Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Индивидуально-типологические особенности личности
Цель: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний о темпераменте, характере, способностях; самостоятельная работа по применению на практике усвоенных методов саморазвития и коррекции этих свойств.
Ход занятия І. Вопросы для самоподготовки. 1.1. Понятие о темпераменте, его виды. 1.2. Характер, его акцентуация. 1.3. Способности и их классификация.
Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ: Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1982. - 320с.
III. Экспериментальное исследование 3.1. Методика определения типа темперамента Айзенка (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.173). 3.2. Методика «Формула темперамента» (А.Белов) (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.177). 3.3. Методика определения свойств нервной системы по психомроторным показателям (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.186). 3.4. Методика «Как совмещаются ваши характеры?» (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.279). 3.5. Методика «Самооценка» (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.268).
Краткий конспект темы
Основные понятия: темперамент, виды темпераментов, холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, свойства темперамента, характер, свойства характера, акцентуация характера.
Понятие о темпераменте, его виды
Темперамент характеризует динамическую сторону психических реакций человека - их темп, скорость, ритм, интенсивность. Темперамент - индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Темперамент - индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются почти неизменными в процессе жизни. Учение о темпераменте основано древнегреческим врачом Гиппократом. Согласно его гуморальной теории выделяется четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Проблемой темперамента занимались такие ученые, как Гален (римский врач), И.П.Павлов, И.Кант, П.Ф.Лесгафт и т.д. Различают такие основные свойства темперамента: сензитивность, реактивность, пластичность, ригидность, резистентность, экстравертность, интровертность. Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: 1. Сензитивность- 2. Реактивность- 3. Активность- 4. Темп реакции- 5. Экстроверсия – интроверсия - 6. Эмоциональная возбудимость-
Характер, его акцентуация Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Черты характера Интеллектуальные черты характера Эмоциональные черты характера Волевые черты характера
В системе отношений личности выделят четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы: 1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: 2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу: 3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе: 4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам:
Свойства характера (качественная выраженность характера) 1. Степень глубины- 2. Цельность характера- 3. Степень устойчивости- 4. Активность- 5. Сила характера- Количественная выраженность характера-
Акцентуация характера Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип Экстровертный тип Неуправляемый тип Гипертимический тип Застревающий тип Эмотивный тип Педантичный тип Тревожный тип Циклотимический тип Демонстративный тип Возбудимый тип Дистимический тип Экзальтированный тип Способности и их классификация Способности - это совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности - это возможности, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле, это действительность, которая достигается в процессе обучения и воспитания. Способности могут быть качественными и количественными Классификация способностей: Общие элементарные способности- Специальные элементарные способности - Общие сложные способности - Специальные сложные способности -
Выделяют следующие уровни способностей:репродуктивный и творческий.
Практическое задание Выявление акцентуаций (тест Шмишека) В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». ВОПРОСЫ 1. Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? 3. Легко ли ты можешь расплакаться? 4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? 5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? 6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? 7. Любишь ли ты бывать главным в игре? 8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься? 9. Серьезный ли ты человек? 10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей? 11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры? 12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел? 13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? 15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции? 16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? 17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? 18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? 19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят? 20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе? 21. Тебе обычно немного грустно? 22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? 23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте? 24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? 25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки кошек? 26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно? 27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? 28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины? 29. Ты — один из лучших учеников в классе? 30. Часто ли ты веселишься, дурачишься? 31. Легко ли ты можешь рассердиться? 32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? 33. Умеешь ли ты веселить ребят? 34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? 35. Боишься ли ты крови? 36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? 37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? 38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату? 39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? 40. Легко ли ты знакомишься с людьми? 41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? 42. Ты когда-нибудь убегал из дому? 43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу? 44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? 45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? 46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? 47. Любишь ли ты животных? 48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? 49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? 50. Твое настроение зависит от погоды? 51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос? 52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? 53. Нравится ли тебе быть среди ребят? 54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? 55. Можешь ли ты организовать игру, работу? 56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? 57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? 58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? 59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать? 60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице? 61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? 62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? 63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? 64. Бывает ли у тебя головная боль? 65. Часто ли ты смеешься? 66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)? 67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? 68. Часто ли с тобой бывают несправедливы? 69. Любишь ли ты природу? 70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет? 71. Боязлив ли ты, как ты считаешь? 72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? 73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены? 74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать? 75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью? 76. Бывают ли у тебя неожиданные, переходы от радости к тоске? 77. Умеешь ли ты развлекать гостей? 78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? 79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей? 80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради? 81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? 82. Часто ли тебе снятся страшные сны? 83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину? 84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся? 85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно? 86. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно? 87. Обычно ты немногословен, молчалив? 88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене? Ключ Подсчитайте итоговые баллы при помощи таблицы (по 1 баллу за совпадение с ключом в третьей колонке и умножьте на коэффициент)
1) Гипертимный (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность. Важнейшими особенностями гипертимов являются их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Делинквентность гипертимов обусловлена не столько антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску.
2) Тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. 3) Дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. 4) Педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью. 5) Возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поведения, неконтролируемыми побуждениями, нетерпимостью к замечаниям. 6) Эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Представители этой акцентуации часто считают, что «их не понимают», чувствуют свою изоляцию и отчужденность, эмоциональную депривацию, остро реагируют на любые оплошности в поведении педагогов, родителей, склонны к побегам из дома. 7) Застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной. Концентрация на обиде влекут за собой часто не только проблемы в личных взаимоотношениях, но и сказываются на отношении к предмету, на успеваемости. Отношение к предмету («люблю — не люблю, нравится — не нравится») опосредовано отношением ученика к педагогу. Устойчивость аффекта и обидчивость проявляются у застревающего ак-центуанта и во взаимоотношениях со сверстниками, приводит к желанию отомстить. Эта месть может быть достаточно тонкой, отсроченной по времени. Работа по психо-педагогической коррекции застревающего акцентуанта может проводиться по поводу конкретной ситуации обиды, по изменению отношения к конкретной ситуации или к конкретному человеку. Распространенность застревающей акцентуации в группе делинквентов составляет 24%, или 5-6 ранговое место. Педагоги не обращают внимание на ярко выраженную застревающую акцентуацию, а ведь часто представителями этого типа являются учащиеся с асоциальной направленностью, с выраженной социальной дезадапта-цией. 8) Демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряди, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана часто невыносима для «демонстративной» личности — реакции могут быть самые разные и опасные: побеги из дома, уходы из школы, попытки суицида и другие действия, свидетельствующие о стремлении любым способом превратить выдумку в реальность. Девушки демонстративной акцентуации часто афишируют свои реальные и мнимые сексуальные связи, свой опыт общения с юношами, но в результате провоцируют насильственные действия юношей, часто оказываются жертвой изнасилования. 9) Циклотимный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности). 10) Экзальтированный(лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные типы темперамента. 2. Сформулируйте кратко гуморальную теорию. 3. Охарактеризуйте кратко каждый тип темперамента. 4. Как проявляется в поведении каждый тип темперамента. 5. Что такое характер? 6. Назовите свойства характера? 7. Что составляет структуру характера? 8. Назовите ведущие черты вашего характера. 9. Что определяет акцентуация характера?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |