халиф раз и навсегда покончил с разбирательством по этому делу, выслав ученых Мутазилитов и официально отвергнув их философию. А Имам Ахмад продолжал преподавание в Багдаде до самой смерти в 855г. н.э.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...