Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

                                                                         

 

                                                   

    УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Декан юридического факультета

________________Л.В. Туманова

 

                                                                «___»____________ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Трудовое право»

Для студентов 2-3 курса

 

Направление подготовки

030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

Профиль подготовки - общий

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

Очная

 

 

Обсуждено на заседании кафедры «21» мая  2012 г.  Протокол № 8   Зав. кафедрой д.ю.н., профессор   ______________ Крусс В.И. Составитель: к.ю.н., профессор ТвГУ   Мелешенко Н.Т

Тверь 2012

                                           

II. Пояснительная записка

       1. Цели и задачи дисциплины «Трудовое право»

     

Цель учебной дисциплины«Трудовое право» состоит в освоении студентами знаний об основных принципах правового регулирования труда в международном трудовом праве и российском праве, о правах и обязанностях граждан РФ в сфере труда, об основных направлениях социальной политики Российской Федерации в этой сфере, о способах реализации социально- трудовых прав граждан и способах их защиты. Студент должен также иметь знания о структуре и компетенции государственных органов и общественных организаций , осуществляющих защиту этих прав и её правовых формах. Эти знания являются необходимым и важным компонентом основной образовательной программы высшего профессионального образования юристов-бакалавров, поскольку по своему содержанию и цели предназначены для использования в оказании помощи гражданам в реализации их способности к труду, который для подавляющего большинства граждан нашей страны является основным источником их существования.

 Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которыми должен обладать юрист для успешной защиты социально- трудовых прав граждан: умение ориентироваться в законодательстве по трудовому праву и смежным отраслям; умение использовать имеющиеся навыки в практической деятельности; умение работать с процессуальными и иными документами.

Этими навыками студент должен владеть свободно, чтобы, не испытывая затруднений, применять их и в случаях внесения изменений в законодательство о труде.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Трудовое право» относится к специальным юридическим дисциплинам, изучение которых обеспечивает профессиональную подготовку юриста- бакалавра. Она непосредственным образом связана с другими учебными дисциплинами. В частности, с гражданским правом, из недр которого исторически и развивалось гражданское права. Поэтому и в теоретическом, и в практическом аспектах важное значение имеет разграничение правовой регламентации труда в рамках гражданско-правовых и трудоправовых отношений.  

Определённая связь имеется между трудовым и административным правом, поскольку труд некоторых категорий работников из числа лиц, занятых различными видами, так называемой , службы (государственной , муниципальной ) регламентируется как административным, так и трудовым правом. Кроме того, важнейшим инструментом воздействия на работодателей, нарушающих права работников, является их административная, а иногда и уголовная ответственность. Поэтому знание условий и порядка привлечения к административной и уголовной ответственности крайне важно для изучения конкретных мер юридической ответственности за нарушение социально-трудовых прав. Важнейшей учебной дисциплиной, предшествующей изучению трудового права, является теория государства и права. Её изучение позволяет уяснить базовые правовые категории (такие, как право, норма права, правоотношения, и т.д.) и уметь свободно оперировать ими, а также получить представление об общих методах правового регулирования; уметь работать с нормативно-правовыми актами, в том числе иметь представление о содержании Конституции РФ и кодифицированных актов основных отраслей российской системы права, а также иметь общее представление о разработке документов правового характера;

 

  3.Общая трудоёмкость дисциплины составляет 16 зачётных единиц, 254 часа.

 

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины «Трудовое право»

                                                                                     

ПК-1 в нормотворческой деятельности способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов;

ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Карта компетенций

 

Компетенция Признаки проявления Технология формир-ния Методы оценки уровня сформирован-ности
ПК-1 Студент может разработать проект правовой нормы; участвовать в разработке проектов нормативных актов, в частности, локальных, владеет приемами законодательной техники, знает суть и содержание законотворческого процесса. Анализ норм действующего законодательства, выработка предложений по их совершенствованию Обсуждение и анализ предложенных студентами проектов
ПК-5 Студент может определять и отыскивать необходимые правовые нормы и правильно их применять в конкретной ситуации  Выполнение заданий, решение задач, проведение деловых игр Проверка выполнения заданий, решения задач, оценка выступлений студентов
ПК-6 Студент может правильно найти правовые нормы, подлежащие применению, предусмотреть последствия их применения, определить механизм их реализации Выполнение заданий, решение задач, составление юридических документов. Проверка выполненных заданий, решения задач, составленных документов.
ПК-7 Студент знает этапы составления юридических документов, владеет приемами, средствами юридической техники, может проанализировать составленные юридические документы и самостоятельно подготовить проект юридического документа Составление юридических документов, анализ составленных юридических документов Проверка, анализ, обсуждение юридических документов
ПК-16 Студент может подготовить устную или письменную консультацию. Владеет навыками интервьюирования и консультирования, может выработать и проанализировать правовую позицию, написать заключение по делу составление письменных консультаций, публичные выступления Оценка работы в группах правильности консультирования и подготовки заключений
       

 

    В результате изучения дисциплины «Трудовое право» студент должен знать:

конкретные знания по следующему кругу вопросов: трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

уметь:

квалифицированно анализировать трудовое законодательство, его состояние и перспективы развития; 

ориентироваться в сущности изменений в законодательстве;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в сфере трудовых и связанных с ними отношений

владеть:

навыками в выполнении практических заданий и решении задач (казусов);

навыками в анализе материалов правоприменительной практики;

навыками в составлении юридических документов в сфере трудового права

 

 5. Образовательные технологии

     Изучение дисциплины «Трудовое право» предполагается в течение 2-х семестров. 1 семестр делится на 2 модуля, 2 семестр на 2 модуля. По окончании каждого модуля производится оценка качества усвоения знаний студентом. Процесс обучения должен осуществляться с применением инновационных образовательных технологий, в частности, деятельностно-ориентированной технологии; технологии, ориентированной на индивидуальную творческую деятельность студентов. Он включает в себя аудиторные занятия путем проведения лекционных и практических занятий, групповые и индивидуальные консультации, текущий контроль полученных знаний, использование различных форм научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельную работу, а так же проведение итогового контроля.

Выработка     профессиональных навыков и умений предполагает широкое использование в ходе образовательного процесса интерактивных методик обучения. Использование активных методов обучения имеет целью конструктивное вовлечение студентов в учебный процесс, активизацию учебно-познавательной деятельности.

Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных методик обучения в форме лекции-беседы, лекции с разбором микро ситуаций, лекций с интенсивной обратной связью, с элементами мозгового штурма и других.

В учебном процессе при изучении трудового права важнейшей формой обучения является лекция. По отдельным темам учебной дисциплины или по отдельным вопросам темы чтение лекций не предусматривается. Эти темы или отдельные вопросы темы студенты изучают самостоятельно. Их отбор обусловлен содержанием материала, характеризующегося относительной простотой и возможностью студентов усвоить его самостоятельно

Цели проведения практических занятий – закрепить у студентов основные теоретические положения лекционного курса, выработать навыки анализа и самостоятельного применения трудового законодательства в конкретной жизненной ситуации, способствовать изучению ими необходимой литературы, в том числе и специальной по теме, вынесенной на практическое занятие. Проведение практических занятий предполагает выработку у студентов профессиональной заинтересованности, развитие у них юридического мышления, усвоение лекционного материала, а также выработку профессиональных навыков, включая анализ и самостоятельное применение трудового законодательства при решении учебных дел (задач), составлению юридических документов.

На практических занятиях основное внимание уделяется усвоению студентами теоретических знаний по каждой теме курса, выработке у них умения правильно интерпретировать материал учебных и научных работ, находить необходимый нормативный материал, правильно его анализировать и использовать на практических занятиях. С этой целью особое внимание уделяется участию каждого студента в выполнении практических заданий и решении задач (казусов), предусмотренных по каждой теме. Каждый студент должен самостоятельно выполнить практические задания и обосновать решение задачи, давая при этом необходимые теоретические пояснения и

Активные методы обучения предполагают деловое сотрудничество, взаимодействие, обмен информацией, более глубокое усвоение материала, понимание сущности изучаемых правовых явлений, и как результат – получение соответствующих знаний, умений и навыков, формирование компетенций.

При проведении практических занятий используются такие интерактивные методики как, ролевые и деловые игры, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, интерактивное выступления, презентации, дискуссии и другие.

Так, проведение деловой игры направлено на получение и закрепление полученных знаний, выработку навыков публичного выступления, составления юридических документов и других. Ее функциями являются тренинг, интенсификация процесса обучения, проблематизация вопросов, расширение и углубление предмета изучения. Обучающая ценность деловой (ролевой) игры связана со способностью студента лучше усваивать изучаемый материал, так как требует личного участия и позволяет развивать профессиональное мышление, анализировать возникшую ситуацию. Деловая игра предполагает совместную деятельность участников учебного процесса, развивает коммуникативные качества, создает атмосферу интеллектуального соперничества. 

К числу используемых при проведении практических занятий по трудовому праву относятся творческие (проблемные) задания. Например, составление различных схем, предусмотренных в заданиях, с целью уяснения содержания специальной терминологии; систематизация законодательства с использованием справочно-правовой системы «Консультант Плюс» и « «Гарант» по определенному вопросу. Работа в малых группах также является одним из используемых методов при проведении семинарских занятий. Распределив студентов на подгруппы, преподаватель предлагает им выполнить определенное творческое задание (составить схему, обосновать доводы, выработать общее решение, проанализировать ситуацию). Задание выполняется группой сообща, а затем ее представитель докладывает результат работы. Интерактивное выступление направлено на развитие одного из профессиональных навыков - публичного выступления. От чтения доклада его отличает не только содержания, но и форма сообщения определенной информации. Интерактивное выступление требует серьезной предварительной подготовки

Непременным условием успешной работы студентов на практических занятиях является серьезная предварительная подготовка: студентам необходимо внимательно ознакомиться со своими записями лекций по трудовому праву, изучить и усвоить рекомендованную по данной теме литературу. В процессе подготовки к занятиям студентам рекомендуется использовать справочно-правовую систему Гарант, а также «Консультант Плюс» и «Гарант». Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов по анализу юридических документов и их составлению. Умение работать с документами – один из важнейших профессиональных навыков юриста, который предполагает глубокое знание материального и процессуального права, умение логически мыслить, правильно оценивать фактическую и правовую стороны конкретной ситуации, владения правилами письменной речи с учетом особенностей юридического языка.

В рамках изучения дисциплины организуется научно-исследовательская деятельность студентов путем подготовки докладов на научные студенческие конференции, подготовки и проведения «круглых столов», конференций и т.п.

Студенты вовлекаются в практически-ориентированную деятельность, например, участвуют в разработке проектов локальных актов, готовят консультации по трудовым вопросам, участвуют в конкурсах научных работ, осуществляют научно-исследовательскую деятельность и т.п.

        

Формы контроля 

  При изучении трудового права используются традиционные формы контроля знаний студентов: в частности, опросы на семинарских занятиях, зачёты, экзамены.

          По всему курсу трудового права разработаны тесты для программированного контроля знаний студентов при рейтинговой системе контроля качества знаний студентов путём компьютерного тестирования. Это позволяет значительно активизировать усилия студентов к самостоятельному изучению трудового права. По каждой теме курса даны контрольные вопросы. Разработан перечень вопросов для зачёта и экзамена.. Тесты для компьютерного тестирования находятся в материалах по рейтинг-контролю знаний студентов. Рубежный контроль по всем модулям проводится, как правило, в форме компьютерного тестирования в компьютерном классе юридического факультета ТвГУ.

Итоговый контроль проводится в форме зачёта после первого семестра и экзамена после второго семестра.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся необходимо в определенной последовательности:

1) предварительное выявление уровня знания обучаемых;

2) текущая проверка полученных знаний, приобретенных навыков и умений в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержание учебного материала, его сложности, актуальности и т.п.;

4) периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса;

5) проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах учебного процесса. На зачёте и экзамене происходит диагностирование уровня (качества) фактической обученности, формирование компетенций

III. Учебная программа










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...