Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма итогового контроля – зачет




Заочное отделение

 

№/№ Тема лекции семинарские занятия самостоя-тельная работа
1 2 3 4 5

РАЗДЕЛ I. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

1 Сущность и типология профессионально-значимых ценностей социальной работы 1   4
2 Морально-нравственные нормы в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе 1   4

РАЗДЕЛ II. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом

3 Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом     5
4 Становление и развитие этических традиций социальной работы в России     5

РАЗДЕЛ III. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

5 Специфика профессиональной деятельности социального работника     4
6 Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника 1   4
  7 Профессиональные ценности социальной работы (практикум)     2   4
8 Коммуникативные навыки в социальной работе   1 4
9 Культура делового общения     4
10 Этикет социального работника     4

РАЗДЕЛ IV. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы

11 Этическая регламентация профессионального поведения в социальной работе     4
12 Этический кодекс социального работника: отечественный и международный   1 4
13 Этические аспекты деятельности социальных служб     4
14 Этика взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания 1   4
15 Этика взаимоотношений “социальный работник–клиент” 1 2 4
16 Влияние как основа интерактивной деятельности социального работника     4
17 Этические аспекты исследований в социальной работе     4
18 Этнорегиональные особенности этических отношений     4
19 Нравственно-этические отношения в общине     4
20 Нравственные основы семьи и брака     4

РАЗДЕЛ V. Деонтологические вопросы социальной работы

21 Деонтология социальной работы 1   4
22 Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения     4
23 Психогигиена социального работника     4
                  Всего 6 8 94

 

Содержание дисциплины

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы

РАЗДЕЛ I. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

Тема 1 Сущность и типология профессионально-значимых ценностей социальной работы Предмет, цели и задачи курса “Профессионально-этические основы социальной работы”. Основные цели и задачи этики социальной работы. Место и предназначение этики социальной работы в практической деятельности социального работника.     Профессионально-этические основы социальной работы как система принципов и нравственных норм профессиональной деятельности. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология.
Тема 2 Морально-нравственные нормы в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе Гуманистическое содержание социальной работы.   Роль морали и нравственности в становлении социальной работы как профессиональной деятельности. Морально-нормативная регуляция социальной работы как системы.  Моральные нормы социальной работы. Нравственная норма как структурный компонент морали. Специфичность содержания и форм моральных требований. Нравственное сознание социального работника: знания, убеждения, потребности. Нравственные параметры ответственности специалиста по социальной работе.

РАЗДЕЛ III. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

Тема 6 Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника Система ценностей и структура мотивов личности социального работника. Личностные характеристики социального работника (ценностные ориентации, интересы). Классификация личностных качеств социального работника: психофизиологические, психологические, психолого-педагогические.           Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. Принципы организации профессионального отбора. Психогигиена социального работника. Факторы синдрома “сгорания”. Методы саморегуляции эмоционального и функционального состояния.
Тема 8 Коммуникативные навыки в социальной работе Этические требования к профессиональному общению социального работника. Коммуникативные умения и навыки. Коммуникативные средства, используемые в общении. Причины нарушения коммуникации. Особенности восприятия и обработки информации. Компетентность общения в коммуникативных профессиях. Механизмы воздействия общающихся.  

РАЗДЕЛ IV. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы

Тема 11 Этическая регламентация профессионального поведения в социальной работе Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Виды профессиональной морали. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Причины этической регламентации поведения в социальной работе. Этические проблемы деятельности социального работника. Центральный постулат социальной работы как основа этических принципов. Этические стандарты социальной работы в отношении клиентов. Этические ценности и права человека при работе с различными категориями клиентов.  
Тема 13 Этические аспекты деятельности социальных служб Пути и средства формирования нравственной культуры работников социальных служб. Этика взаимоотношений с государственными, негосударственными коммерческими структурами. Этика взаимодействия, ее нормы. Установление области ответственности. Преодоление нарушений профессиональных норм поведения, злоупотребление доверием. Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты (источники, последствия и стратегия разрешения). Роль профессиональных кодексов в регулировании конфликтов. Законы, нормативно-правовые акты и моральные принципы, обеспечение их органической взаимосвязи (федеральный, региональный и муниципальный уровни)
Тема 15 Этика взаимоотношений “социальный работник–клиент” Клиенты социальной работы, их дифференциация. Права клиента. Этические аспекты учета индивидуальности клиента. Моральные стороны оценки проблемы клиента. Моральная ответственность социальных работников перед клиентами. Моральные проблемы привлечения клиента к экспериментам, научным исследованиям. Типы взаимоотношений с клиентом. Общение с социальным окружением клиента

РАЗДЕЛ V. Деонтологические вопросы социальной работы

Тема 21 Деонтология социальной работы Деонтология как комплекс норм, установлений и предписаний о долге и деонтологии в социальной работе. Деонтологические вопросы социальной работы. Осознание социальным работником своего профессионального долга. Типы профессиональных отношений, обусловливающие типологизацию деонтологии в социальной работе. Нормативно-правовая база в установлении деонтологических нормативов. Деонтология и документация социальных служб: приказы, инструкции и нормативные документы в установлении деонтологических нормативов. Роль деонтологического потенциала социальных служб. Проблемы деонтологии в развитии социального обслуживания  
Тема 22 Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения Понятие “дилемма”. Причины необходимости выбора. Основные виды дилемм. Конфиденциальность и интересы общества. Сообщение правды и интересы клиента. Патернализм и самоопределение. Обязательство придерживаться законов и защита клиента. Коллегиальность и доносительство. Принципы равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов. Личные и профессиональные ценности. Этическая ответственность социальных работников перед клиентами

 

Планы групповых занятий и образовательные технологии

 В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (в частности, лекций, семинаров, деловых игр, дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В процессе преподавания дисциплины применяются технология проблемного обучения, элементы технологии программированного обучения, технологии мастерских, технологии развития креативного мышления.

 

Семинарское занятие 1: Морально-нравственные нормы в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

 Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.

 

Презентация докладов по темам:

1. Мораль в жизни человека.

2. Этические основания требования милосердия.

3. Этические воззрения в традиционных религиозных доктринах: сравнительный анализ.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют точки зрения относительно происхождения морали?

2. Как развивались моральные отношения в различных исторических периодах?

3. Какие элементы входят в структуру морали?

4. В чем заключается парадокс моральной оценки и морального поведения. Находят ли место существующие этические противоречия в социальной работе?

5. Благотворительность: этика или социальная инженерия?

6. Каково соотношение общечеловеческих нравственных принципов и принципов профессиональной этики?

Индивидуальное задание: Сформулировать и записать критерии моральности.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Составить словарь основных понятий и терминов: благотворительность, милосердие, мораль, норма морали, этика, этикет.

2. Законспектировать статью В.С. Соловьева «Оправдание добра».

Основная литература:

1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

  1. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник М.: Гардарика, 2004.

Дополнительная литература:

 

1. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974

2. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

3. Сенека. О благодеянии // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 14-166.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 152-169.

Семинарское занятие 2: Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом

 

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний, развитие познавательных способностей студентов.

 

Презентация докладов по темам:

 

1. Исторические корни и традиции в становлении социальной поддержки нуждающихся. История миссионерства: успехи и поражения.

2. Развитие философии прав человека.

3. История становления этики социальной работы в европейских странах и США.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Составить свободный конспект по теме «Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом».

 

Основная литература:

1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

2. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник М.: Гардарика, 2004.

4. Кононова Т.Б. Социальная благотворительность: Учебно-методические материалы. М., 2006.

5. Мельников В.П., Холостова Е.И.История социальной работы в России. М., 2006.

Семинарское занятие 3 : Становление и развитие этических традиций социальной работы в России

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний, развитие познавательных способностей студентов.

 

Презентация докладов по темам:

   1. История становления этических традиций на Руси.

   2. Социально-этические концепции средневековья в России. Принципы морального регулирования жизненно важных семейных и общественных правил в “Домострое” — памятнике литературы XVI века.

   3. Взгляды на российский менталитет и нравственность в трудах Л.Гумилева, П.Я. Чаадаева, В.О. Ключевского, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Л.Н. Толстого, П.А. Сорокина.

   4. Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительности в России.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Подготовить конспект-схему по разделу «История становления этических традиций на Руси» // Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие М., 2006.

 

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

Основная литература:

1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

2. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник М.: Гардарика, 2004.

4. Кононова Т.Б. Социальная благотворительность: Учебно-методические материалы. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

2. Соловьев В.С. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 152-169.

3. Толерантность и культурная традиция. М., 2002.

Семинарское занятие 4: Профессиональные ценности социальной работы (практикум)

Цель семинарского занятия: развитие навыков определения главных ценностей, умения делать выбор между ценностями и целями.  

 

Задание: Попробуй­те, анализируя каждый из приведенных случаев, определить, какая ценность (или какие ценности) являются главными для конкрет­ной ситуации, и что угрожает их соблюдению. Пользуйтесь этой таблицей.

 

Ценности Что угрожает соблюдению ценностей?
Доступ к необходимым ресурсам Беспомощность и чрезмерная зависимость
Принятие, толерантность и вера в самоценность и достоинство каждого человека Молчание и выход из контакта
Уникальность и индивидуальность клиентов Агрессивное, замкнутое и угрюмое поведение Манипуляционное и эксплуатирующее поведение
 Уверенность и возможности самоопределения и самостоятельного решения проблем клиентами Конфиденциальность Самоуничтожение Пассивное несогласие

 

Затем сформулируйте решение: какова должна быть реакция, слова, действия социального работника? В каждом случае возможно несколько вариантов решения? Обсудите в группе полученные результаты.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Составить портрет современного социального работника, используя морально-этические категории.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998

Семинарское занятие 5: Этикет социального работника

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов.

Презентация докладов по темам:

1. Этикет как свод этических правил и знаний.

2. Этикет в России: история и современность.

3. Правила этикета в жизнедеятельности специалиста по социальной работе

 

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего необходим этикет в обществе?

2. Какие изменения произошли в этикете в контексте эволюционного развития общества? Выявите характерные черты современного этикета.

3. Как соотносится этикет с нравственными принципами?

4. В чем разница, на Ваш взгляд, между повседневным и профессиональным этикетом?

5. Какова специфика этикета специалиста по социальной работе?

6. Сформулируйте принципы этикета специалиста по социальной работе.

 

Индивидуальное задание: Сформулируйте принцип эстетической привлекательности поведения.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

2. Обработка текста основной литературы по обсуждаемым вопросам.

 

Основная литература:

1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

2. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

3. Кузнецов И.Н. Деловое общение: Учебное пособие. М., 2007.

4. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. М.: Владос, 2006.

5. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Домострой. Памятники литературы Древней Руси. М., 1990.

2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. М., 2004.

3. Курочкина И.Н., Черных Т.В. Этикет нашей жизни: исторический и методический аспекты. М., 1994.

4. Пиз А.Язык жестов. Минск, 1995.

5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов н /Д, 1995.

6. Ягодинский В.Н. Как себя вести: практический курс культуры поведения. М., 1998.

Семинарское занятие 6: Культура делового общения (практикум)

Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; реализация теоретических знаний в ходе конкретных ситуаций, приобретение навыков в установлении деловых контактов, ведении деловых переговоров.

1. Организация ролевых игр: «Переговоры», «Приветствие», «Знакомство».

2. Составление пакетного варианта рекомендаций к организации телефонного консультирования.

 

Основная литература:

1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

  1. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

3. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. М., 2005.

4. Чудакова Н.В. Этикет от А до Я: М.,АСТ,1996. – 112 с.

 

Семинарское занятие 7: Этический кодекс социального работника: отечественный и международный

Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; формирование самостоятельности мышления и способности к анализу.

 

Презентация докладов по темам:

1. Профессионально-этический кодекс членов Межрегиональной ассоциации социальных служб.

 2. Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют уровни этики социальной работы?

2. Назовите причины этической регламентации профессионального поведения и деятельности социального работника.

3. Какие требования предъявляются к специалисту по социальной работе в профессиональном кодексе?

4. Что вы знаете о международной декларации этических принципов социальной работы?

5. Какие существуют этические нормы социального работника по отношению к своим 

коллегам?

6. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению

к руководителю или организации?

7. Каковы этические обязательства социального работника перед обществом, перед своей профессией?

8. Какую ответственность несет социальный работник перед клиентом и его близкими?

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Проанализируйте «Профессионально-этический кодекс социального работника России» по плану:

- основные разделы кодекса;

- гуманистические принципы, лежащие в основе этического кодекса;

- положительные составляющие этической регламентации профессиональной деятельности социального работника, представленные в кодексе;

- поправки, которые необходимо, на Ваш взгляд, внести в профессионально-этический кодекс. 

Анализ должен быть представлен в письменном виде. Объем – не менее 2 страниц формата А4.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

 

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

Дополнительная литература:

1. Бербешкина З.А. Этика социального работника // Теория и практика социальной ая-работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.,1993.

2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997.

3. Коновалова В. Этический кодекс организации // Служба кадров. 2003 . N11 . С.71-75.

4. Этические основы социальной работы // Теория и методика социальной работы. М., 1994. С. 33-39.

5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.

 

Семинарское занятие 8: Этика взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания

Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; развитие творческой инициативы; формирование самостоятельного мышления.

Презентация докладов по темам:

 

1. Роль моральной регуляции взаимоотношений в организации.

2. Этические модели лидерства.

3. Этика общения с коллегами.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к коллегам?

2. Какие этические проблемы могут возникнуть при взаимоотношении между социальным работником и коллегами?

3. Какие стили руководства Вы знаете?

4. Перечислите требования к руководителю социальной службы.

5. Какие факторы способствуют созданию позитивного корпоративного имиджа социальной службы?

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Прочтение конспекта лекций и основной литературы.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Денисова Л.Е. Коммуникация в социальной работе: Учебное пособие. М., 2006.

5. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Артемова М.В. Управление мотивацией - это польза или вред? // Управление персоналом. 2003 . N12 . С.48-51 .

2. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М., 1994

3. Цвык В. А. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. 2004 . N 3 . С. 290-301 .

4. Шувалова, Н. Должностная этика: зарубежный опыт // Служба кадров и персонал . 2005 . N 4 . С. 31-35 .

5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998

 

Семинарское занятие 9 : Этика взаимоотношений “социальный работник – клиент”

Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; развитие творческой инициативы; формирование самостоятельного мышления.

 

Презентация докладов по темам:

1. Этические проблемы в практике социальной работы.

3. Этическая ответственность специалиста социальной службы.

4. Нравственные конфликты и пути их разрешения.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к клиентам?

2. Какие этические проблемы могут возникнуть при взаимоотношении между социальным работником и клиентом?

3. Как Вы понимаете термин «моральный релятивизм» социального работника?

4. Как разрешить этические проблемы, возникающие при привлечении клиента в эксперименты, научные исследования?

5. Назовите причины морального права социального работника оказывать влияние на клиента.

 

Самостоятельная работа:

Тренинговые упражнения проводятся с группами по 5-7 человек.

Цель тренинговых упражнений: рассмотрение и принятие решений в процессе взаимодействия с клиентом:

1) установление контакта с клиентом (выстраивание доверительных отношений, расположение клиента к откровенной беседе);

2) определение проблемы клиента, выявление ее причин;

3) оказание помощи клиенту в процессе анализа трудной жизненной ситуации (выявление непонятных или спорных моментов, предоставление необходимой информации);

3) обучение клиента принимать решение в процессе сотрудничества со специалистом по социальной работе (выявление сильных и слабых сторон решения, определение личностных свойств, влияющих на ситуацию). 

                                

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Прочтение конспекта лекций и основной литературы.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Денисова Л.Е. Коммуникация в социальной работе: Учебное пособие. М., 2006.

5. Кульсеева Т.Г., Блинков Ю.А., Топчий Л.В. Этика и деонтология социальной реабилитации: Учебное пособие. М., 2006.

6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Артемова М.В. Управление мотивацией - это польза или вред? // Управление персоналом. 2003 . N12 . С.48-51 .

2. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996.

3. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М., 1994

4. Деонтология в медицине: В 2 т. Т 1. М., 1988.

5. Как общаться с инвалидами. М.: Преодоление, 1992.

6. Социальная работа с пожилыми. М., 1995.

7. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. М. –Курск, 1996.

8. Цвык В. А. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. 2004 . N 3 . С. 290-301 .

9. Шувалова, Н. Должностная этика: зарубежный опыт // Служба кадров и персонал . 2005 . N 4 . С. 31-35 .

10. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.

 

Семинарское занятие 10: Влияние как основа интерактивной деятельности социального работника

Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; развитие творческой инициативы; формирование самостоятельного мышления.

Презентация докладов по темам:

 

1. Социально-психологическое влияние на человека.

2. Этические стороны оценки проблемы клиента.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие задачи стоят перед социальным работником на этапе диагностики проблем клиента?

2. Охарактеризуйте роль социального работника в процессе принятия решения?

3. Как избежать манипуляции в процессе работы с клиентом?

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Чтение и анализ основной литературы по теме.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998

 

Дополнительная литература:

1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994.

 

Семинарское занятие 11: Этические аспекты исследований в социальной работе

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов.

 

Презентация докладов по темам:

1. Этика исследований в социальной сфере как составная часть этики социальной работы.

2. Этические принципы и кодексы прав на проведение исследования.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какова область ответственности исследователей?

2. В чем заключается конфликт ценностей и моральных проблем исследований?

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Чтение и анализ основной литературы по теме.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998

 

Дополнительная литература:

1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994.

2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997.

 

 

Семинарское занятие 12: Этнорегиональные особенности этических отношений

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов.

Презентация докладов по темам:

1. Этические аспекты межнационального общения.

2. Этическое воспитание и обучение специалиста по социальной работе культуре межнационального общения

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют подходы к определению направлений в деятельности социальных служб с учетом этнорегиональных особенностей?

2. Каким образом влияют национально-этические, социокультурные особенности региона на этические нормы социальной работы?

3. Опишите базовые принципы формирования региональных моделей этики социальной работы: опора на национальные традиции, учет достижений национальной культуры, науки, образования, учет поликультурной и многонациональной ориентации.

4. Как воплощается в практике социальной работы принцип учета народных обычаев и 

традиций?

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Чтение и анализ основной литературы по теме.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Педагогика межнационального общения/ Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004.

5. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

6. Толерантность и культурная традиция. М., 2002.

7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998

 

Дополнительная литература:

1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994.

2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997.

 

Семинарское занятие 13: Нравственно-этические отношения в общине

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов.

Презентация докладов по темам:

1. Этические аспекты социальной поддержки населения на общинном уровне.

2. Этика социальной работы с различными типами общин (территориальные, социальные, религиозные, национально-этнические и др.).

3. Этическое регулирование отношений между социальными работниками и местными активистами самоуправления.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы проблемы взаимоотношений социальных служб с социальными институтами общины? Предложите пути их решения.

2. Какие этические проблемы возникают при социальном анализе и экспертизе общины?

3. Каким образом разрешаются этические вопросы поощрения взаимной помощи на общинном уровне?

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Чтение и анализ основной литературы по теме.

2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Педагогика межнационального общения/ Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004.

5. Толерантность и культурная традиция. М., 2002.

6. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М.: Ключ-С, 1998.

 

Дополнительная литература:

1. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. N 4.

2. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

3. Цвык В. А. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. 2004 . N 3 . С. 290-301 .

 

Семинарское занятие 14: Нравственные основы семьи и брака

 

Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний, развитие познавательной способности и творческой активности студентов.

Презентация докладов по темам:

1. Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы.

2. Мировоззренческие установки общества и становление ценностей семьи в истории общества.

3. Воспитание детей как моральная проблема.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом учитываются нравственные основы брака и семьи в практической социальной работе?

2. Дайте характеристику системе семейных отношений и типологии семейных конфликтов.

3. Охарактеризуйте консультационные и терапевтические функции конфликтологической деятельности социальных служб семьи.

4. Каковы, на Ваш взгляд, пути преодоления кризиса семьи в контексте деятельности  

социального работника?

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Аналитическое прочтение конспекта лекций и основной литературы.

2. Подбор материала для последующей подготовки к презентации.

      Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Антология социальной работы. М., 1994-1995.

5. Домострой. М., 1990.

 

Дополнительная литература:

1. Овчинников А. Как сохранить семью // Спортивная жизнь России . 2003 .N 12 .С. 24-25. Начало: N 3-4, 2003.

2. Конвенция о правах ребенка// Положение детей в мире. 1991. Нью-Йорк, 1991.

3. Соловьев А.В. Морально-этические проблемы социальной работы// Образование в области социальной работы в России. М., 1996. С.16-21.

 

Семинарское занятие 15: Деонтология социальной работы

Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; раскрытие механизмов формирования должного и ответственного отношения к деятельности; формирование самостоятельности мышления.

 

Презентация докладов по темам:

 

1. Место и роль деонтологии в этическом учении

2. Механизм формирования должной мотивации и должного поведения личности

3. Нравственное сознание личности и проблемы долга и ответственности

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные категории деонтологии социальной работы?

2. Каково содержание понятий «профессиональный долг» и «профессиональная ответственность»?

3. Каковы принципы деонтологии социальной работы?

4. В чем проявляется специфика долга социального работника?

5. Что понимается под нравственным сознанием социального работника?

6. Определите взаимосвязь уровня развития личности и ее ответственности

7. Как влияет мировоззрение личности социального работника в выборе поступков?

8. Каким образом взаимосвязаны долг и ответственность?

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Оформить письменно рассуждения относительно ответственности и долга социального работника перед обществом и государством; перед профессией; перед коллективом и коллегами; перед клиентом и его близкими; перед самим собой.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994.

2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997.

3. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998

 

Семинарское занятие 16: Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения (практикум)

Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; развитие познавательных способностей и творческой инициативы студентов; формирование самостоятельности мышления.

    В ходе практикума студенты должны рассмотреть ряд этических дилемм, встречающихся в практике социальной работы. На каждую дилемму следует предложить проблемную ситуацию. Проблемные ситуации должны быть сформулированы и обсуждены в ходе групповой работы. Далее идет анализ и оценка правильности выбора решения по проверочному листу.

 

Варианты дилемм:

1. Распределение ограниченных ресурсов

2. Выбор эффективного метода вмешательства

3. Осведомленность

4. Двусмысленность и неуверенность

5. Профессиональные знания и права клиента

6. Конфликт обязанностей и ожиданий.

 

Проверочный лист

Программа этического тренинга “Как поступать в ситуациях морального выбора”

 

Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты

Шаг 3. Перечислить все варианты выбора

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:

“Это законно?”

“Это правильно?”

“Это полезно?”

Шаг 5. Принятие решения

Шаг 6. Дважды проверить решения, задавая следующие вопросы:

“Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?”

“Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?”

Шаг 7. Предпринять действия.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Аналитическое прочтение конспекта лекций и основной литературы.

2. Опишите три ситуаций, где предполагается вариативность принятия решения. Аргументированно обоснуйте свое решение.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.

5. Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.

 

Семинарское занятие 17: Психогигиена социального работника

Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; развитие познавательной способности и творческой активности студентов.

 

Презентация докладов по темам:

1. Психогигиена социального работника.

2. Факторы синдрома “эмоционального выгорания” и их предупреждение.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие факторы влияют на формирование синдрома "эмоционального выгорания"?

2. Как проявляется синдром "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности?

2. На что необходимо уделить особое внимание при организации психогигиены со­циального работника?

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Опишите методы саморегуляции эмоционального и функционального состояния.

 

Основная литература:

1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.

  1. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с.

4. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11.– С. 2 - 16.

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценоч­ные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по ито­гам освоения дисциплины.

Организация самостоятельной работы студентов предусматривает как работу с литературными и правовыми источниками, так и применение полученных студентами знаний в рамках семинарских занятий.

В процессе организации самостоятельной работы студенты должны выполнить контрольную работу, подготовить презентацию доклада, а также изучить самостоятельно ряд тем.

Студенты очного и заочного отделения сдают зачет. Допуском к зачету является презентация доклада, активное участие в организации и проведении семинарских занятий, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, успешное написание контрольного теста. Отчеты за выполненную самостоятельную работу студенты предоставляют не позднее указанных в графике контрольных мероприятий сроков.

В случае непосещения занятий студент должен выполнить задания по внеаудиторной самостоятельной работе, представить материал по пропущенным темам, а также написать контрольный тест. Студент к зачету не допускается, если вышеизложенные требования не выполнены.

     Текущая аттестация проводится 2 раза в течение семестра: в конце марта; 2) в середине декабря.

  Критериями первой аттестации являются:

- посещение занятий;

- наличие у студента лекционного материала по пройденным темам;

- письменный анализ «Профессионально-этического кодекса социального работника России»;

- активное участие на семинарских занятиях;

- выполненные задания по внеаудиторной самостоятельной работе.

Вторая аттестация проставляется на основании:

- наличия у студента всего лекционного материала по пройденным темам;

- выполнения всех заданий по внеаудиторной самостоятельной работе;

- презентации доклада на одном из семинарских занятий;

- успешного написания итоговой тестовой проверочной работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...