Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2.6. Коммуникативная сторона общения.
Практическая работа. План: 1. Общение как коммуникативная деятельность. 2. Обмен информацией. 3. Структурные компоненты коммуникативной деятельности. 1. Вводное слово. Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникационный процесс — это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации. Основные функции коммуникации: 1) информативная — передача истинных или ложных сведений; 2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. Передача информации возможна: — другим лицам; — для выполнения задач. Передача информации может осуществляться в следующих направлениях: а) сверху вниз: — постановка задач (что, когда делать), — инструктирование (как, каким образом, кто); б) снизу вверх: — донесения об исполнении, — донесения о проверках, — донесения о личном мнении сотрудника; в) в горизонтальном направлении: — обмен мнениями, — координация действий, — планирование, — сообщения об исполнении (рис. 1). Рис. 1. Информационные потоки 2. Фронтальная письменная работа: Задание: Записать примеры процесса коммуникации по данной схеме этапов: Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов (рис. 2). I этап — начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить. II этап — воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д. III этап — передача информации через использование выбранных каналов связи. IV этап — получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли — этот процесс называют декодированием. V этап — этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.
Рис. 2. Этапы процесса обмена информацией
3. Работа в подгруппах: Задание: Записать примеры общения по видам коммуникаций с указанием коммуникативных ролей. Выделяют следующие виды коммуникаций: — формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения; — неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов); — вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх; — горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий; — межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций. Выделяют 4 коммуникативные роли: 1) «сторож» — контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры); 2) «лидер мнений» — способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом); 3) «связной» — связывающее звено между группировками в коммуникационной сети; 4) «пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.
Контрольные вопросы: 1. Что такое коммуникация? 2. Что такое коммуникативная компетенция? 3. Какие этапы обмена информацией вы знаете? 4. Какие виды коммуникаций вы знаете?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |