Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика законодательства о занятости населения




Государственное регулирование обеспечения занятости и тру­доустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) предусматривает полную, продук­тивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и сво­бод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости. Как ранее указывалось, Трудо­вой кодекс ничего не предусматривает (к сожалению) по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время пред­ставляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:

1. Ст. 37 Конституции РФ, предусматривающая право на за­щиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являют­ся обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в ус­ловиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

2. Ст. 23 (п. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благо­приятные условия труда и защиту от безработицы.

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федера­ции» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и до­полнениями1.

4. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденное приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г.2

I

1 См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1957-1990. Том II. Женева. МОТ. 1991. С. 1671-1674.

См: Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1999. № 18. Ст. 2211; №29. Ст. 3696; №47. Ст. 5613; 2000 № 33. Ст. 3348; 2001. № 53 Ч. 1. Ст. 5024; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160.

2

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной влас­ти. 2000. № 51.

151

5. Постановление Правительства РФ «Об организации обще­ственных работ» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополне­ниями от 12 ноября 1999 г.1 Эти рабочие места создают местные органы власти для безработных. Они временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

6. Постановление Правительства РФ «О системе профессио­нальной подготовки, профессиональной квалификации, перепод­готовки высвобождаемых работников и незанятого населения» от 14 мая 1992 г.2

7. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспече­нию занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Фе­дерации» от 3 мая 1994 г. Оно рекомендует органам исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации в указанных ситуациях приостанавливать высвобождение работников, преду­сматривать меры по сокращению рабочего времени без уменьше­ния численности работников3. То же самое предусмотрено в Ре­комендациях мер при массовом высвобождении.

8. Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденное постановле­нием Правительства РФ от 5 февраля 1995 г.4 Оно определило критерии массового высвобождения, коюрыми являются чис­ленность увольняемых за определенный календарный период, а именно: а) ликвидация предприятия с 15 и более работниками; б) сокращение численности или штата на 50 и более человек за 30 календарных дней; в) сокращение 200 и более человек в тече­ние 60 календарных дней; г) сокращение 500 и более человек за 90 календарных дней. Следовательно, если за месяц увольняется 50 и более работников или за 2 месяца — 200 и более, или за 3 месяца 500 и более, то это массовое увольнение. Массовым считается также увольнение 1 % общего числа работающих в те­чение 30 календарных дней в тех регионах, где общая числен­ность всех занятых меньше 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.

Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные критерии, усиливающие социальную защищенность работ­ников в зависимости от особенностей экономики и уровня без­работицы в этой местности.

Трудоустройство российских граждан за границей осуществ­ляется на основе лицензий, полученных российскими юридиче­скими лицами на территории Российской Федерации (согласно

1 СЗ РФ. 1997. 29. Ст. 3533; 1999. № 47. Ст. 3707.

2 См.: Экономика и жизнь. 1992. № 27. 3СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 100.

4 САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 564.

152

постановлению Правительства РФ от 14 июня 2002 «О лицен­зировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации»1).

Есть ряд специальных актов: о льготах пострадавшим от Чер­нобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и при­равненных к ним местностей, работникам конверсируемых пред­приятий ВПК, государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

Много нормативных актов принято Федеральной службой за­нятости, находящейся в системе Минтруда России, в том,лЧисле акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной службе занятости предусматривает, что все орга­ны занятости действуют на основе этого Положения.

Порядок регистрации безработных граждан утвержден поста­новлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. с изменения­ми и дополнениями от 9 июля 1999 г.2

Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генераль­ные соглашения, заключаемые между общероссийскими объеди­нениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работо­дателей и Правительством Российской Федерации.

В системе российского законодательства о занятости населе­ния находятся и международно-правовые акты по данной про­блеме, ратифицированные Россией.

В конвенциях и рекомендациях МОТ много внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О по­литике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использованы на­шим законодателем в Законе РФ «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений.

В системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Он состоит из семи глав и 39 статей.

В гл. I «Общие положения» (ст. 1—7) даются понятия: «заня­тость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и не­подходящая работа»; закреплена государственная политика (принци­пы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

1 СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2456.

СЗ РФ. 1997. №17. Ст. 2009; 1999. №29. Ст. 3748.

153

Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. 8—11) за­крепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустрой­ство, на профессиональную деятельность за границей.

Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12—13) устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населе­ния, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

Глава IV «Регулирование и организация занятости населе­ния» (ст. 14—24) предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и органи­зацию общественных работ для безработных в качестве их до­полнительной социальной поддержки.

Главы V—VII предусматривают участие работодателей в обес­печении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд за­нятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты по­собий по безработице, компенсаций и другой материальной по­мощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.

При характеристике гл. VI следует учитывать Федеральные за­коны от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров сти­пендий и социальных выплат в Российской Федерации», и от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Фе­дерации» и отдельные законодательные акты Российской Федера­ции по вопросам финансирования мероприятий по содействию за­нятости населения»1.

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям без­работных в подыскании работы, а организациям — в подборе не­обходимых кадров.

Закон о занятости урегулировал отношения граждан со служ­бой занятости и отношения этой службы с работодателями, уста­новил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...