Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы государственного прогнозирования и разработки программСтр 1 из 5Следующая ⇒
ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ (МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ) Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании Принципы государственного прогнозирования и разработки программ
Методология — это совокупность применяемых в любой науке методов и приемов исследования с учетом специфики объекта и его познания. Методология прогнозирования и программирования(макроэкономического планирования) — наука о теоретических основах, принципах прогнозирования и разработки программ (планов) экономического и социального развития, путях и методах обеспечения пропорционального сбалансированного развития экономики на основе познания объективных экономических законов, закономерностей развития общественного производства, тенденций и перспектив инновационной деятельности. Методология прогнозирования и программирования (макроэкономического планирования) отображает совокупность принципов и приемов предплановых исследований, разработки программ, их выполнения на всех уровнях экономики, раскрывает и характеризует логику разработки прогнозов и программ исходя из установок социально-экономической политики на текущем этапе развития. Основными составляющими методологии макроэкономического планирования являются методические указания и положения; методические рекомендации; методики и инструкции; совокупность конкретных методов и приемов экономических, технико-экономических, экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных разделов и показателей планов (программ), их координации и согласованности с рынком, анализа выполнения и т. д.; формы расчетов, показатели, способы их расчета, обоснования и объяснения. С помощью методологии прогнозирования и планирования изучают процессы, происходящие в экономике и общественной жизни, отражение этих процессов в соответствующих показателях, выявляют упущения и резервы в определенных звеньях экономики, прогрессивные явления в развитии общества. Усовершенствование методологии планирования требует прежде всего изучения действенности планов, т.е. критерием истины является практика. Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании Прогнозирование и макроэкономическое планирование невозможно без использования экономических законов развития экономики на макроуровне, поскольку в наиболее общем виде экономический закон — это отражение связей между экономическими процессами и явлениями, между отдельными стадиями и уровнями развития экономической системы, между различными системами. В отличие от законов природы экономические законы отражают деятельность людей, проявляющую через их материальные потребности и интересы. Важнейшие экономические законы изложены в первом томе экономической энциклопедии [6]. В частности, это законы адекватности производственных отношений и характера производительных сил; Вагнера, согласно которому промышленное развитие сопровождается увеличением доли государственных затрат в валовом национальном продукте; Вальраса, согласно которому совокупная сумма спроса в экономике равняется совокупной сумме предложения; стоимости (опережающих потребностей человека и ограниченных ресурсов их удовлетворения); предельной полезности; денежного обращения; экономии времени; единства труда и собственности; единства товарного и денежного обращения; отрицания отрицания в экономике; возрастания затрат; возрастания экологических затрат общества; повышения производительности труда; Дж. Кейнса, согласно которому человек склонен к повышению потребления в меру увеличения доходов; конкуренции; монополизации производства; накопления [6, т. 1, с. 534-575]. Определенную роль в системе экономических законов играет закон планомерной организации и развития экономией для развития социально ориентированной экономики и полного удовлетворения потребностей общества и его членов. Это один из основных экономических законов. Материальная основа действия этого закона — производственный аппарат экономики. Общественный характер производства определяет не только возможность, но и необходимость развития в виде определенных пропорций. Эта необходимость представляет собой экономический закон, который называется законом пропорционального развития экономики. Главное свойство этого закона состоит в том, что основные наиболее важные экономические связи экономики, возникающие в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, не только должны, но и могут быть своевременно выявлены, предусмотрены в плане (программе) экономического и социального развития государства. Пропорциональность — это оптимальное соотношение структурных составляющих экономики, которое должно быть между национальным доходом и общественными фондами потребления населения, трудовыми ресурсами и количеством рабочих мест, количеством населения и наличием жилого фонда. Закон пропорционального развития экономики требует установления и поддержки оптимальных пропорций структурных составляющих экономики для эффективного функционирования макроэкономики. В процессе формирования экономических пропорций и анализа их связи с параметрами экономического развития необходимо исследовать функциональные структурные сдвиги. Изменение темпов национального дохода, производства валового общественного продукта, материальных расходов, основных производственных фондов, численности занятых в производстве и соотношение темпов развития существенно влияют на производительность труда, фондоотдачу и материалоемкость. Закон стоимости и связанные с ним денежные отношения используются при организации экономических расчетов, установлении цен и тарифов, планировании финансов, кредитов, денежного обращения, внутренней и внешней торговли, заработной платы, стимулирующих фондов. Суть закона стоимости состоит в том, что обмен товаров осуществляется на основе их общественной стоимости, т.е. общественно необходимых издержек на их производство. В условиях развитого денежного хозяйства закон стоимости действует как закон цен, т.е. цена является его проявлением. Значимость закона стоимости выражается в том, что он является регулятором товарного производства (его расширение или сокращение); распределителем способов производства и рабочей силы; регулятором производственных отношений и развития производительных сил; фактором расслоения товаропроизводителей (одни обогащаются, другие разоряются); стимулятором повышения производительности труда. Другими словами, закон стоимости экономическими методами аннулирует неэффективные хозяйства. Между спросом, предложением и ценой существует неразрывная связь, которая выражается в законе спроса и предложения.Спрос — это денежное проявление потребностей. Предложение — это результат производства, который принимает форму товара, и его поставки на рынок. Другими словами, предложение — это сумма рыночных цен товаров. Этот закон фиксирует зависимость спроса от цены. Чем выше цена товаров, тем ниже покупательная способность. Рыночный спрос извне проявляется как суммарная величина спроса общей массы покупателей. Предложение зависит от изменения цены, Чем выше цена товара, тем выгоднее его изготовлять и тем больше товаров будет поступать на рынок. Для прогнозирования спроса и предложения необходимо учитывать объективные и субъективные факторы: уровень доходов населения, емкость рынка, наличие и цены на родственные товары, вкусы, преобладания, традиции и культуру народа конкретной страны, ее природно-климатические условия. Закон неуклонного повышения производительности общественного трудаотражает зависимость между издержками производства в общественном производстве и эффективностью этих издержек; в результате экономического развития издержки общественного труда постоянно увеличивают полезный эффект, создают большее количество материальных благ за единицу рабочего времени. С целью повышения производительности труда необходимо постоянно совершенствовать производство, т.е. вводить новые технологии и оборудование, улучшать условия труда, повышать квалификацию работников, вводить инновации. Закон накопленияиспользуют в планировании распределения национального дохода на потребление и накопление. В практике планирования учитывают требования закона возрастания потребностей. Вмеру общественного прогресса расширяется круг потребностей, изменяется их структура. В составе материальных потребностей изменяется соотношение потребностей в продовольственных и непродовольственных товарах, например, в товарах долгосрочного использования. Необходимо отметить, что признание объективных экономических законов не отрицает свободы выбора плановых решений. Таким образом, в производстве происходят количественные и качественные изменения, влияющие на конечный результат, способствующие экономической стабилизации и в дальнейшем постепенному экономическому развитию. Это не только увеличение объемов производства и накопления, но и качественное усовершенствование факторов производства (личностных, вещественных, нематериальных), обеспечивающих удовлетворение потребностей людей. Поэтому необходимо иметь такой механизм государственного влияния на экономику, который обеспечивал бы наибольший экономический эффект. Планирование развития как раз и призвано сыграть роль такого механизма, Принципы государственного прогнозирования и разработки программ С учетом требований, предъявляемых к экономике на макроуровне, в планировании (программировании) и прогнозировании ее развития используют определенные принципы их разработки, на которых основываются государственное прогнозирование и разработка программ экономического и социального развития Украины. Одним из главных является принцип научности,основанный на требованиях экономических законов, т.е. обеспечивается разработкой прогнозных и программных документов на научной основе с постоянным совершенствованием методологии и широким использованием мирового опыта. Принцип постоянного анализа и контроля выполнения программ и планов состоит в своевременном устранении ошибок в экономической деятельности предприятий и осуществлении необходимых мер по достижению плановых показателей. Постоянный контроль позволяет своевременно выявлять отклонения, упущения, диспропорции и оперативно использовать резервы для ускорения темпов производства в отстающих отраслях или подразделениях. Принцип реальности предусматривает обеспечение планов природными, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективное их использование. Кроме того, принцип реальности должен обеспечивать соответствие текущих и перспективных планов развития и постоянную их взаимосвязь. В перспективных планах разрабатывают основные показатели развития экономики, в текущих конкретизируют их с учетом достижений науки и техники, условий и состояния производства. Для того чтобы документы были достоверными, используют принцип объективности. Он состоит в том, что прогнозные и программные документы экономического и социального развития разрабатываются на основе проверенных данных органов государственной статистики, уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также отчетных официальных данных Национального банка Украины. Одним из важнейших является принцип целостности, который обеспечивается разработкой согласованных прогнозных и программных документов экономического и социального развития государства в целом, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц на кратко- и среднесрочный периоды. К основным относится также принцип соблюдения общегосударственных интересов. Он предусматривает, что органы как государственной исполнительной власти, так и местного самоуправления должны разрабатывать прогнозные и программные документы экономического и социального развития исходя из необходимости обеспечения реализации общегосударственной социально-экономической политики и экономической безопасности государства. При разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития необходимо выдерживать принцип равенства,который состоит в соблюдении прав и учете интересов местного самоуправления и субъектов хозяйствования всех форм собственности. Принцип ориентации прогнозов и программ на максимизацию благосостояния народа. Согласно этому принципу необходимо согласовывать ресурсы и потребности в средствах производства, необходимых для производственного процесса, его расширения, создания материальных резервов и страховых запасов; продукции потребления для населения; средствах производства и предметах потребления с целью функционирования бюджетной сферы (армии, провоохранительных органов, науки и т.п.). Определение потребностей общества — сложная задача, которая решается с помощью комплекса научных исследований, а также с учетом научно обоснованных норм потребности и изучения тенденций изменения ее структуры, что происходит под воздействием научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые, в свою очередь, вызывают новые потребности. Принцип согласованности общественных, коллективных и личных интересов. Социально-экономическое развитие Украины зависит от того, насколько общегосударственные интересы совпадают с интересами трудового коллектива и отдельного работника относительно конечных результатов работы. В планах необходимо использовать комплексную систему интересов как движущую силу развития производственных отношений, развития экономики, повышения ее эффективности. Личная и коллективная материальная заинтересованность отражается не только в высоких задачах производства, но и в стимулировании повышения производительности труда, внедрении новой техники, повышении квалификации работников и качества продукции, Принцип единства воспроизводства, рационального использования и охраны всех видов природных ресурсов. Основой соблюдения этого принципа является совокупная эколого-экономическая оценка природных ресурсов с учетом их качества, анализ состояния и прогноз воспроизводства, их рационального использования и охраны, возможность замены первичного природного сырья вторичным в условиях экономии ресурсов и внедрения инноваций. Среди важных принципов необходимо назвать принцип самостоятельности, состоящий в том, что местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий отвечают за разработку, утверждение и выполнение прогнозных и программных документов экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц. Прогнозирование и разработка программ экономического и социального развития обеспечивают координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Принцип, сочетания прогнозирования, перспективного и текущего планирования предусматривает связь генеральных направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития общества с текущими краткосрочными прогнозами и планами (программами). В условиях осуществления экономической политики наряду с малыми и средними предприятиями создаются производственные комплексы. Чтобы проектируемые комплексы и предприятия не вызывали диспропорций в экономике, когда заработают на полную мощность, а их оснащение отвечало требованиям современной промышленной политики, необходимо разрабатывать краткосрочные прогнозы и перспективные планы. Единство перспективного и текущего планирования, которое устанавливает четкие взаимосвязи и наследственность планов, являются важными условиями плановой работы. Принцип правильного определения приоритетов в развитии экономики, отрасли и регионов. Развитие производства на современном этапе экономического и социального развития Украины существенно зависит от структурных изменений в экономике, ускоренного развития различных видов экономической деятельности, обеспечивающих переход экономики на инновационный путь развития. Поэтому в планах необходимо предвидеть правильное определение приоритетов в развитии отраслей и регионов в целях обеспечения прогрессивных сдвигов в экономических пропорциях, повышения эффективности инвестиций и общественного производства в целом, решения социальных и экологических проблем и ресурсосбережения. Принцип комплексной оценки современного уровня развития экономики. Разработке планов (программ) должно предшествовать глубокое изучение развития экономики к началу планового периода. Анализ итогов прошлого (ретроспективного) периода и оценка результатов социально-экономического развития страны используются на всех стадиях прогнозирования и планирования и носят комплексный характер. При этом принятый для анализа ретроспективный период должен быть таким же по продолжительности, как и перспективный, либо превышать его. Принцип сбалансированности программ (планов) состоит в согласовании показателей производства с общественными потребностями продукции, денежными доходами населения, предприятий, организаций, ведомств, с их расходами; наличия ресурсов с их общественной потребностью, а также других показателей, обеспечивающих разнообразие пропорций экономики. Очень важным является принцип, гласности, состоящий в том, что прогнозные и программные (плановые) документы экономического и социального развития должны быть доступными для общественности, научных работников и всех заинтересованных субъектов экономической деятельности. Кроме того, эти документы должны быть прозрачными. С этой целью предусматривается участие граждан в процессе формирования и. реализации государственной экономической политики центральными и местными органами власти. Информирование о целях, приоритетах и показателях этих документов обеспечивает субъекты предпринимательской деятельности необходимыми ориентирами для планирования собственной производственной деятельности. Совокупность перечисленных принципов используется также для уточнения прогнозов и планов, экономической и демографической ситуации в стране. Ни один из этих принципов отдельно не может характеризовать методологию прогнозирования и макроэкономического планирования, но каждый из них отображает ту или иную существенную его направленность. Контрольные вопросы 1. Методология прогнозирования и программирования и ее составляющие. 2. Экономические законы и их использование в прогнозировании и макроэкономическом программировании. 3. Экономический закон планомерной организации и пропорционального развития экономики. 4. Экономический закон стоимости. 5. Экономический закон спроса и предложения. 6. Экономический закон неуклонного экономического повышения производительности общественного труда. Принципы государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития Украины.
ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ (МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ) Экономические законы и их использование в прогнозировании и планировании |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |