Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы государственного прогнозирования и разработки программ




 

Методология — это совокупность применяемых в любой науке методов и приемов исследования с учетом специфики объекта и его познания.

Методология прогнозирования и программирования(макроэкономического планирования) — наука о теоретических осно­вах, принципах прогнозирования и разработки программ (пла­нов) экономического и социального развития, путях и методах обеспечения пропорционального сбалансированного развития экономики на основе познания объективных экономических за­конов, закономерностей развития общественного производства, тенденций и перспектив инновационной деятельности.

Методология прогнозирования и программирования (макро­экономического планирования) отображает совокупность прин­ципов и приемов предплановых исследований, разработки про­грамм, их выполнения на всех уровнях экономики, раскрывает и характеризует логику разработки прогнозов и программ исхо­дя из установок социально-экономической политики на теку­щем этапе развития.

Основными составляющими методологии макроэкономичес­кого планирования являются методические указания и поло­жения; методические рекомендации; методики и инструкции; совокупность конкретных методов и приемов экономических, технико-экономических, экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных разделов и показате­лей планов (программ), их координации и согласованности с рынком, анализа выполнения и т. д.; формы расчетов, показа­тели, способы их расчета, обоснования и объяснения.

С помощью методологии прогнозирования и планирования изучают процессы, происходящие в экономике и общественной жизни, отражение этих процессов в соответствующих показа­телях, выявляют упущения и резервы в определенных звеньях экономики, прогрессивные явления в развитии общества. Усо­вершенствование методологии планирования требует прежде всего изучения действенности планов, т.е. критерием истины является практика.

Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании

Прогнозирование и макроэкономическое планирование не­возможно без использования экономических законов развития экономики на макроуровне, поскольку в наиболее общем виде экономический закон — это отражение связей между экономи­ческими процессами и явлениями, между отдельными стадия­ми и уровнями развития экономической системы, между различными системами. В отличие от законов природы эконо­мические законы отражают деятельность людей, проявляю­щую через их материальные потребности и интересы.

Важнейшие экономические законы изложены в первом томе экономической энциклопедии [6]. В частности, это законы адек­ватности производственных отношений и характера производи­тельных сил; Вагнера, согласно которому промышленное разви­тие сопровождается увеличением доли государственных затрат в валовом национальном продукте; Вальраса, согласно которому совокупная сумма спроса в экономике равняется совокупной сумме предложения; стоимости (опережающих потребностей че­ловека и ограниченных ресурсов их удовлетворения); предель­ной полезности; денежного обращения; экономии времени; единства труда и собственности; единства товарного и денежно­го обращения; отрицания отрицания в экономике; возрастания затрат; возрастания экологических затрат общества; повышения производительности труда; Дж. Кейнса, согласно которому чело­век склонен к повышению потребления в меру увеличения до­ходов; конкуренции; монополизации производства; накопления [6, т. 1, с. 534-575].

Определенную роль в системе экономических законов играет закон планомерной организации и развития экономией для раз­вития социально ориентированной экономики и полного удов­летворения потребностей общества и его членов. Это один из ос­новных экономических законов. Материальная основа действия этого закона — производственный аппарат экономики.

Общественный характер производства определяет не только возможность, но и необходимость развития в виде определен­ных пропорций. Эта необходимость представляет собой эконо­мический закон, который называется законом пропорциональ­ного развития экономики. Главное свойство этого закона состоит в том, что основные наиболее важные экономические связи экономики, возникающие в процессе производства, рас­пределения, обмена, потребления материальных благ, не толь­ко должны, но и могут быть своевременно выявлены, предус­мотрены в плане (программе) экономического и социального развития государства.

Пропорциональность — это оптимальное соотношение струк­турных составляющих экономики, которое должно быть между национальным доходом и общественными фондами потребления населения, трудовыми ресурсами и количеством рабочих мест, количеством населения и наличием жилого фонда. Закон пропор­ционального развития экономики требует установления и поддер­жки оптимальных пропорций структурных составляющих эконо­мики для эффективного функционирования макроэкономики.

В процессе формирования экономических пропорций и ана­лиза их связи с параметрами экономического развития необхо­димо исследовать функциональные структурные сдвиги. Изме­нение темпов национального дохода, производства валового общественного продукта, материальных расходов, основных производственных фондов, численности занятых в производстве и соотношение темпов развития существенно влияют на производительность труда, фондоотдачу и материалоемкость.

Закон стоимости и связанные с ним денежные отношения используются при организации экономических расчетов, уста­новлении цен и тарифов, планировании финансов, кредитов, денежного обращения, внутренней и внешней торговли, зара­ботной платы, стимулирующих фондов.

Суть закона стоимости состоит в том, что обмен товаров осу­ществляется на основе их общественной стоимости, т.е. обще­ственно необходимых издержек на их производство. В услови­ях развитого денежного хозяйства закон стоимости действует как закон цен, т.е. цена является его проявлением. Значимость закона стоимости выражается в том, что он является регулято­ром товарного производства (его расширение или сокращение); распределителем способов производства и рабочей силы; ре­гулятором производственных отношений и развития произво­дительных сил; фактором расслоения товаропроизводителей (одни обогащаются, другие разоряются); стимулятором повы­шения производительности труда. Другими словами, закон стоимости экономическими методами аннулирует неэффектив­ные хозяйства.

Между спросом, предложением и ценой существует неразрыв­ная связь, которая выражается в законе спроса и предложения.Спрос — это денежное проявление потребностей. Предложение — это результат производства, который принимает форму товара, и его поставки на рынок. Другими словами, предложение — это сумма рыночных цен товаров. Этот закон фиксирует зависимость спроса от цены. Чем выше цена товаров, тем ниже покупатель­ная способность. Рыночный спрос извне проявляется как суммар­ная величина спроса общей массы покупателей. Предложение за­висит от изменения цены, Чем выше цена товара, тем выгоднее его изготовлять и тем больше товаров будет поступать на рынок.

Для прогнозирования спроса и предложения необходимо учи­тывать объективные и субъективные факторы: уровень доходов населения, емкость рынка, наличие и цены на родственные то­вары, вкусы, преобладания, традиции и культуру народа конк­ретной страны, ее природно-климатические условия.

Закон неуклонного повышения производительности обще­ственного трудаотражает зависимость между издержками про­изводства в общественном производстве и эффективностью этих издержек; в результате экономического развития издерж­ки общественного труда постоянно увеличивают полезный эффект, создают большее количество материальных благ за еди­ницу рабочего времени.

С целью повышения производительности труда необходимо постоянно совершенствовать производство, т.е. вводить новые технологии и оборудование, улучшать условия труда, повы­шать квалификацию работников, вводить инновации.

Закон накопленияиспользуют в планировании распределе­ния национального дохода на потребление и накопление.

В практике планирования учитывают требования закона воз­растания потребностей. Вмеру общественного прогресса рас­ширяется круг потребностей, изменяется их структура. В составе материальных потребностей изменяется соотношение пот­ребностей в продовольственных и непродовольственных това­рах, например, в товарах долгосрочного использования.

Необходимо отметить, что признание объективных экономи­ческих законов не отрицает свободы выбора плановых решений.

Таким образом, в производстве происходят количественные и качественные изменения, влияющие на конечный результат, способствующие экономической стабилизации и в дальнейшем постепенному экономическому развитию. Это не только увели­чение объемов производства и накопления, но и качественное усовершенствование факторов производства (личностных, веще­ственных, нематериальных), обеспечивающих удовлетворение потребностей людей. Поэтому необходимо иметь такой меха­низм государственного влияния на экономику, который обеспе­чивал бы наибольший экономический эффект. Планирование развития как раз и призвано сыграть роль такого механизма,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...