Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Институциональное направление.




В рамках институционного направления анализируются проблемы, связанные с организацией процесса ПВПР. Институциональное направление изучает государственные структуры, которые заняты процессом выработки и принятии ВПР: роль аппарата главы государства, парламента, Министерства иностранных дел, других внешнеполитических министерств и ведомств.

- институциональное направление (органы принятия решений)

           *органы правительства

           *СМИ

 

Интеракциональное направление.

Интеракционалистское, направление делает акцент на процессе взаимодействия сторон. В центре внимания здесь оказываются такие вопросы, как влияние решения одного участника на поведение другого. Например, недружественные действия одного государства провоцируют аналогичное поведение противоположной стороны. Исследуется также зависимость каждого участника международного взаимодействия от собственных предыдущих решений.

 

 

Перечень этапов

 В политологии выработано несколько схем анализа процесса подготовки, принятия и реализации политических решений.

Более удачной представляется схема из четырех этапов, которая выглядит следующим образом:

1) Постановка или выявление и определение внешнеполитических проблем, требующих своего разрешения, т.е. формулирование политической «повестки дня».

2) Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы.

3) Принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

4) Реализация решения, анализ реакции на решение и его коррекция.

Первый этаппостановка или выявление и определение внешнеполитических проблем.

Процесс, входе которого субъекты осознают свои потребности и преобразуют их в определенные социальные притязания и устремления, называется артикуляцией (от лат. artikulatio – членораздельно, ясно произнести) интересов.

После того как социальные потребности осознаны, а притязания сформулированы, из их общего количества формируется так называемая «повестка дня, т.е. совокупность проблем, которые необходимо решать политическими средствами.

Второй этап– разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы.

На основе выработанной повестки дня формируются политические цели и средства их достижения в виде определенных требований к институтам, органам и лицам. В политологии процесс формулирования социальных потребностей в виде определенным образом упорядоченных альтернатив называется агрегированием (от лат. aggrego – присоединять) интересов. В ходе данной операции различные частные требования, предъявляемые к структурам власти, сопоставляются с другими. Среди них выявляются более или менее однородные, а затем обобщаются и систематизируются по существенным признакам.

Третий этап – принятия решений, наступает после того как внешнеполитическая проблема сформулирована, обоснована и вступает в свою заключительную стадию – выборы одной из возможных альтернатив политического действия.

 В политической же практике наибольшее распространение нашли следующие методы принятия решениий:

Компромисс – это соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

 Консенсус – это метод принятия решений, основанных на всеобщем согласии.

 Гегемония – форма политического решения, когда правящая группа или общность навязывает свое решение другим социальным группам или обществу в целом.

Четвертый этап – реализация управленческих решений. Для успешной реализации все принимаемые управленческие решения должны быть, как минимум облечены в директивную правомочную форму. Они также должны предусматривать ответственность конкретных лиц за исполнение (неисполнение) решений и обладать определенной адресностью, т.е. быть сориентированными на исполнение конкретными лицами, группами, учреждениями.

 

Характеристика 1 этапа

В политологии выработано несколько схем анализа процесса подготовки, принятия и реализации политических решений.

Более удачной представляется схема из четырех этапов, которая выглядит следующим образом:

5) Постановка или выявление и определение внешнеполитических проблем, требующих своего разрешения, т.е. формулирование политической «повестки дня».

6) Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы.

7) Принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

8) Реализация решения, анализ реакции на решение и его коррекция.

Первый этап– постановка или выявление и определение внешнеполитических проблем.

Предварительным условием принятия политического решения является осознание субъектами политического процесса своих потребностей и их четкое, ясное формулирование в виде определенных социальных запросов и предпочтений. Процесс, входе которого субъекты осознают свои потребности и преобразуют их в определенные социальные притязания и устремления, называется артикуляцией (от лат. artikulatio – членораздельно, ясно произнести) интересов.

Исходным моментом артикуляции интересов выступают различные сигналы о неудовлетворенных потребностях тех или иных социальных групп или общества в целом.

В любой политической системе имеются каналы регистрации и передачи в центр принятия решений информации об этих проблемах. В демократических странах в качестве таковых в первую очередь выступают выборные органы власти, политические партии и общественные организации. Важным источником такой информации являются встречи избирателей с кандидатами в представительные органы власти или с уже избранными депутатами и должностными лицами. Значительная роль также принадлежит средствам массовой информации, а также специализированным органам государства, научно-исследовательским институтам, социологическим центрам и т.д.

Получение первоначальных сигналов о проблеме влечет за собой сбор информации для подкрепления этих сигналов и определения существа проблемы.

После того как социальные потребности в той или иной степени осознаны, а притязания сформулированы, из их общего количества выбираются те требования и потребности, удовлетворение которых возможно политическими средствами. Таким образом, формируется так называемая «повестка дня, т.е. совокупность проблем, которые необходимо решать политическими средствами.

Иными словами, составляется план действий по подготовке, принятию и реализации ВПР, включающий применение политического анализа, определение информационных, временных, финансовых, организационных и прочих ресурсных ограничений.

 

Характеристика 2 этапа

В политологии выработано несколько схем анализа процесса подготовки, принятия и реализации политических решений.

Более удачной представляется схема из четырех этапов, которая выглядит следующим образом:

9) Постановка или выявление и определение внешнеполитических проблем, требующих своего разрешения, т.е. формулирование политической «повестки дня».

10) Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы.

11) Принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

12) Реализация решения, анализ реакции на решение и его коррекция.

Второй этап – разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы. На основе выработанной повестки дня формируются политические цели и средства их достижения в виде определенных требований к институтам, органам и лицам.

В политологии процесс формулирования социальных потребностей в виде определенным образом упорядоченных альтернатив называется агрегированием (от лат. aggrego – присоединять) интересов.

Функцию агрегирования потребностей и интересов выполняют те же институты и организации, которые осуществляют артикуляцию интересов. Однако в демократических политических системах ведущую роль играют политические партии. Агрегированные интересы и потребности формулируются в партийных программах и действиях.

Обоснование политических требований является важнейшим условием в процессе принятия политического решения.

Обоснование требований различных социальных групп и общностей осуществляется на основе господствующих в данном обществе ценностей и идеалов.

Однако, как показывает опыт, не всякие потребности могут быть обоснованы принятыми в обществе ценностями и общественными идеалами.   

На этапе разработки и рассмотрения альтернативных вариантов значительную роль играет процедура обсуждения альтернативных предложений. В обсуждении политической проблемы принимают участие представители власти, заинтересованных социальных групп и общностей, эксперты и т.д.

В демократических обществах обсуждение политической проблемы должно носить публичный характер. Существуют различные формы публичных обсуждений: открытые дебаты в парламенте или местном представительном органе, трансляция заседаний парламента по радио и телевидению, выступление заинтересованных сторон и экспертов в печати, конференции, совещания, «круглые столы» и т. д.

 

Характеристика 3 этапа

В политологии выработано несколько схем анализа процесса подготовки, принятия и реализации политических решений.

Более удачной представляется схема из четырех этапов, которая выглядит следующим образом:

13) Постановка или выявление и определение внешнеполитических проблем, требующих своего разрешения, т.е. формулирование политической «повестки дня».

14) Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы.

15) Принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

16) Реализация решения, анализ реакции на решение и его коррекция.

Третий – этап принятия решений, который происходит после того как внешнеполитическая проблема сформулирована, обоснована и вступает в свою заключительную стадию – выборы одной из возможных альтернатив политического действия. Решение может быть принято единовременно правящей персоной ЛПР или коллективно- управляющим органом.

Значительная роль при оценке вариантов ВПР дается практическим методам принятия решений. В политической же практике наибольшее распространение нашли следующие методы:

Компромисс – это соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Это форма принятия решения возможна в том случае, если субъекты власти, принимающие решения, не находятся друг с другом в резко отрицательных отношениях. Компромисс достигается тогда, когда интересы сторон частично совпадают, частично противоречат друг другу. Формой достижения компромисса могут быть различны: согласие, достигнутое на переговорах сторон, большинство при голосовании и т.д.

Консенсус – это метод принятия решений, основанных на всеобщем согласии. Консенсус не означает, что интересы всех сторон обязательно совпадают. Консенсус может строиться и на компромиссе сторон. При консенсусе важно то, что ни одна из сторон не возражает против принятия того или иного решения во имя общих интересов, хотя ее частные интересы при этом могут быть неудовлетворенны. Принятие решений на основе консенсуса протекает всегда на основе процедуры согласования, но, как правило, не предполагает голосования.

Гегемония – форма политического решения, когда правящая группа или общность навязывает свое решение другим социальным группам или обществу в целом.

 

Характеристика 4 этапа

В политологии выработано несколько схем анализа процесса подготовки, принятия и реализации политических решений.

Более удачной представляется схема из четырех этапов, которая выглядит следующим образом:

17) Постановка или выявление и определение внешнеполитических проблем, требующих своего разрешения, т.е. формулирование политической «повестки дня».

18) Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения проблемы.

19) Принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

20) Реализация решения, анализ реакции на решение и его коррекция.

Четвертый этап – реализация управленческих решений.

Для успешной реализации все принимаемые управленческие решения должны быть как минимум облечены в директивную правомочную форму. Они также должны предусматривать ответственность конкретных лиц за исполнение (неисполнение) решений и обладать определенной адресностью, т.е. быть сориентированными на исполнение конкретными лицами, группами, учреждениями.

Эффективная реализация управленческих решений предполагает постоянный контроль, корректировку и коррецию за ходом их осуществления.

Контроль включает в себя как возможность непосредственных проверок исполнения директивных указаний при помощи специализированных институтов, так и корректировку реализации ПВПР.

Корректировка осуществляется путем минимизации отклонений поведения участников ППВПР от заданных им целей.

 Коррекция ППВПР осуществляется на основе механизмов «обратной связи», предполагающей сбор информации о первых результатах и достижениях, отслеживания промежуточного результата и т.д.

 

Психологические факторы.

Второе направление ППВПР – психологическое.

Один из основных его постулатов заключается в том что решение, особенно в условиях конфликта и кризиса, часто оказывается далеким от рационального.

Причем это относится к принимающим решение политическим деятелям, которые, как и все люди, подвержены стрессу. Он становится особенно значимым фактором в условиях конфликта или кризиса.

В рамках данного направления изучаются также проблемы, связанные с адекватностью восприятия.

Особенно уязвимым оказывается процесс принятия ВПР в условиях международного кризиса. Американские исследователи У.Юри и Р.Смоук изучая психологические его особенности, выделили четыре фактора, влияющих на процесс принятия решений в этих условиях:

- Первый определяется высокими ставками участников. В отличие от обычной ситуации в кризисе можно слишком многое потерять или, наоборот, приобрести. Причем кризисная ситуация затрагивает жизненно важные, едва ли не главные интересы сторон.

- Второй фактор – недостаток времени. События в международных кризисах развиваются лавинообразно.

- Третий факторомУ.Юри и Р.Смоук считают высокую степень неопределенности в кризисе. Его участники подчас не имеют достаточно точной и достоверной информации о реальных целях и планах друг друга.

- Последний из факторов, воздействующих на политических деятелей в период кризиса – ограниченное число альтернатив. Лица, принимающие решения (ЛПП), сужают поле для возможного выбора. Множественность вариантов практически не рассматривается.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...