Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технократическая теория (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт. В России В.В. Глущенко)




По мнению создателей теории, человечество осуществило переход от индустриального общества к постиндустриальному. Соответственно, изменяется роль государства на новой стадии развития социума. Основными характеристиками постиндустриального общества выступают:

• центральная роль теоретического знания;

• создание новой интеллектуальной технологии;

• рост класса знания;

• переход от производства товаров к производству услуг;

• изменения в характере труда;

• повышение роли женщин;

• достижение наукой состояния зрелости;

• меритократия (занятие положения в обществе благодаря обра­зованию и квалификации);

• конец ограниченности благ;

• информатизация.

В силу ускорения процесса экономического развития постиндустриальное общество постоянно нуждается в большом количестве менеджеров-управленцев, обладающих знаниями в сфере управления крупными коллективами (общностями) людей. Имея достаточный опыт руководства промышленными предприятиями, менеджеры лучше профессиональных чиновников могут осуществлять государственное руководство.

В принципе, Д. Белл прав, говоря о существовании «цивилизации бизнеса», по крайней мере в отношении западного мира. В современном обществе «решения, влияющие на повседневную жизнь граждан, - характер имеющейся работы, расположение предприятий, решения об инвестициях в производство новых товаров, распределение налогообложения, профессиональная мобильность -принимаются бизнесменами, а в последнее время и правительством, уделяющим основное внимание благополучию предпринимателей».

Действительно, современные потребности общества, с социально-экономических позиций, требуют широкомасштабного производства, учета меняющихся нужд и постоянного контроля за качеством товаров и услуг. Профессиональные менеджеры достаточно оперативно могут осуществлять «политический маркетинг» и руководить большими коллективами, обладая необходимым для этого опытом.

 

 

В отечественном государствоведении последних лет также стали появляться работы, направленные на рассмотрение сущности государства с экономических позиций. В частности, В. В. Глушенко выдвинул «технологическую» теорию государства, основой которой выступает системно-управленческий подход. В его рамках государство рассматривается как сложная организационно-производственная система, представляющая собой «совокупность элементов, связей между ними, предназначенных для достижения некоторого определенного набора целей на определенном наборе условий»2. «Технологическая» теория государства предполагает следующее:

• первичным фактором развития общества, государства и права является совершенствование технологий жизнедеятельности человеком для наиболее полного и разнообразного удовлетворения своих потребностей;

• деление на общественные классы является следствием дифференциации ролей индивидуумов в обеспечении эффективности затрат и рисков технологической деятельности;

• управление в государстве возможно на основе лидерства и власти;

• в любом государстве действуют власть должности, личная власть и власть религиозной веры, причем рациональный баланс названных властей определяется особенностями и условиями реализации технологий жизнедеятельности, а также политическим режимом;

• право является одним из инструментов государственного управления и атрибутов власти должности.

       2. Теория элит (Г. Моска, В. Парето)

· Государством управляет элита - это класс людей, имеющий наивысшие показатели в своей сфере деятельности.

· Народные массы не способны управлять государством и потому нуждаются в элитарном управлении.

· Элита формируется по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и т.д.)

· Существует несколько элит между которыми идет борьба за власть

 

       3. Теория плюралистической демократии (Р. Даль)

       Эта концепция появляется в США после Второй мировой войны.

       Суть - гражданин современного государства одновременно состоит в нескольких стратах (социальных группах) по территориальному признаку, профессии и интересам. Власть в такой трактовке принадлежит множеству страт, оказывающих эффективное воздействие на правительство, задача которого сводится к недопущению выхода противоречий за определенные рамки.

       Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют его политику.

 

       4. Расовая теория государства (Ж. А. Гобино, Л. Вольтман)

       Сущность государства выводится из биологических факторов.

Ж. А. Гобино исходил из наличия трех рас: меланийской (африканской), желтой (народы Азии) и белой (европейцы). Каждая раса обладает характерным набором признаков и психологических особенностей.

Меланийцы (негры) отличаются жестокостью, энергией и отсутствием интеллекта.

Желтая раса обладает практичностью, уравновешенностью и стремлением к комфортной жизни. Ей также свойственно деспотическое государство.

Белые же народы, по Гобино, стоят на самой высокой ступени развития. Им свойственны «обдуманная энергия, или, лучше сказать, энергетический интеллект; исключительное инстинктивное тяготение к порядку как необходимое средство к самосохранению; ярко выраженный вкус к свободе.

Таким образом, по Гобино, белая раса обладает всеми возможными достоинствами, позволяющими ей господ­ствовать над другими народами. На подобных рассуждениях была построена колониальная система многих европейских стран, осуществлявших «миссию белого человека» по отношению к «отсталым» народам.

Г. Лебон предложил иную типологию рас. Иная типология рас, предложенная известным

• первобытные расы, не обладающие какой бы то ни было культурой и живущие на крайне низком экономическом уровне (аборигены Австралии);

• низшие расы, способные только к зачаткам цивилизации (народы Африки);

• средние расы (китайцы, индусы, арабы);

• высшие расы (индоевропейские народы).

       Государственность у различных рас также различна. Высшие расы обладают наибольшими способностями в политической сфере и государственном управлении.

       Л. Вольтман считал, что «политические и правовые институты являются социальными образованиями интеллектуального происхождения и так же как и материальные, и технические произведения, развиваются не зависимо от биологических свойств отдельного индивида. Но между социальными организациями имеет место биологический отбор лучше приспособленных жизненных форм, которые, как органические образования, развиваются из более простых и ведут к более сложным формам.

       5. государств всеобщего благоденствия (Кейнс).

       - термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х - 70-х гг. ХХ в., начиная с "нового курса" Рузвельта (по имени советника которго - Дж.Кейнса - часто именуется "кейнсианским"). Являясь формой разрешения кризиса ("Великой депрессии") государство всеобщего благоденствия ориентировалось на социальное партнерствои главной задачей имело эффективное исполнение функций социальной защиты ("социальное государство"). Поэтому государству вменялось в обязанность стабилизация финансов; стимулирование "большой науки"; контроль за прогрессивным налогообложением, социальным страхованием, образованием, медицинским обслуживанием, сферой услуг. Полученные налоги перераспределялись для решения социальных проблем. По мысли К.Боулдинга, государство всеобщего благоденствия основано на национализации и планировании сфер экономики, системе социальных мероприятий (социальное обслуживание, страхование, государственное регулирование зарплаты, труда, денежного обращения и пр.), "антитрестовском (антимонопольном) законодательстве", повышении роли широких народных масс в политической жизни.

       6. Теория конвергенции (А. Сахаров)

       Прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической.

       Происходит обмен между этими системами, причем, каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, формам деятельности и т.п.

 

Типология государства.

       1. типология как метод.

       Тип – (отпечаток, образец, форма – греч.) модель, которым соответствует известная группа предметов, явлений.

       Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

       Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов, как сосуществующих, так и разделенных во времени.

       Типология, в отличие от классификации предполагает систематизацию на основе общих признаков, а не различий.

       Наличие общих типичных (соответствующих общей модели) признаков позволяет объединять различные явления в один тип, разные государства – относить к одному типу.

       2. Критерии для выделения типов государств.

       Первые попытки типологии были уже у Аристотеля. Он выделял типы по таким критериям, как количество властвующих (один, немногие, все), по функциональному признаку (правильные и неправильные).

       Современная наука предлагает самые разные критерии типологизации:

· Роль религии – теократические и светские

· Политический режим (демократические, авторитарные, тоталитарные)

· Форма правления (республики, монархии)

· С точки зрения понимания сущности государства (правовое государство, социальное государство, национальное государство)

Правовое государство – этот тип государства предполагает наличие режима конституционного правления, развитая правовая система, верховенство закона в жизни общества, а также система социального контроля над властью и наличие эффективного механизма, гарантирующего правовую защищенность личности и обеспечивающего использование демократических прав и свобод.

Социальное государство- это государство с социально ориентированной экономикой, которое создает фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь человеку и предоставляющее возможность свободно развиваться, оказывающее необходимую поддержку социально нуждающейся группе населения.

       Национальное государство – государство образованное конкретной нацией, проживающей компактно на определенной территории. т.е. политическая форма самоопределения нации.

· Географический критерий (европейские, азиатские, латиноамериканские)

       Разновидность такого подхода к типологии геополитический критерий (западные и восточные государства).

       Специфика геополитического критерия в том, что главным в определении тепа является не чисто географическая принадлежность государства, а определенный тип властвования и управления, сложившийся первоначально в классических восточных государствах или западных государствах, но черты этого типа могут проявляться в государствах не обязательно географически принадлежащих к Западу или Востоку.

       Данная типология применяется для характеристики не только исторических, но и современных государств.

Восточный тип государства характеризуется

 слабо развитыми экономической, политической системами,

громоздким бюрократическим аппаратом,

эффективной системой принуждения

Западный тип государства характеризуется

       Развитыми и активно действующими институтами гражданского общества

       Ограничением сферы влияния государства на экономику,

       Небольшим, но эффективным государственным механизмом и механизмом принуждения

       Основной задачей такого типа государства является охрана частной собственности и имущественных прав собственника.

· Формационный

· Цивилизационный

       Наиболее востребованными для целей научного анализа стали формационный и цивилизационный критерии.

       Суть формационного (Маркс, Энгельс) – в понимании государства как системы взаимосвязанных экономических отношений (базис), предопределяющих политические и другие отношения (надстройку)

       Таким образом, формационный подход делает акцент на экономических отношениях.

       Ключевое понятие – способ производства (формация).

Формация – (от лат – формацио - образование) – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

       Способ производства предполагает соответствиехарактера производственных отношений уровню развития производительных сил. Каждый этап развития общества определяется установившимся в данном обществе на данной стадии его исторического развития способом производства.

       В марксистском государствоведении тип государства – это совокупность существенных признаков, свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации.

 

       Маркс выделял следующие формации:

 

1. архаическая (первобытнообщинный строй)

 

2. рабовладельческая                Эксплуататорский

3. феодальная                               тип

4. буржуазная                         государства

 

5. коммунистическая  - социализм

                                             - коммунизм

              Обратите внимание – коммунизм – это безгосударственное общество. Поэтому в рамках марксистского учения некорректно говорить о коммунистическом типе государства.

       Первобытный коммунизм – первобытное общество – еще не государство

       Коммунизм как высшая и последняя стадия общественного развития – означает отмирание государства, т.к. классы должны отмереть.

       И только на первой стадии коммунистической формации – социализме – можно говорить об определенном типе государства.

Каждый следующий тип – более высокая и развитая ступень по сравнению с предыдущим.

       Рабовладельческое государство

Исторически первый тип государства.

· Экономический базис – полная собственность рабовладельца не только на орудия труда и средства производства, но на рабов (рабы практически приравниваются к средствам производства)

· Сущность – организация политической власти экономически господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации, т.е. класса рабовладельцев

· Функция - подавление эксплуатируемых классов и неполноправных сословий, защита собственности рабовладельцев, эксплуатация рабов и организация общественных работ.

       Рабство как социальное явление существовало во многих государствах. В Египте, в странах Азии, в Китае. Но в чистом виде рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

       Египет не знал частной собственности, в том числе и на рабов; В Китае рабство очень быстро сменилось феодальной зависимостью, да и сами рабы имели несколько иной статус в обществе и не составляли основную производительную силу в процессе производства материальных благ.

       Феодальное государство

Второй исторический тип государства.

  • Экономический базис –  феодальная собственность на землю
  • Сущность – эксплуатация крепостных крестьян и ремесленников, защита сословных привилегий.
  • Функции

– обеспечение зависимости крепостных крестьян от феодала

- обеспечение права господствующего класса на землю и средства производства

- организация и консолидация феодалов, регулирование отношений между ними

· Специфика

 – партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе страны, преобладание местных обычаев

- привилегированные сословия хотя и обладали преимуществом, но обязаны служить государю и церкви

· Право – сословный характер

- крепостное – закрепляло подчинение крепостных крестьян феодалам

- городское – закрепляло статус купцов, ремесленников и других слоев городского населения

- каноническое – регулировало отношения внутри церкви, и отношения членов общества к церкви

 

В классическом виде феодальный строй существовал только в Европе

 

       Буржуазное государство

· Экономический базис – капиталистическая система хозяйствования, основанная на частная собственности на средства производства. при формально-юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Эксплуатация наемного труда. Конкуренция, узкая специализация труда, рост корпораций.

· Сущность – классовое господство буржуазии над пролетариатом и другими трудящимися

· Функции

– защита частной собственности и господствующего положения буржуазии

- закрепление системы использования наемного труда

  • Особенности

- свобода форм собственности и реализации ее потенциала. Государство охраняет только внешние условия эксплуатации, не вмешиваясь в отношения собственности и предпринимательства

- социальные отношения строятся на формальном равенстве. Свобода труда

- формирование институтов буржуазной демократии (избирательная система, разделение властей, парламентаризм)

       Социалистическое государство

· Возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанную на ней эксплуатацию трудящихся

· Экономический базис – общественная собственность на средства производства

· Сущность – орудие политической власти трудящихся в главе с рабочим классом и развитие социалистического общества

По мере перехода социализма к коммунизму – государство постепенно перерастает в систему коммунистического самоуправления и в результате отмирает

Достоинства формационного подхода:

Раскрывает закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества обладают и характерным общим набором признаков

Недостатки:

  • Однолинейность и схематизм в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа – другим.

В действительности возможно и одновременное существование государств с разными историческими типам; и возвратные процессы в развитии одного государства

  • Неоправданная универсализация стадий исторического процесса. Согласно формационному подходу, все народы должны проходить путь от рабовладения до коммунизма. В действительности многие народы не знали рабовладельческого способа производства (славяне)
  • Спорность вопроса об отмирании государства и характеристике социалистического типа государства как последнего типа государства.
  • Умаление роли культурно-духовных факторов

       Цивилизационный критерий – ориентирует на познание этапов развития государства через совокупность всех форм деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную.

       Тем самым устраняется односторонность узко экономического подхода к развитию государства.

Цивилизационный подход позволяет увидеть в обществе не только противостояние классовых интересов как двигатель общественного развития, но и процессы интеграции, взаимодействия различных социальных групп, удерживающих общество в рамках единого целого.

       Это в свою очередь позволяет иначе увидеть роль государства и права в обществе.

Цивилизация (от лат цивилис – гражданский, государственный) - понятие емкое и неоднозначное.

  • это и синоним культуры,
  • уровень, ступень развития материальной и духовной культуры,
  • ступень общественного развития, следующая за варварством,

эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности.

       Недостатки подхода связаны с неопределенностью как самого понятия цивилизация, так и множеством предлагаемых разными мыслителями наборов типологических черт, позволяющих отграничивать цивилизации между собой.

       Применительно к типологии государств наиболее приемлемым можно считать определение, которое дал Э.В. Сайко: Цивилизация – это «исторически определенное … состояние, задаваемое становлением и развитием исторически определенной системы, формирующейся как особая целостность в противопоставлении первобытному … обществу».

       В этом определении понятие цивилизации связывается именно с государственным периодом развития общества.

А.Б. Венгеров выделяет три принципа принципах соотнесения типа цивилизации и типа государства.:

       1. сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения

       2. государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры

       3. разнородность культур во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

 

       Культурологическое направление: (Данилевский «Россия и Европа», Шпенглер «Закат Европы», Тойнби «Постижение истории» (12 томов))

Тойнби: цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, при этом неизменными остаются религия и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Выделял 21 цивилизацию.

Однако он не ставил себе задачу произвести на этой основе типологию государств.

Вполне возможно, что типы государств в некоторых цивилизациях совпали бы.

Данивлевский Н.Я. считал, что деление истории на древнюю, среднюю и новую историю слишком условно.

Данилевский утверждает, что история не есть непрерывный процесс, что она состоит из меняющих друг друга культурно-исторических типов, каждый из которых живет собственной жизнью, имеет свое лицо и свою судьбу. Ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно

Выделял 10 культурно-исторических типов, под которыми понимал самостоятельное развитие основ духовности, экономики и политических начал определенного народа.

1) Египетский

2) Китайский

3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский

4) Индийский

5) Иранский

6) Еврейский

7) Греческий

8) Римский

9) Аравийский

10) Германо-романский, европейский

 

Его типология противостояла европоцентристским построениям эпохи, основанным на гегелевских схемах исторического процесса.

Заслугой Данилевского является попытка выделить основные виды человеческой деятельности. Всего таких видов Данилевский насчитывает четыре: деятельность религиозная, связанная с выработкой мировоззрения; политическая, создающая государственно-правовую систему; "собственно-культурная" (научная, художественная, техническая) и "нравственно-экономическая", направленная на достижение справедливости и благосостояния, свободных и взаимовыгодных отношений в труде, в быту, общественной жизни.

Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:

1) Всякое племя составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.

2) политическая независимость.

3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.

4) разнообразие этнографических элементов.

5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».

Освальд Шпенглер как и Данилевский, отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ)

       предлагает взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

       Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить более богатой содержанием картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур.

       К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

       Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

       Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).

       Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима.

       Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в 15—18 вв. и с 19 в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»;

       Технологическое направление в цивилизационном подходе–. Ростоу.

Рассматривает развитие государства через стадии экономического роста

1. традиционное общество (сельское хозяйство, доньютоновская техника);

2. переходное общество;

3. общество, переживающее процесс сдвига (взлет научно-технического развития, новые технологии);

4. созревающее общество (достижение превышения выпуска продукции над ростом населения);

5. общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

 

4. Функции государства.

 

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых наиболее отчетливо проявляется его сущность

 

  1. по сфере государственной деятельности
    • внутренние

- политическая

- экономическая

- социальная

    • внешние

- обеспечение суверенитета и безопасности

- международное сотрудничество

- поддержание мира

 

  1. по продолжительности
    • временные
    • постоянные
  2. по социальной значимости

· основные

· производные

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...