Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы государственного прогнозирования и разработки программ
Методология — это совокупность применяемых в любой науке методов и приемов исследования с учетом специфики объекта и его познания. Методология прогнозирования и программирования(макроэкономического планирования) — наука о теоретических основах, принципах прогнозирования и разработки программ (планов) экономического и социального развития, путях и методах обеспечения пропорционального сбалансированного развития экономики на основе познания объективных экономических законов, закономерностей развития общественного производства, тенденций и перспектив инновационной деятельности. Методология прогнозирования и программирования (макроэкономического планирования) отображает совокупность принципов и приемов предплановых исследований, разработки программ, их выполнения на всех уровнях экономики, раскрывает и характеризует логику разработки прогнозов и программ исходя из установок социально-экономической политики на текущем этапе развития. Основными составляющими методологии макроэкономического планирования являются методические указания и положения; методические рекомендации; методики и инструкции; совокупность конкретных методов и приемов экономических, технико-экономических, экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных разделов и показателей планов (программ), их координации и согласованности с рынком, анализа выполнения и т. д.; формы расчетов, показатели, способы их расчета, обоснования и объяснения. С помощью методологии прогнозирования и планирования изучают процессы, происходящие в экономике и общественной жизни, отражение этих процессов в соответствующих показателях, выявляют упущения и резервы в определенных звеньях экономики, прогрессивные явления в развитии общества. Усовершенствование методологии планирования требует прежде всего изучения действенности планов, т.е. критерием истины является практика. Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании Прогнозирование и макроэкономическое планирование невозможно без использования экономических законов развития экономики на макроуровне, поскольку в наиболее общем виде экономический закон — это отражение связей между экономическими процессами и явлениями, между отдельными стадиями и уровнями развития экономической системы, между различными системами. В отличие от законов природы экономические законы отражают деятельность людей, проявляющую через их материальные потребности и интересы. Важнейшие экономические законы изложены в первом томе экономической энциклопедии [6]. В частности, это законы адекватности производственных отношений и характера производительных сил; Вагнера, согласно которому промышленное развитие сопровождается увеличением доли государственных затрат в валовом национальном продукте; Вальраса, согласно которому совокупная сумма спроса в экономике равняется совокупной сумме предложения; стоимости (опережающих потребностей человека и ограниченных ресурсов их удовлетворения); предельной полезности; денежного обращения; экономии времени; единства труда и собственности; единства товарного и денежного обращения; отрицания отрицания в экономике; возрастания затрат; возрастания экологических затрат общества; повышения производительности труда; Дж. Кейнса, согласно которому человек склонен к повышению потребления в меру увеличения доходов; конкуренции; монополизации производства; накопления [6, т. 1, с. 534-575]. Определенную роль в системе экономических законов играет закон планомерной организации и развития экономией для развития социально ориентированной экономики и полного удовлетворения потребностей общества и его членов. Это один из основных экономических законов. Материальная основа действия этого закона — производственный аппарат экономики. Общественный характер производства определяет не только возможность, но и необходимость развития в виде определенных пропорций. Эта необходимость представляет собой экономический закон, который называется законом пропорционального развития экономики. Главное свойство этого закона состоит в том, что основные наиболее важные экономические связи экономики, возникающие в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, не только должны, но и могут быть своевременно выявлены, предусмотрены в плане (программе) экономического и социального развития государства. Пропорциональность — это оптимальное соотношение структурных составляющих экономики, которое должно быть между национальным доходом и общественными фондами потребления населения, трудовыми ресурсами и количеством рабочих мест, количеством населения и наличием жилого фонда. Закон пропорционального развития экономики требует установления и поддержки оптимальных пропорций структурных составляющих экономики для эффективного функционирования макроэкономики. В процессе формирования экономических пропорций и анализа их связи с параметрами экономического развития необходимо исследовать функциональные структурные сдвиги. Изменение темпов национального дохода, производства валового общественного продукта, материальных расходов, основных производственных фондов, численности занятых в производстве и соотношение темпов развития существенно влияют на производительность труда, фондоотдачу и материалоемкость. Закон стоимости и связанные с ним денежные отношения используются при организации экономических расчетов, установлении цен и тарифов, планировании финансов, кредитов, денежного обращения, внутренней и внешней торговли, заработной платы, стимулирующих фондов. Суть закона стоимости состоит в том, что обмен товаров осуществляется на основе их общественной стоимости, т.е. общественно необходимых издержек на их производство. В условиях развитого денежного хозяйства закон стоимости действует как закон цен, т.е. цена является его проявлением. Значимость закона стоимости выражается в том, что он является регулятором товарного производства (его расширение или сокращение); распределителем способов производства и рабочей силы; регулятором производственных отношений и развития производительных сил; фактором расслоения товаропроизводителей (одни обогащаются, другие разоряются); стимулятором повышения производительности труда. Другими словами, закон стоимости экономическими методами аннулирует неэффективные хозяйства. Между спросом, предложением и ценой существует неразрывная связь, которая выражается в законе спроса и предложения.Спрос — это денежное проявление потребностей. Предложение — это результат производства, который принимает форму товара, и его поставки на рынок. Другими словами, предложение — это сумма рыночных цен товаров. Этот закон фиксирует зависимость спроса от цены. Чем выше цена товаров, тем ниже покупательная способность. Рыночный спрос извне проявляется как суммарная величина спроса общей массы покупателей. Предложение зависит от изменения цены, Чем выше цена товара, тем выгоднее его изготовлять и тем больше товаров будет поступать на рынок. Для прогнозирования спроса и предложения необходимо учитывать объективные и субъективные факторы: уровень доходов населения, емкость рынка, наличие и цены на родственные товары, вкусы, преобладания, традиции и культуру народа конкретной страны, ее природно-климатические условия. Закон неуклонного повышения производительности общественного трудаотражает зависимость между издержками производства в общественном производстве и эффективностью этих издержек; в результате экономического развития издержки общественного труда постоянно увеличивают полезный эффект, создают большее количество материальных благ за единицу рабочего времени. С целью повышения производительности труда необходимо постоянно совершенствовать производство, т.е. вводить новые технологии и оборудование, улучшать условия труда, повышать квалификацию работников, вводить инновации. Закон накопленияиспользуют в планировании распределения национального дохода на потребление и накопление. В практике планирования учитывают требования закона возрастания потребностей. Вмеру общественного прогресса расширяется круг потребностей, изменяется их структура. В составе материальных потребностей изменяется соотношение потребностей в продовольственных и непродовольственных товарах, например, в товарах долгосрочного использования. Необходимо отметить, что признание объективных экономических законов не отрицает свободы выбора плановых решений. Таким образом, в производстве происходят количественные и качественные изменения, влияющие на конечный результат, способствующие экономической стабилизации и в дальнейшем постепенному экономическому развитию. Это не только увеличение объемов производства и накопления, но и качественное усовершенствование факторов производства (личностных, вещественных, нематериальных), обеспечивающих удовлетворение потребностей людей. Поэтому необходимо иметь такой механизм государственного влияния на экономику, который обеспечивал бы наибольший экономический эффект. Планирование развития как раз и призвано сыграть роль такого механизма, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 146. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |