Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, задачи и функции социальной экологии




 

Своим появлением термин «социальная экология» обязан аме­риканским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов -Р. Парку и Е. Берджесу, впервые упот­ребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве си­нонима понятия «экология человека». Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г.Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориально­го деления населения внутри городских агломераций. Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специ­фического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с само­го начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социоло­гия) города.

Большую часть понятий, свой категориальный аппарат соци­альная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. На заре станов­ления социальной экологии усилия исследователей сводились к поиску в поведении локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических от­ношений, характерных для биологических сообществ. Со вто­рой половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов допол­нили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жиз­ни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими ком­понентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к рассмотрению проблем поиска общих законов развития общественных систем, изучения влия­ния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов. Су­щественный вклад в развитие отечественной социальной экологии внеслиЭ.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С.Н. Соломинаи др.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к рас­ширенному толкованию предмета социальной экологии. Предметом изучения современной со­циальной экологии яв­ляются специфические связи между человеком и средой его обита­ния. Основные задачи социальной экологии: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни. С другой точки зрения социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания.

Социальная экология – это научная дисциплина, исследующая и обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа.

Тысячелетиями боролись люди с природой, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали. В борьбе с природой и себе подобными человечество проглядело две великие истины. Первая состоит в том, что человек существует и развивается за счет природы. Вторая — в том, что не противоборство, а взаимопомощь — основа всего сущего на Земле. Она первична, а борьба вторична. Сегодняшняя экологическая ситуация вызывает всеобщую тревогу, споры, ожесточенную полемику на научных дискуссиях, в кабинетах власти, просто при встречах людей разных возрастов и профессий. В задачу социальной экологии входят: природоохранные, социально-демографические, социально-экономические и политические аспекты экологии, проблемы экологического воспитания и образования, экологического движения и международного сотрудничества.

Рассматривая социальную экологию как важнейшую ветвь экологии, необходимо подчеркнуть, что она не только относительно самостоятельная, но и комплексная область социально-экономического, гуманитарного знания, органически сочетающая в себе различные уровни освоения гуманистической реальности: исторической, теоретической, научной и эмпирической. С учетом этого благодаря диалектическому синтезу различных уровней экологического знания социальная экология может претендовать на роль как теоретической, так и прикладной науки.

Главной целью социальной экологии является оптимизация существования человека и окружающей среды на системной основе. Человек выступает в этом случае в качестве социума.

Предмет изучения социальной экологии – это крупный контингент людей, распадающийся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп в свою очередь специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, работы и т.д.

Большое место в социальной экологии принадлежит сфере экологического просвещения, воспитания, образования. Интересы социальной экологии выходят далеко за пределы перечисленных проблем, захватывая все новые и новые области.

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции.

Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа-общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Ее главными задачами являются:

1) исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды;

2) предложение и обеспечение эффективных способов воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

К важнейшим функциям социальной экологии можно отнести: природоохранную, теоретическую, прагматическую, прогностическую, мировоззренческую и методологическую.

1 Природоохранная функция социальной экологии состоит из:

- взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой;

- вопросов развития экологической демографии, миграционных процессов, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей человека, влияния различных факторов окружающей среды на человеческий организм;

- охраны человека от природных катаклизмов (наводнения, потопа, землетрясения);

- охраны природы от варварского отношения к ней человека.

2 Теоретическая функция социальной экологии имеет своей целью разработку основных концептуальных парадигм (примеров), объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы на разных исторических этапах. Для примера можно привести концепцию экологической безопасности Российской Федерации. Суть экологической опасности состоит в вероятности разрушения среды обитания человека, растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф.

3При характеристике прагматической функции социальной экологии следует особо обратить внимание на те аспекты этой функции, которые тесно связаны между собой. Это, во-первых, касается усиления прикладного значения экологии: находит свое выражение в создании необходимых организационных условий их осуществления. Во-вторых, проявляется в конструктивно критической направленности.

Прагматический аспект экологии находит свое воплощение в повышении профессиональной значимости кадров экологов. На современном этапе нужны экологи-профессионалы, подготовку их следует организовать в государственном масштабе в экологических вузах и на факультетах, необходимо развивать экологическую и правовую культуру в вопросах охраны природной и социальной среды. Необходимо налаживать правильные взаимоотношения с правительственными кругами стран и регионов, находить общий язык, интересы, проводить квалифицированные экспертизы, контроль, создавать единую модель сотрудничества.

4 Прогностическая функцияиграет важнейшую роль во взаимодействии «Человек – природа – общество – техносфера». Она предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив человеческого пребывания на нашей планете, принятие кардинальных решений, решительных действий всех людей мира, чтобы избежать экологической катастрофы.

5 Мировоззренческую функцию социальной экологии удобнее всего рассматривать с некоторыми вопросами методологии.

Как и всякая наука, экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследований. Одна часть этих методов носит общенаучный, другая часть – специфический характер. Экологическая наука в своем развитии использовала методы и данные географии, геологии, биологии, антропологии для изучения древнейших этапов человеческой истории. Изменения, происходящие в экологии, отражают общее развитие науки.

Методы, применяемые в экологии, носят исторический характер. Историческая школа – это направление, основанное на историческом понимании процессов вообще, в том числе и в экологии, на их самом детальном исследовании. Историческое исследование при этом не стоит над историей, а само вплетено в ткань времени. Экология имеет историю, которую необходимо познать, чтобы понять её сущность. Историзм всегда был характерной чертой экологии. Это методологическое положение особенно актуально сегодня. Отсутствие исторического подхода в изучении экологического материала вело к технологизму.

6 методологическая функция. Когда мы говорим о философско-методологических принципах экологии, то следует выделить и рассмотреть два из них: принцип целостного, всестороннего исследования взаимоотношения между обществом и природой и принцип конкретного исторического анализа. Суть первого методологического постулата состоит в том, что пока существуют люди, история природы и история общества взаимно обусловливают друг друга. Общество «живет» природой, поэтому оно и испытывает воздействие природы и оказывает на нее влияние.

Принцип же конкретно-исторического анализа отражает динамичное многообразие естественных условий среды обитания человечества, взаимодействие общества и природы, при котором появляются все новые и новые последствия, предопределяющие особенности этапов эволюции системы «общество-природа».

Контрольные вопросы к главе 3:

1. Дайте определение социальной экологии.

2. Сформулируйте главную цель социальной экологии.

3. Что является предметом изучения социальной экологии?

4. Сформулируйте основные задачи социальной экологии.

5. Охарактеризуйте функции социальной экологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...