Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практикум «Профессиональные ценности»




Цель проведения практикума: развитие навыков определения главных ценностей, умения делать выбор между ценностями и целями.  

Задание: Попробуй­те, анализируя каждый из приведенных случаев, определить, какая ценность (или какие ценности) являются главными для конкрет­ной ситуации, и что угрожает их соблюдению. Пользуйтесь этой таблицей.

 

Ценности Что угрожает соблюдению ценностей?
Доступ к необходимым ресурсам Беспомощность и чрезмерная зависимость
Принятие, толерантность и вера в самоценность и достоинство каждого человека Молчание и выход из контакта
Уникальность и индивидуальность клиентов Агрессивное, замкнутое и угрюмое поведение Манипуляционное и эксплуатирующее поведение
 Уверенность и возможности самоопределения и самостоятельного решения проблем клиентами Конфиденциальность Самоуничтожение Пассивное несогласие

 

Затем сформулируйте решение: какова должна быть реакция, слова, действия социального работника? В каждом случае возможно несколько вариантов решения. Сравните свой ответ с приведенным ниже. Что, на ваш взгляд, нехарактерно для России? А какие ситуа­ции вполне могут произойти и ввашей практике? С чем это связа­но? Обсудите в группе полученные результаты.

Утверждения клиента

1.   Член группы(на первом занятии групповой терапии): Пе­ред тем как я действительно откроюсь и расскажу о себе, я дол­жен быть уверен, что то, что я скажу; никто не разболтает дру­гим людям. [Поворачиваясь к социальному работнику.] Какова гарантия того, что этого не произойдет?

2.  Сельскаяженщина, мать троих детей[проживает в ветхом, но ухоженном доме, ее дети одеты в поношенную одежду, но вы­глядят здоровыми]: Вы, городские люди, кажется, не понимаете, что вовсе ни к чему иметь шикарный дом и груды роскошных ве­щей, чтобы хорошо жить и растить здоровых детей.

3.  Подросток-делинквентв коррекционном заведении [после того, как социальный работник представляется]: Так вы хотите помочь мне, а? Я скажу, как вы можете мне помочь. Вы меня мо­жете вытащить из этого чертового места - вот как!

4.  Женщина[первая встреча-интервью в центре семейного кон­сультирования]: Перед тем, как я расскажу о моих проблемах в бра­ке, мне необходимо сказать вам, что я - адвентист седьмого дня. Вам что-нибудь известно о моей церкви? Я спрашиваю, потому что мно­гие из возникших брачных проблем связаны с моей религией.

5.  Клиент[после того, как встреча-интервью заканчивается и обсуждается время следующей встречи]: О, просто впишите ме­ня в ваше расписание, когда вам будет удобно. Просто сообщите мне, когда мне прийти, и я как-нибудь доберусь сюда.

6.  Женщина[шестая встреча]: Может быть, это звучит глупо, но мне кажется, я вас совсем не интересую как человек. У меня такое чувство, что я для вас просто кто-то, кого можно проана­лизировать.

7. Девочка-подросток, в коррекционном учреждении для де­линквентов[замеченная в момент передачи наркотика]: Пожа­луйста, не сообщайте об этом, Валентина Ивановна. Последнее время я хорошо себя вела и я поняла свой урок. Вам не надо беспокоиться обо мне. Я не стану больше иметь дел с наркоти­ками.

8. Женщина 39 лет[первая встреча-интервью, самая первая реплика клиента]: Сегодня я очень агрессивна. Если вы не увере­ны, что способны преодолеть мою враждебность, может быть, мне следует уйти.

Модели реакций

1. «Петр затрагивает важную проблему, которая касается вас всех. Итак, чтобы все вы чувствовали себя более комфортно, рас­сказывая о себе, делясь с группой своим личным опытом, нам необ­ходимо понимание того, что каждый из вас будет держать в строгом секрете то, что мы обсуждаем. Я могу заверить вас, что буду дер­жать все в тайне, но мне бы хотелось услышать от всех остальных, что вы думаете о вопросе Петра».

2. «Кажется, вы думаете, я могу смотреть на вас свысока, потому что я из города. Но это не так. Я вижу, что для вас важно хорошо уха­живать за детьми. Еще я хочу сказать, что вместо того, чтобы крити­ковать вас, я  впечатлен тем, как чист и опрятен ваш дом. Знаете, по-моему, мы не так уж сильно различаемся из-за того, что я живу вго­роде, а вы - на селе. Мы похожи гораздо больше, чем отличаемся, и я хочу, чтобы вы знали, что я уважаю вас как человека».

3.  «Думаю, мне хотелось бы того же, будь я в твоей ситуации. И я тоже хочу этого для тебя. Но мы оба знаем, что комиссия не выпу­стит тебя до тех пор, пока они не буду!' уверены, что ты готов выйти на свободу. Я не могу освободить тебя, но с твоим участием я могу помочь тебе осуществить изменения, которые подготовят тебя к ос­вобождению».

4. «Должна сознаться, я знаю совсем не много о вашей религии. Понятно, что вы сомневаетесь, смогу ли я из-за этого оценить ваши проблемы. Хочу вас уверить, что я постараюсь понять вас, если вы согласны попытаться вместе со мной, Может быть, вам придется обучить меня немного, но ведь я хочу обучиться. Самое важное – что вы чувствуете в этой ситуации. Хотите ли вы делиться со мной сво­ими проблемами при таких обстоятельствах?»

5. «Спасибо, но ваше время также очень важно. Давайте посмот­рим, найдем ли мы время, удобное для нас обоих. У меня есть окна,     и, Подходит ли вам что-то из этого?»

6. «Такое впечатление, что у вас возникло неприятное чувст­во - что мне нет дела лично до вас как человека. Мне бы хоте­
лось обсудить это с вами, поскольку я вовсе не так отношусь к вам, и мне неловко, что выглядит все иначе. Мне бы хотелось по­нять лучше, что в моем поведении могло привести вас к такому выводу».

7. «Мне жаль, что ты по-прежнему втянута в дела с наркотика­ми, Настя, ведь это ведет к неприятностям. Мне не нравится ви­деть, как ты попадаешь в неприятности, но у меня нет выбора – я должна рассказать об этом. Если я не скажу, я сама нарушу прави­ла. И это не поможет тебе в дальнейшем. Если честно, я буду во­лноваться за тебя до тех пор, пока ты действительно не начнешь соблюдать правила».

8.  «Кажется, вы действительно очень рассержены сегодня и хо­тели бы излить эти чувства на кого-нибудь. Честно говоря, у меня нет агрессии и мне интересно было бы узнать больше о том, что вы переживаете».


Разберите приведенные ниже проблемные случаи и предложите несколько вариантов действий. Что бы Вы стали делать в целях усиления самоопределения клиента, заботы о клиенте и в интересах клиента? Обсудите ситуации в группе.

Ситуация 1.Работая в социаль­ной службе города, вы проверяете деятельность домов-интернатов. Двое ваших подопечных, прожи­вающих в одном из интернатов, оба в возрасте 20 лет, сообщают вам, что они хотят пожениться. Администрация учреждения кате­горически протестует, настаивая, что умственно отсталые люди могут, поженившись, родить ребен­ка, за которым не смогут нормально ухаживать. Кроме того, дире­ктор интерната подчеркивает, что там нет комнат для проживания супружеских пар и, если эти двое поженятся, им придется поки­нуть учреждение. Ваши действия?

Ситуация 2.Девочка 15 лет, убегавшая из дома, несколько раз по­сещала вас по поводу планов относительно ее будущего ребенка - она на четвертом месяце беременности. На этот раз она призналась вам, что пристрастилась к сильному наркотику. Вы выражаете свое беспокойство о возможном вреде для ее не родившегося ребенка, но она кажется безразличной к этому и не собирается бросать нарко­тик. Вы также знаете, что она достает деньги на героин проститу­цией и не посещает школу. Ваши действия?

Ситуация 3.Вы - социальный работник в крупном коррекционном учреждении для мальчиков. Местной комиссией по делам не­совершеннолетних было принято решение поместить одного из подростков в приемную семью после его освобождения, до кото­рого осталось две недели. Мальчик говорит вам, что хочет жить со своим отцом в другом городе, что сбежит из приемной семьи, если ему не позволят уехать домой. Вы знаете, что предыдущие возвращения подростка домой дважды заканчивались неудачно и что вряд ли сейчас мальчик сможет приспособиться к жизни с от­цом. Кроме того, отец мальчика сообщил вам по телефону, что он хотел бы забрать сына, но затрудняется из-за возражений его но­вой жены. Ваши действия?

Ситуация 4. Посещая пожилого человека, клиента социального обеспечения, вы обнаруживаете, что его здоровье ухудшилось, па­мять стала хуже, появились симптомы старческого склероза. Хотя в том же районе проживают две его замужние дочери, по состоянию его квартиры видно, что он долгое время жил в плохих условиях и нуждается в присмотре и уходе. Вы обсуждаете с ним это, но он резко отрицает любые предложения о пе­реезде в дом престарелых. Ваши действия?

Вопросы для обсуждения:

· Как вы считаете, важно ли выяснить этико-мировоззренческие установки клиента? Каким образом лучше это сделать? Если вы обнаружите, что убеждения клиента противоречат вашим, дадите ли вы ему знать об этих расхождениях? Как это может отразиться на работе с клиентом?

· Является ли на ваш взгляд допустимым разговор с клиентом о ваших личных делах? До каких пределов возможно делиться личной информацей с клиентом? Всегда ли следует четко осознавать границу между личными и профессиональными взаимоотношениями?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...