Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.




Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов, в компетенцию которого входит:

- установление республиканских правил аудиторской деятельности;

- принятие нормативных правовых актов в области осуществления аудиторской деятельности;

- проведение аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора;

- выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности;

- разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;

- представление интересов Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.

В банковской сфере государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Национальный банк Республики Беларусь, который:

- принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах;

- проводит оценку соответствия аудиторов квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

- устанавливает порядок лицензирования и выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Основными целями аудита являются:

-  установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов.

Достоверность – форма обнаружения истины, обоснованная каким-либо способом. Под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;

- установление соответствия совершенных субъектом хозяйствования финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Беларусь.

 При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе форм и методов проведения аудита. Они также вправе, в частности:

-  проверять у аудируемого лица регистры бухгалтерского и налогового учета, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;

- получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;

- отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Круг обязанностей аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных предпринимателей включает в себя:

1) выполнение требований законодательства при осуществлении аудиторской деятельности (оказании сопутствующих аудиту услуг);

2) качественное проведение аудита и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг;

3) обеспечение сохранности полученных документов;

4) сообщение учредителям (участникам, собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведений, свидетельствующих о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству;

5) передачу аудиторского заключения в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещено предпринимать любые действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Правом на осуществление аудиторской деятельности обладают аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности. 

Таким образом, субъектами аудиторской деятельности являются:

аудитор- физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации;

аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять другие виды предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Запрещено заниматься аудиторской деятельностью лицам, имеющим судимость за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Аудиторские организации или аудиторы в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов могут создавать объединения аудиторских организаций или аудиторов в порядке, установленном законодательством.

Аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели), проводят аудит:

- достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;

- правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

- целевого использования кредитов и инвестиций;

- финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

- финансового состояния эмитента ценных бумаг;

- формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

- достоверности налоговой декларации (расчета);

- состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

- стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

- иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:

- составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;

- постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

- составлению деклараций о доходах и имуществе;

- анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

- консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

- информационному обслуживанию;

- автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

- оценке предпринимательских рисков;

- разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

- проведению маркетинговых исследований;

- обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Результатомаудиторской проверки является аудиторское заключение – официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила составления аудиторского заключения устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь.

Аудиторское заключение имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, местных органов исполнительной и распорядительной власти. Выводы, содержащиеся в аудиторском заключении, представляют публичный интерес для государства и частный – для самого субъекта хозяйствования, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность, установленную Законом и иным законодательством. При этом под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или не соответствующее его результатам. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. В случае признания аудиторского заключения заведомо ложным квалификационный аттестат аудитора-индивидуального предпринимателя или аудиторской организации аннулируется по решению Министерства финансов Республики Беларусь.

Нормативные акты: [8], [9], [13], [22], [23], [49], [64], [96].

Учебники и основная литература: [134], [141], [142].[149], [151].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...