Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теперь можем продолжить  табличку: субличность - (падший архетип) – положительное ядро




Субличность Проявление падшего архетипа Положительное ядро высший архетип
Паникёр Ранимость, избегание негативных переживаний Чувственность
Лентяй Инертность, избегание действий, пассивность Оберегать здоровье
Упрямец Я всегда прав Проявление воли и настойчивости
Несчастная Жалость к себе Сострадание
Обличитель Вывести всех на чистую воду Анализ и наблюдательность

Сейчас мы поговорим об упражнении, которое позволяет узнать поглубже свои субличности. Помним, что мы не подавляем никакие проявления субличностей, напротив, мы пытаемся дать им выход, «вызвать» их из глубин бессознателного, а затем направить эту энергию, на наше самопреобразование и самоисцеление. В этом нам помогают упражнения с применением направляемого воображения.Мы будем умышленно использовать символику восхождения, которая образно отображает внутреннее восхождение к высшим уровням своего сознания своего существа, возврата к источнику жизни, к душе. Мы пытаемся привлечь для преобразования наших частей энергию высшего «Я» и в свете души поработать с субличностью.

Если мы представим, что восходим на гору, взяв с собой какую-то субличность, то можем вызвать в ней удивительные изменения: мы можем вернуться от извращенного проявления к высшему архетипу или, по крайней мере, понять значение данной субличности, ее настоящий и возможный будущий вклад в совокупный ансамбль нашей личности, определить её здоровое ядро или сущностное качество.

Работа с субличностями

Итак, сосредоточив внимание на дыхании, выдыхаем, всё что нам мешает. (10) И когда я начну вести ваше воображение, то если воображаемые вами вещи будут отличаться от того, что я вам говорю, если вы чего-то не будете видеть или будете видеть нечто иное, пусть это вас не волнует. У каждого из вас свой собственный опыт. И нет опыта «правильного» или «неправильного».

1.Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Представьте, что вы вместе с этой субличностью находитесь в долине. Вы видите траву, цветы, деревья и гору. Оставайтесь там некоторое время,
вслушиваясь в звуки и голоса окружающей вас природы: щебетанье птиц, шелест листьев и тому
подобное.

А теперь вместе с субличностью вы идёте к горе. Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, представляйте, что вы  идете по горному лугу или по краю обрыва. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, ощущайте, как воздух становится все более чистым и бодрящим, вслушивайтесь в царящую на высоте тишину.

На протяжении всего восхождения не забывайте о своей субличности. Вы можете начать с ней беседу. Вы можете задавать ей любые вопросы. Какова твоя роль в моей жизни? (10)  Чего ты хочешь? (10)  Чем я могу тебе помочь? (10)  Что ты для меня делаешь? (10)  Какие события, какие обстоятельства моей жизни вызвали твое появление? (10) Итак, чего ты хочешь? (5) И в чем состоит твоя основная потребность, что тебе действительно нужно?(5) Каково твое сущностное качество? (15)

Сознаете ли вы, как вы относитесь к этой части? Сердитесь ли вы на нее, потому что она вам мешает?
Или это очень важная часть, которая помогает вам, делает вас сильнее? Поговорите с ней, расскажите ей о ваших трудностях, с нею связанных, расскажите, как вы к ней относитесь. (15) Спросите ее, не хочет ли она воспользоваться возможностью что-то сказать вам или о чем-то спросить? (15

Вы ведете свою субличность на очень высокую гору. Гора высока, но идти легко. И вот вы достигаете вершины горы. Когда вы достигнете вершины, пусть вас освещает солнце, обнажая самую суть вашей субличности. При этом вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Позвольте субличности выразить себя в новом качестве и пообщайтесь с ней.

Стоя там, на вершине горы, вы начинаете сознавать, что рядом с вами находится ещё какое-то другое очень мудрое существо, преисполненное света. И это существо способно говорить с вами. И вам представляется возможность задать ему любой интересующий вас вопрос о субличности, которая пришла с вами. И о том, каково ее назначение в вашей жизни. И как развивать ваши с ней отношения. И вы задаёте этот вопрос. (10) Задержитесь немного, чтобы почувствовать присутствие этого мудрого существа. И указать на него сопровождающей вас субличности. А теперь пришло время попрощаться с этим мудрым существом и поблагодарить его. И мудрое существо говорит вам, что оно всегда готово вас слушать, когда бы вы сюда ни пришли. Итак, берите своего спутника и идите вниз. И осознайте, как чувствует себя теперь ваша субличность.Вы можете заметить происходящие с ней едва уловимые перемены — вроде изменений настроения, выражения лица или одежды, или даже полное преображение, когда субличность превратится в нечто иное.

Теперь медленно обратите внимание на свое тело, сидящее на стуле в этой комнате. Почувствуйте, что ваши ноги стоят на полу, что вы можете пошевелить пальцами ног; очень медленно откройте глаза и полностью возвратитесь назад в эту комнату.

Разумеется, при однократном выполнение упражнения преображения может и не произойти. Субличность может даже еще больше отдалиться от своего истинного архетипа. Это может произойти в случае, если мы не признаем и не примем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку.




Главные три вопроса: 1) Чего хочет ваша субличность? (желание) 2) Что ей нужно?(глубинная потребность) 3) Каково ее сущностное качество? Именно на эти вопросы нужно обратить внимание?

Применение методики направляемого воображения нередко позволяет открыть в себе такие части, о существовании которых мы даже не подозревали. Воображение как бы пробуждает эту часть или качество. Человеку гораздо легче ощутить это свое качество благодаря воображению, нежели благодаря заверениям окружающих о том, что у него есть данное качество. Опыт, полученный в воображении, вселяетв человека уверенность и позволяет ему осознать, проявить и утвердить в себе это качество.

Такого рода упражнения помогают лучше узнать свои субличности и осуществить преобразование.

Интеграция

Следующая стадия работы с субличностями - интеграция. Трансформация и интеграция тесно взаимосвязаны, как мы уже поняли. Как только мы начинаем трансформацию, запускается механизм интеграции. Потому что интеграция – это естественный природный процесс, который происходит в нас постоянно. В течение всей нашей жизни мы совершенно естественно интегрируем различные наши конфликтующие части. Но когда какая-то наша часть по той или иной причине,— например, в результате подавления,— останавливается в своем росте, она как бы отпадает от целого и утрачивает способность к естественной, непроизвольной интеграции. В таком случае нам приходится с ней работать, обращаясь за советом к нашей внутренней мудрости.

И в этом нам помогают специальные упражнения.Символика восхождения, осознание присутствия мудрого существа (как мы его называем, имея в виду высшее «Я») позволяет добиться  состояния расширенного сознания и на горенам являются наши собственные ответы. Проясняется истинная картина, рождается понимание необходимых изменений и шагов навстречу к высшему архетипу. Так происходит преобразование субличности, энергия перенаправляется на стимулирование высшего архетипа, а в результате— начинается естественная интеграция. Мудрое существо на горе — это наша собственная внутренняя мудрость, знающая, как осуществить интеграцию. «Внутренней мудростью» мы называем представленный в нас всеобщий эволюционный принцип движения к единству. Мы можем видеть, что повсюду в природе, в особенности в живой природе, наблюдается это стремление к самосовершенствованию, самоинтеграции, более эффективным формам организации. Клетки объединяются, чтобы сформировать орган, органы объединяются, чтобы сформировать человеческий организм, люди объединяются в группы и так далее. Этот эволюционный принцип пронизывает всю вселенную. Об  этом эволюционном принципе мы говорим,  работая с субличностями, как  об интеграции отдельных частей личности в целое.

Итак, мы утверждаем, что начавшаяся трансформация запускает процессы интеграции. А трансформация субличности –есть движение в сторону высшего архетипа, что и делает возможным последующую интеграцию. Чем активнее мы двигаемся в сторону высшего архетипа, тем интенсивнее интеграция.

Движение в сторону высшего архетипа ? Как мы это делаем? Мы используем все уже известные нам методы. Мы создаём для себя образ высшего архетипа и начинаем насыщать его энергией, мы взращиваем этот образ, учимся жить с позиции «как если бы», применяем упражнения с использованием визуализации и творческого воображения, медитацию с осмыслением и, конечно, продолжаем диалог с субличностью. Можно сказать, что мы должны убедить, уговорить субличность развиваться, договориться с ней о сотрудничестве и о взаимодействии с другими субличностями.

Очень важнопроводить регулярную работу с субличностью (как правило, проблемных, 1-2),  на языке честной дипломатии, нельзя обещать и не выполнять обещания. Ведь мы договариваемся с самим собой и обманывать себя нам не к чему. Мы можем выделить для работы с субличностями определённое время, это будет правильнее, чем переключаться в результате эмоционального всплеска.Ведь мы как раз стараемся уйти от ситуации, когда субличности переключаются, как хотят.Вначале для этого нам будет необходимо уединение, но со временем мы научимся проводить эту работу в любых условиях (в транспорте, в душе и.т.д.). Необходимо сделать так, чтобы субличность согласилась двигаться к высшему архетипу, развиваться. Субличности –это всё равно, что наши внутренние дети, которые могут шалить и капризничать. Ведь мы их создали, поэтому вполне правильно их называть внутренними детьми, с которыми надо работать, убеждать, вразумлять, уговаривать. С этим надо разбираться, ведь это наш внутренний мир. Основные проблемы в работе с субличностями снимаются, когда получено их согласие, что жизнь надо улучшать и шлифовать недоработки, развиваться одним словом. Теперь работать над собой будет проще, так как не придётся тратить огромное количество энергии на самоподавление и внутренние конфликты.Теперь главное работать регулярно.

Хочется отметить такой момент. Не позволяйте себе идти на поводу у возникающих мыслей о том, что

субличность делает, что хочет, и вы не можете с ней справиться. Это всего лишь избегание ответственности, ведь субличность и вы это не разные личности. Это всего лишь разные части одной личностис которыми мы работаем.И если у меня есть субличностьлентяя, это не значит, что я  хорошая, а субличность, которая заставляет меня лениться, плохая. Это говорит о том, что я ленюсь, потому что мне хочется лениться. Получается, что если моя субличность слаба, то и я слаба, если труслива, то и я труслива. Ведь субличности всего лишь воплощают наши желания, как могут.

Все вышеперечисленные методы – это, конечно, главное в работе трансформации, но ещё очень важный момент. Надо определить, создать ментальную установку, которая станет таковым девизом нашей жизни, красной нитью при движении к высшему архетипу.

Субличность Проявление падшего архетипа Высший архетип (положительное ядро) Девиз
Паникёр Ранимость, избегание негативных переживаний Чувственность Здесь и сейчас
Лентяй Инертность, избегание действий, пассивность Оберегать здоровье Режим, распорядок дня, план
Упрямец Я всегда прав Проявление воли и настойчивости Я слышу других
Несчастная Жалость к себе Сострадание Децентрализация
Обличитель Вывести всех на чистую воду Анализ и наблюдательность Критически анализ себя

До того, как мы приступили к работе с ними, субличности — это миры, не связанные между собою, которые не принимают во внимание и не понимают друг друга. Но едва их пронизывает осознание, как между ними начинают устанавливаться связи. Осознание не только освобождает, но и объединяет.

Координации и трансформации подвергаются  и взаимоотношения между субличностями, что обеспечивает их интеграцию в личность. Часто описывают этот процесс как «размораживание»,— словно лед тает между населяющими их обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты. Трансформации подвергается поведение субличностей и они начинают функционировать согласно желанию личности.

При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества.

Синтез

Синтез имеет место в том случае, когда две или более субличностей готовы сформировать целое. При синтезе индивидуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Новое целое содержит сумму их качеств и вместе с тем нечто большее, превосходящее простую сумму индивидуальных характеристик. Этот процесс требует глубокого преобразования личности. Это высшая ступень личностного психосинтеза. Он позволяет личностному я свободнее выражать себя через личность и её качества.

Мы уже говорили с вами, что две субличности могут быть полярнымипротивоположностями (мудрец и выскочка, взрослая женщина и беспомощная маленькая девочка, хорошая маленькая девочка и несносная девчонка, умник и растяпа, весельчак и трудоголик и.т.д.).  Но мы знаем также, что стороны любого, даже самого серьезного конфликта могут в конце концов прийти к согласию. Ибо целостность — наше естественное состояние. Однако для восстановления целостности необходимо время.Конфликт преодолевается на пути объединения, интеграции конфликтующих сторон. Результат-гармоничное единство противоположностей — это состояние, к которому в той или иной степени может приблизиться любой человек.

К числу общераспространенных противоположностей внутреннего мира человека можно отнести любовь и волю, практичность и идеализм, чувства и разум, чувственность и духовность, деловитость и игривость, интуицию и логику, пессимизм и оптимизм, мужественность и женственность, консерватизм и радикализм, интроверсию и экстраверсию.

Игра этих противоположностей дает нам возможность обогатить свой опыт, свою деятельность и, в конечном счете, осуществить свой синтез. Бывает, что человек полностью обусловлен какой-то одной стороной своей личности. И обнаружить  у него хоть какое-нибудь противоположное качество очень трудно. Человек, например, может быть прекрасным работником, и совершенно не уметь развлекаться; или он может быть интеллектуалом, начисто выключенным из эмоциональной жизни — и так далее. Обычным результатом такой односторонности является застой в развитии.Такая односторонность и ограниченность зачастую бывает поверхностной: люди, отождествленные с одним полюсом своей личности, могут быть щедро наделены противоположным качеством, но
подавлять его. Еще чаще встречаются случаи колебательногопроявления противоположных качеств, когда человек по очереди отождествляется то с одним, то с другим.

Проблема возникает тогда, когда мы отождествляем себя лишь с каким-то одним из своих противоположных качеств за счет другого. Затем мы постепенно становимся пленниками избранного нами качества и соглашаемся ограничить себя им, так появляется субличность.Наше поведение обедняется, поскольку мы в своем ослеплении не видим противоположной половины спектра существующих у нас возможностей. Очевидно, разрешение этой проблемы состоит в том, чтобы сознавать оба полюса, не отождествляясь ни с одним из них: необходимо достичь состояния творческого напряжения, динамического равновесия между полюсами.Позиция в центре обеспечивает свободу «я» и позволяет нам регулировать взаимодействие  полюсов и решать, какую из сторон уместно будет проявить в той или иной ситуации.

Пример: если я отождествляю себя, например, с «хорошей маленькой девочкой», то во всех сферах своей жизни — на работе, в отношениях с людьми — повсюду я буду вести себя как «хорошая маленькая девочка». А это не правильно и не способствует моему развитию.Я не буду нисознавать в себе, ни позволять себе ничего такого,благодаря чему я могла бы выглядеть в своих глазахи глазах окружающих по другому, а тем более, как противоположность, «несносная девчонка». Тем самым я отождествляюсь с одной, в данном случае с  главной частью своей личности. Но когда я обретаю способность отступить на шаг от этой главной части и сознаю, что это лишь однаиз моих частей, и у меня есть возможность для более широкого самовыражения.

Если рассмотреть пример с «хорошей девочкой» и «несносной девчонкой» (а аналогичные противоположности есть во внутреннем мире многих), то очевидно, что в определенных обстоятельствах уместно быть доброй и послушной, тогда как в иных обстоятельствах весьма уместно будет проявить непослушание и сказать «нет». В этом и состоит кооперация, то одна субличность, то другая. Следующий шаг — более тонкой природы,- это шаг к интеграции. Стороны взаимодействуют, сближаются, а уподобляются друг другу, ибо сущностное ядро у них одинаковое; скажем, «хорошая девочка» становится тверже, а «несносная девчонка» — мягче. И наконец, происходит синтез субличностей: двое становятся одним. Чем глубже уровень психосинтеза, тем ярче выражен эволюционный принципдвижения к единству.

Сущностное ядро противоположностей?

Чтобы найти сущностное ядро противоположных субличностей нам нужно понять их желания и глубинные потребности, нам нужны ответы противоположностей на следующие вопросы:

1.Что ты хочешь?

2.Что тебе надо?

На определённой глубине потребности сходятся, нужно только добраться, докопаться до этой глубины. Давайте попробуем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...