Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда




Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».

Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государст­венного надзора и контроля за соблюдением трудового законода­тельства и охраны труда, осуществляли это государственное над­зорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Кон­венцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда1, создало фе­деральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обя­зывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государст­венный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государст­венный надзор за соблюдением трудового законодательства и ох­раны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законо­дательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получе­ния требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмот­рения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные орга­ны и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмот­ренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми об­щероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные и территориальные организации профсою­зов на территории субъектов Федерации могут создавать право­вые и технические инспекции, действующие на основании поло­жений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типо­вым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового зако­нодательства, а техническая — охрану труда. В Федеральном зако­не закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением тру-

1 См.: Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1698.

400

дового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Со­действие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны труда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая — трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Проф­союзные органы осуществляют повседневный контроль за соблю­дением трудового законодательства и правил охраны труда.

Государственный надзор и контроль и общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда рас­пространяются на организации всех видов и форм собственности.

Ныне на уровне Трудового кодекса (ст. 370) закреплены пра­ва профсоюзных инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями тру­дового законодательства;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспе­чения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать от администрации организаций информацию о со­стоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работни­ков. Как видим, здесь права профсоюзных инспекторов труда та­кие же, как и у государственных инспекторов труда, т. е. власт­ного характера;

направлять работодателям представления об устранении вы­явленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмот­рения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных кол­лективными договорами и соглашениями;

принимать участие в качестве независимых экспертов в рабо­те комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производ­ственных объектов и средств производства;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением законодательства об охране труда, обяза­тельств по коллективным договорам и соглашениям, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нор­мативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

401

обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудо­вого законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес­сиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предло­жения об устранении выявленных нарушений требований охра­ны труда.

Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов тру­да и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвер­жденное высшим профсоюзным органом) предоставил им суще­ственные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использо­вали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше - трудовых правонарушений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...