Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вдохновлен и благодарен судьбе, которая дала ему возможность




Совершить то, о чем он мечтал долгие годы.

Он очень взволнован, по-дружески и интимно беседует с

Антонием, успокаивает его. Настаивает, чтобы Антоний взял свой

Меч в знак того, что он свободен и может жить в обществе, которое

Они все вместе построят. На что похоже состояние Брута? Вероятно,

Т о ж е с а м о е ч у в с т в о в а л и м о л о д ы е с т уд и й ц ы « Д у р уд -

* Знаменитый актер Театра имени Ш.Руставели, играл в спектакле «Юлий Цезарь» роль

Брута. Друг M.T., один из членов «Швидкацы», молодежного объединения актеров

Руставелиевского театра (в него входили, помимо Туманишвили и Манджгаладзе, Гоги

Гегечкори, Бадри Кобахид-зе, Котэ Махарадзе, Рамаз Чхиквадзе и Медея Чахава). В

Последние годы Э.Манджгаладзе работал директором Театра киноактера, вместе с М.Т.

Должен был сыграть главную роль в спектакле «Наш городок», но этому помешала

Смерть. Роль сыграл другой член «Швидкацы», Г.Гегечкори, спектакль был посвящен

памяти Э.Манджгаладзе. ** Речь, видимо, идет об Антонии.

145

жи»*, или декабристы, или люди, организующие в Смольном институте

Новое государство, или французы-революционеры после взятия

Бастилии. Брут — мечтатель, идеалист, который играет в революцию. А

Кассий хорошо знает, что революции, кроме восторженных идей,

Необходима сила. Он уже понял, что первый ход он проиграл, что

Убийство Антония не состоялось и что надо создать видимость

Примирения с ним, чтобы не проиграть в главном. А главное — народ,

Который там, на улицах Рима, ждет ответа. А для этого опять нужен Брут.

О, как ему, умному, волевому политику и дипломату, надоел этот Брут с

его дон-кихотством!

Вот он идет к нему, восторженный и благородный, поздравляет Кассия

С необычайной удачей, примирением с Антонием. «Как все хорошо

получается!», — с радостью думает Брут. Но Кассий неожиданно не

Сдержался и очень резко предупреждает Брута, что за все последствия в

Отношениях с Антонием будет отвечать он — Брут.

В рядах заговорщиков смятение. Они переговариваются (надо будет

Выписать реплики из пьесы, разные, противоречивые, подходящие к

Ситуации). Подходят к спорящим Кассию и Бруту. Только один Требоний

Остается возле Антония, чтобы тот не удрал. Так, на всякий случай. У

Требония с Антонием старые счеты. Возмущение заговорщиков

Поведением Брута настолько реально, что в воздухе снова запахло

Убийством. Заговорщики двинулись к Антонию, окружили его...

№ 25. «Клятва верности»

Антоний неожиданно предпринимает новый шаг к спасению. Он

Бросается к заговорщикам, насильно хватает их окровавленные руки и

Целует. Я где-то читал, что так спас свою жизнь один из римских

Полководцев, когда его взяли в плен. Впоследствии этот полководец

Отомстил своим врагам за такое унижение.

Лицо Антония после этих поцелуев становится от крови красным.

Словно на нем клоунская маска. Он клянется, что будет любить всех

Заговорщиков и верно служить им. Заговорщики с отвращением

Отворачиваются и отходят подальше, чтобы не видеть этой трагической

Клоунады. Поведение Антония мерзко, настолько мерзко, что необходим

Выход из этого положения. Он спасен, но теперь надо реабилитировать

Себя.

№ 26. «Оплакивание Цезаря»

Неожиданно Антоний бросается к трупу Цезаря и начинает его

Оплакивать. Теперь это, скорее, для сенаторов: мол, смотрите, я честен,

Я не могу вот так, сразу, переметнуться в чужой лагерь, как вы, наверное,

Подумали, когда я вам целовал руки.

И Антоний плачет над трупом Цезаря, плачет хорошо, красиво, чуть-

Чуть театрально. (Что ж делать, мы все даже в самые горестные минуты

Нашей жизни плачем на людях чуть-чуть для других. Настоящее горе —

Только тогда, когда ты остаешься с ним наедине.)

Он расхваливает Цезаря, оплакивая его, говорит о нем то, что думает.

Даже где-то перегнул палку, начал ругать заговорщиков (хитрец, идет на

Некоторый риск, чтобы выглядеть убедительнее). Брут растроган.

Антоний, разговаривая с умершим Цезарем, берет за край его красную

Тогу и тянет ее, покрывая ею большее пространство зала. В зале

Громадное кровавое пятно. Ведь римские

* Корпорация «Дуруджи» (Дуруджи — название бурной реки в Кахетии, откуда родом

К.Марджанишвили) — группа театральной молодежи Театра Ш.Руставели, возникшая в

Году с манифестом обновления театра, привнесения в работу элементов

Студийности. Поначалу К.Марджанишвили, как руководитель театра, взял «Дуруджи»

Под свое крыло, однако затем именно эта группа выступила против своего учителя, и в

Году он покинул театр.

146

Тоги были очень большими, иногда размер доходил до шести метров в

Длину. Антоний делает все это настолько убедительно и заразительно,

Что все заговорщики невольно проникаются традиционным уважением к

Чужому горю. (Культ мертвых в Риме был велик и священен.) Они

Выстраиваются в традиционную в таких случаях линию, фактически

Антоний заставил их подчиниться своим желаниям.

Один Кассий рванулся вперед и разом прекратил это издевательство

ловкого авантюриста. Его бесят его слезы. Какие же они настоящие!

Надо с этим кончать. Комедия и так затянулась, а дел так много. Но Брут и

Здесь приходит Антонию на помощь.

Вместе с ним все идут сейчас на самое главное дело — встретиться с

Народом Рима.

№ 30. «Проклятье»

Антоний остался один. Он спасен. Вздохнул, огляделся. В зале никого,

Кроме него, нет. Посмотрел на свои окровавленные руки, тогой начал

Вытирать лицо. Тога покрылась красными пятнами. Подошел к трупу

Цезаря, опустился на колени, приподнял покрывало, посмотрел в лицо

Цезаря, сказал ему шепотом несколько слов, очень доверительно и

Интимно. И вдруг в нем возникло страстное желание выругаться со

Злобой и остервенением. Так родилось проклятье в адрес заговорщиков.

Заговор и убийство Цезаря тут же, с самого начала породили страшную

Гидру междоусобицы.

Антоний здесь внешне спокоен, нетороплив, он сам с собой, ему нет

Необходимости перед кем-то играть. Антоний сейчас — это проклятье и

Громадная сила. Это клубок нервов и чувств.

№ 31. «Начало нового заговора»

Входит слуга Октавия. Входит, как в склеп. Слова-паузы, слова-паузы.

Откуда ты? Слова-паузы. Иди и сообщи, что.... Слова-паузы, слова-

Паузы... Это замедленная сцена. Антоний резок, зол, слуга подавлен. Все

Очень тихо, страшно тихо. Заговор против заговора фактически рожден.

Это история о том, как народ свели с ума!

Трагедия Брута заключается в том, что он не понимает, что народ уже

Привык к цезаризму (культу) и не хочет демократии.

Нужен другой Цезарь. Идеалы Брута непонятны и чужды народу. Они

Говорят на разных языках. Психика народа довольно долго

Перестраивалась, перемонтировалась, чтобы так, сразу понять идеалы

Брута.

№ 32. «Народ выталкивают на арену событий»

Народ понадобился. Вот они стоят группами и ждут. Ждут, когда им

Объяснят, почему убили Цезаря.

Из глубины по деревянному помосту идут сенаторы. Во главе — Брут.

Он идет смело, вовсе не думая об опасности. Он идет к своему народу,

Чтобы дать ему отчет в содеянном ради самого народа. За Брутом со

Страхом выходят остальные сенаторы. Народ ждет. У некоторых гневно

Сжаты кулаки, но все молчат и стоят недвижимо. Смотрят на сенаторов

Зло и воинственно. Должно создаться впечатление, как будто сейчас

Произойдет схватка.

Тихо посовещались сенаторы между собой. Кассий пошел на

Другую площадь, и за ним двинулся народ, несколько человек.

Большинство осталось возле Брута. Он обращается к народу просто,

Стараясь быть понятным даже неграмотным, даже детям. Недаром










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...