Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А) Слова с несколькими прямыми значениями




Есть некоторые слова, встречающиеся и в Коране, и в Сунне, и имеющие несколько значений: к примеру, слово Кур (мн. число — Куру или Акра), что означает месячные у женщины, а также период чистоты между месячными. Ученые Фикха разделились на два лагеря в отношении толкования следующего Аята Корана:

"А разведенные выжидают сами с собой три периода (кур) ... " (Коран: Сура 2, Аят 228)

Выбор конкретного толкования значения слов данного Аята приведет к важному отличию, если речь пойдет о случае развода женщины, у которой наступили третьи месячные. Согласно мнению тех, кто считает Кур периодом чистоты, развод становится окончательным (т.е. процедура развода завершена), как только начались ее третьи месячные, а с точки зрения тех, кто рассматривает Кур буквально как месячные, развод является незавершенным, пока не закончились третьи месячные.

1) Малик, Аш-Шафи'и и Ахмад Ибн Ханбал считали, что Кур означает период чистоты.

2) Абу Ханифа считал, что Кур означает месячные (Абдулпа Абдуль Мухсин Ат-Турки, "Асбаб Ихтилаф аль Фукаха" (Эр-Рияд: Матба ас-Сада, 1-е изд, 1974), стр. 190)

Замечание:

Сообщается, что Ас-Сайида Аиша рассказала следующее: " У Умм Хабибы месячные протекали нерегулярно, и она спросила об этом у Пророка (c). Он приказал ей прекращать молиться в дни, когда у нее Кур". (Собрано Ан-Насайи и Абу Цаудом. См.: Ахмад Хасан, "Сунан Абу Дауд" (англ. перевод), (Лахор: Мухаммад Ашраф, 1984), т. 1, стр. 71, № 285. Этот Хадис собран также Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 1, стр. 188—189, № 652) с различием в формулировке. Повествования Абу Дауда и Ан-Насайи подтверждены на достоверность Аль Албани в книге "Ирва аль Галипь" (Бейрут: Аль-Мактаб аль-Ислами, 1-е изд., 1979), т. 7, стр. 199, № 2118.)

Сообщаются также следующие слова Пророка (c), переданные Аишей: "Я наказал Барире соблюсти срок ожидания (Идда) в три месячных" (Собрано Ибн Маджой и подтверждено на достоверность Аль-Албани в "Ирва аль-Галиль", т. 7, стр. 200, № 2120). Эти повествования ясно указывают, что под Кур подразумевались месячные как таковые.

Б) Буквальный и переносный смысл

В Коране и Сунне есть слова, имеющие как буквальный, так и переносный смысл. К примеру, слово Ламс (прикосновение) используется буквально, чтобы указать прикосновение ладонью руки или вхождение в контакт двух объектов, а в переносном смысле — как половой акт. Исходя из этого, ученые придерживались трех разных мнений относительно смысла следующих Аятов Корана:

" ... или вы прикасались (ламастум) к женщинам и не нашли воды, то совершайте омовение (тайаммум) чистым песком и обтирайте ваши лица и руки"
(Коран: Сура 4, Аят 43)

"... или вы касались (ламастум) женщин и не найдете воды, то омывайтесь (тайаммум) хорошим песком, — обтирайте им свои лица и руки ... "
(Коран: Сура 5, Аят 6)

Этот Аят помещен там, где идет речь о факторах, нарушающих состояние Ууду (Ритуальное состояние чистоты, необходимое для выполнения определенных актов религиозного поклонения в Исламе).

1) Аш-Шафи'и и большинство его учеников считали, что Ламс означает прикосновение рукой или физический контакт. Поэтому, если мужчина произвольно или непроизвольно прикоснулся к женщине или женщина прикоснулась к нему, т.е. произошло прикосновение кожей своего тела к коже ее (его) тела, то в таком случае они оба утрачивают состояние Ууду.

2) Имам Малик и большинство его учеников также считали, что Ламс означает прикосновение рукой. Однако он оговорил, что Ууду прервется только в случае, когда это прикосновение доставило удовольствие, и здесь не играет роли, было ли оно преднамеренным или нет, имел ли место контакт кожи или не имел. Точно такой же была и хорошо известная позиция Имама Ахмада. По принятой ими
позиции решающим фактором является возникновение чувства удовольствия, а сформировалась эта позиция благодаря существованию точного Хадиса, где утверждается, что Пророк (c) во время совершения Суджуд (касаясь лбом земли в молитве) дотрагивался до ступни ноги своей жены Аиши, убирая ее ногу для того, чтобы она не мешала ему.(Собрано Аль Бухари ["Сахих Аль Бухари" на арабском и английском языках, т. 1, стр. 294—295, № 498) и Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 183—184, № 712))

3) Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что Ламс в рассматриваемом Аяте означает половой акт и поэтому прикосновение к женщине не прерывает Ууду, независимо от того, возбуждает ли оно чувство удовольствия ("Бидая аль Муджтахид", т. 1, стр. 33—34). Эта позиция основывалась на упомянутом выше Хадисе от Аиши, а также на еще одном из рассказанных ею Хадисов, сообщенных Сахаби Урвой, где говорится, что Пророк (c) поцеловал некоторых своих жен, а затем отправился на Салят, не возобновляя Ууду.(Собрано Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1 стр.43, № 179), Ат-Тирмизи, Ан-Насайи, Ибн Маджой и подтверждено на достоверность Аль Албани в "Сахих Сунан Аби Дауд" (Бейрут, Ливан: Аль Мактаб аль Ислами, 1989, т. 1, стр. 36, № 165), а также Ахмадом Шакиром в "Джами ас-Сахих" (Бейрут: Дар аль Кутуб аль Илмийя, 1987), т. 1, стр. 133—134)




В) Грамматические значения

В арабском языке существовали также определенные грамматические конструкции, которым была присуща двусмысленность. Так, слово иля (соответствует русскому предлогу "до каких-либо пор", "до чего-либо") просто означало "вплоть до чего-либо, не включая это что-либо", как, например, в следующем Аяте Корана:

" ... выполняйте пост до (илаа) ночи ... " (Коран: Сура 2, Аят 187)

Пост продолжается до самой молитвы Магриб, совершаемой после захода солнца, т.е. он продолжается до наступления ночи, но на саму ночь не распространяется. Такое толкование данного слова не вызывает споров. Однако, иля означает также "вплоть до чего-либо, включая это что-либо", как это имеет место в следующем Аяте Корана:

" ... и погоним грешников до (иля) Ада, как стадо на водопой ... " (Коран: Сура 19, Аят 86)

Поэтому ученые Фикха придерживались двух точек зрения относительно смысла следующего Аята Корана, где дается описание одного из аспектов совершения Ууду:

" ... мойте ваши лица и руки до (иля) локтей ... " (Коран: Сура 5, Аят 6)

1) Ученик Абу Ханифы Зуфар, Ибн Дауд Аз-Захири и некоторые из учеников Малика истолковывали этот Аят в смысле до локтей, но не выше.(Мухаммад Ибн Али Аш-Шаукани, "Найл Аль Аутар" (Египет: Аль-Халаби пресс, последнее изд., без даты), т. 1, стр. 168. См. также:
Ибн Кудама, "Аль Мугни" (Каир: Мактаба аль Кахира, 1968), т. 1, стр. 90)

2) Все четыре Имама считали, что этот Аят означает "до локтей, включая локти".("Аль Инсаф фи Баян Асбаб аль Ихтилаф", стр. 42,43) Такая точка зрения подкрепляется описанием, встречающимся в достоверных Хадисах и касающимся метода, которому следовал Пророк (с) при совершении Ууду (Нуайм Ибн Абдиллах Аль Муджмир рассказал следующее: "Я видел, как Абу Хурайра совершает омовение. Он полностью вымыл лицо, затем вымыл правую руку, в том числе и ее верхнюю часть... затем он сказал: "Я видел, что так совершает Ууду Посланник Аллаха (с) ". Собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 1, стр. 156, № 477).


Б. ПОВЕСТВОВАНИЯ ХАДИСОВ

Причины расхождений по правовым вопросам, возникших среди ученых в связи с повествованием и практическим применением Хадисов, могут быть классифицированы следующим образом:

А) Доступность Хадисов

Во многих случаях повествования некоторых Хадисов не доходили до некоторых ученых в силу того, что рассказавшие их Сахаба к тому времени поселились в различных регионах по всей Исламской империи, а крупные Мазхабы были основаны в различных частях государства еще до того, как были составлены полные собрания Хадисов. Если говорить более конкретно, Мазхабы Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафи'и и Ахмада Ибн Ханбала были основаны в период с середины восьмого века н.э. до первой части девятого века н.э., а большинство более достоверных и полных собраний Хадисов (Книги Хадисов, составленные Бухари, Муслимом, Абу Даудом, Ат-Тирмизи, Ан-Насайи и Ибн Маджой) появилось только в последних десятилетиях девятого века и первых десятилетиях десятого века.

1) Абу Ханифа считал, что Истиска (молитва о наступлении дождя) не является коллективной молитвой (Салят). Его точка зрения основывалась на повествовании Анаса Ибн Малика, из которого следует, что Пророк (c) невзначай произнес Дуа (мольбу) о
наступлении дождя, не совершая при этом Салят.("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 1,
стр. 423—424, № 1956)

2) Однако его ученики Абу Юсуф и Мухаммад, а также все остальные Имамы были единогласны в том, что Салят для Истиска — это правильно.("Аль Мугни", т. 2, стр. 320. См. также: "Бидая аль Муджтахид", т. 1, стр.182.)

Эта молитва получила название Салят Аль-Истиска. Их точка зрения основывалась на повествовании Аббада Ибн Тамима и других, где сообщалось, что Пророк (с) вышел на место проведения молитвы, совершил Дуа о наступлении дождя, повернувшись в направлении Кибла (направление Мекки), вывернул свой халат и возглавил коллективную молитву, Салят, которая состояла из двух Ракятов.("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 1, стр. 422, № 1948)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...