Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о воле. Структура волевого акта




 

Воля - способностьк осознанным внутренним усилиям в выборе цели поведения, в формировании модели поведения и в ее реализации. Цель деятельности, модель поведения и реализация модели выбираются и осуществляются гармонично развитой личностью в соответствии с идеалами и подчиненными им принципами и нормами. Идеалы такой личности обладают приоритетом перед ее актуальными физическими и психическими потребностями.

 

Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизирующего внутренние ресурсы человека и создающие дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

Локус контроль - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей (ввел понятие американский психолог Ю.Роттер).

Внешняя, экстернальная, локализация контроля - поиск причин поведения вне человека, в окружающей его среде ("Часы отстают", "Мне неверно передали информацию", "Преподаватель не задал задание, а сам не спрашивал" и т.д.).

Внутренняя, интернальная, локализация контроля - поиск причин поведения в самом себе ("Я забыл", "Я невнимательно слушал", "Я проспал" и т.д.)

Фазы волевого процесса

1. Возникновение побуждения и постановка цели (зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка).

2. Стадия обсуждения и борьба мотивов (решительность).

3. Принятие решения (самоконтроль и самооценка).

4. Исполнение (энергичность и настойчивость).

Практическое задание

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А, Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой)

Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает пере­чень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматривается как осоз­нанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно за­висит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирова­ния личности. Основные функции совладания - обеспечение и поддержание внешнего и внут­реннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эф­фективного совладания с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержа­ние баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям.

Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на не­благоприятные воздействия.

 

Бланк ответов

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

Частота использования заданных типов поведения

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1. Стараюсь тщательно распределить свое время.          
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.          
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.          
4. Стараюсь быть на людях.          
5. Виню себя за нерешительность.          
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.          
7. Погружаюсь в свою боль и страдания.          
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.          
9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.          
10. Думаю о том, что для меня самое главное.          
11. Стараюсь больше спать.          
12. Балую себя любимой едой.          
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.          
14. Испытываю нервное напряжение.          
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.          
16. Говорю себе, что это происходит не со мной.          
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.          
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.          
19. Испытываю эмоциональный шок.          
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.          
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.          
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.          
23. Иду на вечеринку.          
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.          
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.          
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.          
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.          
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.          
29. Иду в гости к другу.          
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.          
31. Провожу время с дорогим человеком.          
32. Иду на прогулку.          
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.          
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.          
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.          
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.          
37. Звоню другу.          
38. Испытываю раздражение.          
39. Решаю, что теперь важнее всего делать.          
40. Смотрю кинофильм.          
41. Контролирую ситуацию.          
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.          
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.          
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.          
45. Отыгрываюсь на других.          
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.          
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.          
48. Смотрю телевизор.          

Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунк­тов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38,45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Исследование уровня агрессивности

Опросник Басса-Дарки

 

Инструкция. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуе­мый отвечает «да» или «нет».

ВОПРОСЫ

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не вы­полню просьбы

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить чело­века

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное прави­ло, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться бла­гоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю не согласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны ис­пытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, на­прашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной на­смехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я де­лаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслу­живаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обра­щаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «силь­ным» выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь уда­рит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда оби­жаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему не­навидел

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов ска­зать все, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был на­столько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей го­ворят правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно при­менить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не со­бираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

73. В споре я часто повышаю голос

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое от­ношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спо­рить

Подсчет результатов

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: да = 1, нет = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; нет = 1, да = 0: 9 и 7.

2. Косвенная агрессия: да = 1, нет = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; нет = 1, да = 0: 26, 49.

3. Раздражение: да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет= 1, да = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм: да = 1. нет = 0: 4, 12, 20, 28; нет = 1, да = 0: 36.

5. Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия: да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: да = 1, нет = 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5 — 7±3. При этом обращается вни­мание на возможность достижения определенной величины, по­казывающей степень проявления агрессивности.

Интерпретация

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против установив­шихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действи­тельные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторож­ности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных от­ветов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое эмоции?

2. Каково значение эмоций в жизнедеятельности человека?

3. Назовите основные виды эмоций, опираясь на различные классификации.

4. Что такое чувство?

5. Как связаны чувства и эмоции?

6. Какова разница между чувствами и эмоциями?

7. Основные формы переживаний человека.

8. Назовите высшие чувства?

9. Что лежит в основе физиологического проявлений чувств и эмоций?

10.Что такое воля?

11.Раскройте структуру волевого акта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...