Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма итогового контроля – зачет




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Направление подготовки 39.03.02- «социальная работа»

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения (очная, заочная)

       

 

 

    Сыктывкар 2017

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Утверждаю:

Директор института

_____________ И.А. Козырева

« _____»______________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ДЕОНТОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Направление подготовки 39.03.02- «социальная работа»

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения (очная, заочная)

Блок дисциплин - Б1. Б.19

Семестр - 4

Всего учебных занятий - 144 часа, 4 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные - 72 (14) часа, из них:

Лекции – 36 (4) часов

Практические занятия – 36 (10) часов

Самостоятельная работа –72 (126) часа

Контроль - 4

Форма итогового контроля – дифференцированный зачёт

 

 

Сыктывкар 2017

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВО и учебного плана направления 39.03.02 - «социальная работа»

Составитель (ли) (или автор) рабочей программы

Доцент кафедры социальной работы, к.и.н. ____________Л.В.Хотемова

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры социальной работы

Протокол заседания №____ от «___»___________2017 г.

Заведующий кафедрой

Доцент, к.п.н. _____________ С.С.Чабанова

                              подпись

Цели освоения дисциплины

Цель курса - формирование целостного представления об этических основах и профессиональной морали социальной работы; раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности; формирование этического мышления специалиста и личностно-нравственного облика социального работника.

 

 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Этические основы и деонтология социальной работы» относится к профессиональному циклу Б1.Б.19.

Учебный курс включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.

В рамках курса рассматриваются основные вопросы происхождения, становления, сущности и содержания этики социальной работы, ее институализации в виде профессионального этического кодекса, раскрываются теоретические и практические аспекты деятельности социального работника с точки зрения профессиональной этики и морали, сущность и содержание его профессионального долга, деонтологию видов взаимодействия в социальной работе. Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действо­вать в соответствии с этическими нормами существенно повы­шает качество услуг, предлагаемых клиентам.

Концепция программы, которая включает в себя научные и прикладные компоненты, позволяет применить на практике теоретические знания. Практическая часть курса предусматривает приобретение студентами навыков принятия решения в ситуации выбора.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Этические основы и деонтология социальной работы»

 

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления (ОПК-7);

- способностью к предупреждению и профилактике личной профессиональной деградации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ОПК-8).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:основные составные элементы и функции профессионально-этической системы социальной работы;социокультурные особенности и этические стандарты социальной работы,основополагающие ценности, принципы и категории социальной работы. 

Уметь:анализировать социально-этические проблемы общества; использовать в дальнейшей профессиональной деятельности этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде; принимать решения в ситуации выбора, связанные с этическими установками, нормами и ценностями.

Владеть: знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы; навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.; навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.

 

Структура и содержание дисциплины         

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Количество часов по учебному плану (очная форма обучения):

всего – 144 часа; в том числе лекции – 36; семинарские занятия – 36 часов, самостоятельная работа - 72 часа.

 

Учебно-тематический план занятий по дисциплине

«Этические основы и деонтология социальной работы»

Форма итогового контроля – зачет

 

 

№/№ Тема лекции семинарские занятия самостоя-тельная работа
1 2 3 4 5

РАЗДЕЛ I. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

1 Сущность и типология профессионально-значимых ценностей социальной работы 2   2
2 Морально-нравственные нормы в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе 4 2 3

РАЗДЕЛ II. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом

3 Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом   2 3
4 Становление и развитие этических традиций социальной работы в России   2 3

РАЗДЕЛ III. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

5 Специфика профессиональной деятельности социального работника     4
6 Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника 4   4
  7 Профессиональные ценности социальной работы (практикум)     2  
8 Коммуникативные навыки в социальной работе 6   2
9 Культура делового общения   2 4
10 Этикет социального работника   2 4

РАЗДЕЛ IV. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы

11 Этическая регламентация профессионального поведения в социальной работе 4   4
12 Этический кодекс социального работника: отечественный и международный   2 4
13 Этические аспекты деятельности социальных служб 2   2
14 Этика взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания   2 4
15 Этика взаимоотношений “социальный работник–клиент” 6 2 4
16 Влияние как основа интерактивной деятельности социального работника   2 3
17 Этические аспекты исследований в социальной работе   2 3
18 Этнорегиональные особенности этических отношений   2 3
19 Нравственно-этические отношения в общине   2 3
20 Нравственные основы семьи и брака   2 3

РАЗДЕЛ V. Деонтологические вопросы социальной работы

21 Деонтология социальной работы 4 2 3
22 Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения 4 2 3
23 Психогигиена социального работника   2 4
24 Контрольная работа   2  
                  Всего 36 36 72

 

 

Учебно-тематический план занятий по дисциплине

«Этические основы и деонтология социальной работы»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...