Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 7. Группы, коллективы, межличностные отношения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Цель занятия: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний об особенностях групп, их классификациях; самостоятельная работа по применению на практике усвоенных методов оптимизации межличностных отношений.
Группа - это человеческая общность, объединение людей по какому-либо признаку. Виды групп: по размеру - малые, большие, микрогруппы; реальные и условные, формальные и неформальные, развитые и низкоразвитые, постоянные и временные, естественные и лабораторные, референтные и индиферентные. Референтная группа - реально существующая или воображаемая группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности. Теории групп зарубежных психологов - два основных направления: структуралисты (в системе «организация-личность» ведущее значение имеет организация, структура) и персоналисты (главное значение имеет лидер). В отечественной психологии (Уманский) параметрическая концепция группы и коллектива, согласно ей структура группы включает ряд блоков, т.е. параметров: общественный, личностный, общие качества. А.В.Петровский - концепция коллектива: концепция деятельного опосредования межличностных отношений. Уровни развития групп (Уманский, Лутошкин): 1. Песчаная россыпь; 2. Мягкая глина; 3. Мерацающий маяк; 4. Алый парус; 5. Горящий факел. Коллектив - группа людей, которая характеризуется организованностью и психологической сплоченностью при достижении общей цели деятельности, обусловленной общественно-полезными мотивами. Главный признак коллектива - общественная значимость целей и задач.
І. Вопросы для самоподготовки. 1. Понятие группы, их классификация. 2. Теории групп в зарубежной и отечественной психологии. 3. Дифференциация отношений в группах и коллективах. Лидерство. 4. Интеграция отношений в группах и коллективах. 5. Уровни развития групп. 6. Коллектив как высший уровень развития группы. 7. Особенности общения в коллективе
ІІ. Задания для самостоятельной работы: Выполнить методики: «Изучение психологического климата коллектива»
ІІІ. Законспектировать одну из работ: 3.1. Петровский А.В. «Личность, деятельность, коллектив» // Хрестоматия по психологии под ред. В.В. Петровского. – М., Просвещение, 1987. 3.2. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. С.164-171. 3.3. Лукошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.- 128 с. (любой параграф из любой главы). ІV. Выписать ключевые понятия: Группа, коллектив, внушаемость; совместимость; соучавствование, коллективистская идентификация, сплоченность, референтометрия, социометрия, межличностные отношения. V. Контрольные вопросы: 1. Что такое группа? 2. Назовите основные классификации групп. 3. Назовите уровни развития групп. 4. Что такое дифференциация межличностных отношений? 5. Назовите основные социальные роли в группе. 6. Раскройте суть лидерства. 7. Что собой представляет интеграция межличностных отношений? 8. Раскройте особенности коллектива.
Практическое задание Методика исследования психологической атмосферы в коллективе Исследуйте психологическую атмосферу в коллективе. В качестве объекта исследования можете взять как рабочую группу, где Вы трудитесь или которой управляете, так и учебную группу, студентом которой Вы являетесь. Характеристика методики: методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от "+3" до "-3" баллов. Чем левее расположен знак * (отмечающий выбранную оценку), тем выше балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от +30 (наиболее положительная оценка) до -30 (наименее благоприятная оценка). Как правило, каждому члену группы выдается индивидуальный бланк. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика проводится анонимно, что повышает ее надежность. Инструкция респонденту: перед Вами бланк ответов, на котором приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак "+", тем более выражен этот признак в Вашем коллективе. ------------------------------------------------------------------ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ------------------------------------------------------------------ 1.Дружелюбие Враждебность 2.Согласие Несогласие 3.Удовлетворенность Неудовлетворенность 4.Продуктивность Непродуктивность 5.Теплота Холодность 6.Сотрудничество Несогласованность 7.Взаимоподдержка Недоброжелательность 8.Занимательность Скука 9.Увлеченность Равнодушие 10.Успешность Безуспешность
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |