Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Форма итогового контроля – зачет
Заочное отделение
Содержание дисциплины
Планы групповых занятий и образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (в частности, лекций, семинаров, деловых игр, дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В процессе преподавания дисциплины применяются технология проблемного обучения, элементы технологии программированного обучения, технологии мастерских, технологии развития креативного мышления.
Семинарское занятие 1: Морально-нравственные нормы в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Презентация докладов по темам: 1. Мораль в жизни человека. 2. Этические основания требования милосердия. 3. Этические воззрения в традиционных религиозных доктринах: сравнительный анализ.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие существуют точки зрения относительно происхождения морали? 2. Как развивались моральные отношения в различных исторических периодах? 3. Какие элементы входят в структуру морали? 4. В чем заключается парадокс моральной оценки и морального поведения. Находят ли место существующие этические противоречия в социальной работе? 5. Благотворительность: этика или социальная инженерия? 6. Каково соотношение общечеловеческих нравственных принципов и принципов профессиональной этики? Индивидуальное задание: Сформулировать и записать критерии моральности. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Составить словарь основных понятий и терминов: благотворительность, милосердие, мораль, норма морали, этика, этикет. 2. Законспектировать статью В.С. Соловьева «Оправдание добра». Основная литература: 1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник М.: Гардарика, 2004. Дополнительная литература:
1. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974 2. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 3. Сенека. О благодеянии // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 14-166. 4. Соловьев В.С. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 152-169. Семинарское занятие 2: Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний, развитие познавательных способностей студентов.
Презентация докладов по темам:
1. Исторические корни и традиции в становлении социальной поддержки нуждающихся. История миссионерства: успехи и поражения. 2. Развитие философии прав человека. 3. История становления этики социальной работы в европейских странах и США. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1.Составить свободный конспект по теме «Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом».
Основная литература: 1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 2. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник М.: Гардарика, 2004. 4. Кононова Т.Б. Социальная благотворительность: Учебно-методические материалы. М., 2006. 5. Мельников В.П., Холостова Е.И.История социальной работы в России. М., 2006. Семинарское занятие 3 : Становление и развитие этических традиций социальной работы в России Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний, развитие познавательных способностей студентов.
Презентация докладов по темам: 1. История становления этических традиций на Руси. 2. Социально-этические концепции средневековья в России. Принципы морального регулирования жизненно важных семейных и общественных правил в “Домострое” — памятнике литературы XVI века. 3. Взгляды на российский менталитет и нравственность в трудах Л.Гумилева, П.Я. Чаадаева, В.О. Ключевского, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Л.Н. Толстого, П.А. Сорокина. 4. Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительности в России.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Подготовить конспект-схему по разделу «История становления этических традиций на Руси» // Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие М., 2006.
2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации. Основная литература: 1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 2. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник М.: Гардарика, 2004. 4. Кононова Т.Б. Социальная благотворительность: Учебно-методические материалы. М., 2006. Дополнительная литература: 1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. 2. Соловьев В.С. Оправдание добра // В.С. Соловьев. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 152-169. 3. Толерантность и культурная традиция. М., 2002. Семинарское занятие 4: Профессиональные ценности социальной работы (практикум) Цель семинарского занятия: развитие навыков определения главных ценностей, умения делать выбор между ценностями и целями.
Задание: Попробуйте, анализируя каждый из приведенных случаев, определить, какая ценность (или какие ценности) являются главными для конкретной ситуации, и что угрожает их соблюдению. Пользуйтесь этой таблицей.
Затем сформулируйте решение: какова должна быть реакция, слова, действия социального работника? В каждом случае возможно несколько вариантов решения? Обсудите в группе полученные результаты. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Составить портрет современного социального работника, используя морально-этические категории.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. 5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998 Семинарское занятие 5: Этикет социального работника Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов. Презентация докладов по темам: 1. Этикет как свод этических правил и знаний. 2. Этикет в России: история и современность. 3. Правила этикета в жизнедеятельности специалиста по социальной работе
Вопросы для обсуждения: 1. Для чего необходим этикет в обществе? 2. Какие изменения произошли в этикете в контексте эволюционного развития общества? Выявите характерные черты современного этикета. 3. Как соотносится этикет с нравственными принципами? 4. В чем разница, на Ваш взгляд, между повседневным и профессиональным этикетом? 5. Какова специфика этикета специалиста по социальной работе? 6. Сформулируйте принципы этикета специалиста по социальной работе.
Индивидуальное задание: Сформулируйте принцип эстетической привлекательности поведения. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации. 2. Обработка текста основной литературы по обсуждаемым вопросам.
Основная литература: 1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 2. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 3. Кузнецов И.Н. Деловое общение: Учебное пособие. М., 2007. 4. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. М.: Владос, 2006. 5. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. М., 2005. Дополнительная литература: 1. Домострой. Памятники литературы Древней Руси. М., 1990. 2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. М., 2004. 3. Курочкина И.Н., Черных Т.В. Этикет нашей жизни: исторический и методический аспекты. М., 1994. 4. Пиз А.Язык жестов. Минск, 1995. 5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов н /Д, 1995. 6. Ягодинский В.Н. Как себя вести: практический курс культуры поведения. М., 1998. Семинарское занятие 6: Культура делового общения (практикум) Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; реализация теоретических знаний в ходе конкретных ситуаций, приобретение навыков в установлении деловых контактов, ведении деловых переговоров. 1. Организация ролевых игр: «Переговоры», «Приветствие», «Знакомство». 2. Составление пакетного варианта рекомендаций к организации телефонного консультирования.
Основная литература: 1. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.
3. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. М., 2005. 4. Чудакова Н.В. Этикет от А до Я: М.,АСТ,1996. – 112 с.
Семинарское занятие 7: Этический кодекс социального работника: отечественный и международный Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; формирование самостоятельности мышления и способности к анализу.
Презентация докладов по темам: 1. Профессионально-этический кодекс членов Межрегиональной ассоциации социальных служб. 2. Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие существуют уровни этики социальной работы? 2. Назовите причины этической регламентации профессионального поведения и деятельности социального работника. 3. Какие требования предъявляются к специалисту по социальной работе в профессиональном кодексе? 4. Что вы знаете о международной декларации этических принципов социальной работы? 5. Какие существуют этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам? 6. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к руководителю или организации? 7. Каковы этические обязательства социального работника перед обществом, перед своей профессией? 8. Какую ответственность несет социальный работник перед клиентом и его близкими?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Проанализируйте «Профессионально-этический кодекс социального работника России» по плану: - основные разделы кодекса; - гуманистические принципы, лежащие в основе этического кодекса; - положительные составляющие этической регламентации профессиональной деятельности социального работника, представленные в кодексе; - поправки, которые необходимо, на Ваш взгляд, внести в профессионально-этический кодекс. Анализ должен быть представлен в письменном виде. Объем – не менее 2 страниц формата А4. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. Дополнительная литература: 1. Бербешкина З.А. Этика социального работника // Теория и практика социальной ая-работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.,1993. 2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997. 3. Коновалова В. Этический кодекс организации // Служба кадров. 2003 . N11 . С.71-75. 4. Этические основы социальной работы // Теория и методика социальной работы. М., 1994. С. 33-39. 5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.
Семинарское занятие 8: Этика взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; развитие творческой инициативы; формирование самостоятельного мышления. Презентация докладов по темам:
1. Роль моральной регуляции взаимоотношений в организации. 2. Этические модели лидерства. 3. Этика общения с коллегами. Вопросы для обсуждения: 1. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к коллегам? 2. Какие этические проблемы могут возникнуть при взаимоотношении между социальным работником и коллегами? 3. Какие стили руководства Вы знаете? 4. Перечислите требования к руководителю социальной службы. 5. Какие факторы способствуют созданию позитивного корпоративного имиджа социальной службы?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Прочтение конспекта лекций и основной литературы. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации. Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Денисова Л.Е. Коммуникация в социальной работе: Учебное пособие. М., 2006. 5. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. Дополнительная литература: 1. Артемова М.В. Управление мотивацией - это польза или вред? // Управление персоналом. 2003 . N12 . С.48-51 . 2. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М., 1994 3. Цвык В. А. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. 2004 . N 3 . С. 290-301 . 4. Шувалова, Н. Должностная этика: зарубежный опыт // Служба кадров и персонал . 2005 . N 4 . С. 31-35 . 5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998
Семинарское занятие 9 : Этика взаимоотношений “социальный работник – клиент” Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; развитие творческой инициативы; формирование самостоятельного мышления.
Презентация докладов по темам: 1. Этические проблемы в практике социальной работы. 3. Этическая ответственность специалиста социальной службы. 4. Нравственные конфликты и пути их разрешения. Вопросы для обсуждения: 1. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к клиентам? 2. Какие этические проблемы могут возникнуть при взаимоотношении между социальным работником и клиентом? 3. Как Вы понимаете термин «моральный релятивизм» социального работника? 4. Как разрешить этические проблемы, возникающие при привлечении клиента в эксперименты, научные исследования? 5. Назовите причины морального права социального работника оказывать влияние на клиента.
Самостоятельная работа: Тренинговые упражнения проводятся с группами по 5-7 человек. Цель тренинговых упражнений: рассмотрение и принятие решений в процессе взаимодействия с клиентом: 1) установление контакта с клиентом (выстраивание доверительных отношений, расположение клиента к откровенной беседе); 2) определение проблемы клиента, выявление ее причин; 3) оказание помощи клиенту в процессе анализа трудной жизненной ситуации (выявление непонятных или спорных моментов, предоставление необходимой информации); 3) обучение клиента принимать решение в процессе сотрудничества со специалистом по социальной работе (выявление сильных и слабых сторон решения, определение личностных свойств, влияющих на ситуацию).
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Прочтение конспекта лекций и основной литературы. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Денисова Л.Е. Коммуникация в социальной работе: Учебное пособие. М., 2006. 5. Кульсеева Т.Г., Блинков Ю.А., Топчий Л.В. Этика и деонтология социальной реабилитации: Учебное пособие. М., 2006. 6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. Дополнительная литература: 1. Артемова М.В. Управление мотивацией - это польза или вред? // Управление персоналом. 2003 . N12 . С.48-51 . 2. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996. 3. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М., 1994 4. Деонтология в медицине: В 2 т. Т 1. М., 1988. 5. Как общаться с инвалидами. М.: Преодоление, 1992. 6. Социальная работа с пожилыми. М., 1995. 7. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. М. –Курск, 1996. 8. Цвык В. А. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. 2004 . N 3 . С. 290-301 . 9. Шувалова, Н. Должностная этика: зарубежный опыт // Служба кадров и персонал . 2005 . N 4 . С. 31-35 . 10. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.
Семинарское занятие 10: Влияние как основа интерактивной деятельности социального работника Цель семинарского занятия: систематизация полученных теоретических знаний студентов; развитие творческой инициативы; формирование самостоятельного мышления. Презентация докладов по темам:
1. Социально-психологическое влияние на человека. 2. Этические стороны оценки проблемы клиента. Вопросы для обсуждения: 1. Какие задачи стоят перед социальным работником на этапе диагностики проблем клиента? 2. Охарактеризуйте роль социального работника в процессе принятия решения? 3. Как избежать манипуляции в процессе работы с клиентом?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Чтение и анализ основной литературы по теме. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. 5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998
Дополнительная литература: 1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994.
Семинарское занятие 11: Этические аспекты исследований в социальной работе Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов.
Презентация докладов по темам: 1. Этика исследований в социальной сфере как составная часть этики социальной работы. 2. Этические принципы и кодексы прав на проведение исследования.
Вопросы для обсуждения: 1. Какова область ответственности исследователей? 2. В чем заключается конфликт ценностей и моральных проблем исследований? Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Чтение и анализ основной литературы по теме. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации. Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. 5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998
Дополнительная литература: 1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994. 2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997.
Семинарское занятие 12: Этнорегиональные особенности этических отношений Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов. Презентация докладов по темам: 1. Этические аспекты межнационального общения. 2. Этическое воспитание и обучение специалиста по социальной работе культуре межнационального общения Вопросы для обсуждения: 1. Какие существуют подходы к определению направлений в деятельности социальных служб с учетом этнорегиональных особенностей? 2. Каким образом влияют национально-этические, социокультурные особенности региона на этические нормы социальной работы? 3. Опишите базовые принципы формирования региональных моделей этики социальной работы: опора на национальные традиции, учет достижений национальной культуры, науки, образования, учет поликультурной и многонациональной ориентации. 4. Как воплощается в практике социальной работы принцип учета народных обычаев и традиций?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Чтение и анализ основной литературы по теме. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Педагогика межнационального общения/ Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004. 5. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. 6. Толерантность и культурная традиция. М., 2002. 7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998
Дополнительная литература: 1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994. 2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997.
Семинарское занятие 13: Нравственно-этические отношения в общине Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и творческой активности студентов. Презентация докладов по темам: 1. Этические аспекты социальной поддержки населения на общинном уровне. 2. Этика социальной работы с различными типами общин (территориальные, социальные, религиозные, национально-этнические и др.). 3. Этическое регулирование отношений между социальными работниками и местными активистами самоуправления.
Вопросы для обсуждения: 1. Каковы проблемы взаимоотношений социальных служб с социальными институтами общины? Предложите пути их решения. 2. Какие этические проблемы возникают при социальном анализе и экспертизе общины? 3. Каким образом разрешаются этические вопросы поощрения взаимной помощи на общинном уровне?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Чтение и анализ основной литературы по теме. 2. Подобрать источники с целью аналитического прочтения и последующей подготовки к презентации.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Педагогика межнационального общения/ Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004. 5. Толерантность и культурная традиция. М., 2002. 6. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. 7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М.: Ключ-С, 1998.
Дополнительная литература: 1. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. N 4. 2. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. 3. Цвык В. А. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. 2004 . N 3 . С. 290-301 .
Семинарское занятие 14: Нравственные основы семьи и брака
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний, развитие познавательной способности и творческой активности студентов. Презентация докладов по темам: 1. Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы. 2. Мировоззренческие установки общества и становление ценностей семьи в истории общества. 3. Воспитание детей как моральная проблема. Вопросы для обсуждения: 1. Каким образом учитываются нравственные основы брака и семьи в практической социальной работе? 2. Дайте характеристику системе семейных отношений и типологии семейных конфликтов. 3. Охарактеризуйте консультационные и терапевтические функции конфликтологической деятельности социальных служб семьи. 4. Каковы, на Ваш взгляд, пути преодоления кризиса семьи в контексте деятельности социального работника?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Аналитическое прочтение конспекта лекций и основной литературы. 2. Подбор материала для последующей подготовки к презентации. Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Антология социальной работы. М., 1994-1995. 5. Домострой. М., 1990.
Дополнительная литература: 1. Овчинников А. Как сохранить семью // Спортивная жизнь России . 2003 .N 12 .С. 24-25. Начало: N 3-4, 2003. 2. Конвенция о правах ребенка// Положение детей в мире. 1991. Нью-Йорк, 1991. 3. Соловьев А.В. Морально-этические проблемы социальной работы// Образование в области социальной работы в России. М., 1996. С.16-21.
Семинарское занятие 15: Деонтология социальной работы Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; раскрытие механизмов формирования должного и ответственного отношения к деятельности; формирование самостоятельности мышления.
Презентация докладов по темам:
1. Место и роль деонтологии в этическом учении 2. Механизм формирования должной мотивации и должного поведения личности 3. Нравственное сознание личности и проблемы долга и ответственности
Вопросы для обсуждения: 1. Каковы основные категории деонтологии социальной работы? 2. Каково содержание понятий «профессиональный долг» и «профессиональная ответственность»? 3. Каковы принципы деонтологии социальной работы? 4. В чем проявляется специфика долга социального работника? 5. Что понимается под нравственным сознанием социального работника? 6. Определите взаимосвязь уровня развития личности и ее ответственности 7. Как влияет мировоззрение личности социального работника в выборе поступков? 8. Каким образом взаимосвязаны долг и ответственность?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Оформить письменно рассуждения относительно ответственности и долга социального работника перед обществом и государством; перед профессией; перед коллективом и коллегами; перед клиентом и его близкими; перед самим собой.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.
Дополнительная литература: 1. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.,1994. 2. Капто А.С. Профессиональная этика: Учебное пособие: В 2 ч. М., 1997. 3. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998
Семинарское занятие 16: Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения (практикум) Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; развитие познавательных способностей и творческой инициативы студентов; формирование самостоятельности мышления. В ходе практикума студенты должны рассмотреть ряд этических дилемм, встречающихся в практике социальной работы. На каждую дилемму следует предложить проблемную ситуацию. Проблемные ситуации должны быть сформулированы и обсуждены в ходе групповой работы. Далее идет анализ и оценка правильности выбора решения по проверочному листу.
Варианты дилемм: 1. Распределение ограниченных ресурсов 2. Выбор эффективного метода вмешательства 3. Осведомленность 4. Двусмысленность и неуверенность 5. Профессиональные знания и права клиента 6. Конфликт обязанностей и ожиданий.
Проверочный лист Программа этического тренинга “Как поступать в ситуациях морального выбора”
Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму. Шаг 2. Получить все возможные факты Шаг 3. Перечислить все варианты выбора Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса: “Это законно?” “Это правильно?” “Это полезно?” Шаг 5. Принятие решения Шаг 6. Дважды проверить решения, задавая следующие вопросы: “Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?” “Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?” Шаг 7. Предпринять действия. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Аналитическое прочтение конспекта лекций и основной литературы. 2. Опишите три ситуаций, где предполагается вариативность принятия решения. Аргументированно обоснуйте свое решение.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с. 3. Коныгина М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие для вузов. Рек. УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова .— М. : Академический Проект : Культура, 2009 .— 187 с. 4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007. 5. Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.
Семинарское занятие 17: Психогигиена социального работника Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; развитие познавательной способности и творческой активности студентов.
Презентация докладов по темам: 1. Психогигиена социального работника. 2. Факторы синдрома “эмоционального выгорания” и их предупреждение.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие факторы влияют на формирование синдрома "эмоционального выгорания"? 2. Как проявляется синдром "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности? 2. На что необходимо уделить особое внимание при организации психогигиены социального работника?
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Опишите методы саморегуляции эмоционального и функционального состояния.
Основная литература: 1. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 224 с. 2. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов. Доп. МО РФ / Г. П. Медведева .— М. : ИЦ "Академия", 2007 .— 272 с.
4. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11.– С. 2 - 16.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Организация самостоятельной работы студентов предусматривает как работу с литературными и правовыми источниками, так и применение полученных студентами знаний в рамках семинарских занятий. В процессе организации самостоятельной работы студенты должны выполнить контрольную работу, подготовить презентацию доклада, а также изучить самостоятельно ряд тем. Студенты очного и заочного отделения сдают зачет. Допуском к зачету является презентация доклада, активное участие в организации и проведении семинарских занятий, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, успешное написание контрольного теста. Отчеты за выполненную самостоятельную работу студенты предоставляют не позднее указанных в графике контрольных мероприятий сроков. В случае непосещения занятий студент должен выполнить задания по внеаудиторной самостоятельной работе, представить материал по пропущенным темам, а также написать контрольный тест. Студент к зачету не допускается, если вышеизложенные требования не выполнены. Текущая аттестация проводится 2 раза в течение семестра: в конце марта; 2) в середине декабря. Критериями первой аттестации являются: - посещение занятий; - наличие у студента лекционного материала по пройденным темам; - письменный анализ «Профессионально-этического кодекса социального работника России»; - активное участие на семинарских занятиях; - выполненные задания по внеаудиторной самостоятельной работе. Вторая аттестация проставляется на основании: - наличия у студента всего лекционного материала по пройденным темам; - выполнения всех заданий по внеаудиторной самостоятельной работе; - презентации доклада на одном из семинарских занятий; - успешного написания итоговой тестовой проверочной работы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |