Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теории происхождения государства




Точек зрения объясняющих происхождение государственности много, т.к. формирование государства у разных народов шло различными путями.

Теологическая теория: ее сторонники Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 г. н.э., Фома Аквинский (1225-1274), современные Жак Маристен, исламисты, сторонниками этой теории будут современные служители государства Ватикана. Согласно этой теории государство возникло по воле Бога, поэтому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно.

Патриархальная теория возникновения государства. Аристотель считал, что государство как продукт размножения семей, их расселения с последующим объединением в государство, Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) видел в государстве большую семью.. Р. Филмер (ХУII в.) работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Сторонником теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.). Государство возникает по типу семьи: государство есть разросшаяся семья, поэтому монарх отец народа, монарх охраняет своих подданных, заботится о них, его власть незыблема, подданные должны чтить монарха.

Патримониальная теория:автор Альбрех фон Галлер. Теория гласит, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Права владения землей давало власть над проживающим на ней населением. Теория позволяла обосновывать феодальный сюзеренитет.

Теория общественного договора, естественно-правовая (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо,) – государство возникает в результате внутреннего соглашения между людьми, которые часть своей свободы и права власти передают государству с целью обеспечить мир и спокойствие.

Различия в оценке договора выражаются в изначальных принципах жизнедеятельности людей.

По Т. Гоббсу, догосударственное состояние характеризуется «войной всех против всех». Происходит она потому, что «природа каждому дала право на все: т. е. в чисто естественном состоянии, а именно: до того, как люди взаимно связали себя какими бы то ни было договорами, каждому было позволено делать что угодно и по отношению к кому угодно, владеть и пользоваться всем, чем он хотел и мог».

Результатом такой войны оказывается хаос и страх за свою жизнь. Во имя спокойствия и порядка люди договариваются о передаче своих суверенных прав одному человеку или коллективному органу, который и определяет их дальнейшую судьбу. Отчуждение суверенных прав носит односторонний характер, т. к. обратно их получить уже нельзя. Т. Гоббс предложил авторитарный вариант договорной теории, который использовали абсолютные монархии Нового времени.

Трактовка договорной теории Дж. Локка носит ярко выраженный либеральный характер. Этот мыслитель также признает неудобство естественного состояния, однако, в отличие от Т. Гоббса, предусматривает наличие неотчуждаемых прав человека (безопасность, собственность и свобода), покушение на которые со стороны государства должно немедленно пресекаться.

Либеральный вариант теории общественного договора предполагает добровольность процесса создания государства и возможность сопротивления деспотизму власти, нарушающей договор.

Достоинство теории в том, что выдвинут принцип народного суверенитета, государство и народ имеют взаимные обязанности, при нарушении этих обязанностей договор может быть расторгнут. Недостатки: фактически государство возникало иными путями, ни одного не возникло по договору между народом и правителем.

Если говорить о степени реализуемости договорной теории, то ярким примером ее практической применимости является создание США, а также процессы мирного разделения ряда государств на суверенные части (образование Чехии и Словакии в 1993 г.).

Органическая:английский философ и социолог Герберт Спенсер ( 1820-1903), современные английские ученые Вормс, Прейс. Государство возникает и развивается как биологический организм: люди образуют государство как клетки организм, а государственные институты похожи на органы.

       Возникновение этой теории связано с бурным развитием естественно-научных знаний во второй половине XIX в.

       На взгляды Г. Спенсера решающее воздействие оказали исследования Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование. Основатель органической теории придерживался воззрений о возникновении человечества в результате эволюции животного мира от низших форм к высшим. В процессе совместной жизни люди объединялись в единый организм - государство, на что сильно воздействовал естественный отбор.

        Возникновение государства - не одномоментный процесс. Оно происходит постоянно, т. к. некоторые сложные общества распадаются.. Образование более крупного общества происходит только путем комбинации этих более мелких обществ,

       В образовавшемся государстве правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы.

Низшие классы общества реализуют внутренние функции государства (обеспечение жизнедеятельности), а господствующие - внешние (оборона, завоевание соседних государств). Оценивая органическую теорию в целом, следует отметить тот бесспорный факт, что Г. Спенсеру удалось показать на обширном фактологическом материале второй половины XIX в. всю сложность общества и государства как системы различных органов. Само же уподобление государства организму человека необходимо воспринимать аллегорически, исходя из господствовавшего в эпоху Г. Спенсера естественно-научного мировоззрения

Теория насилия  (Л.Гумплович, Ф. Оппенгаймер, К. Каутский, Е Дюринг, Шан Ян (390-338 до н. э. - китайский политик)- государство возникает под воздействием внешнего фактора – завоевания воинствующими кочевниками или викингами земледельческих обществ. Победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государство. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. 

При этом, по мнению Гумпловича, Само государство более необходимо слабым племенам, чтобы защищаться от сильных. Являясь инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны других сильных и агрессивных племен.

Со временем государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.

Оценивая теорию насилия в целом, следует отметить ее значительную жизненность. Социальная и политическая антропология представляют нам достаточно фактов, подтверждающих процесс возникновения государства в результате захвата соседних территорий.

Пожалуй, самым ярким примером является формирова­ние римской государственности. Первоначально римляне - разбойничья банда, терроризирующая соседние поселки и захватывающая их собственность. Затем, расширив свою территорию, римская община ведет нескончаемые войны, усиливая свою экспансию. Завоевательного порыва хватило на 800 лет, его завершением были походы императора Траяна на Восток, а население страны уже во II в. до н. э. достигало 20 млн чел.

Другой вопрос - что не все государства возникали таким путем, и не всегда воинственность соединялась с длительностью бытия государства (судьба Ассирии в этом отношении показательна). Поэтому теорию насилия нельзя сбрасывать со счетов и она вполне заслуживает признания.

Психологическая теория. Психологической теории придерживались также ученые Петражицкий Л.И., Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский. Государство возникает благодаря особым свойствам психики человека: из стремления человека ощущать себя защищенным, стремление сильных повелевать над другими, оказывая психологическое воздействие, и из стремления отдельных индивидов противостоять обществу в различных формах.

Марксистское учение изложено К. Марксом и Ф. Энгельсом. Государство возникает в процессе а) узурпации власти вождями и превращение последних из слуг народа в господ над ним; б) развитие экономики ведет к росту прибавочного продукта и появлению имущественного неравенства и классов. Показан процесс распада первобытного общества: разделение труда, возникновение прибавочного продукта, присвоение излишков, возникших при использовании чужого труда, появление частной собственности и появление публичной власти, как инструмент поддержания власти господствующего класса возникает государство.

Не принимала во внимание другие причины (недостаток)

Ирригационная теория. К. Виттфогель – государственность напрямую связана с необходимостью строительства крупномасштабных оросительных систем в целях коллективной обработки земли в крупных реках Нила в Египте, Тигра и Евфрата в Шумере, в Китае в долинах рек Янцзы.

Торговая теория – торговые обмены на больших расстояниях являются важным компонентом увеличения власти правителей, что повышало авторитет правителя (сам распределял получаемые из-за граница редкие товары и увеличивал влияние на подданных).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...