Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литературное чтение по УМК «Перспектива», автор учебника Л.Ф. Климанова




 

Программа по литературному чтению разработана в соответствии:

с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

с Примерной программой по литературному чтению (автор Л. Ф. Климанова), издательство «Просвещение», 2010 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

 

редлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

приобщение младших школьников к чтению худо жественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир боль шой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в сис тематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эсте тического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художествен ных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей.

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» для 1—4 классов и программы, которая включает следующие разделы:

«Круг детского чтения. Тематика».

«Коммуникативно-речевые навыки и умения при рабо те с текстом произведения».

«Опыт эстетического восприятия и понимания худо жественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

Каждый из разделов имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание.

В круг детского чтения входят произведения отечествен ных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы.

Основным элементом содержания программы «Литератур ное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания.

Произведения для чтения в 1классе сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для уча щихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).

Круг чтения от класса к классу расширяется с учетом читательских возможностей учащихся, их знаний об окружаю щем мире. В круг чтения входят произведения о детях, взаимоотношениях со сверстниками, их жизни и веселых играх, приключениях, о природе, ее охране, истории нашей Родины. Разнообразная тематика чтения помогает ребенку накопить не обходимый социально-нравственный опыт, обрести качества, необходимые для развития читательской самостоятельности.

В круг детского чтения включаются произведения, имею щие большое нравственно-эстетическое значение для младших школьников. Подобная направленность уроков литературного чтения находит отражение в тематике и структурировании со держания учебных книг.

Второй раздел ориентирован на развитие речевой культу ры учащихся и формирование коммуникативно-речевых уме ний и навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения формируется поэтапно: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое, как умственное действие, протекает во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения идет постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приемы чтения в пределах слова (чтение целыми словами), учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, кото рое обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приемами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, посте пенно осваивается прием чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвертом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идет овладение рациональными приемами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение.

Кроме навыка чтения и речевых умений (деление текс та на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного и др.), учащиеся в процес се решения разнообразных коммуникативно-речевых задач, возникающих при чтении, овладевают приемами вырази тельного чтения. Дети обучаются переносу данных приемов из сферы устно-речевого общения в сферу чтения текстов.

Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения про никать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения рас сматривается как важный принцип обучения. Он стимулирует проведение уроков чтения как уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Раздел программы «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром» отражает еще один важный принцип нового курса «Литературное чтение» — художественно-эстетический. Он определяет не только стратегию отбора произведений для детского чтения, но и саму систему работы с произведением. Методический аппарат учебников нацелен на то, чтобы научить детей различать художественный и познавательный тексты. При чтении художественной литературы внимание учеников привлекается к тому, что перед ними не прос то познавательно интересный текст, а произведение словесного искусства, которое способно раскрыть перед читателем все богатство окружающего мира и человеческих отношений, рож дать чувство красоты и гармонии. Художественное произведение учит понимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни, помогает ребенку сформировать собственное отношение к действительности. Художественно-эстетический принцип предполагает активное использование на уроках произведений не только словесного искусства, но и других видов искусства.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощенный в слове.

Слово в художественном тексте становится объектом вни мания юного читателя. Ребенок постепенно начинает осознавать слово как средство создания художественного образа, че рез который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

На художественно-эстетическое развитие детей большое влияние оказывает методика работы с литературным произведением. Анализ произведения, предметом рассмотрения которого являются лишь отдельные средства художественной выразитель ности, выпадающие из образной ткани целостного художествен ного текста, обычно является малоэффективным приемом.

В системе «литературного чтения» работа над художест венным произведением не сводится к анализу отдельных эпи тетов, сравнений, олицетворений и других средств художест венной выразительности.

Слово при анализе художественного текста рассматривается не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно воспринять его.

Реализация вышеуказанного принципа дает возможность ввести в обучение элементарные представления о теме и проб лематике художественного произведения (на доступном детям уровне), его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анали за, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Основные ве хи на этом пути — разные уровни погружения в текст:

уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);

уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к не му читателя);

уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного).

По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя.

В указанном разделе программы учитель найдет умения, связанные с непосредственным наблюдением за миром природы, поведением человека, животных и др. Эти умения необходимы учащимся, так как они помогают им лучше, полнее и яр че воссоздать содержание художественных текстов при чтении.

Следует отметить, что характер и полнота восприятия ли тературного произведения зависят не только от умения воссоз давать словесные образы в соответствии с авторским текстом, но и от собственного опыта конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Это связано с тем, что литература — интеллектуально наиболее сложный вид искусства. Восприятие содержания художественных произведений строится на основе текс та, т. е. носит опосредованный характер, читатель получает наслаждение от чтения лишь в том случае, если художествен ные образы связываются, ассоциируются во время чтения с живыми представлениями.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расширяют границы комму никации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у млад ших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читате ля своими эстетическими переживаниями, открытиями, при общить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уро ков литературного чтения.

Последний раздел программы — «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся» — ориентирует учи теля на обеспечение качественного уровня формируемых навы ков и умений.

В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение — общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. Скорость чтения не менее 25-30 слов в минуту для учащихся, оканчивающих 1 класс, позволит им чувствовать себя комфортно, так как достигнутый уровень навыка чтения поможет им извлекать смысловую информацию из текста при самостоятельном чтении.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся.

Подготовительный период обучения (45 ч)

Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей.

Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в общении людей; культура общения.

Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.

Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.

Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира.

Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.).

Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т. д.).

Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение поз, действий и повадок животных с помощью жестов, пластики движений, изобразительных действий и рисунков.

Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на классификацию слов.

Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.

Устная форма общения. Речь.

1. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения.

Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению.

Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его.

Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями.

Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи.

Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях.

Слово в речевом общении.       

Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно- познавательной и игровой деятельности.

Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы; васильки, ромашки) и т. д.

Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии), указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет, кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов, антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии и т. д.).

Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.).

Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета.

Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.

Предложение.

Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений по картине или серии картин. Обучение умению составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного.

Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии.

Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам.

Слог. Ударение.

Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов.

Алфавит, его значение.

Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки.

Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий.

Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней наглядно- образной модели слова.

Деление слов-названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц.

Деление слов-названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?

Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный — горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).

Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные).

Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? что сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.

Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении.

Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом. Предложения составляются устно: Мы пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы (а не они).

Круг детского чтения. Тематика

Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром живот ных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детс кой литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

Тематический блок включает юмористические стихи, рас сказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

Развитие навыка чтения.

Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и труд ных слов.

Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

Полные ответы на вопросы по содержанию текста.

Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.

Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.

Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.

Формирование умения сосредоточиться на чтении текста. 3. Воспитание культуры речи и чтения.

Формирование умения слушать собеседника.

Развитие звуковой культуры речи: умение громко, чет ко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.

Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.

Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.

Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.

Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.

- Слушание и заучивание наизусть небольших стихотво рений о весне, детях, животных.

Перечитывание художественного произведения и его анализ.

Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...