Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восприятие и выражение чувств




ЛУГАНСК ВНУ 2000


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
 К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по ДИСЦИПЛИНе
 «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
 Темы 5-8
(для студентов всех специальностей)

 

 У Т В Е Р Ж Д Е Н О
на заседании кафедры
психологии и педагогики.

Протокол №1 от 31.08.2000 г.  

 

 

Луганск ВНУ 2000


УДК 159.9.072

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «Основы психологии и педагогики» для студентов всех специальностей дневной формы обучения, темы 5-8 / Сост.: В.В.Третьяченко, О.Н.Задорож­ная, О.А.Митичкина. -Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та, 2000. 48с.

 

 

Данные методические указания предназначены для использования студентами при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Указания содержат планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, практические задачи и тесты, предлагаются списки литературных источников, необходимых для более глубокого изучения конкретной темы, вопросы для самоконтроля. Особого внимания заслуживает краткий конспект темы и словарь терминов, необходимых для более свободного овладения лекционным материалом.

 

 

Составители:                    В.В.Третьяченко, проф.

                                              О.Н.Задорожная, ассист.,

                                              О.А.Митичкина, ассист.

 

 

Отв. за выпуск                   О.Н.Задорожная, ассист.

 

Рецензент                           С.Д.Иванова, доцент.

 

 












Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Цель: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний об эмоционально-волевой сфере, развитие практических навыков по определению отдельных форм переживаний.

Ход занятия

І. Вопросы для самоподготовки.

1.1. Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика.

1.2. Физиологические основы чувств и эмоций.

1.3. Восприятие и выражение чувств.

1.4. Формы переживания чувств.

1.5. Высшие чувства.

1.6. Личность и чувства.

1.7. Понятие о воле. Структура волевого акта.

 

Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.

 

II. Подготовить аннотацию на одну из работ:

2.1. ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998 - С.122-126.

2.2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.289-298.

2.3. Мерлин В. Лекции по психологии мотивов человека. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.298-305.

2.4. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.305-311.

2.5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

2.6. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1961.

 

III. Экспериментальное исследование

3.1.  Методика «Любят ли вас люди?» (Познай себя / Сост. Третьяченко В.В., Федоров В.Г. - Луганск: ВУГУ,-1993.-С.44)

3.2.  Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.408).

3.3.  Методика «39 сюжетов для мысленных игр» (ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998. - С.32)

 

 

Краткий конспект темы

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, -

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

И.С.Аксаков

 

Основные понятия: эмоции, чувства, положительные эмоции, отрицательные эмоции, настроение, аффект, стресс, страсть, экспрессия, импрессия, любовь, дружба, счастье, воля, волевые действия.

 

Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика

Эмоции - психические состояния, выражающие переживание (удовлетворение, радость, страх и др.) бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем, будущем любых моделей поведения.

Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

 

Классификация

- по модальности (положительные и отрицательные);

- по степени их осознанности, отчетливости понимания человеком того, что с ним происходит (осознанные, неосознанные);

- по возможности их регулирования (поддающиеся регуляции и неуправляемые);

- по степени иррадиации (локальные и фундаментальные);

- по интенсивности (вялотекущие и «взрывные»);

- по структуре (однородные и сложные комплексы);

- по степени динамичности (легко сменяемые и «застревающие»);

- по характеру влияния на организм (стенические и астенические);

- по выполняемым функциям (активизирующие, мотивирующие, тормозящие, оценивающие, прогнозирующие).

Стенические -«стенос» – по-греч. сила – это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев);

Астенические – подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска).

Фундаментальная - эмоция, имеющая свой собственный механизм возникновения, выражается внешне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и обладает особо субъективным переживанием.

Фундаментальные эмоции по К.Е.Изарду:

1)интерес-волнение;              6)презрение;

2)радость;                7)страх;

3)отвращение;                       8)стыд;

4)гнев;                          9)удивление;

5)горе-страдание;        10)вина.

 

Интеллектуальные эмоции по О.К.Тихомирову:

1) сомнение;

2) уверенность;

3) догадка;

4) удивление;

5) удовольствие.

 

Чувства - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Чувства - это более устойчивое и продолжительное психическое явление, имеющее отчетливо выраженный предметный характер.

 

Классификация

По функциям: По направленности:
- сигнальные; - репродуктивные. - моральные; - интеллектуальные; - эстетические; - праксические.

 

Эмпатия - процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживания другого.

 

Физиологические основы чувств и эмоций

 

Выражение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга. В подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с изменениями организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности с выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

На протекание эмоций и чувств человека существенно влияет вторая сигнальная система, Эмоции могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными и носят общественный характер. Благодаря этому возможно формирование моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Эмоциональный "настрой" в значительной степени зависит от функций таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Экспериментально обнаружено существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания".

 

Восприятие и выражение чувств

Экспрессия - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека, сопровождаются выразительными движениями.

Выразительные движения - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Импрессия - внутреннее восприятие чувств.

Формы переживания чувств

 

Эмоции выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому.

 

Переживание - непосредственное отражение человеком своего внутреннего мира. Учитывая длительность и силу переживания, говорят об эмоциональной реакции и эмоциональном состоянии.

Две стороны эмоций - объективная (через свойства раздражителя, вызывающего соответствующую реакцию) и субъективная (через отношение человека к этому объекту и в целом ситуации).

 

Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, стресс, страсти.

Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Аффект - бурно протекающая эмоция, характеризующаяся нарушением волевого контроля.

Стресс - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных действий.

Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.

 

С точки зрения изучения болезненных состояний психической сферы, выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (плач от горя), вторые чрезмерны, избыточны и выраженность их, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, несовместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).

 

 

Высшие чувства

Моральные - чувства, в которых выявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе.

Эстетические - это ощущение красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм.

Познавательные - представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании.

Праксические - переживания человека своего отношения к деятельности. Они возникают в деятельности.

Личность и чувства

 

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть, Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

И, наконец, особые чувства, которые характеризуют человека как личность - ненависть, дружба, любовь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...