Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура ООН Г-павные орг аны




Пришит м пракогого

_____________________________

Система конституционных прав и свобод

Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции Рос­сийской Федерации и гарантированные государством возможности, позволяю­щие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

Наибольшее значение имеет традиционная классификация соответствую­щих прав, свобод и обязанностей по содержанию:

- личные или гражданские права, свободы и обязанности (ст.ст. 19-28 Консти­туции Российской Федерации);

- политические (ст.ст. 29-33 Конституции Российской Федерации);

- социально-экономические и культурные (ст.ст. 34^14 Конституции Рос­сийской Федерации) (возможно наименование «социально-культурные»),

Конспиипуционные обязанности человека и гражданина в России

Конституционная обязанность - это закрепленная Конституцией Россий­ской Федерации в интересах общества необходимость, предписывающая каж­дому индивиду определенный вид и меру своего поведения.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие конституцион­ные обязанности человека и гражданина.

1. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Кон­ституции России. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

2. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В частях 2 и 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплены две конституционные обязан­ности граждан: во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспита­нии; во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

3. Получение основного общего образования. Конституция Российской Фе­дерации возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, на родителей и лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить по­лучение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

4. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники исто­рии и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации).

5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установлен­ные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации).

6. Сохранение природы и окружающей среды. Для выживания человече­ства нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным бо­гатствам» (ст. 58).

7. Защита Отечества и обязанность воинской службы. Конституция Рос­сийской Федерации объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью граж­данина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непрелож­ный закон гражданского поведения. Но защита Отечества предполагает обязан­ность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае аг­рессии против России, официального объявления войны и мобилизации.

§ 2. Обеспечение прав человека в деятельности полиции

1. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека

Права и свободы человека являются непосредственно действующими и оп­ределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода­тельной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспе­чиваются правосудием каждого государства.

Признание прав и свобод человека и гражданина Международно-правовая формула «признание» означает, что государство не создает, не предоставляет и, тем более, не дарует их, а лишь признает в качестве естественных и неотъемлемых.

Соблюдение прав человека и гражданина Данная формула содержит обя­зательство государства не вмешиваться в личную сферу человека как члена гражданского общества, с одной стороны. С другой - государство обязано, и любой человек вправе требовать выполнения этого обязательства, защищать жизнь, здоровье, достоинство, имущество каждого, ограждать человека не только от неправомерных действий, в том числе преступного характера, но и от нарушений прав человека на уровне законодательных, судебных и иных реше­ний, действий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц.

Защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый человек вправе за­щищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом.

Понятие «обеспечение прав» используется в юридической литературе до­вольно часто. В обобщенном виде К. К. Гасанов сформулировал термин «обес­печение прав» следующим образом: «Обеспечение прав человека есть дея­тельность органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления и общественных объединений по созданию благоприятных условий (гарантий) для правомерной и неуклонной их реализации»1.

По сфере действия различают международно-правовые и внутригосударст­венные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей деклара­ции прав человека, Международном пакте о гражданских и политических пра­вах, Международном пакте об экономических и социальных правах Европей­ской конвенции по защите прав и основных свобод человека и других докумен­тах. Их осуществлением занимаются Организация Объединенных Наций, ее ор­ганы через различного рода программы и проекты, а также международные су­ды и другие органы.

К внутригосударственным гарантиям можно отнести так называемые конституционные гарантии основных прав человека - общие условия и специ­альные юридические средства, закрепленные в Конституции Российской Феде­рации и других нормативных актах, которые создают фактическую возмож­ность пользоваться основными правами. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции Российской Федерации. Это так называемые общие конституционные гарантии. Статья 2 Конституции Российской Феде­рации закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать основные права и свободы. Часть 1 ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина[2].

2. Международные организации по защите прав человека

Международный механизм защиты основных прав включает в себя как ус­ловия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль над соблюдением прав чело­века), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятельность универсальных, региональных межправительственных организаций и госу­
дарств, юридические процедуры, международную ответственность, работу ме­ждународных правозащитных организаций).

Координирующим центром данной деятельности является система, сложив­шаяся в результате функционирования Организации Объединенных Наций.


Структура ООН Г-павные орг аны

Coift Бсюиасиосш ООН [СБ)                 |

Совет по опеке

Генеральная Ассамблея ООН |J"A)

I

и

1.Совет Безопасности ООН (СБ). Отвечает за поддержание мира и безо­пасности. Состоит из представителей 15 стран - участниц ООН, 5 из которых постоянные (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция).

2.Генеральная Ассамблея ООН (ГА). Высший представительный орган ООН, состоящий из представителей всех стран - участниц ООН. Вправе рас­сматривать любые вопросы в пределах устава ООН и давать рекомендации иным органам ООН.

3.Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Отвечает за международное сотрудничество в экономической и социальной областях, коор­динирует деятельность 17 специализированных учреждений ООН. Состоит из представителей 54 стран - участниц ООН, избираемых ГА ООН на 3 года с ежегодным обновлением 1/3 состава.

4.Международный Суд ООН. Главный судебный орган ООН. Разрешает споры между странами - участницами ООН. Состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве ГА и СБ ООН на 9 лет.

5.Генеральный Секретарь ООН. Избирается на 5 лет ГА ООН по реко­мендации СБ ООН. Руководит работой секретариата ООН.

6.Секретариат ООН. Состоит из служащих и обеспечивает нормальное функционирование всех органов ООН.

7.Совет по опеке. Состоит из 5 постоянных членов СБ ООН. Был создан для опеки над странами фашистского блока. На сегодняшний день существует лишь де-юре, де-факто не действует.

В 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека. В целях укреп­ления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 г. решено создать Со­вет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компе­тентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.


20 декабря 1993 г. 48-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН учредила пост Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека.

Комитет по правам человека образован в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Комитет принимает и рассматри­вает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством како- го-либо из прав, изложенных в Пакте.

Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства - участника Конвенции вправе предложить государству-участнику сотрудничать в рассмот­рении полученной информации; назначить своих членов для проведения кон­фиденциального расследования с возможным посещением территории этого го­сударства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования; ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и го­сударствам - участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Рас­сматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разреше­нии этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения док­ладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенка вправе запрашивать у государств - участни­ков Конвенции 1989 г. о правах ребенка, информацию о выполнении ими тре­бований Конвенции; собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах; на основе проведенного анализа вырабатывать соответст­вующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН; сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственны­ми и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов существу­ют и региональные механизмы.

Совет Европы был создан в 1949 г. как общеевропейская, региональная ор­ганизация межправительственного и парламентского сотрудничества, пресле­дующая цели правового обеспечения прав человека, развития дружественного международного партнерства, разработки совместных решений социальных проблем. В результате вступления России в Совет Европы, подписания Евро­пейской конвенции о защите прав и основных свобод и ее ратификации (1998 г.) граждане Российской Федерации получили право обращения с жало­бами в Европейский Суд в г. Страсбурге.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ- СБСЕ) является общеевропейской организацией, в которую входят 55 государств-участников. Деятельность СБСЕ по вопросам гуманитарного ха­рактера о правах и свободах человека получило в его документах название «Че­ловеческое измерение СБСЕ»1.

1 См.: Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 46.

13

Содружество независимых государств. В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств - ранее союзных республик СССР. Статья 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как кон­сультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

3. Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

В качестве ведущих принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» (далее - Закон о полиции) закрепляет обеспечение конституционной законности, прав и свобод человека и граждани­на. В ст. 1 Закона о полиции определено предназначение полиции, которое со­стоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Закрепляя принципы деятельности полиции, зафиксированные в гл. 2 Зако­на о полиции, законодатель связывает основную их часть с обеспечением за­конности и конституционных, в том числе политических, прав человека. В ч. 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность органов власти, должностных лиц и граждан соблюдать Конституцию Россий­ской Федерации и законы, при этом законы не должны противоречить Консти­туции Российской Федерации. Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, законодатель в ч. 2 ст. 6 Закона о полиции предусматри­вает возможность ограничения прав и свобод граждан только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

4. Ответственность сотрудников полиции за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Любая деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5 Закона о полиции). Главным принципом, обеспечивающим права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граж­дан (ст. 9 Закона о полиции). Полиция при осуществлении своей деятельности обязана стремиться к обеспечению общественного доверия, поддержки ее насе­лением, соблюдать и обеспечивать конституционные права граждан.

Ответственность сотрудников органов внутренних дел предусмотрена федеральным законодательством (ст. 15 Федерального закона «О службе в ор­ганах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации»), так, в частности, в случае совершения им преступления сотрудник несет ответственность в соответствии с УК РФ. За совершаемые административные правонарушения ответственность на сотрудника органов внутренних дел налагается в рамках КоАП РФ - за дея­ния, по которым сотрудник подлежит ответственности по общим основаниям.

Вместе с тем, следует помнить, что сотрудник органов внутренних дел не­сет дисциплинарную ответственность, в том числе и за нарушения служебной дисциплины, а также за несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, возложенных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЭ «О противодействии коррупции», устанавливаемую в рамках ст.ст. 49, 50 Закона о службе в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел обязан также возместить вред, причи­ненный гражданам и организациям своими противоправными действиями (без­действием). В случае если действиями сотрудника будет причинен ущерб феде­ральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, он несет ма­териальную ответственность в строгом соответствии с федеральным законода­тельством.

§ 3. Законодательство об административных правонарушениях

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП РФ основывается на Конституции Российской Федерации, общепри­знанных принципах и нормах международного права и международных догово­рах Российской Федерации. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила междуна­родного договора.

1. Задачи законодательства об административных правонарушениях

зддон jako код attn bfrav fin л;1миижтрлтипкыч прлшжарунииняч

Заиша йнчНОСГп. wtpana прав м свобси человека и граиданняз охрипл устах шинного порядка осуществления njjraajK i вот ей мастн
Охрана цорот.и гржвк < крпма ойшсстигп] пит и.-ряжп н общественной безопасности
{)хр(вди дапшртс^зтшсдашогнческога блатгимучн! населенна

Отрчнл сЛсгзсдияхта, ыщктв иквяш шжшшк^йи шсрслпфмшсйпа п юрвдпвйкнхлши сошествии государства

Защите tfuiOTHSiHud ■■рыастчикч'тп
Охрана окружившей срыи TlpC'ty^prmjSCH ис идмнииспуа Е IIH>HJJ\, правонарушений

 

В соответствии с требованиями п. «к» ст. 72 Конституции Российской Феде­рации произошло разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в области законодательства об административных правонарушени­ях. К ведению федерации отнесено установление: общих положений и принци­пов; перечня видов административных наказаний и правил их применения; ад­министративной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значе­ние; порядка производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (ст. 1.3 КоАП РФ).

КоАП РФ определяет подсудность n подведомственность дел об админист­ративных правонарушениях судам, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с законодательством о защите прав несовершен­нолетних, федеральным органам исполнительной власти в соответствии с уста­новленной структурой федеральных органов исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации относятся: установление ад­министративной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых ак­тов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях; определение подведомственности дел об административных правонарушениях; создание комиссий по делам несовер­шеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов; определение перечня должностных лиц, уполномочен­ных составлять протоколы об административных правонарушениях, и др.

Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотрен­ных в п. 87 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ:

- нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости - ст. 5.42;

- непредставление сведений (информации) - ст. 19.7.

2. Принципы

Принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ)

Принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) j

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6 КоАП РФ)

3. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве

 

Территориальные пределы действия законодательства об административ­ных правонарушениях определяются полномочиями издавшего его органа.

Пределом действия законов субъекта Российской Федерации является тер­ритория данного субъекта.

. !м\ II HHIL4S

LUfJ lllllttntJIlLUHnL Iipa BlJIEDp^-lUCLIlIC

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонару­шения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответ­ственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных междуна­родным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...