Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы государственного прогнозирования и разработки программ




ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ (МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ)

Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании

Принципы государственного прогнозирования и разработки программ

 

Методология — это совокупность применяемых в любой науке методов и приемов исследования с учетом специфики объекта и его познания.

Методология прогнозирования и программирования(макроэкономического планирования) — наука о теоретических основах, принципах прогнозирования и разработки программ (пла­нов) экономического и социального развития, путях и методах обеспечения пропорционального сбалансированного развития экономики на основе познания объективных экономических за­конов, закономерностей развития общественного производства, тенденций и перспектив инновационной деятельности.

Методология прогнозирования и программирования (макро­экономического планирования) отображает совокупность прин­ципов и приемов предплановых исследований, разработки про­грамм, их выполнения на всех уровнях экономики, раскрывает и характеризует логику разработки прогнозов и программ исхо­дя из установок социально-экономической политики на теку­щем этапе развития.

Основными составляющими методологии макроэкономичес­кого планирования являются методические указания и поло­жения; методические рекомендации; методики и инструкции; совокупность конкретных методов и приемов экономических, технико-экономических, экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных разделов и показате­лей планов (программ), их координации и согласованности с рынком, анализа выполнения и т. д.; формы расчетов, показа­тели, способы их расчета, обоснования и объяснения.

С помощью методологии прогнозирования и планирования изучают процессы, происходящие в экономике и общественной жизни, отражение этих процессов в соответствующих показа­телях, выявляют упущения и резервы в определенных звеньях экономики, прогрессивные явления в развитии общества. Усо­вершенствование методологии планирования требует прежде всего изучения действенности планов, т.е. критерием истины является практика.

Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании

Прогнозирование и макроэкономическое планирование невозможно без использования экономических законов развития экономики на макроуровне, поскольку в наиболее общем виде экономический закон — это отражение связей между экономи­ческими процессами и явлениями, между отдельными стадия­ми и уровнями развития экономической системы, между различными системами. В отличие от законов природы эконо­мические законы отражают деятельность людей, проявляю­щую через их материальные потребности и интересы.

Важнейшие экономические законы изложены в первом томе экономической энциклопедии [6]. В частности, это законы адек­ватности производственных отношений и характера производи­тельных сил; Вагнера, согласно которому промышленное разви­тие сопровождается увеличением доли государственных затрат в валовом национальном продукте; Вальраса, согласно которому совокупная сумма спроса в экономике равняется совокупной сумме предложения; стоимости (опережающих потребностей че­ловека и ограниченных ресурсов их удовлетворения); предель­ной полезности; денежного обращения; экономии времени; единства труда и собственности; единства товарного и денежно­го обращения; отрицания отрицания в экономике; возрастания затрат; возрастания экологических затрат общества; повышения производительности труда; Дж. Кейнса, согласно которому чело­век склонен к повышению потребления в меру увеличения до­ходов; конкуренции; монополизации производства; накопления [6, т. 1, с. 534-575].

Определенную роль в системе экономических законов играет закон планомерной организации и развития экономией для раз­вития социально ориентированной экономики и полного удов­летворения потребностей общества и его членов. Это один из ос­новных экономических законов. Материальная основа действия этого закона — производственный аппарат экономики.

Общественный характер производства определяет не только возможность, но и необходимость развития в виде определен­ных пропорций. Эта необходимость представляет собой эконо­мический закон, который называется законом пропорциональ­ного развития экономики. Главное свойство этого закона состоит в том, что основные наиболее важные экономические связи экономики, возникающие в процессе производства, рас­пределения, обмена, потребления материальных благ, не толь­ко должны, но и могут быть своевременно выявлены, предус­мотрены в плане (программе) экономического и социального развития государства.

Пропорциональность — это оптимальное соотношение структурных составляющих экономики, которое должно быть между национальным доходом и общественными фондами потребления населения, трудовыми ресурсами и количеством рабочих мест, количеством населения и наличием жилого фонда. Закон пропорционального развития экономики требует установления и поддер­жки оптимальных пропорций структурных составляющих эконо­мики для эффективного функционирования макроэкономики.

В процессе формирования экономических пропорций и ана­лиза их связи с параметрами экономического развития необхо­димо исследовать функциональные структурные сдвиги. Изме­нение темпов национального дохода, производства валового общественного продукта, материальных расходов, основных производственных фондов, численности занятых в производстве и соотношение темпов развития существенно влияют на производительность труда, фондоотдачу и материалоемкость.

Закон стоимости и связанные с ним денежные отношения используются при организации экономических расчетов, уста­новлении цен и тарифов, планировании финансов, кредитов, денежного обращения, внутренней и внешней торговли, зара­ботной платы, стимулирующих фондов.

Суть закона стоимости состоит в том, что обмен товаров осу­ществляется на основе их общественной стоимости, т.е. обще­ственно необходимых издержек на их производство. В услови­ях развитого денежного хозяйства закон стоимости действует как закон цен, т.е. цена является его проявлением. Значимость закона стоимости выражается в том, что он является регулято­ром товарного производства (его расширение или сокращение); распределителем способов производства и рабочей силы; ре­гулятором производственных отношений и развития произво­дительных сил; фактором расслоения товаропроизводителей (одни обогащаются, другие разоряются); стимулятором повы­шения производительности труда. Другими словами, закон стоимости экономическими методами аннулирует неэффектив­ные хозяйства.

Между спросом, предложением и ценой существует неразрыв­ная связь, которая выражается в законе спроса и предложения.Спрос — это денежное проявление потребностей. Предложение — это результат производства, который принимает форму товара, и его поставки на рынок. Другими словами, предложение — это сумма рыночных цен товаров. Этот закон фиксирует зависимость спроса от цены. Чем выше цена товаров, тем ниже покупатель­ная способность. Рыночный спрос извне проявляется как суммар­ная величина спроса общей массы покупателей. Предложение за­висит от изменения цены, Чем выше цена товара, тем выгоднее его изготовлять и тем больше товаров будет поступать на рынок.

Для прогнозирования спроса и предложения необходимо учитывать объективные и субъективные факторы: уровень доходов населения, емкость рынка, наличие и цены на родственные то­вары, вкусы, преобладания, традиции и культуру народа конк­ретной страны, ее природно-климатические условия.

Закон неуклонного повышения производительности общественного трудаотражает зависимость между издержками производства в общественном производстве и эффективностью этих издержек; в результате экономического развития издерж­ки общественного труда постоянно увеличивают полезный эффект, создают большее количество материальных благ за еди­ницу рабочего времени.

С целью повышения производительности труда необходимо постоянно совершенствовать производство, т.е. вводить новые технологии и оборудование, улучшать условия труда, повы­шать квалификацию работников, вводить инновации.

Закон накопленияиспользуют в планировании распределе­ния национального дохода на потребление и накопление.

В практике планирования учитывают требования закона возрастания потребностей. Вмеру общественного прогресса рас­ширяется круг потребностей, изменяется их структура. В составе материальных потребностей изменяется соотношение пот­ребностей в продовольственных и непродовольственных това­рах, например, в товарах долгосрочного использования.

Необходимо отметить, что признание объективных экономических законов не отрицает свободы выбора плановых решений.

Таким образом, в производстве происходят количественные и качественные изменения, влияющие на конечный результат, способствующие экономической стабилизации и в дальнейшем постепенному экономическому развитию. Это не только увели­чение объемов производства и накопления, но и качественное усовершенствование факторов производства (личностных, веще­ственных, нематериальных), обеспечивающих удовлетворение потребностей людей. Поэтому необходимо иметь такой меха­низм государственного влияния на экономику, который обеспе­чивал бы наибольший экономический эффект. Планирование развития как раз и призвано сыграть роль такого механизма,

Принципы государственного прогнозирования и разработки программ

С учетом требований, предъявляемых к экономике на макроуровне, в планировании (программировании) и прогнозировании ее развития используют определенные принципы их разработки, на которых основываются государственное прогнозирование и разработка программ экономического и социального развития Украины.

Одним из главных является принцип научности,основан­ный на требованиях экономических законов, т.е. обеспечивает­ся разработкой прогнозных и программных документов на на­учной основе с постоянным совершенствованием методологии и широким использованием мирового опыта.

Принцип постоянного анализа и контроля выполнения программ и планов состоит в своевременном устранении оши­бок в экономической деятельности предприятий и осуществле­нии необходимых мер по достижению плановых показателей. Постоянный контроль позволяет своевременно выявлять от­клонения, упущения, диспропорции и оперативно использо­вать резервы для ускорения темпов производства в отстающих отраслях или подразделениях.

Принцип реальности предусматривает обеспечение планов природными, материальными, трудовыми и финансовыми ре­сурсами и эффективное их использование. Кроме того, принцип реальности должен обеспечивать соответствие текущих и перс­пективных планов развития и постоянную их взаимосвязь. В перспективных планах разрабатывают основные показатели раз­вития экономики, в текущих конкретизируют их с учетом дос­тижений науки и техники, условий и состояния производства.

Для того чтобы документы были достоверными, используют принцип объективности. Он состоит в том, что прогнозные и программные документы экономического и социального разви­тия разрабатываются на основе проверенных данных органов государственной статистики, уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики, других центральных и местных органов исполнитель­ной власти, органов местного самоуправления, а также отчет­ных официальных данных Национального банка Украины.

Одним из важнейших является принцип целостности, ко­торый обеспечивается разработкой согласованных прогнозных и программных документов экономического и социального раз­вития государства в целом, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц на кратко- и сред­несрочный периоды.

К основным относится также принцип соблюдения общегосударственных интересов. Он предусматривает, что органы как государственной исполнительной власти, так и местного самоуправления должны разрабатывать прогнозные и програм­мные документы экономического и социального развития исхо­дя из необходимости обеспечения реализации общегосударст­венной социально-экономической политики и экономической безопасности государства.

При разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития необходимо выдержи­вать принцип равенства,который состоит в соблюдении прав и учете интересов местного самоуправления и субъектов хозяй­ствования всех форм собственности.

Принцип ориентации прогнозов и программ на максими­зацию благосостояния народа. Согласно этому принципу не­обходимо согласовывать ресурсы и потребности в средствах производства, необходимых для производственного процесса, его расширения, создания материальных резервов и страховых запасов; продукции потребления для населения; средствах про­изводства и предметах потребления с целью функционирова­ния бюджетной сферы (армии, провоохранительных органов, науки и т.п.). Определение потребностей общества — сложная задача, которая решается с помощью комплекса научных ис­следований, а также с учетом научно обоснованных норм по­требности и изучения тенденций изменения ее структуры, что происходит под воздействием научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые, в свою очередь, вызы­вают новые потребности.

Принцип согласованности общественных, коллективных и личных интересов. Социально-экономическое развитие Украины зависит от того, насколько общегосударственные интересы совпа­дают с интересами трудового коллектива и отдельного работника относительно конечных результатов работы. В планах необходи­мо использовать комплексную систему интересов как движущую силу развития производственных отношений, развития экономи­ки, повышения ее эффективности. Личная и коллективная материальная заинтересованность отражается не только в высо­ких задачах производства, но и в стимулировании повышения производительности труда, внедрении новой техники, повыше­нии квалификации работников и качества продукции,

Принцип единства воспроизводства, рационального использования и охраны всех видов природных ресурсов. Основой соблюдения этого принципа является совокупная эколого-экономическая оценка природных ресурсов с учетом их качества, анализ состояния и прогноз воспроизводства, их рационального исполь­зования и охраны, возможность замены первичного природного сырья вторичным в условиях экономии ресурсов и внедрения инноваций.

Среди важных принципов необходимо назвать принцип самостоятельности, состоящий в том, что местные органы испол­нительной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий отвечают за разработку, утверждение и вы­полнение прогнозных и программных документов экономичес­кого и социального развития соответствующих административ­но-территориальных единиц. Прогнозирование и разработка программ экономического и социального развития обеспечива­ют координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Принцип, сочетания прогнозирования, перспективного и текущего планирования предусматривает связь генеральных направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития общества с текущими краткосроч­ными прогнозами и планами (программами). В условиях осу­ществления экономической политики наряду с малыми и сред­ними предприятиями создаются производственные комплексы. Чтобы проектируемые комплексы и предприятия не вызывали диспропорций в экономике, когда заработают на полную мощ­ность, а их оснащение отвечало требованиям современной промышленной политики, необходимо разрабатывать кратко­срочные прогнозы и перспективные планы. Единство перспек­тивного и текущего планирования, которое устанавливает четкие взаимосвязи и наследственность планов, являются важ­ными условиями плановой работы.

Принцип правильного определения приоритетов в развитии экономики, отрасли и регионов. Развитие производства на совре­менном этапе экономического и социального развития Украины существенно зависит от структурных изменений в экономике, ус­коренного развития различных видов экономической деятельно­сти, обеспечивающих переход экономики на инновационный путь развития. Поэтому в планах необходимо предвидеть правильное определение приоритетов в развитии отраслей и регионов в целях обеспечения прогрессивных сдвигов в экономических пропор­циях, повышения эффективности инвестиций и общественного производства в целом, решения социальных и экологических проблем и ресурсосбережения.

Принцип комплексной оценки современного уровня разви­тия экономики. Разработке планов (программ) должно пред­шествовать глубокое изучение развития экономики к началу планового периода. Анализ итогов прошлого (ретроспективного) периода и оценка результатов социально-экономического разви­тия страны используются на всех стадиях прогнозирования и планирования и носят комплексный характер. При этом приня­тый для анализа ретроспективный период должен быть таким же по продолжительности, как и перспективный, либо превы­шать его.

Принцип сбалансированности программ (планов) состоит в согласовании показателей производства с общественными потребностями продукции, денежными доходами населения, предприя­тий, организаций, ведомств, с их расходами; наличия ресурсов с их общественной потребностью, а также других показателей, обеспечивающих разнообразие пропорций экономики.

Очень важным является принцип, гласности, состоящий в том, что прогнозные и программные (плановые) документы эко­номического и социального развития должны быть доступными для общественности, научных работников и всех заинтересован­ных субъектов экономической деятельности. Кроме того, эти документы должны быть прозрачными. С этой целью предусматривается участие граждан в процессе формирования и. реали­зации государственной экономической политики центральными и местными органами власти. Информирование о целях, при­оритетах и показателях этих документов обеспечивает субъекты предпринимательской деятельности необходимыми ориентирами для планирования собственной производственной деятельности.

Совокупность перечисленных принципов используется также для уточнения прогнозов и планов, экономической и демографи­ческой ситуации в стране. Ни один из этих принципов отдель­но не может характеризовать методологию прогнозирования и макроэкономического планирования, но каждый из них отобра­жает ту или иную существенную его направленность.

Контрольные вопросы

1. Методология прогнозирования и программирования и ее составляющие.

2. Экономические законы и их использование в прогнозировании и макроэкономическом программировании.

3. Экономический закон планомерной организации и пропорционального развития экономики.

4. Экономический закон стоимости.

5. Экономический закон спроса и предложения.

6. Экономический закон неуклонного экономического повышения производительности общественного труда.

Принципы государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития Украины.

 

ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ (МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ)

Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...