Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства




Субъектами данных правоотношений являются, с одной сторо­ны, Федеральная инспекция труда и специализированные государ­ственные или профсоюзные инспекции, осуществляющие надзор и профсоюзный контроль за охраной труда, за соблюдением тру­дового законодательства, а с другой — должностные лица админи­страции, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство.

Эти правоотношения возникают с момента начала работы ор­ганизации. До того у данных органов надзора и контроля есть соответствующие правоотношения по предупредительному надзо­ру с проектно-строительными организациями по соблюдению уже в проектах оборудования, механизмов, промышленных зда­ний и сооружений, а также при сдаче их в эксплуатацию правил техники безопасности и производственной санитарии. Прекраща­ются эти правоотношения с ликвидацией данного производства.

Содержанием названных правоотношений является обязан­ность органов надзора и контроля осуществлять надзор и кон­троль за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц администрации обеспечить условия для осуществления прав этих органов по надзору и профсоюзному контролю и нести перед ними соответ­ствующую правовую ответственность за трудовые правонаруше­ния, несоблюдение правил охраны труда.

Трудовая правосубъектность органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства возникает с момента их образования. Задачи, права и обязанности соответствующих орга­нов надзора и контроля регламентируются положениями о них.

118

Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора

Эти правоотношения возможны двух видов в зависимости от того, какая сторона нанесла вред другой стороне трудового дого­вора:

правоотношения по ответственности работодателя за вред, причиненный работнику;

правоотношения по материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю.                    .,*

Субъекты данных правоотношений — стороны трудового дого­вора, т. е. субъекты трудовых правоотношений.

Основанием возникновения правоотношений является проти­воправное виновное причинение ущерба другой стороне трудового договора. Прекращаются правоотношения окончанием выплаты причитающихся в соответствии с трудовым законодательством сумм в возмещение ущерба потерпевшей стороне.

Содержанием правоотношений является обязанность винов­ной стороны возместить причиненный ею вред другой стороне трудового договора в соответствии с законодательством.

Эти правоотношения носят охранительный характер. Они охраняют право работника на безопасные и здоровые условия тру­да и его право на труд, с одной стороны, и имущество работодате­ля от небрежного к нему отношения — с другой.

Правоотношения по разрешению трудовых споров

Правоотношения по разрешению трудовых споров — это про­цессуальные правоотношения охранительного характера в отли­чие от иных, материальных. Но в них применяются для реше­ния спора нормы материального трудового права. Между их субъектами (с одной стороны, юрисдикционные органы, разре­шающие трудовые споры, а с другой — каждый участник спо­ра) возникает процессуальная связь, т. е. по процессу разреше­ния индивидуального или коллективного трудового спора. При обращении с трудовым спором в соответствующий юрис-дикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган, примиритель­ную комиссию, к посреднику, трудовой арбитраж) у этого органа возникают процессуальные правоотношения с каждой из споря­щих сторон, а также с другими возможными участниками разре­шения трудового спора (свидетелями, экспертами и др.).

Основанием возникновения названных правоотношений явля­ется поступившее в данный орган заявление о разрешении трудо­вого спора. Прекращаются процессуальные правоотношения выне­сением юрисдикционным органом решения по трудовому спору.

119

Содержание правоотношений по разрешению трудовых споров определяется трудовым законодательством, а при рассмотрении спора в суде — еще и гражданским процессуальным законодатель­ством. При рассмотрении спора вышестоящим органом возникают административно-процессуальные правоотношения. Следовательно, правоотношения по рассмотрению трудовых споров в зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируются данные про­цессуальные отношения, возможны трех видов:

трудовые процессуальные правоотношения — в КТС, прими­рительной комиссии, с посредником, в трудовом арбитраже;

гражданские процессуальные правоотношения — в суде;

административно-процессуальные правоотношения — в выше­стоящем органе.

Все они представляют процесс разрешения спора в его дина­мике. Сам процесс — особая форма применения норм трудового права уполномоченным на то юрисдикционным органом, когда он может к обязанному субъекту, нарушившему свою трудовую обязанность и права другого субъекта трудового права, приме­нять принудительную силу государства для выполнения этой обязанности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова система правоотношений в трудовом праве?

2. Что следует понимать под трудовым правоотношением?

3. Кто является субъектами трудового правоотношения?

4. Каково содержание трудового правоотношения?

5. С какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение и прекращение трудового правоотношения?

6. Кто выступает субъектами организационно-управленческих правоотноше­ний, какие виды правоотношений относятся к ним и каково их содержание?

7. Дайте характеристику правоотношениям по надзору и контролю за охра­ной труда и соблюдением трудового законодательства.

8. Что собой представляют правоотношения по материальной ответственно­сти сторон трудового договора?

9. Раскройте содержание правоотношений по разрешению трудовых споров.

Глава 7 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Социальное партнерство: понятие, стороны, система

И формы

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения в западных промышленно более развитых странах стали заклю­чаться в середине XIX в., когда обе стороны социально-трудовых отношений в ходе антагонистической борьбы трудами капитала начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре или соглашении. Но их правовое регу­лирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, по существу, началось лишь в первой половине XX в.

В России коллективные договоры появились в самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года.

Социальное партнерство в западных промышленно развитых странах сопровождает появление промышленной (производствен­ной) демократии, когда «дикий» капитализм XIX в., о котором писал К. Маркс, сменяется в результате борьбы рабочего класса за свои права более гибким, делающим уступки этой борьбе, приспосабливаясь к ней, а отношения характеризуются достаточ­но высоким уровнем жизни, социальной защищенности трудя­щихся (например, страны Скандинавского полуострова), хотя в ряде стран сохранились старые отношения.

Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и ка­питала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к кон­фликтному сотрудничеству»'.

В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от И марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями и дополнениями от 1 мая 1999 г.2, который по-новому урегули­ровал порядок заключения коллективных договоров. В нем впер­вые в российском законодательстве употребляются термины «со­циальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в период Первой мировой войны

См.: Россия и социальное партнерство. М., 1993.

2 Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558; 1999. №18. Ст. 2219.

121

1914—1918 гг., а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны.

Конвенция Международной организации труда № 98 «О при­менении принципов права на организацию и на ведение коллек­тивных переговоров» (1949 г.)' не только защищает права проф­союзов, но в ст. 4 предусматривает принятие страной мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использова­нию процедуры ведения переговоров на добровольной основе ме­жду предпринимателями (т. е. работодателями) или их организа­циями, с одной стороны, и организациями трудящихся — с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения коллек­тивных договоров. Следует отметить, что взгляды юристов Запада на роль социального партнерства неодинаковы. Исследователи в области социального партнерства в нашей стране тоже оценивают его по-разному. Так, Г. Н. Семигин считает его результатом клас­совой борьбы, согласования противоречий труда и капитала2. М. В. Лушникова определяет его как механизм социального со­трудничества труда и капитала3. Однако роль социального парт­нерства у нас становится способом решения социально-трудовых проблем на различных уровнях.

До принятия Закона РФ 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» этот термин был использован в ныне утратив­шем силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. Указ в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику еже­годное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объедине­ниями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.

Но более подробно социально-партнерские отношения по за­ключению соглашений и уже на пяти уровнях урегулировал За­кон «О коллективных договорах и соглашениях».

Значение этого Закона РФ в том,что он:

впервые в истории трудового права России урегулировал по­рядок ведения коллективных переговоров и социально-партнер­ские отношения на более высоких, чем производство, пяти уров­нях;

установил правовые основы и принципы разработки, заклю­чения и действия коллективных договоров и соглашений;

1 См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда с 1967 г. Женева, 1983.

С. 18.

з

! См.: Семигин Г. Н. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.

См.: Лушникова М. В. Указ. соч. С. 5.

122

расширил коллективно-договорное и социально-партнер-ско-договорное регулирование условий труда и социально-эконо­мических вопросов труда и быта трудящихся;

дал легальные понятия коллективного договора и социаль­но-партнерского соглашения, установил виды и содержание та­ких соглашений и их социальные гарантии;

установил соотношение трудового законодательства, социаль­но-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;

по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать — заключать или нет Коллективный договор';

предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;

установил ответственность за уклонение от участия в коллек­тивных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудово­го права коллективные переговоры и социально-партнерские от­ношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социаль­но-экономических условий он также урегулировал коллективный договор.

Организации имеют право самостоятельно по коллективному договору устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также по­ощрять работников тех организаций, которые обслуживают тру­довой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или специаль­ном соглашении.

Коллектив организации независимо от ее организационно-пра­вовой формы решает вопрос о необходимости заключения с рабо­тодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О кол­лективных договорах и соглашениях».

Следует отметить, что положения указанного Закона действу­ют в той части, в которой они не противоречат Трудовому ко­дексу. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г., который дал новую редакцию Закона РФ 1992 года, не предусматривал поня­тие «социальное партнерство», его систему и органы. Трудовой кодекс вобрал в разд. II «Социальное партнерство в сфере тру­да» (ст. 23—55) основные положения Федерального закона, не­сколько усовершенствовав отдельные из них, дал понятие дан­ного института трудового права и поставил его даже впереди

К сожалению, последнее привело к тому, что на большинстве производств коллективные договоры под напором работодателей перестали заключать.

123

норм о трудовом договоре, что мы, как ранее указывалось, счи­таем не очень последовательным, так как для работника все эти партнерские отношения возникают лишь при наличии у него трудового договора, т. е. когда он стал уже работником, а не до того. Ст. 23 ТК определяет социальное партнерствокак систему взаимоотношений между работниками (представителями работ­ников), работодателями (представителями работодателей), орга­нами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленную на обеспечение согласования интересов ра­ботников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний.

Такое понятие «социальное партнерство» основано на прин­ципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует междуна­родно-правовому регулированию труда.

Но с точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами: «интересы госу­дарства, общества», так как они тоже заинтересованы в стабиль­ном экономическом и социальном развитии. Согласованные ин­тересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству. Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным.

Следует иметь в виду, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социаль­ного партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на пред­ставительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнер­ства являются работники и работодатели в лице уполномочен­ных в установленном порядке представителей.

Систему социального партнерствасоставляют пять следую­щих уровней (ст. 26 Кодекса):

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда;

региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Российской Федерации;

отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.);

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формами социального партнерстваявляются следующие (ст. 27 ТК):

124

коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив­ных договоров, соглашений и их заключению;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулиро­вания труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участие работников, их представителей в управлении органи­зацией. Таким образом законодатель производственную демокра­тию отнес к одной из форм социального партнерства, поскольку счел ее действенной, лишь если есть соглашение с работодателем о ней, что, думается, не бесспорно;

участие представителей работников и работодателей в судеб­ном разрешении трудовых споров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...