Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОМОТОРНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ




С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Коррекции нарушений речи способствуют занятия по ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ. Перед проведением занятий логопед и музыкальный руководитель осуществляют предварительное обследование психомоторного состояния детей. Оно является частью комплексного, динамического обследования детей с речевыми нарушениями различными специалистами: логопедом, невропатологом, психологом и др.

Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы ребенка, речевого нарушения. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Логорит-мическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия -олигофрения, алалия - задержка речевого развития, сенсорная недостаточность - снижение слуха, дислалия - дизартрия и т.д.)


57

1. Исследование двигательной памяти, переключа-
емости движений и самоконтроля при выполнении
двигательных проб.

Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить. Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз.

Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного".

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2. Исследование произвольного торможения движе
ний.

Прием: маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу.

3. Исследование статической координации движе
ний.

Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по два раза для каждой ноги.

Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в сторону; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

4. Исследование динамической координации движе
ний.

Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладо-


58

ней. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук иногда скованные; чередование шага и хлопка не удается.

Прием: выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

5. Исследование внимания.

Прием для исследования распределения внимания: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой - вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.

6. Исследование координации движений, переключа-
емости, наличия или отсутствия движения:

а) исследование координации движений.
Прием: выполнить движения: ноги в сторону на

ширину плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе;

б) исследование переключаемости движений.
Прием: поднять руки в стороны на уровне плеч,

согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу);


59

в) исследование наличия или отсутствия движений.

Прием: поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.

7. Исследование пространственной организации
движения.

Приемы: по подражанию повторить за логопедом движения в ходьбе по кругу, в обратном направлении, через крут. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого утла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движения справа; то же слева.

По словесной инструкции проделать эти же задания.

Отметить ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

8. Исследование произвольной моторики пальцев
рук.

Приемы: по подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение "Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем сначала пра-


60

вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи на вторые

(5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие ле-ворукости.

9. Исследование орального праксиса:

а) исследование объема и качества движения губ.

Приемы: по словесной инструкции вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощае-мость движений;

б) исследование объема и качества движений
мышц щек.

Приемы: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное, или сильно напрягается противоположная выпяченной щека, или изолированное надувание одной щеки не удается;

в) исследование объема и качества движений языка.


61

Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета.

Показать широкий язык "лопаточкой", удержать на три счета.

Переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол рта.

Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать кончик носа").

Показать язык на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.

Пощелкать (поцокать) языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

10. Исследование произвольной мимической моторики:

а) исследование объема и качества движений
мышц лба.

Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается;

б) исследование объема и качества движений
мышц глаз.

Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; испытуемый зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движение не удается;


62

в) исследование возможности произвольного формирования  определенных мимических поз. 

Приём: выразить мимикой лица удивление, пе-чаль,ужас, радостъ, сомнение, подозрительность.

Объяснение:

удивление- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд;

печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение.

Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается.

П. Исследование слухового внимания.

Прием: показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, не-умение определить направление звучания. 12. Исследование музыкального слуха.


63

Прием: спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения, затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

13. Исследование восприятия музыки.

Прием: прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.

Отметить: умение определить контрастную музыку.

14. Исследование звуковысотного слуха.

Прием: определить, как "пел песенку" колокольчик — выше - ниже; определить направление звукоряда на металлофоне: металлофон поставленный наклонно, становится " музыкальной лесенкой"; на конце молоточка укрепляется маленькая куколка-матрешка. Музыкальный руководитель ударяет молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступеньку.

Отметить: различают дети направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

15. Исследование тембрового слуха.

Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан, бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных.

Усложненый прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибкой различают дети звучащие инструменты.

16. Исследование динамического слуха.


64

Прием-прослушатъ звучание различных инстру-ментов по типу "горячо-холодно". Например, музыкальный руководитель подает на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет сло-вом как звучит инструмент: сильно-слабо. Или музыкальный руководитель подает повторно сильный (слабый) звук, ребенок повторяет их на инструмен-

те.

Отметить: различает или нет ребенок сильное и слабое звучание инструмента. 17 Исследование ритмического чувства. Прием: простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III, III I III I.

Прием: "музыкальное эхо": музыкальный руководитель ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при восприятии ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

18. Исследование продолжительности и силы выдо
ха.

Прием: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листики бумаги и т.п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.

19. Исследование певческого диапазона голоса (для
детей с достаточно развитым музыкальным слухом).

Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А, сначала от ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз.


65

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 . тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

20. Исследование темпа.

Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи.

После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту — таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудшей показатель, например, по 6 параметрам - 6 баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с графиком речевым (логопед).


66

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Схема анализа логопедического занятия в речевой группе детского сада

Тема, логопедические и педагогические цели за
нятия.                                 
Соответствие этапу коррекционной работы и

возрасту детей.

Принципы построения занятий.

Разделы занятия.

Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей.

Использование индивидуального подхода к детям.

Наглядно-дидактическое оформление занятий.

Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете.

Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств.

Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.

Заключение о коррекционной результативности занятия.

Схема анализа занятий по логопедической ритмике

Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные.

Соответствия занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.

Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихо-


67

творений и др.) речевым возможностям детей.

Принципы построения занятий, разделы.

Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно--слуховые; описание, пояснение, указание, беседы, вопросы,команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.).

Оформление музыкального, двигательного и речевого материала занятия и проведение его в едином игровом сюжете, в соответствии с лексической темой.

Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.

Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п. и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем.

Схема анализа воспитательного занятия в речевой группе детского сада

Тема занятия.

Цели: педагогические, коррекционные (логопе-дизация занятия), воспитательные.

Соответствие этапу логопедической работы, т.е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи.

Принципы построения занятия, разделы.

Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.)

Использование игр и упражнений для развития


68

просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения

и др.)  Проведение занятия в едином сюжете, обусловленном лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений).

Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям.

Заключение о коррекционной направленности занятия.

В процессе работы логопеда в детских учреждениях необходима опора на онтогенетический принцип, т.е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, подражательности, взаимоотношений детей, импрессив-ной, экспрессивной речи.

Определение моторного развития ребенка от рождения до 3 лет

1  мес. Реакция на звуки.

2  мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

3  мес. Удерживает рукой вложенный в нее предмет.

4  мес. Поворачивается со спины на бок.

5  мес. Длительно удерживает голову, поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Хорошо берет предмет. Тянет предметы, игрушки в рот


69

6 мес. Попытки садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках. Ползает.

7-8 мес. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы. Поднимается в кроватке, держась за сетку (решетку). Различает форму предметов, игрушек. Пытается перелезть через решетку кроватки.

8-9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения.

10 мес. Ходит, придерживаясь рукой.

11мес. Играет в "ладушки", "сороку". Пьет из стакана.

12 мес. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.

1 г. 1 мес. — 1 г. 2 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает или нет при повороте.

1 г. 3 мес. Снимает с ноги обувь.

1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок.

1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

1 г. — 1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см. от пола.

1 г. 6 мес. Умеет перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на по-лу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.

1 г. 8 мес. - 2 г. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.

2 г. - 2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20


70

см. и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высо-

той 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает од- ной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 - 90 см.Полностью

одевается. 2 г 6 мес - 3 г. Перешагивает через палку или

веревку горизонтально расположенную над полом на высоте 30 - 35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30 - 35 см. влезает на стремянку высотой 1 5 м и слезает приставным шагом, бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цельна расстоянии 100 - 125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала действовать. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. владеет карандашом.

Определение развития подражательности в период до 3 лет

7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые

вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши

в игре "ладушки", поднимает ручки вверх илина


71

голову, если взрослый показывает это движение и говорит: "Шу-у, полетели, на головку сели".

К I году обучается действиям с сюжетными игрушками в начале по подражанию, затем по словесной инструкции: "Покорми кису","Покачай лялю".

К 1 г. 6 мес. формируется стремление к самостоятельности ("я сам") во время кормления ребенка, одевания на прогулку и в других ситуациях.

Определение развития взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми

9—10 мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что делают другие дети, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает "совместная игра", т.е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку.

Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный.

В течение 2-го года жизни под влиянием взрослых у ребенка формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: "Не плачь", "Он к маме хочет".

На 3-ем году жизни появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с прось-


72

-бой, выражает отношение к действиям другого, да-ёт советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок неумеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен.

В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним - двумя детьми, или такого отношения не формируется.

Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей после 3 лет и на протяжении всего дошкольного периода, например, формирование простейшей нормы общественного поведения, при которой требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы.

В беседе с родителями логопед выясняет, каковы в настоящее время взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные и т.п.), со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные и т.п.).

Определение развития импрессивной речи от рождения до 3 лет

Известно,что слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется у младенца через 14-15 дней после рождения, т.е. в начале 3-й недели. Дей-

ствие речи взрослого так эффективно, что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят.

В конце 4-й недели на ребенка успокаивающе действует колыбельная песня, он выделяет речь человека

из любых других раздражителей, отвечает на

человеческий голос специфическими реакциями -


73

сосательными движениями.

В это же время и в начале 2-го мес. колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние.

В конце 2-го мес. ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается к лицу матери, на ее голос.

На 3-м мес, слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, бросает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса.

В 4 мес. ребенок остро реагирует на человеческий голос, давая "комплекс оживления" (Фигу-рин Н.Л., Денисова М.П., 1926), сопровождающийся движениями рук, ног, разнообразной мимикой, голосовыми реакциями.

К 6 мес. ребенок различает голоса близких, обращения взрослого к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать приказы: "дай ручку", "иди ко мне".

В 7 мес. — на 8-м мес. у ребенка формируется способность понимать речь: он реагирует на ритм, интонацию, звуковой рисунок слова, различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, ищет источник речи, живо реагирует на ситуацию игры с речью, например, игра в прятки вызывает радостную эмоциональную реакцию, хотя ребенку еще безразлично, какими словами она сопровождается.

В 8 мес. понимание проявляется в различных ситуациях: в процессе пеленания ("Спряталась, ма-


74

ленькая" - говорит взрослый, ребенок кладет голову на «олени и смеется, ожидая игры), во время плевания ("Дай", - говорит взрослый, ребенок по слову взрослого протягивает ножку, поднимает ручку по слову "встань" пытается встать, держась за пальцы взрослого), во время кормления (по словам "открой ротик", "возьми булочку", "откуси" и пр. ребенок выполняет требуемое), во время игры (понимание слов-действий: "бросил,бах!" - и ребенок бросает мяч; "открыл - хлоп, закрыл - хлоп" -и ребенок открывает и закрывает коробочку). Из сложного комплекса слов взрослого ребенок умеет выделить отдельное слово, с которым у него связано конкретное представление, например, "покажи, постучи, брось, помаши ручкой" и пр.

В 9 мес. ребенок усваивает значение 8-10 слов, произносимых взрослым, продолжает участвовать вдействиях через речь: "Ешь, пей, открой ротик, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнем пуговку, почистим носик" и пр. По просьбе взрослого "дай" раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при слове "упал" или "бах", кладет игрушку на стол при слове "положи", умеет выполнять двух - и трехкратные действия по слову взрослого: "Найди собачку и дай мне", "Подними мячик и положи в ведерко".

В течение 10-11 мес. у ребенка развивается понимание имени окружающих его людей, названии предметов - он смотрит в направлении указательного  жеста взрослого, выбирает по требова-

нию взрослого предмет из ряда других: "Дай куклу", " Дай собачку". Ребёнок воспринимает целую

фразу и даёт ответную реакцию, например, на вопрос

"Где часы?"или "Куда ушла мама?" следует указательный жест с произношением слова. Имеется


75

понимание речи, обращенной не только к ребенку, но и к другому: слыша поручение, данное другому, выполняет его. например, приносит игрушку.

В 12 мес. начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: "Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи через порог"; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то.

В период 1 г. 1 мес. - 1 г. 6 мес. у ребенка развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по словесной инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально. Ребенок любит рассматривать картинки, у него развивается понимание СЛОВ-НАЗВАНИЙ и СЛОВ-ДЕЙСТВИЙ, что способствует развитию изобразительной игры.

В 1 г. 3 мес. появляется совместная игра детей с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции. Рассматривая картинки, ребенок находит называемое изображение; выполняет любое поручение по устной просьбе, понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок: большой, маленький, хороший, плохой.

В 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес. происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребенка возникает обобщенное понимание некоторых слов, например, при слове "кукла" может принести не ту, что часто была в употреблении, а другую куклу. Интенсивно увеличивается скорость образования фонематической дифференциации, причем различе-


76

ние звуков речи на слух происходит быстрее, чем неречевых звуков.

В 1 г 9 мес. - 1 г. 11 мес. ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинках, где усы, уши.

К концу 2-го года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.

На протяжении от 2 до 3 лет совершенствуется реакция ребенка на простой звук или речь.

Логопед, зная этапы становления импрессивной речи в онтогенезе, беседует с родителями так, чтобы его вопросы вызывали определенные образы из жизни и поведения их ребенка. Например, логопед может спросить, пела ли мать ребенку колыбельные песни, если пела, то как рано: в 1 мес, в 2 мес. и позже, и как реагировал ребенок; или спросить, разговаривала ли мать с ребенком во время пеленания, кормления и как ребенок реагировал: переставал есть, смотрел на мать, как бы прислушивался или продолжал спокойно есть и т.д.

На основании ответов матери логопед выясняет, совпадает ли развитие импрессивной речи у данного ребенка с нормальным онтогенезом или имеются определенные отклонения.

Наши исследования (1978 г.) показали, что у части детей с заиканием, исследованных в возрасте от 1 г.6 мес. до 3 лет 9 мес., в период от рожде-ния до 1 года может быть отставание в формиро-вании импрессивной речи. После 1 года у заикаю-щихся детей наблюдается по сравнению с нормой,

ее неравномерное развитие. Выявляются ошибки в понимании словесных обозначений формы, цвета,


77

предметов, а также нарушение в понимании содержания прослушанного рассказа.

Необходимо проанализировать сущность этих отклонений как в плане опережения этапов нормального онтогенеза, так и задержек развития: знание неравномерностей формирования импрессив-ной речи ребенка может помочь логопеду правильно определить степень влияния заикания на развитие речи в последующем и, возможно, уточнить причину заикания.

Определение развития экспрессивной речи от рождения до 3 лет

Развитие экспрессивной речи детей более доступно наблюдению родителей, нежели развитие импрессивной речи. Родители, как правило, охотно рассказывают о том, какие слова первыми появились у ребенка и как он их употребляет в общении. Запоминают родители и необычные звуковые комплексы, которыми дети обозначают вещи домашнего обихода, одежду и т.п. Однако для полного (или относительно полного) исследования экспрессивной речи логопеду необходимо знать этапы ее нормального становления и в соответствии с этими знаниями целенаправленно строить беседу с родителями. Восстанавливая в памяти родителей радостное событие появления ребенка в доме, логопед выясняет:

в 3 недели - 1 мес. слышалось (нет) в крике ребенка открытое "А", говорящее о сильном голоде или боли, о сильном аффекте. Поясняет, что имевшее место сочетание звуков "УА" с носовым оттенком может свидетельствовать о сравнительно несильном аффекте; что в минуты физического на-


78

пряжения ребенок кряхтит, издает одиночные звуки

«А" "Э";

                  во второй половине 2-го мес. звук Э приобре-таетнемного другой фонетическй оттенок: "АЭ" , "АЙ-АЙ", часто слышится звук М-М ( МАМАМ").

В конце 2-го мес. ребенок издает (нет) звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает, звуковые проявления непродолжительны и часто чередуются со спокойным наблюдением за игрушкой, без игрушки "разговаривает" больше. Приближение взрослого и обращение, его с улыбкой и речью ребенок встречает общим эмоциональным подъемом, улыбкой, лепетом, смехом. Ребенок как бы переговаривается со взрослым, ждет его речи и отвечает на нее.

На 3-ем мес. и в 3 мес. проявляются (нет) предре-чевые вокализации: гуканье - короткие, тихие звуки; гуление - протяжные, певучие звуки; вскрики - короткие звуки, отличающиеся от гуканья силой, более сложным составом звуков и эмоциональной окраской. При "комплексе оживления" (активно двигает ножками, ручками навстречу взрослому, мимика лица радостная, оживленная, улыбка, смех) произносит высокие и пронзительные звуки, испускает высокий, тоненький звук, с большим напряжением повторяя его много раз подряд, смеется, взвизгивает. В предречевых вокали-зациях появляются звуки П,К,Х в сопровождении неясного звука вроде Ы: ПЫ, КЫ, ХЫ (Фигу-рин Н.Д., Денисова М.П.) АГЫ, ГУ (Рыбникова-Шилова), ГУ, ГЫ (Кожин), ГУ, БЮ,ДЕ,БИ, ДЯ,

БМ, ЭМБ, ТЛЬ (Левоневский, Павлова, Штерн, Идельбергер, Прейер Линднер, Дешиль, Ронжа,


79

Грегуар - дневники)".

Логопед уточняет в беседе с родителями следующее.

На 4-м мес. ребенок перекликается (нет) со взрослыми на расстоянии во время "комплекса оживления": звуки - гласные А, Э, У, И, согласный Р; звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки П, Б, М, К, Г, X, издает певучие высокие звуки наподобие тремолирующих, прибавляются смех и звуки восклицания.

Появляются первые слоги: БА, МА, ПА.

В 4 мес. ребенок встречает приближение взрослого с улыбкой и речью: лепетом, смехом, эмоционально окрашенными речевыми проявлениями.

В лепете могут быть представлены звуки: гласные А, О, У, Э, И, Ы, гласные с перемещенной назад артикуляцией а, о, у, й , из них всегда назализован гласный А, а также а, о, У, Ы. Гласные Э, И назализации не подвергаются.

В лепете имеются и согласные звуки:

—смычные: губно-губные П-Б и Полумягкие П- Б; переднеязычные альвеолярные ТЬ-ДЬ, полумягкие Т-Г; заднеязычные К-Г;

—щелевые: губно-губные - двугубный звонкий, фрикативный W; полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный W', состветствующие им глухие. Губно-зубные ФЬ-ВЬ, полумягкий Ф,Ф',полумягкий В,В'. Переднеязычные альвеолярные СЬ-ЗЬ; среднеязычный Й; заднеязычный X, заднеязычный глубокий X; гортанные h (ослабленный X), h' (ослабленный мягкий X);

—смычно-проходные: носовые - губно-губные


"Рыбников Н.А. Методы изучения речевых реакций ребенка //Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1927. С.7-22.


80

М полумягкий М. Переднеязычные - альвеолярный НЬ, полумягкий Н и заднеязычный Н. Рото-вые - переднеязычный, альвеолярный ЛЬ; вибран-ты - двугубный звонкий Р, велярный Р.

Во время лепета ребенок развернутой рукой по 15-20 и даже по 40 раз с силой ударяет по кроватке, постели, делает передышку и опять лепечет, стучит, шарит, царапает, рвет.

В 5 мес. у ребенка в голосе появляются оттенки на приятное, неприятное. Смех более оформлен, высокого тона. Ребенок пытается повторить артикуляцию взрослого, но подражание еще неосознанное - эхолалия. Для этого возраста характерна структура: гуканья больше, чем гуления, гуления больше, чем вскриков, вскриков больше, чем лепета; постепенно ребенок начинает переходить от звукового лепета к слоговому: появляются слоги БАБА, ПА-ПА, МА-МА.

В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные - по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные Т, ТЬ, Д, ДЬ, С, СЪ, 3, ЗЬ, Ц, Н, НЬ, Л, ЛЬ, а также переднеязычные передненебные Ш, Ж, Ч, Щ.

"Комплекс оживления" становится элементом самостоятельной деятельности ребенка. Видя взрослого, ребенок начинает лепетать, даже пытается ползти, на руках у взрослого старается схватить его за лицо, волосы, реагирует улыбкой и радостными звуками на приветливое лицо взрослого, смо-трит с недоумением, начинает плакать на строгий голос. Интересуется другими детьми, произносит такие же звуки, какие произносит другой ребенок. Рука активно участвует в общении: протягивает ее взрослому, тянет за рукав, обеими руками обнима-


81

ет взрослого, поворачивает к себе его лицо.

В 6 мес. лепет представляет несколько иную фонетическую картину, чем на 3-5-м мес. Представлены гласные русского языка А, О, У, Э, И, Ы и гласные, не свойственные русскому языку: ё, б, у; звук Й задний, глубокий; носовые А, У, Ы, а1, о. Имеется семантическая значимость интонации, различная интонация при произнесении гласных. Например, ребенок произносит звукокомплекс "аи-аи-аи-аи" как выражение нежности, а звукокомплекс "оп-оп-оп" как выражение сильного волнения. Слоговой лепет делается устойчивым, оформленным.

С 6 мес. и до 8 мес. у ребенка имеются определенные отрезки времени для самостоятельной речевой деятельности. Вначале приближение и обращение взрослого с улыбкой и речью положительно влияет на произношение звуков, а затем взрослый начинает мешать. Качественно меняется характер лепета: ребенок тянется к еде и произносит "дя-дя-дя"; он начинает подражать лишь определенным звукам взрослого и в этих случаях внимательно смотрит в лицо говорящего, молчит или беззвучно двигает губами, открывает и закрывает рот.

В 9 мес. отмечается истинное подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому ребенок говорит "тя-тя, па-па, ля-ля-ля, тетя, папа, па...дай...тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя". Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: "На, на, на...тятя".

Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккопа-нементом манипуляторных движений. Например, игрушка упала, взрослый говорит "упала", ребенок смотрит на игрушку и говорит "па".


82

В 10 мес лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам, особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.

В И мес. возникают слова "не", "да" с соответствующими жестами. "Дай ам" - просит есть, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит "дядя", на женщину - "тетя". Сопровождает слова взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит "лю-на" (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес. " Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мамма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да,да".

В 12 мес.заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8-10 словами типа "баба, кис-кис, му, бэ" и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов-названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит "ав-ав", играет с самолетом -"тр-тр", смотрит на шарик и говорит "дли-ли", берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, "ням-ням . Имеется нерасчлененность слова и предложения, слова и звука: "А!" - зовет мать, называя в другой раз ее "мама"; "у,би" - просит машину; мама, няня, тетя" - зовет взрослого.

В период 12-13 мес. происходит становление активной речи. Это время начала и развития ходьбы. С появлением способности передвигаться у ребен-ка быстро расширяются представления об окружающем мире и активно развивается речь В это время


83

появляются слова - предложения: "мама" - обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.

В речи ребенка наблюдаются фонетические искажения, употребляются корни слов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

В 1 г. 2 мес. и после 1 г. 3 мес. ребенок отвечает на вопрос при отсутствии предмета: "Хочешь молока?" - "Да, ням,ням". Словами и звуками сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, свои наблюдения за окружающими, рассматривание изображений. В обществе детей перекликается с другими детьми словами, звуками, смехом, повторяет за детьми те же слова и звуки. Если произносит другие, то обычно тем же тоном. Повторяет известные комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки; синтезирует слова во фразы, типа предмет и действие ("Вова, ам"), предмет и дополнение — объект ("Вова кашу"), действие и объект ("Ам кашу"). Ребенок сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, разные звуковые комбинации и каждое новое сочетание переносит на другие слова, например, "мама" изменяет в "мамика" и переносит на "бабика", "папика", "катика", "лялика".

В этот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль - "ту-ту", лошадь - "нью-ньо", птица - "гага", кошка - "кс-кс", собака - "ав-ав". В речи повторяет только первый слог: баран - "ба"; или ударный слог:"окошко -"ко"; пропускает звуки: собака - "бака".

В этом возрастном периоде ребенок любит рас-


84

сматривать картинки в книжках, перелистывает страницы произносит много нечленораздельных звуков - "читает", часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога. В роли предложения ребенок обычно употребляет аморфные слова (по Н. Гвоздеву, 27 слов).

В 1 г. 5 мес. - 1 г. 6 мес. окружающие обычно не замечают больших изменений в развитии речи детей. Однако имеются следующие особенности. Начиная с 1 г. 5мес. ребенок может одним и тем же словом обозначать разные предметы: "пи" - чашка, чайник, блюдечко, другая посуда, содержимое - чай, действие - пить. Может переносить название с одного предмета на другой, обобщая их по какой-нибудь одной части: "гага" — все птицы или "гага" - желтый чайник и желтая утка. "Му-му" — корова, носорог, слон - ребенок объединил их по признаку длинного хобота, носа, рогов, за которые брал игрушки. В слоговой структуре наблюдаются замены и опускания звуков, слогов: "ки" - киска, "ба" - собака, "ко" - молоко, "ка" - каша. В речи имеется от 35 до 95 слов, но широко по-прежнему используются жест, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (до 1 г. 6 мес.) называют "автономным", он имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.

В 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. происходит скачок в Формировании речи, и речь начинает развиваться ускоренным темпом. Ребенок перестает непосредственно тянуться к предмету, а обращается ко взрослому и называет предмет. Подражание речи взро-слого принимает вид весёлой игры. Ребенок, на-зывая предмет, требует его, обращаясь ко взросло-

му,поворачивается к нему лицом:"Мама, ябляко", "Аня, шапка!", "Абиль ту"(трамвай поехал).


85

К 1 г. 8 мес. - 1 г. 9 мес. в речи детей фраза объединяет два аморфных слова (по Н. Гвоздеву, 87 слов). Усложняется слоговая структура: ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных словах опускает один из слогов. В словаре имеется около 100 слов, к 1 г. 9 мес. - 175 слов, во фразе -3-4 слова.

В период от 1 г. 10 мес. до 2 лет продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трехсложных словах может иногда опускаться один слог, чаще предударный, и может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах: "Папа, Витя кататьца". Во фразе употребляется глагол в повелительном наклонении. "Двей закить" (дверь закрыть), "Котлету поежь" (порежь); фраза распространена: "Тетя Катя, мооко пинеси не" ("Тетя Катя, не приноси молока").

С 1 г. 8 мес. продолжается влияние на поведение ребенка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между ребенком и взрослым становятся более гибкими, требования ребенка менее категоричными, поскольку ребенок подчиняется собственным приказам: "Витка, сиди тут, пока тетя Катя пидет (придет)". Возникает описательная речь.Например, ребенок смотрит в окно и говорит: "Мальчик катается", "Собака бежит", "Машина гудит", "Самолет летит". Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: "Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водицки попия я, ффуй" (смеется).

К 1 г. 11 мес. речь детей особенно активно в играх с куклами, игрушками - животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову,


86

трогать рога, хвост, уши, туг же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: "Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя". В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

В 2 г. 3 мес. ребенок может по картинке рассказать взрослому и другому ребенку.

В 2 г. 4 мес, задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют своё название. Так, показывая на утку, ребенок спрашивает: "А это что такое, гусь или утка?"

В 2 г. 5 мес. - 3 г. ребенок, сравнивая предметы, результат оформляет в речи: "Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?" Продолжается рост простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами (в 2 г. 6 мес), особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда - приставки.

В 2 г. 7 мес ребенок может установить причину и следствие явления: "Плачет бедная - ручка болит", хотя на картинке этого не видно.

К 3 годам продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в мало знакомых словах.

Выяснение логопедом данных развития экспрессивной речи у заикающихся детей помогает ему установить особенности этого развития и проана-лизировать взаимосвязи между появлением заикания в определенном возрасте и опережающим или


87

замедленным развитием экспрессивной речи.

Наши исследования (1978 г.) показали, что у заикающихся детей в раннем онтогенезе имеется дисгармоничное развитие экспрессивной речи по сравнению с нормой.

Можно выделить 3 группы детей с заиканием, отличающиеся особенностями становления функции говорения:

I ГРУППА - у детей с 1-го мес. до 1 года прослеживается ускоренное развитие предречевых вокализаций и высокий уровень развития произвольной моторики, ясно проявившейся на более поздних этапах онтогенеза. Ужев течение 1-го месяца в крике детей можно слышать звуки, подобные "А", выражающие сильный голод или боль, сочетание "УА" с носовым оттенком, говорящее о каком-то дискомфорте. В 1-2 мес. крики еще более дифференцируются: "мам" - чувство голода, "ай" -боль, "уа" - недовольство, неудобство. Очень ярко выраженный "комплекс оживления" сопровождается обильными предречевыми вокализациями: гуканьем, гулением, вскриками. В 4 мес. дети перестают плакать при обращении к ним взрослого, тянут к нему руки и активно лепечут. Начиная с 6 мес. и на протяжении 7-го мес. дети много и подолгу лепечут без игрушки, находя удовольствие в движениях рук, языка, губ. С 9 мес. подражают звукам взрослых, к 10 мес. активно владеют 8-10 словами. После 1 года и до 3 лет развитие экспрессивной речи продолжается очень ускоренным темпом: к 1 г. 7 мес. дети говорят фразами из 3-4 слов, слоговая структура слов сохранна: "Мама, меня комары кусают, иди ко мне". К 2 г. 7 мес. могут выразить в сложносочиненном предложении причинно-следственные отношения: "Опять меня


88

Нордик (собака) уронил - мама, спаси меня". В 2 г 4 мес у некоторых детей данной группы наряду с опережающим развитием экспрессивной речи может наблюдаться или задержка импрессивной речи, или ее ускоренное развитие. Появившееся, как правило в 2 г. 4 мес- 2 г. 5мес. заикание по-разному влияет на речь детей. Это, возможно, объясняется как различной нервно-психической устойчивостью детей к неблагоприятным воздействиям среды, так и степенью зрелости обеих сторон речи. Не исключено, что продолжающееся уже в патологических условиях речевое развитие может привести в будущем к ограничению пользования экспрессивной речью.

II ГРУППА - у детей выявляется недоразвитие экспрессивной речи и замедленное или неравномерное развитие импрессивный речи и общей моторики. Иногда наблюдается недоразвитие моторики до 1 года и задержка развития импрессивной речи, но экспрессивная речь в это же время развивается своевременно, лишь после 2 лет сказывается неравномерность раннего развития и наступает задержка в формировании экспрессивной речи. В других случаях у детей данной группы до 1 года наблюдается ускоренное развитие моторики, импрессивной речи, но ярко проявляется задержка экспрессивной речи. На 2-м году возникает резко выраженное отставание в развитии моторики, выявляется соответствующее возрасту развитие импрессивной речи и начинающееся выравнивание в развитии говорения.

III ГРУППА - у детей имеется стойкое задер-жанное развитие моторики и обеих сторон речи. Наблюдается отставание в развитии  двигательных функций: в первый месяц после рождения у детей


89

вообще отсутствуют двигательные реакции на звук, они позже нормы удерживают голову, позже начинают следить за движущимся предметом, могут стоять лишь в 1 г. 1 мес, ходить - в 1 г. 3 мес. После 1 года задержка в развитии моторики становится еще более выраженной: снимают обувь с ноги в 2 г. 6 мес. (в норме - в 1 г. 3 мес), расшнуровывают ботинок в 3-3,5 г. (в норме - в 1 г. 4 мес), самостоятельно держат ложку в 2-2,5 г. (в норме - в 1 г. 5 мес.)- Столь же выражено отставание импрес-сивной речи: слуховое сосредоточение появляется обычно в 3-4 мес. вместо конца 1-го мес, "комплекс оживления" - в 5 мес. и т.п. С опозданием в 3-4 мес. усваивают значение 8-10 слов, могут выполнять действия по речевой инструкции, различать людей и выбирать игрушку по словесному обозначению. На 2-м и на 3-м годах развитие им-прессивной речи продолжается с опозданием на 5г6 мес, и лишь к концу 3-го года разрыв сокращается примерно до 4 мес. Задержка в развитии экспрессивной речи в первые месяцы не столь велика — в 2-3 мес: позже появляются звуковые комплексы, слоговые цепочки очень редки, дети не подражают взрослым во время лепета, редко сопровождают игру в "ладушки", "сороку" звуками. К концу года задержка обозначается более резко: слова возникают не в 11 мес, а к 1 г. 4 мес. На 2-м году обычно не наблюдается скачка в развитии экспрессивной речи, описательная речь появляется к 3 годам (в норме - в 1 г. 10 мес). После 2 лет отставание в развитии экспрессивной речи от нормы выражается в 5-6 месяцев. Появившееся заикание мешает успешному развитию речи.


90

Рекомендуемая литература Обследование детей с нарушениями речи

1 Венгер А А Выготская ГЛ., Леонгард Э.И. От
бор детей в специальные дошкольные учреждения.
М.,1972. С.36-109.

2 Волкова Г.А. Психолого-логопедическое ис
следование заикающихся детей дошкольного воз
раста. Л., 1982.

 

3. Жукова Н.С. Обследование устной речи до
школьников //Преодоление задержки речевого раз
вития у дошкольников. М., 1973. С.38-53.

4. Забрамная С.Д. Наглядный материал для
психолого-педагогического обследования детей в
медико-педагогических комиссиях. М., 1981.

 

5. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у до
школьников/Под ред. Р.ЕЛевиной. М., 1971. С.20-
30.

6. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методическое ру-
ковдство к альбому "Дидактический материал по
исправлению недостатков произношения у до
школьников". М., 1978.

7. Сереброва Н.И. Методика логопедического
обследования //Нарушение речи у дошкольников
/Сост. Р.А. Белова - Давид, Б.М. Гриншпун. М.,1969.

8. Методы обследования нарушений речи у детей.
Сб. научн. трудов. М., 1982.

9. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых на-

рушений у детей /Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

10. Уманская Н.М. Приемы выявления состояния

 интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. 1977, № 2


91

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста

1. Богомолова А.И. Нарушения произношения у
детей. Пособие для логопедов. М., 1979.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устране
нии заикания у дошкольников: Книга для логопеда.
М., 1983.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.,
1985.

4. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошколь
ников правильной речи. Чебоксары, 1980.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у до
школьников (Дети с общим недоразвитием речи):
Пособие для логопедов. М, 1981.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
Преодоление задержки речевого развития у до
школьников. М., 1973.

7. Игры в логопедической работе с детьми: По
собие для логопедов /Под ред. В.И. Селиверстрова.
М., 1981.

 

8. Каше Г.А. Формирование произношения и
подготовка к обучению грамоте детей с недоразви
тием речи// Дефектология. 1976. № 6.

9. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический ма
териал по исправлению недостатков произношения
у детей дошкольного возраста: Пособие для воспи
тателей и логопедов. М, 1979.

 

10. Крылова Н.Л. О коррекционной работе лого
педа и воспитателя на материале занятий по счету
// Дефектология. 1979. № 4.

11. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспи
тание речи у детей с моторной алалией: Пособие
для логопедов. М, 1977.


92

12 Методические рекомендации к организа
ции логопедической работы с детьми, имеющи
ми (Фонетика-фонематические нарушения речи. I
часть(свистящие и шипящие звуки). Киев: РУМК

спецшкол, 1983.

13 Методические рекомендации к организа
ции логопедической работы с детьми, имеющи
ми фонетико-фонематические нарушения речи. II
часть(звуки Л и Р). Киев: РУМК спецшкол, 1983.

14.   Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи. М., 1978.

15.    Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков у детей. М., 1972.

16.    Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. М.,1973.

17.    Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правиль
ного произношения. М., 1981.

18.    Чевелева НА Исправление речи у заикаю
щихся дошкольников. М., 1965.

19. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные
занятия с коллективом заикающихся детей млад
шего возраста // Из опыта логопедической работы. М., 1955.

Воспитание и обучение детей

1. Бекина СИ. и др. Музыка и движение:
(Упражнения, игры,ляски Для детей 5-6 лет). М.,1983

2. Бекина СИ. и др. Музыка и движение:
упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). М.,

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развиваю-


93

щие игры для детей младшего дошкольного возраста. М, 1991.

4.Волкова Г.А., Николаева А.А. О логопедической работе воспитателя в речевой группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1976. № 11.

5. Волкова Г.А. Воспитание творческой активно
сти у заикающихся детей дошкольного возраста //
Принципы и методы логопедической работы. Л
1984.

6. Волкова Г.А. Содержание логоритмического
воспитания заикающихся детей преддошкольного
возраста // Совершенствование методов диагно
стики и преодоления нарушений речи. Л., 1989.

7. Воспитание и обучение в детском саду / Под
ред. А.В. Запорожца и Г.А. Марковой. М., 1976.

8. Дидактические игры и упражнения по сенсор
ному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.
Венгера. М., 1978.

9. Занимательное азбуковедение / Состав. В. Во
лина. М, 1991.

10. Игры с правилами в детском саду: Сбор
ник дидактических и подвижных игр к "Программе
воспитания в детском саду". М, 1970.

11. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста: Книга
для воспитателя дет. сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М.
Дьяченко. М., 1989.

12. Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у детей дошкольно
го возраста. М., 1974.

13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
М, 1979.

14. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.

15. Методика обучения рисованию, лепке, ап
пликации в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной.


94М., 1971.

1б. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.

17 Моро М.И. и др. Математика в картинках (для занятий с детьми 5-6 лет) М.,1980.

18. Нам весело / Сост. Ф.М. Орлова, Е.Н. Соков-

нина. М., 1973.

19. Программа воспитания в детском саду. М.,

1988.

20.Психическое развитие воспитанников детско
го дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.
М, 1990.

21.Развитие речи детей дошкольного возраста:
Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.
Сохина. М., 1979.

22. Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях / Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсу
кова / Под ред. М.А. Васильевой. М., 1986.

23.Смоленцева АА Сюжетно-дидактические игры
с математическим содержанием. М., 1987.

24.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и
дошкольного возраста): Пособие для воспитателей
детских садов. М., 1972.

25.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со
звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1991.

26.Усова А.П. Обучение в детском саду / Под
ред. А.В.Запорожца. М., 1981.

27. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М К.Боголюбская, А.Л. Табенкина / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1979.

28. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношении детей 3-5 лет в игре. М., 1984.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...