Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.4. Стресс. Пути выхода из стресса.




План:

1. Понятие стресса. 

2. Причины и симптомы стресса.

3. Пути выхода из стресса.

 

1. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Вопросы:

1. Какие эмоции вы знаете? 2. Какие чувства вы знаете? 3. Чем отличаются чувства от эмоций?

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Стресс — состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий.

Теорию стресса разработал канадский ученый Селье. Он указывал, что стрессовые состояния направлены на повышение устойчивости организма к любым воздействиям и носят защитно-приспособительный характер. По Селье, адаптационный синдром начинается со стадии тревоги, во время которой в ответ на первоначальный шок мобилизируются защитные системы организма. В результате организм приобретает устойчивость.

2. Причины стресса


Бытовое неблагополучие и денежные проблемы; Семейные неприятности; Высокий темп жизни;  Дефицит времени; Избыток информации; Неудовлетворённость жизнью; Болезни, физические травмы; Сплетни, зависть; Неправильное сочетание труда и отдыха; Вредные привычки; Психологические травмы.   Завышенная самооценка, эгоистичность; Неумение прощать; Восприимчивость.


 Симптомы стресса

Нарушение сна (бессонница); Конфликтность; Агрессивность; Пониженное настроение; Снижение аппетита или наоборот обжорство; Апатия; Неуверенность в себе, нерешительность; Навязчивые действия (грызть ногти, притопывание ногой, накручивание волос на палец), Плаксивость.

 Последствия

• Злость и зависть поражает органы пищеварения; • Постоянный страх – щитовидную железу; • Безутешное горе влечёт за собой диабет; • Необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце; • Печаль и уныние ускоряет старение; • Стрессы дают самую высокую степень риска для здоровья: • инфаркты;  • инсульты; • параличи; • диабет; • гипертония; • язва желудка и т.д.

 

Вопросы:

1. Всегда ли стресс является плохим для организма? 2. На какие события человек реагирует стрессом? 3. Всегда ли только отрицательные события оказываются стрессовыми?

 

3. Выполнение психологических упражнений «учимся снимать стресс».

1. Ритуал начала занятия. Упражнения «Импульс пожатия».

 Участники и ведущий сидят на стульях в кругу. Все берутся за руки. Ведущий отправляет импульс пожатия вправо или влево от себя, пожав руку соседа. Задача остальных, получив импульс пожатия передать другому по цепочке. Роль ведущего обеспечить для каждого участника максимальное комфортное вхождение в группу.

Слова ведущего: «Своим пожатием руки я передаю импульс хорошего настроения. Ваша задача, получив импульс пожатия передать другому по цепочке.»

2. Учимся расслабляться, справляться со стрессовыми ситуациями.

Роль ведущего: Помочь овладеть способами релаксации и снять стрессовое напряжение. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Обучение нескольким способам релаксации.

В процессе работы поощряется открытое проявление эмоций.

*Вверх по радуге. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая - съезжаете с нее, как с горки.

 *Сядем поудобнее, спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубокий вдох и выдох.

* Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся мы можем произнести про себя это волшебное слово и почувствуем себя намного увереннее и спокойней. Это могут быть разные слова: «тишина, остановись, нежная прохлада и т.д.»

3. Упражнение. «20 способов побороть стресс»

Участники предлагают варианты, как побороть стресс и депрессию. Прием «Мозговой штурм», при котором на доску записываются варианты, предложенные участниками группы.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое эмоции? 2. Что такое чувства? 3. Чем эмоции отличаются от чувств:

4. Что такое стресс? 5. Назовите причины стресса? 6. Назовите симптомы стресса?

7. Назовите последствия стресса?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...