Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Восприятие и выражение чувствСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЛУГАНСК ВНУ 2000 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
У Т В Е Р Ж Д Е Н О Протокол №1 от 31.08.2000 г.
Луганск ВНУ 2000 УДК 159.9.072
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «Основы психологии и педагогики» для студентов всех специальностей дневной формы обучения, темы 5-8 / Сост.: В.В.Третьяченко, О.Н.Задорожная, О.А.Митичкина. -Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та, 2000. 48с.
Данные методические указания предназначены для использования студентами при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Указания содержат планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, практические задачи и тесты, предлагаются списки литературных источников, необходимых для более глубокого изучения конкретной темы, вопросы для самоконтроля. Особого внимания заслуживает краткий конспект темы и словарь терминов, необходимых для более свободного овладения лекционным материалом.
Составители: В.В.Третьяченко, проф. О.Н.Задорожная, ассист., О.А.Митичкина, ассист.
Отв. за выпуск О.Н.Задорожная, ассист.
Рецензент С.Д.Иванова, доцент.
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности Цель: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний об эмоционально-волевой сфере, развитие практических навыков по определению отдельных форм переживаний. Ход занятия І. Вопросы для самоподготовки. 1.1. Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика. 1.2. Физиологические основы чувств и эмоций. 1.3. Восприятие и выражение чувств. 1.4. Формы переживания чувств. 1.5. Высшие чувства. 1.6. Личность и чувства. 1.7. Понятие о воле. Структура волевого акта.
Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ: 2.1. ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998 - С.122-126. 2.2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.289-298. 2.3. Мерлин В. Лекции по психологии мотивов человека. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.298-305. 2.4. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.305-311. 2.5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. 2.6. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1961.
III. Экспериментальное исследование 3.1. Методика «Любят ли вас люди?» (Познай себя / Сост. Третьяченко В.В., Федоров В.Г. - Луганск: ВУГУ,-1993.-С.44) 3.2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.408). 3.3. Методика «39 сюжетов для мысленных игр» (ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998. - С.32)
Краткий конспект темы Пошли мне бури и ненастья, Даруй мучительные дни, - Но от преступного бесстрастья, Но от покоя сохрани! И.С.Аксаков
Основные понятия: эмоции, чувства, положительные эмоции, отрицательные эмоции, настроение, аффект, стресс, страсть, экспрессия, импрессия, любовь, дружба, счастье, воля, волевые действия.
Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика Эмоции - психические состояния, выражающие переживание (удовлетворение, радость, страх и др.) бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем, будущем любых моделей поведения. Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
Классификация - по модальности (положительные и отрицательные); - по степени их осознанности, отчетливости понимания человеком того, что с ним происходит (осознанные, неосознанные); - по возможности их регулирования (поддающиеся регуляции и неуправляемые); - по степени иррадиации (локальные и фундаментальные); - по интенсивности (вялотекущие и «взрывные»); - по структуре (однородные и сложные комплексы); - по степени динамичности (легко сменяемые и «застревающие»); - по характеру влияния на организм (стенические и астенические); - по выполняемым функциям (активизирующие, мотивирующие, тормозящие, оценивающие, прогнозирующие). Стенические -«стенос» – по-греч. сила – это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев); Астенические – подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска). Фундаментальная - эмоция, имеющая свой собственный механизм возникновения, выражается внешне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и обладает особо субъективным переживанием. Фундаментальные эмоции по К.Е.Изарду: 1)интерес-волнение; 6)презрение; 2)радость; 7)страх; 3)отвращение; 8)стыд; 4)гнев; 9)удивление; 5)горе-страдание; 10)вина.
Интеллектуальные эмоции по О.К.Тихомирову: 1) сомнение; 2) уверенность; 3) догадка; 4) удивление; 5) удовольствие.
Чувства - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства - это более устойчивое и продолжительное психическое явление, имеющее отчетливо выраженный предметный характер.
Классификация
Эмпатия - процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживания другого.
Физиологические основы чувств и эмоций
Выражение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга. В подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с изменениями организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности с выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции. На протекание эмоций и чувств человека существенно влияет вторая сигнальная система, Эмоции могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными и носят общественный характер. Благодаря этому возможно формирование моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Эмоциональный "настрой" в значительной степени зависит от функций таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Экспериментально обнаружено существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания".
Восприятие и выражение чувств Экспрессия - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека, сопровождаются выразительными движениями. Выразительные движения - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям. Импрессия - внутреннее восприятие чувств. Формы переживания чувств
Эмоции выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому.
Переживание - непосредственное отражение человеком своего внутреннего мира. Учитывая длительность и силу переживания, говорят об эмоциональной реакции и эмоциональном состоянии. Две стороны эмоций - объективная (через свойства раздражителя, вызывающего соответствующую реакцию) и субъективная (через отношение человека к этому объекту и в целом ситуации).
Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, стресс, страсти. Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций. Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений. Аффект - бурно протекающая эмоция, характеризующаяся нарушением волевого контроля. Стресс - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных действий. Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.
С точки зрения изучения болезненных состояний психической сферы, выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (плач от горя), вторые чрезмерны, избыточны и выраженность их, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, несовместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).
Высшие чувства Моральные - чувства, в которых выявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе. Эстетические - это ощущение красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм. Познавательные - представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании. Праксические - переживания человека своего отношения к деятельности. Они возникают в деятельности. Личность и чувства
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть, Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. И, наконец, особые чувства, которые характеризуют человека как личность - ненависть, дружба, любовь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |