Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 7. Группы, коллективы, межличностные отношения




 

Цель занятия: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний об особенностях групп, их классификациях; самостоятельная работа по применению на практике усвоенных методов оптимизации межличностных отношений.

 

Группа - это человеческая общность, объединение людей по какому-либо признаку. Виды групп: по размеру - малые, большие, микрогруппы; реальные и условные, формальные и неформальные, развитые и низкоразвитые, постоянные и временные, естественные и лабораторные, референтные и индиферентные.

Референтная группа - реально существующая или воображаемая группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности.

Теории групп зарубежных психологов - два основных направления: структуралисты (в системе «организация-личность» ведущее значение имеет организация, структура) и персоналисты (главное значение имеет лидер). В отечественной психологии (Уманский) параметрическая концепция группы и коллектива, согласно ей структура группы включает ряд блоков, т.е. параметров: общественный, личностный, общие качества. А.В.Петровский - концепция коллектива: концепция деятельного опосредования межличностных отношений.

Уровни развития групп (Уманский, Лутошкин):

1. Песчаная россыпь;

2. Мягкая глина;

3. Мерацающий маяк;

4. Алый парус;

5. Горящий факел.

Коллектив - группа людей, которая характеризуется организованностью и психологической сплоченностью при достижении общей цели деятельности, обусловленной общественно-полезными мотивами. Главный признак коллектива - общественная значимость целей и задач.

 

І. Вопросы для самоподготовки.

1. Понятие группы, их классификация.

2. Теории групп в зарубежной и отечественной психологии.

3. Дифференциация отношений в группах и коллективах. Лидерство.

4. Интеграция отношений в группах и коллективах.

5. Уровни развития групп.

6. Коллектив как высший уровень развития группы.

7. Особенности общения в коллективе

 

ІІ. Задания для самостоятельной работы:

Выполнить методики:

«Изучение психологического климата коллектива»

 

ІІІ. Законспектировать одну из работ:

3.1. Петровский А.В. «Личность, деятельность, коллектив» // Хрестоматия по психологии под ред. В.В. Петровского. – М., Просвещение, 1987.

3.2. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. С.164-171.

3.3. Лукошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.- 128 с. (любой параграф из любой главы).

ІV. Выписать ключевые понятия:

Группа, коллектив, внушаемость; совместимость; соучавствование, коллективистская идентификация, сплоченность, референтометрия, социометрия, межличностные отношения.

V. Контрольные вопросы:

1. Что такое группа?

2. Назовите основные классификации групп.

3. Назовите уровни развития групп.

4. Что такое дифференциация межличностных отношений?

5. Назовите основные социальные роли в группе.

6. Раскройте суть лидерства.

7. Что собой представляет интеграция межличностных отношений?

8. Раскройте особенности коллектива.

 

Практическое задание

Методика исследования психологической атмосферы в коллективе

Исследуйте психологическую атмосферу в коллективе. В качестве объекта исследования можете взять как рабочую группу, где Вы трудитесь или которой управляете, так и учебную группу, студентом которой Вы являетесь.

Характеристика методики: методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от "+3" до "-3" баллов. Чем левее расположен знак * (отмечающий выбранную оценку), тем выше балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от +30 (наиболее положительная оценка) до -30 (наименее благоприятная оценка). Как правило, каждому члену группы выдается индивидуальный бланк. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика проводится анонимно, что повышает ее надежность.

Инструкция респонденту: перед Вами бланк ответов, на котором приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак "+", тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

------------------------------------------------------------------

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

------------------------------------------------------------------

1.Дружелюбие                       Враждебность

2.Согласие                        Несогласие

3.Удовлетворенность            Неудовлетворенность

4.Продуктивность                 Непродуктивность

5.Теплота                         Холодность

6.Сотрудничество                 Несогласованность

7.Взаимоподдержка              Недоброжелательность

8.Занимательность           Скука

9.Увлеченность                     Равнодушие

10.Успешность                      Безуспешность

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...