Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Назовите основные принципы научного познания действительности.




1)Причинность. «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости» Демокрит.

2)Критерий истины. Естественнонаучная истина проверяется только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами.

3)Относительность научного знания. Научные знания всегда относительны и ограничены.

15. в чем заключается принцип причинности?
Принцип причинности - утверждение о том, что каждое событие (явление) в мире имеет свою причину и приводит к определенным последствиям; служит важ нейшим принципом научного познания («найти причину»).


Сформулируйте критерий истины.

Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественнонаучные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д.И. Менделеев (1834− 1907) писал:

Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры.

Что означает относительность научного знания?

Задача ученого − установить границы соответствия знания действительности − интервал адекватности. Например, классическая механика − механика Галилея-Ньютона − описывает движение макроскопических тел, скорости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Один из существенных признаков относительности естественнонаучных знаний вытекает из ее подтверждения экспериментом, в большинстве случаях основанных на измерениях, а измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи задача ученого указать интервал неточности. При совершенствовании процедуры измерений и модернизации измерительных приборов повышается точность измерений, тем самым сужается интервал неточности; при этом непременно результаты эксперимента приближаются к абсолютной истине. Однако подтверждение экспериментом научных теорий не означает абсолютной истины: научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми, и сама практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются.

Назовите внутренние механизмы избавления от ошибочных результатов науки?

Правильно ли утверждение: теория относительности уточняет классическую механику?

Охарактеризуйте роль математики в развитии естествознания.

Все законы выводятся из опыта.Но для выражения их нужен специальный язык. Обиходный язык слишком беден,кроме того, он слишком неопределен для выражения столь богатых содержанием точных и тонких соотношений. Таково первое основание, по которому физик не может обойтись без математики; она дает ему единственный язык, на котором он в состоянии изъясняться". Во многих случаях математика играет роль универсального языка естествознания, специально предназначенного для лаконичной точной записи различных утверждений.Естествознание все шире использует математику для объяснения природных явлений. Есть несколько направлений математизации естествознания:
• Количественные анализ и формулировка качественно установленных фактов и законов;
• Построение математических моделей, создание математической физики, математической биологии и т.д.
• Построение и анализ конкретных научных теорий, в том числе их языка.
Математика играет важную роль в естествознании. Назовем некоторые её функции:
• Функция универсального языка: язык, предназначенный для краткой, ёмкой и точной записи разных утверждений. То, что описано на математическом языке, можно перевести на обычный, но описание может оказаться слишком длинным и запутаным;
• Функция источника моделей, алгоритмических схем для отображения связей, процессов и отношений, из которых состоит предмет естествознания. Идеализируя исследуемый объект или явление, математическая модель или схема упрощает его и это позволяет выявить суть объекта или явления.







Охарактеризуйте основные антинаучные тенденции.

На пути познания законов действительности возможны два ошибочных подхода. В первом отрицается все ранее известное и предлагаются новые теории, которые, по мнению авторов, способны наиболее полно и правильно описать исследуемый объект. С таким подходом вряд ли можно полностью согласиться: в процессе развития науки, как правило, отвергается и заменяется чем-то новым далеко не все. Обычную систему научных понятий расширяют, выдвигают более общие теории. При этом подразумевается: все .то, что мы знали раньше - только часть того, что мы знаем теперь. Например, классическая механика Ньютона верна, но только для сравнительно медленных движений, т. е. для скоростей, значительно меньших скорости света в вакууме. Таким образом ее место уточнено, но она не отвергнута, не выброшена, не забыта и не объявлена шарлатанством.

Во втором подходе к познанию законов действительности нет полного отрицания того, что известно, но предлагаемые идеи рассматриваются в совершенно другой плоскости. Преимущественно такой подход и приводит к антинаучным тенденциям, которые активизируются в последнее время и являются одним из многих следствий безысходности и разочарованности людей во всем происходящем.

Наука и антинаучные тенденции сосуществуют с древних времен. Наука с тех пор неузнаваемо изменилась: открыты новые законы, появилось множество методов и теорий, подтверждающихся практикой; а околонаучные представления остались на прежнем уровне.

Какова взаимосвязь естествознания и морали?

Какие можно назвать признаки, общие для научного и религиозного знания?

Уровни познания. Функции уровней познания.

В естествознании можно выделить следующие уровни познания: эмпирический, теоритический, производственно-прикладной. Они соответствуют общему ходу познания, который идет от живого взгляда на предмет к абстрактному мышлению и от него – к практике.

Эмпирический уровень предполагает следующие функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию) и описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию).

Теоритический предполагает следующие функции: объяснения, обобщения, открытия (создание новых теорий и т.д.), накопление новых законов, предсказания.

Производственно-прикладной уровень проявляет себя как непосредственная производительная сила общества.

Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений. Истоки и предмет спора двух культур.

Культура
Естественнонаучная (совокупный исторический объем знаний о природе и обществе объем знаний о конкретных видах и сферах бытия, который актуализирован и доступен усвоенное человеком содержание накопленных и актуализированных знаний о природе и обществе)
Гуманитарная ( совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания и др.наук системообразующие ценности гуманитарных знаний (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т.п.))










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...