Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.1. Мотивы. Мотивы поведения.




План:

1. Понятие мотива

2. Виды мотивов

 

1. Потребности человека условны. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека.

Мотивы поведения (от лат. moveo — двигаю) — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности.

Мотивация — это направление и интенсивность усилия, совокупность внешних и внутренних движущих сил.

Направление усилия означает, что человек ищет определенные ситуации или стремится к ним, или что определенные ситуации привлекают его. Например, учащийся средней школы может иметь мотивацию выступать за команду теннисистов, тренер —

посещать тренерские курсы.

Интенсивность усилия характеризует степень усилий, прилагаемых человеком в определенной ситуации. Например, учащийся может посещать занятия по физической культуре (участвовать в ситуации), но не прилагать больших усилий. Например, тяжелоатлетка может тренироваться 4 раза в неделю, как и ее подруги по команде, но отличаться от них по величине и интенсивности прилагаемых усилий на каждом тренировочном занятии.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

 

2. Жизнь во всех своих формах связана с движением. И по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара.

Деятельность это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение. Если человек стремится к выполнению какой-либо деятельности, у нее есть мотив. Мотивировать человека, значит затронуть его важные интересы, создать ему условия, для реализации себя. В процессе жизнедеятельности. Для этого человек, должен, по крайней мере, знаком с успехом, иметь возможность увидеть свои результаты труда, ощущать свою значимость.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Деятельностные мотивы могут быть разные:

* органические - направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма.

* функциональные – удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, занятия спортом.

* материальные – побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов.

* социальные – порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание, уважение.

* духовные – лежат в основе самосовершенствования человека.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое мотив, мотивация.

2. Раскройте суть органического мотива.

3. Раскройте суть функционального мотива.

4. Раскройте суть материального мотива.

5. Раскройте суть социального и духовного мотивов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...