Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙСтр 1 из 5Следующая ⇒
Речи Г.Л. Волкова Подготовка текста Е.Л. Сытник, В.Л. Шубов ОформлениеВ.А. Севрук В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены материалы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет. о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессивной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического. воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей. Печатается по решению РИСа РГПУ им. АИ. Герцена ©1993. Волкова ГА. ©1993, Книгоиздательство "Сайма" 5 ВВЕДЕНИЕ При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса. Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае. Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием ре- 6 чевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогинеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст Домашний адрес, телефон Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии 7 Сведения о семье Мать Отец Жалобы родителей Наследственные заболевания Общий анамнез От какой беременности ребенок Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные Особенности раннего развития: держит голову с ... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов ... Перенесенные заболевания: - до 1 года — после 1 года - инфекции — соматические заболевания Данные о развитии речи ребенка Характер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов Какие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающих Состояние звукопроизношения Определить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, 8 дефектная артикуляция в различных условиях: а) изолированное произношение; б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных; г) во фразах Гласные: А, О, У, Ы, И, Э Свистящие: С, С, 3, 3' Шипящие: Ш, Ж Аффрикаты: Ц, Ч, Щ Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н' Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш Твердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К', Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и Т.Д Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой; г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина; укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д 9 Речевая моторика Выполнить следующие движения: а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыб б) для языка: показать широкий язык - узкий, в) для нижней челюсти: рот широко открыть - г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия). Состояние слуховой функции 1.Данные о состоянии биологического слуха 2.Состояние восприятия речи проверить в про 10 Состояние общей моторики Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство. Состояние дыхательной и голосовой функций 1.Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмаль- 2.Дать характеристику голоса: громкость (чрез Особенности динамической стороны речи Темп: нормальный, ускоренный, замедленный. Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи. Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений 1. Анализ: а) выделение звука на фоне слова по картинкам 11 и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова; б) выделение начального гласного в словах (для в) дифференциация звуков по противопоставле мышка — мишка уточка — удочка миска — мишка малина — Марина шар - жар рожки — ложки г) определение места звука в слове по отношению 2. Синтез. Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А. 3. Фонематические представления: а) придумывание слов на данный звук: С-сумка, б) из предложенных логопедом разных картинок Особенности словарного запаса 1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь, 2. Название действия по предъявленному пред 12 3. Подбор определений к слову: Море какое? Лист- ...,. цветок -..., дом -..., лимон - .... конфета - ... . 4. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа): большой - маленький впереди - позади длинный-короткий входит -выходит высокий - низкий вбегает -выбегает далеко - близко смеется - плачет Состояние грамматического строя речи 1 Словоизменение: а) изменение по падежам: У меня есть кукла У б) преобразование имен существительных в име стол - столы лист — рука - окно - в) образование форм имен существительных ро дом - дома - домов шар — окно - окна - окон дерево - - марка - - яблоко — - книга - - стол - - г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: 13 тарелка...(красная) мяч...(красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто... д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно. 2. Словообразование: а) образование существительных с уменьшительно- стул - стульчик кровать - кроватка картина - картинка ложка - ложечка кукла - куколка дом - домик б) образование прилагательных от существитель в) образование глаголов движения с помощью Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст 14 Домашний адрес, телефон Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии Сведения о семье Мать Отец Жалобы родителей Наследственные заболевания Общий анамнез От какой беременности ребенок Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция Крик: был, нет Асфиксия: белая, синяя Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание грудью до ... Последующее вскармливание: смешанное, искуственное Выписка из родильного дома на ... день 15 Дополнительное пребывание в роддоме, причины Раннее развитие Держит голову с ... мес. Сидит с ... мес. Стоит с ... мес. Ходит с ... мес. Первые зубы с ... мес. К 1 году зубов ... Перенесенные заболевания До 1 года После 1 года Инфекции Ушибы Травмы головы Судороги при высокой температуре Речевое развитие Лепет, характер лепета Первые слова Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет Речевая среда: дефицит речевого общения, норма Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат Логопедическое обследование 1. Исследование слухового внимания: определить направление звука (звучащей игрушки), 16 указать, какая игрушка звучала. 2. Исследование зрительного восприятия: назвать основные цвета, оттенки, указать их по слову логопеда, подобрать картинки к данному цветовому фону. 3. Исследование пространственного праксиса: показать правую, левую руку, сторону; показать предметы впереди, позади, вверху, внизу. Отметить: в пространстве ориентируется, нет. Сложить разрезанные картинки из 2-4 частей. Сложить фигурки из палочек по образцу. То же из памяти. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 128. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |