Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Написание конспекта (конкретного источника)
Научно-исследовательский и педагогический опыт свидетельствует, что эффективность работы с источниками обусловлена соблюдением определенных методических приемов. Последовательность которых можно представить следующим образом: 1. прочтение предлагаемого источника; 2. осмысление прочитанного; 3. выписки из прочитанного; 4. констатация того нового, что дало изучение источника в понимании конкретной проблемы. Ведение записей является важнейшим условием продуктивной работы с научно-правовыми источниками. Письменная фиксация прочитанного способствует не только лучшему запоминанию, но и более глубокому осмыслению материала, возникновению собственных мыслей в связи с изученной проблемой. Возникшие и оставшиеся не разрешенными вопросы могут быть рассмотрены в ходе семинарского или практического занятия под руководством преподавателя. В зависимости от целей записей конспект может носить форму плана, цитатных выписок, свободной записи, тезисов, сжатого обзорного изложения или обзора. Каждая из этих форм конспектирования имеет различное назначение. План — это перечень основных вопросов содержания книги, статьи и т. п. Различают простой и развернутый планы. Простой план состоит из общих вопросов, а развернутый дифференцирует каждый пункт простого плана на подвопросы. Вопросами плана могут быть заголовки отдельных разделов и глав конспектируемой работы. Более сложным является самостоятельная формулировка вопросов. В этом случае необходимо прежде всего определить главную мысль источника, а затем разбить весь текст на части, озаглавив каждый из них. Кроме того, можно согласовать планы конспектов в соответствии с вопросами, взятыми из плана семинара или индивидуального контрольного собеседования по данной теме, что одновременно будет способствовать лучшей подготовке к занятиям. Конспект в форме плана предназначен для повторения материала в ближайшее время после проработки источника, может служить памяткой для устного выступления. Цитатные выписки — представляют собой дословные записи текста источника. Они обязательно сопровождаются ссылкой на этот источник. Цитатные выписки хороши для написания докладов и рефератов, т.к. позволяют аргументировать отдельные аспекты работы. Свободная запись - включает в себя и цитаты, и сжатое изложение мыслей автора, и планы различных видов (простые и сложные). Эта форма конспекта, при должном исполнении, окажет существенную помощь при подготовке к устному ответу, написании доклада, реферата, курсовой или дипломной работы. Тезисы — краткая формулировка основных положений источника без подробного раскрытия содержания. Обычно тезис отвечает на вопрос плана. Тезисы можно формулировать самостоятельно, включая в них основные положения автора. Тезисы необходимы для устных выступлений и ответов на занятиях. Их недостатком является краткость, сжатая информативность Обзор — сжатое, связное изложение основных положений изучаемого источника. Чем короче запись, тем серьезнее надо относиться к формулировкам, к подбору понятий. Обзор служит средством запоминания прочитанного, необходим при повторении материала, для дополнительной работы на будущее. Неудобство обзорного конспекта заключается в его большом объеме. Методика подготовки устного выступления (доклада,реферата) Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, непосредственное общение участников учебного процесса, важнейший элемент семинарских и практических занятий. Работа по его подготовке подразделяется на два этапа: 1. подготовка текста выступления 2. взаимодействие с аудиторий (коммуникация). На первом этапе необходимо четко определиться с темой и целью выступления. Если тема учебная и установлена планом занятия, эта задача упрощается, и курсант сразу может приступить к подбору материалов. При этом следует опираться на список рекомендуемой литературы в учебно-методическом комплексе. Что впрочем, не исключает привлечения дополнительного материала по инициативе докладчика. Работа над композиционно-логическим оформлением текста, подбором материала, определением стиля и языка устного выступления осуществляется в соответствии с теми методическими рекомендациями, которые были изложены в разделе, посвященном работе с научно-правовыми первоисточниками. Организующим инструментом данного этана служит план выступления, который делится на три части: вступление, главная часть, заключение. Каждая из указанных частей несет свою функциональную нагрузку. Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а так же служит средством установления контакта с аудиторией. Главная часть — самая ответственная. Она содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано. Заключение - часть выступления, имеющая важную содержательную и эмоционально-психологическую нагрузку. Служит логическим завершением устного выступления. В заключении должен быть подведен итог сказанному и сформулированы выводы, закреплено содержание доклада, поставлены перспективные цели по изучению рассмотренной проблемы. На этапе непосредственно взаимодействия с аудиторией (учебной группой) студенту необходимо не только четко изложить подготовленный материал, но и ответить на вопросы по теме доклада, вести дискуссию. Произнесение речи — важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. И здесь очень важен выбор языковых средств. Фраза устного выступления должна носить форму короткого и несложного предложения, легко воспринимаемого на слух. Основные мысли, ключевые места в докладе можно выделить паузой и понижением голоса, либо указать, что на это следует обратить особое внимание. Эффект устной речи усиливают, привлекая внимание, вводные конструкции и предложения «словом», «понятно», «если хотите», «как все мы знаем». Приведение тематических примеров позволяет сделать доклад более образным, интересным, доступным пониманию слушателей. Чтение доклада не отрываясь от текста приводит к «потере аудитории». Письменная речь хуже воспринимается на слух и, часто, перегружена терминами. Чтение порождает впечатление о слабой подготовке докладчика, незаинтересованности его в теме доклада. Допустимо цитировать отдельные, требующие точного воспроизведения, места. Докладчику необходимо уметь отвечать на вопросы по тематике выступления. Сам факт возникновения вопросов говорит о внимании слушателей, их заинтересованности докладом. Ответы на вопросы устанавливают связь с аудиторией. Лишь владение излагаемым материалом может помочь ответить на вопросы. При ответах требуется доказательность и аргументированность. Форма ответа может быть самой различной. Могут быть использованы: статистические данные, фактический материал, ссылка на нормативно-правовые акты, авторитетное мнение специалиста, всем известный прецедент. Следствием возникших вопросов может быть дискуссия, которая представляет собой разновидность спора как словесного состязания. В учебном процессе дискуссия — активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли, мнения. Как только участники придут к согласию, предмет дискуссии будет исчерпан и она завершится. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 175. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |