Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДКЙСПНК МИЫКШНЛМТЪ К ЛРЖНК1Ш
Jbnv»ir OTKTfTieiFnacni ihj (hciinituiuip 'lauia, ,m'lL. hi ■■■ i -■ i iert> >■>■ i-ргчт <eiKjnn:mM win ь Ejufi: и. IOPQ пнтеяпрлиши Необходимо выделить следующие правила действия закона об административных правонарушениях. niKltiilA ДЬЙСПЦШ lAHUOi об лдмнлнстглтльии* правойагушеш1я?! (ст. 1.7 Ko-MI ГФ) I, .11, L 4jl Г'3!| к ■! IIEII i ИЛИ 41 Mi U£:{1| I |I!H J. IM1E ! I к \ЧГ|! ИI Mi О i !!i! L'l :IOjll 1.1011 _________________ ИМЕЕТ ОБЮТНУТО СИЛУ 2. iaiu&u. усгш isiui мишошли iliii омгч iuouu i н : ism н unci jjjtkbi lyio апетстаиютъ и зос првнжиюгоякие, ОБРАТНОЙ СШ1Ы HE J. П роизй&дяво no яму об лдмшииегршньмш лрлюларушсннл осущйппл.чстгя ип (Книвэн пи . it ilLTitj Hi ;noiu во ерош [[ршгнвуцц; ГН 4., Ьщй, еофСрЕЛтшк ^Цилпшрояив! [ipniKHLupviiiuuro :i;: ТСр^ВТирин a cixminvnMin t КйЛ] L НФ unit .йийНим eytibMT-j И&ССП11Ск(1(| фнирАЩШ
§ 4. Административное правонарушение и его составПонятие, признаки административного правонарушения
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
2. Состав административного правонарушения Состав административного правонарушения — совокуи- I ность объективных и субъективных признаков, описанных в ' правовой норме, необходимых и достаточных для признания | совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Объект административного правонарушения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного правонаруше- Обищй объект - совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. Родовой объект - однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Например, отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественную нравственность; окружающую среду; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественную безопасность; собственность и др. Видовой объект - специфическая группа общественных отношений, являющихся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела, воинский учет. Непосредственный объект - общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.
Объективная сторона административного правонаруше ния — внешнее выражение административного правонаруше- Фния, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними. В объективной стороне объекта административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки. К обязательным признакам относятся: 1. Противоправное деяние (действие или бездействие). Противоправное действие - активная форма деяния вопреки административно-правовым запретам. Деяние может быть простым (единственным действием) и сложным. Сложное - собирательное, длящееся, продолжаемое. Бездействие - пассивная форма деяния, заключающаяся в воздержании от действия, которое лицо должно и могло выполнить. 2. Общественно вредные последствия - негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния. В зависимости от характера общественно вредных последствий различают материальные и нематериальные последствия. 3. Причинно-следственная связь - объективная связь между противоправным деянием и наступившим общественно вредным последствием. К факультативным признакам относятся: время, место, способ, обстановка, признак другого лица, орудия, средства, используемые при совершении административного правонарушения и др.
Субъективная сторона административного правонаруше ния - психическая сфера деятельности лица, совершившего Фадминистративное правонарушение в свяш с совершением им общественно вредного деяния. В субъективной стороне административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки. 1. Обязательные признаки Вина - психическое отношение правонарушителя к совершенному противоправному деянию и общественно вредным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умысел имеет место в случаях, когда лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. доказывании по делу об административном правонарушении и определении меры административной ответственности.
Субъект административного правонарушения —лицо, со вершившее общественно вредное деяние и способное нести административную ответственность, т.е. обладающее админи- ® стративной деликтоспособностью. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица). Среди индивидуальных субъектов различают признаки общего и специального субъекта. Общие признаки субъекта - достижение 16-летнего возраста, вменяемость, т.е. способность осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) и руководить им. Специальные признаки субъекта отражают особенности его трудового, служебного положения, иные особенности административно-правового статуса. Коллективные субъекты административных правонарушений - юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения. КоАП РФ определяет, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1). Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Наличие по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ). § 5. Административная ответственность. Административное наказание 1. Понятие административной ответственности
Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности обладает следующими признаками: - является разновидностью юридической ответственности, а также составной частью административно-правового принуждения; - устанавливается федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации; - фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение; - субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; - применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с органом или должностным лицом, уполномоченными на ее применение; - применяется в особом процессуальном порядке, процедура которого более оперативна и экономична; - используется широким кругом субъектов административной юрисдикции, их должностными лицами; - реализуется посредством назначения административных наказаний. 2. Основания административной ответственности Административная ответственность имеет свою структуру, которая включает в себя основания, субъектов, условия, меры административной ответственности и процедуру привлечения к ответственности виновных лиц. В теории административного права выделяются три основания административной ответственности: нормативное, фактическое, процессуальное. Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, необходима норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения). 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности; 9) обязательные работы; 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Рассмотрим подробнее некоторые из видов административных наказаний.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или •юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций и т.д. (ст. 3.4 КоАП РФ). ф Административный штраф — денежное взыскание, выра- Фжающееся в рублях. Административный штраф устанавливается: - для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; в случаях, предусмотренных ст. 14.1.2 КоАП РФ, - пятидесяти тысяч рублей; в случаях, предусмотренных ст.ст. 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, ч. 4 ст. 20.25 Кодекса, - трехсот тысяч рублей; - для должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; в случаях, предусмотренных ст. 14.1.2 Кодекса, - ста тысяч рублей; в случаях, предусмотренных ст. 5.38, ч. 1^1 ст.ст. 20.2,20.2.2,20.18 Кодекса, - шестисот тысяч рублей; - для юридических лиц в размере одного миллиона рублей; в случаях, предусмотренных ст.ст. 14.40, 14.42 КоАП РФ, - пяти миллионов рублей; в случаях, предусмотренных ч. 2 ст.ст. 7.13, 7.14.1, ч. 2 ст. 7.15 КоАП РФ, - шестидесяти миллионов рублей; или может выражаться в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин ит. д.; 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) за календарный год; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного); 5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения; 6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (ст. 3.5 КоАП РФ). Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей. Конфискация орудия совершения или предмета админист-
ративного правонарушения - это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собствен- ф ность субъекта Российской Федерации, не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ).
Лишение специального права- это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ра- •нее предоставленного ему специального права. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. В ст. 3.8 КоАП РФ установлено, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением некоторых случаев. Административный арест заключается в содержании на-
рушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение адми-
нистративных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах - до тридцати суток (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ). Административный арест за нарушение указанных требований может быть назначен как гражданам, так и должностным лицам. КоАП РФ устанавливает запреты на применение административного ареста к следующим категориям лиц: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет; лица, не достигшие 18 лет; инвалиды I и II группы; военнослужащие; граждане, призванные на военные сборы; имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно- исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю над оборотом наркотиков, таможенных органов (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). Административное выдворение за пределы Российской
Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства —принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ). Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - пограничными органами. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Они устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Административный запрет на посещение мест проведения
официальных спортивных соревнований в дни их проведениязаключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведе- ф ния зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет. § 6. Квалификация административных правонарушений, посягающих на права граждан Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (cm 5.10 КоАП РФ)
|