Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.




В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. /своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей.

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений (слухи, сплетни), стереотипов

2. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

 

Стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

Установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: например, гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, — может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

 

2. Общение как рефлексивный процесс:

 

Упражнение «Чудное приветствие»

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Тренер говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

 

Упражнения «Каждый видит по-своему»

Предлагается расставить участников по "теплоте рук" (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных участников). Проверяется еще один канал восприятия - прикосновение.

Упражнение: Рефлексия. Ответить на вопросы:

a) Я, каким я себя вижу.

b) Я, каким меня видят другие.

c) Я, каким мне представляется мой образ в сознании других людей

d) Я, какой есть на самом деле.

Если человекимеет неверное представление о себе, о слушателях и, главное, о том, как его воспринимают слушатели, то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

 

Упражнение «От нуля до десяти»

Цель: Развитие рефлексии.

На отдельной карточке каждый участник оценивает следующие свои качества баллами от 0 до 10: искренность; чувство юмора; доброжелательность; сила характера; обаятельность; умение поддержать другого; потребность в поддержке; неординарная личность; коммуникативность.

Например, 8 - за искренность; 6 - за чувство юмора; 10- за обаятельность и другое. Тренер дает задание оценить эти качества у других присутствующих.

После чего проводится сравнительный анализ того, на сколько совпадают мнения участников группы. Предлагается начинать с фразы: «Меньше всего ценю я в себе…» или «Я считаю своим достоинством…».

 

Ассоциация.

Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

— На какой цветок он похож?

— На какой вкус?

— На какую песню?

— На какую книгу? И т.д.

 

Упражнение «Биография по портрету»

Возьмите репродукцию портрета какого-либо неизвестного человека. Постарайтесь воссоздать биографию человека, изображенного на портрете. Почувствуйте в себе постепенное развитие перцептивной интуиции.

 

Упражнение «Портрет товарища»

Цели: Восполнение дефицита информации о членах группы; развитие социальной перцепции; создание благоприятной атмосферы в группе.

Проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию или по желанию членов группы. Участники становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом, и делается вывод о том, насколько участник был точен.

     

Контрольные вопросы:

1. Что такое эмпатия?

2. Что такое рефлексия?

3. Что такое идентефикация?

4. Что такое перцепция?

5. Какие ошибки восприятия вы знаете?

 

Тема 3.1. Стили общения.

План:

1. Понятие стиля.

2. Стили делового общения

 

1. Стиль общения существенно влияет на поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется такими факторами: личностные качества человека, его мировоззрение и социальный статус в определенном обществе и др. если исходить из того, что стиль общения определяется большей готовностью человека к коммуникации в той или иной ситуации, то можно говорить об основных стилях: авторитарный, демократический, либеральный, ритуальный, манипулятивный, гуманистический и императивный.

Стиль общения в этом ракурсе следует рассматривать как склонность к определенному виду общения. Это проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций. Однако какой-то один стиль не полностью определяет общения человека, он может общаться и в любом другом стиле.

Стиль общения это индивидуально стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия: в долевых и личностных отношениях.

 

2. Ритуальный стиль. Главной задачей партнеров в этом стиле является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер является необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует множество ритуалов, в которой каждый человек участвует как маска с заранее определенными качествами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры. Например, мы здороваемся с малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности – все это элементы ритуального общения. В американской культуре принято на вопрос: Как дела? Отвечать «Прекрасно». Как бы не обстояли дела в действительности. В подобном стиле многие контакты со стороны кажутся бессмысленными и бессодержательными. Вспомним широко известное выражение о том, что зануда, это человек, который на вопрос как живешь? Начинает рассказывать подробности своей жизни. Иными словами мы воспринимает человека как зануду, если он выходит за рамки ритуала. Представьте, что все перестали с вами здороваться, ваша реакция была бы не оптимистичная. Ведь лишение этого ритуала воспринимается как социальная изоляция.  

Манипулятивный стиль общения предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения скрытых намерений и целей. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения по отношению к нему целей. Своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достичь цели. По сути подсовывает партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. Даже если у обоих партнеров свои цели по поводу изменения точки зрения собеседника. Победит тот, кто окажется самым находчивым манипулятором. Тот кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения. Не следует делать вывод, что манипуляция является негативным явлением. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личное общение, что позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как понимание, сочувствие, сопереживание. Цели гуманистического общения с самого начала не планируются и не закрепляются. Специфической особенностью этого общения является то, что ожидаемым результатом является не поддержка социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, а общая смена представлений обоих партнеров, что определяется глубиной общения. Примеры гуманистического общения: интимное, педагогическое, общение врача и пациента, психотерапевтическое.

Императивный стиль общения - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а так же осуществление контроля за его поведением. Сферы: воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, работа в сфере: начальник - подчиненный. Это приказы, предписания и требования.

Авторитарное общение. Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедывающие авторитарный стиль взаимодействия имеют догматическое мышление, при котором только одна мысль правильная. Инициатива других людей не поощряется.

Демократическое общение. Либерал или уступчивый в общении «плывет по течению», часто прибегает к уговариванию собеседника, но в общем достаточно малоинициативные в общении.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое стиль общения?

2. Раскройте суть манипулятивного стиля общения.

3. Раскройте суть авторитарного стиля общения.

4. Раскройте суть императивного стиля общения

5. Раскройте суть гуманистического стиля общения.

6. Раскройте суть ритуального стиля общения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1100.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...