Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение экологии, система экологических наук




Д.И. Грицкевич

 

 

Социальная ЭКОЛОГИя

 

Утверждено в качестве учебного пособия

Ученым советом Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

 

Комсомольск-на-Амуре 2012


УДК 504: 37.03 (07)

ББК 20.1 я7

Ч 586

 

 


Грицкевич Д.И.

Ч 586    социальная экология: Учеб. пособие. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2012. – 141 с.

 

В пособии даны основы социальной экологии - нового направления меж­дисциплинарных исследований, оформившегося на стыке естественных и гуманитарных наук. В книге определен предмет социальной экологии, дан анализ ключевых социаль­но-экологических проблем. Представлены основные направления при­кладных социально-экологических исследований: экология поведения, экология социальной среды, экологическая психология, экологическая педагогика. На основе модели «человек – природа – общество – техносфера» рассмотрены проблемы взаимодействия составляющих этой системы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

 

 

ББК 20.1 я7

 

Ó Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государствен­ный технический университет», 2012

 

Ó Институт новых информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2012

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе на протяжении последних десятиле­тий наблюдается рост внимания к проблемам, составляющим предмет изучения экологической науки. Ус­пехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, по­дойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природ­ных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами про­мышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в по­лучении сведений экологического характера. Глобализационные процессы, развитие систем массовой коммуникации содействовали росту информированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказывае­мых на нее людьми, и их действительных и возможных последст­виях.

Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на прогресс в деле экологического просвещения населения, уро­вень экологической культуры большинства людей остается не­высоким. Эколо­гические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный, конъюнктурный, про­тиворечивый характер. На этом фоне ощущается явный недоста­ток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Имеющаяся информация носит, как пра­вило, целевой политический, либо узкоутилитарный, бытовой характер, что совершенно не соотносится с практическими потребностями и интересами людей. В современном мире господствует рыночная идеология, декларируемые ценности которой – благосостояние и безопасность. Экологизм как новое натурфилософское течение, отстаиваемый представителями интеллектуальной элиты, также не находит отклика в массовом сознании.

В последнее время пришло осознание того факта, что без привлечения идеологически ориентированного мировоззрения экологический призыв к сохранению природы и жизни на Земле не может найти убедительного оправдания ни в философском и научном знании, ни на практике. Стране остро необходима объединяющая идеология, пробуждающая в людях лучшие стремления и чувства. В складывающихся обстоятельствах для широкомасштабной реализации идеологического аспекта экологизации населения необходима экологоориентированная политическая воля. Основную же ответственность за решение важнейшей задачи воспитания экологической культу­ры нового поколения людей должна взять на себя сис­тема образования. Экономическая и политическая стабильность России, ее экологическая и национальная безопасность невозможны без решения социальных и экологических проблем, важнейшей составной частью которых является экологическое образование населения. Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования как условия формирования экологической культуры общества закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 (Глава XIII, ст. 71 - 74).

К принципам государственной образовательной политики в области экологического образования относятся:

· Всеобщность и комплексность экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

· Преподавание основ экологических знаний в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

· Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

· В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Сегодня все большее признание получает точка зрения, согласно которой экологическая культура рассматривается в ка­честве необходимого компонента общей и профессиональной культуры каждого человека. Целью курса «Социальная экология» является воспитание экологической грамотности и экологической культуры студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

При рассмотрении вопросов социальной экологии внимание сосредоточено преимущественно на следующих: методологические и мировоззренческие вопросы и размышления философов о взаимодействии человека и природы; экологический мониторинг окружающей среды; социально-демографическую политику, социально-экологические, политические и духовно-нравственные (включая экологическое воспитание и образование) аспекты, а также вопросы международного экологического сотрудничества.

 


1. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ [11].

 

История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.

Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной дея­тельности создавали основу для осознания не только самого факта своего существования, но и для всё большего понимания зависимости этого существования как от условий внутри своей обще­ственной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавался из поколения в поколение, помогая человеку в его повседневной борьбе за жизнь.

Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непригодности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они добывали собирательством и охотой. Тогда же началось использование природных источников огня для приготовления пищи, потребительские качества которой в условиях термической обра­ботки существенно улучшались.

Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо­вания для осуществления тех или иных целей. Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за­щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива­ния сельскохозяйственных культур. В странах Средней Европы такого рода аграрная революция произошла в 6-2-м, тысячелети­ях до н.э. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не­обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме­нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это­му же времени относится и открытие людьми зависимости погод­ных явлений от астрономических циклов.

Первые попытки упорядочить процесс познания природы, по­ставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпо­ху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных про­цессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенство­вание измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных при­родных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохо­зяйственного производства. На данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную на­правленность.

Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в по­знании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появ­лении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию своего места в нем.

Особый интерес мыслители Древней Греции и Рима проявляли к вопросам происхождения и развития жизни на Земле, а также к выявлению связей предметов и явлений окружающего мира. Так, древнегреческий философ, математик и астрономАнаксагор(ок. 500-428 гг. до н.э.) выдвинул одну из первых теорий проис­хождения известного на тот момент мира и населяющих его жи­вых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначаль­но в беспорядке, они образовывали хаос. Однако впоследствии мировой «ум» привел их в движение и упорядочил таким образом, что неоднородные элементы отделились друг от друга, а одно­родные - сцепились между собой, образовав землю и вещи. При­чем наиболее тонкие, светлые, сухие и теплые элементы оттесни­лись наружу и образовали эфир, а плотные, темные, влажные и холодные собрались к центру и образовали воздух, воду и землю. Высохнув и отвердев, земля стала колыбелью жизни: ее поверх­ность была оплодотворена семенами, занесенными туда из воз­душной сферы дождями. В результате на свет появились растения, а уже следом за ними пришли животные.

Древнегреческий философ и врачЭмпедокл (ок. 487 - ок. 424 гг. до н. э.) большее внимание уделил описанию самого процесса воз­никновения и последующего развития земной жизни. По его пред­ставлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали слож­ные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.

Величайший философ, ученый-энциклопедистАристотель (384-322 гг. до н.э.) создал первую из известных классификаций жи­вотных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Отстаивая идею единства природы, он утверждал, что все более совершенные виды животных и растений произошли от менее совершенных, а те, в свою очередь, ведут свою родословную от самых примитивных организмов, возникших некогда путем самозарождения. Усложнение организмов Аристотель считал след­ствием их внутреннего стремления к самосовершенствованию.

Одной из главных проблем, занимавших умы античных мысли­телей, была проблема взаимоотношений природы и человека. Изучение различных аспектов их взаимодействия составило пред­мет научных интересов древнегреческих исследователей Геродота, Гиппократа, Платона, Эратосфена и др.

Древнегреческий историкГеродот (484-425 гг. до н.э.) связы­вал процесс формирования у людей черт характера и установле­ние того или иного политического строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.).

Древнегреческий врачГиппократ (460-377 гг. до н.э.) учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирова­ние телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

Знаменитый философ-идеалистПлатон (428-348 гг. до н.э.) обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей че­ловека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жиз­ненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной дея­тельностью, считая их признаками естественного упадка, переро­ждения вещей и явлений материального мира.

Древнегреческий ученый-географЭратосфен (ок. 276-194 гг. до н. э.) предпринял попытку дать строгое описание современной ему Ойкумены - части Вселенной, населенной людьми. Он составил наиболее точную для своего времени карту известного мира, на которой земля простиралась от Атлантического океана на западе до Бенгальского залива на востоке, от земли Туле (Западное по­бережье современной Норвегии) на севере до Тапробаны (остров Цейлон) на юге. Вся Ойкумена была подразделена им на зоны: жаркую, две умеренные и две холодные. Эратосфена считают автором подхода к изучению земли, согласно которому Земля рас­сматривается как «дом» человека.

Представления древних людей о мире, в котором они жили, не ограничивались только лишь рамками Ойкумены. По Анаксагору, Земля представляет собой верхнее основание свободно плавающе­го в пространстве цилиндра, вокруг которого обращаются Солнце и планеты. Древнегреческий астрономАристарх Самосский (ок. 310-230 гг. до н.э.) предложил первую гелиоцентрическую систему мира, «поместив» Солнце в центр Вселенной. Однако подобный взгляд на мироустройство еще очень долго не получал признания. Аристотель считал, что Земля имеет шарообразную форму и на­ходится в центре мира. Отрицая вращение Земли вокруг своей оси, он считал звезды и планеты связанными с вращающимися вокруг общего центра хрустальными сферами. Картина мира Аристоте­ля, сохраняясь неизменной в основных своих чертах, оставалась господствующей на протяжении всего средневековья, вплоть до появления гелиоцентрической системы Николая Коперника.

Начатое древнегреческими учеными дело изучения среды оби­тания людей и взаимоотношений человека и природы получило свое продолжение в эпоху расцвета Древнего Рима.

Римский поэт и философЛукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром (ок. 342-270 гг. до н.э.), утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами при­роды и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в част­ности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связы­вал с развитием у него особых механизмов приспособления к ус­ловиям существования, делающим людей более конкурентоспо­собными по сравнению с другими разновидностями живых су­ществ.

Древнегреческий географ, геолог и историкСтрабон (ок. 64-24 гг. до н.э.) написал 17-томную «Географию», содержащую цен­ные сведения из области геологии, физической географии, этно­графии, зоологии и ботаники. Как геолог Страбон предвосхитил споры «вулканистов» и «нептунистов», допуская, что поверхность Земли формировалась под влиянием обоих факторов динамиче­ской геологии - воды и подземного жара. Он интерпретировал ископаемые раковины моллюсков как окаменелые остатки древ­нейшей морской фауны, оказавшиеся на суше в результате подня­тия соответствующих участков морского дна.

Римский натуралистПлиний (23-79 гг. н.э.) составил 37-том­ное сочинение «Естественная история», своеобразную энциклопе­дию естествознания, в которой изложил сведения по астроно­мии, географии, этнографии, метеорологии, зоологии и ботанике. Описав большое количество растений и животных, он также ука­зал места их произрастания и обитания. Определенный интерес представляет предпринятая Плинием попытка сравнения человека и животных. Он обратил внимание на то, что у животных в жизни доминирует инстинкт, а человек всё (в том числе умение ходить и говорить) приобретает путем выучки, через подражание, а также посредством сознательного опыта.

Начавшийся во второй половине II в. упадок древнеримской цивилизации, ее последующее крушение под напором варваров и, наконец, установление практически на всей территории Европы господства догматического христианства привели к тому, что науки о природе и человеке в течение многих веков переживали состояние глубокой стагнации, не получая практически никакого развития.

Положение вещей изменилось с наступлением эпохи Возрож­дения, о приближении которой возвестили труды таких выдающих­ся средневековых ученых, как Альберт Великий и Роджер Бэкон.

Перу немецкого философа и теологаАльберта Больштедтского (Альберта Великого) (1206-1280) принадлежит несколько естест­веннонаучных трактатов. Сочинения «Об алхимии» и «О метал­лах и минералах» содержат высказывания о зависимости климата от географической широты места и его положения над уровнем моря, а также о связи между наклоном солнечных лучей и нагре­ванием почвы. Здесь же Альберт говорит о происхождении гор и долин под воздействием землетрясений и потопов; рассматривает Млечный Путь как скопление звезд; отрицает факт влияния комет на судьбы и здоровье людей; объясняет существование горячих источников действием тепла, идущего из глубин Земли и т.д. В трактате «О растениях» он разбирает вопросы органографии, морфологии и физиологии растений, приводит факты по селекции культурных растений, высказывает идею об изменяемости расте­ний под воздействием среды.

Английский философ и естествоиспытательРоджер Бэкон (1214-1294) утверждал, что все органические тела представляют по своему составу различные комбинации тех же элементов и жидкостей, из которых сложены тела неорганические. Бэкон особо отмечал роль солнца в жизни организмов, а также обращал внимание на их за­висимость от состояния среды и климатических условий в кон­кретной местности обитания. Он говорил также о том, что чело­век в не меньшей степени, чем все остальные организмы, подвер­жен влиянию климата - его изменения способны приводить к из­менениям в телесной организации и характерах людей.

Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519). Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. Изучая морфологию растений, Леонардо интересовался влияни­ем, оказываемым на их строение и функционирование со стороны света, воздуха, воды и минеральных частей почвы. Изучение ис­тории жизни на Земле привело его к заключению о связи судеб Земли и Вселенной и о ничтожности того места, которое занимает в ней наша планета. Леонардо отрицал центральное положение Земли как во Вселенной, так и в Солнечной системе.

Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Ве­ликих географических открытий. В 1492 г. итальянский морепла­вательХристофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516(17?) г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе сФернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.

В 1543 г. был опубликован трудНиколая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцен­трическая система мира, отражающая истинную картину миро­здания. Открытие Коперника произвело переворот в представле­ниях людей о мире и понимании ими своего места в нем. Итальян­ский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церквиДжордано Бруно (1548-1600) внес значитель­ный вклад в развитие учения Коперника, а также в освобождение его от недостатков и ограниченности. Он утверждал, что во Вселен­ной имеется бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу, зна­чительная часть которых заселена живыми существами. В 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре по приговору инквизиции.

Расширению границ известного мира в значительной мере спо­собствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астрономГалилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю по­следней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астрономИсаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существен­но расширить, уточнить и упорядочить представления о космиче­ском «доме» человечества.

Наступление принципиально нового этапа в развитии науки традиционно связывают с именем философа и логикаФрэнсиса Бэкона (1561-1626), разработавшего индуктивный и эксперимен­тальный методы научного исследования. Главной целью науки он провозгласил увеличение власти человека над природой. Это дос­тижимо, по мнению Бэкона, лишь при одном условии - наука должна позволить человеку как можно лучше понять природу, чтобы, подчиняясь ей, человек в конце концов смог господство­вать в ней и над ней.

В конце XVI в. голландский изобретательЗахарий Янсен (жил в XVI в.) создал первый микроскоп, позволяющий получать изо­бражения мелких объектов, увеличенные при помощи стеклянных линз. Английский естествоиспытательРоберт Гук (1635-1703) зна­чительно усовершенствовал микроскоп (его прибор давал 40-крат­ное увеличение), при помощи которого впервые наблюдал клетки растений, а также исследовал структуру некоторых минералов. Его перу принадлежит первая работа - «Микрография» - рассказы­вающая об использовании микроскопной техники. Один из пер­вых микроскопистов голландецАнтони ван Левенгук (1632-1723), достигший совершенства в искусстве шлифования оптических сте­кол, получил линзы, позволившие получить почти трехсоткратное увеличение наблюдаемых объектов. На их основе он создал прибор оригинальной конструкции, при помощи которого изучил не толь­ко строение насекомых, простейших организмов, грибов, бактерий и клеток крови, но и пищевые цепи, регулирование численности популяций, которые впоследствии стали важнейшими разделами экологии. Исследования Левенгука фактически положили начало научному исследованию неведомого до тех пор живого микромира, этого неотъемлемого компонента среды обитания людей.

Французский натуралистЖорж Бюффон (1707-1788), автор 36-томной «Естественной истории», высказывал мысли о единстве животного и растительного мира, об их жизнедеятельности, рас­пространении и связи со средой обитания, отстаивал идею изме­няемости видов под влиянием условий среды. Он обратил внима­ние современников на поразительное сходство в строении тела человека и обезьяны. Однако, опасаясь обвинений в ереси со сто­роны католической церкви, Бюффон вынужден был воздержаться от высказываний относительно их возможного «родства» и про­исхождения от единого предка.

Значительным вкладом в дело формирования истинного пред­ставления о месте человека в природе стало составление швед­ским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homo sapiens.

Крупным событием XVIII в. стало появление эволюционной концепции французского естествоиспытателяЖана Батиста Ламарка (1744-1829), согласно которой главной причиной развития организмов от низших форм к высшим является присущее живой природе стремление к совершенствованию организации, а также влияние на них различных внешних условий. Изменение внешних условий меняет потребности организмов; в ответ на это возника­ют новые виды деятельности и новые привычки; их действие, в свою очередь, изменяет организацию, морфологию рассматри­ваемого существа; приобретенные таким образом новые признаки наследуются потомками. Ламарк считал, что данная схема спра­ведлива и по отношению к человеку.

Определенное влияние на развитие экологических представле­ний современников и последующее развитие научной мысли оказа­ли идеи английского священника, экономиста и демографаТомаса Роберта Мальтуса (1766-1834). Им был сформулирован так называ­емый «закон народонаселения», согласно которому народонаселе­ние увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию (прежде всего пища) могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С неизбежно возникающим при таком развитии событий перенаселением Мальтус предлагал бороться при помощи регламентации браков и ограничения рождаемости. Он также призывал всячески «способствовать действиям природы, вызывающим смертность...»: перенаселять дома, делать в городах узкие улицы, создавая тем самым благоприятные условия для рас­пространения смертельных болезней (таких, как чума). Взгляды Мальтуса были подвергнуты суровой критике еще при жизни их автора не только за их антигуманность, но и за умозрительность.

Экологическое направление в географии растений на протяже­нии всей первой половины XIX в. развивал немецкий естествоис­пытатель-энциклопедист, географ и путешественникАлександр Фридрих Вильгельм Гумбольдт (1769-1859). Он подробно изучил особенности климата в различных районах Северного полушария и составил карту его изотерм, обнаружил связь между климатом и характером растительности, предпринял попытку выделения на этой основе ботанико-географических областей (фитоценозов).

Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателяЧарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционистЭрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

Экология растений формировалась на базе сразу двух ботани­ческих дисциплин - фитогеографии и физиологии растений. Со­ответственно основное внимание в рамках этого направления уделялось раскрытию закономерностей распределения различных видов растений по поверхности Земли, выявлению возможностей и механизмов их приспособления к конкретным условиям произ­растания, изучению особенностей питания растений и др. Суще­ственный вклад в развитие этого направления во второй половине XIX столетия внесли немецкие ученые - ботаникА. А. Гризенбах,агрохимикЮ.Либих, физиолог растенийЮ.Сакс, русский химик и агрохимик Д. И. Менделееви др.

Исследования в рамках экологии животных также велись по нескольким основным направлениям: выявлялись закономерности расселения конкретных видов по поверхности планеты, выяснялись причины, способы и пути их миграции, изучались пищевые цепи, особенности меж- и внутривидовых взаимоотношений, возмож­ности их использования в интересах человека и др. Разработкой этих и ряда других направлений занимались американские иссле­дователи - зоологС.Форбс и энтомологЧ.Ренли, датский зоолог О. Ф. Мюллер, русские исследователи - палеонтологВ. А. Ковалев­ский, зоологиК.М.Бэр, А. Ф. Миддендорф и К.Ф.Рулье, натура­листА. А. Силантьев, зоогеографН. А. Северцов и др.

Проблематика экологии человека разрабатывалась преимущест­венно в связи с изучением экологических аспектов человеческой эволюции и исследованиями в области медицинской эпидемиоло­гии и иммунологии. Первое направление исследований в рассмат­риваемый период представляли английские биологи-эволюциони­сты Ч.Дарвин иТ.Гексли, английский философ, социолог и пси­хологГ. Спенсер, немецкий естествоиспытатель К. Фогт и некото­рые другие исследователи, второе направление - микробиологи, эпидемиологи и иммунологиЭ.Беринг, Р.Кох, И.И.Мечников, Л. Пастер, Г. Риккетс, П. П. Э. Ру, П. Эрлихи др.

Геоэкология возникла на стыке двух крупнейших наук о земле -географии и геологии, а также биологии. Наибольший интерес у исследователей на заре развития этой отрасли экологии вызывали проблемы организации и развития ландшафтных комплексов, влияния геологических процессов на живые организмы и челове­ка, строения, биохимического состава и особенностей формиро­вания почвенного покрова Земли и др. Значительный вклад в раз­витие этого направления внесли немецкие географыА. Гумбольдт и К. Риттер, русский почвоведВ.В. Докучаев, русский географ и ботаникА.Н. Краснови др.

Исследования, проводимые в рамках перечисленных выше на­правлений, заложили основу для выделения их в самостоятельные отрасли научного знания. В 1910 г. в Брюсселе состоялся Между­народный ботанический конгресс, на котором в качестве само­стоятельной ботанической дисциплины была выделена экология растений - биологическая наука, изучающая взаимосвязи живого организма и окружающей его среды. В последующие несколько десятилетий официальное признание в качестве относительно са­мостоятельных направлений исследований получили также эко­логия человека, экология животных и геоэкология.

Еще задолго до того, как отдельные направления экологических исследований обрели самостоятельность, наметилась очевидная тенденция к постепенному укрупнению объектов экологического изучения. Если первоначально в качестве таковых выступали еди­ничные особи, их группы, конкретные биологические виды и т.д., то с течением времени их стали дополнять крупные природные комплексы, такие, как «биоценоз», понятие о котором было сфор­мулировано немецким зоологом и гидробиологомК. Мебиусомеще в 1877 г. (новый термин призван был обозначать совокуп­ность растений, животных и микроорганизмов, населяющих от­носительно однородное жизненное пространство). Незадолго до этого, в 1875 г., австрийский геолог Э. Зюсс для обозначения «пленки жизни» на поверхности Земли предложил понятие «био­сфера». Значительно расширил и конкретизировал это понятие русский, советский ученыйВ.И. Вернадский в своей книге «Био­сфера», увидевшей свет в 1926 г. В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел понятие «экологическая система» (экосистема). А в 1940 г. советским ботаником и географомВ.Н. Сукачевым был введен термин «биогеоценоз», которым он предложил обозначать элементарную единицу биосферы.

 

Контрольные вопросы к главе 1:

1. Экологические представления античного периода.

2. Экологические представления эпохи возрождения.

3. Экологические представления в 18 веке.

4. Экологические представления в 19 веке.

 

 


СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

 

Определение экологии, система экологических наук

Изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологий. Это было бы невозможно без выработки общих подходов к организации самого процесса исследования. Именно этой необходимости и обяза­на своим появлением экология как единая наука, интегрирующая в себе развивавшиеся ранее относительно независимо друг от дру­га частные предметные экологии. Результатом их воссоединения стало образование «большой экологии» (по выражению Н.Ф. Реймерса) или «макроэкологии» (по Т.А. Акимовой и В.В. Хаскину), включающей сегодня в свою структуру следующие основные разделы (рис.1):

• общая экология;

• биоэкология;

• геоэкология;

• экология человека (включая социальную экологию);

• прикладная экология.

Рис. 1. Подразделения современной экологии [10].

Современная экология представляет собой комплексную науку, решающую чрезвычайно широкий спектр задач, крайне актуальных на современном этапе развития общества. По определению одного из крупнейших совре­менных экологов Ю. Одума, «экология - это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых сис­тем в природе, обществе, их взаимосвязи». И хотя в буквальном переводе слово «экология» означает учение о «доме» (от греч. «ойкос» – местообитание, жилище, дом, и «логос» – учение), современная экологическая проблематика требует более широкого определения (рис.2).

 

 

Экология – это комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и ее взаимодействии с человеческим обществом.

Экология – интегрированная фундаментальная наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем надорганизменного уровня, популяционных экосистем и биосферы; изучает основные фундаментальные закономерности: поток энергии, циркуляции химических элементов.

Основная цель современной экологии – найти путь управления природными, антропогенными системами, человеческим обществом и биосферой в целом в соответствии с законами природы, а не вопреки ним, найти гармонию между экономическими и экологическими интересами человека.

Основные задачи экологии могут быть сведены к изучению популяций, биоценозов, экосистем и биосферы. Структура биоценозов, на уровне формирования которых происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов.

Биоэкология– первичное научное направление, изучающее закономерности взаимоотношений живых организмов со средой обитания на надорганизменных уровнях организации. Предмет изучения – живые сообщества, человек в рамках биоэкологии рассматривается как биологический вид. Раздел тесно связан с другими биологическими науками (физиологией, таксономией, этологией). В рамках биоэкологии выделяют системную экологию и экологию систематических групп.

Системная экология включает в себя:

· аутэкологию – экологию отдельных организмов (одно из направлений аутэкологии – изучение механизмов адаптации организмов к условиям среды);

· популяционную экологию, изучающую взаимодействие популяций как целостных систем со средой (некоторые исследователи считают этот раздел центральным в экологии), синэкологию, изучающую экологические процессы на уровне многовидовых сообществ – биогеоценозов, или экосистем (что несмотря на смысловые нюансы практически одно и то же – надвидовой уровень организации биологических систем);

· глобальную экологию, или учение о биосфере, как о единой глобальной системе, в которой живые организмы определяют тесное взаимодействие атмосферы, гидросферы и литосферы.

Экология систематических групп включает экологию растений, экологию животных, экологию грибов, а также более мелких таксономических единиц (например: экология комаров-долгоножек семейства Tipulidae).

Геоэкология – рассматривает взаимодействие биосистем со средой с учетом различных ландшафтов (экология тундры, степей, саванн, пустынь, культурных ландшафтов и пр.) и других географических подразделений (экология островов, высокогорий, Крайнего Севера, хребта Сихотэ-Алинь и пр.). Также геоэкология включает экологию сред: воздушной, наземной, моря, континентальных водоемов. На стыке биоэкологии и геоэкологии образовано множество частных разделов: экогеология, палеоэкология, археоэкология, эволюционная экология и другие.

Прикладная экология рассматривает частные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в рамках конкретного вида деятельности. Среди всех видов деятельности глобальный характер имеют сельское хозяйство и строительство. Соответственно, выделяют сельскохозяйственную и строительную экологию, а также инженерную, медицинскую, промысловую, космическую и так далее. При этом рассматривается как влияние человеческой деятельности на экосистемы (например, распашка земель приводит к гибели естественных луговых сообществ), так и влияние среды на человеческие сообщества (например, одомашнивание крупного рогатого скота повлекло за собой развитие человеческой оспы из коровьей, а также артроза суставов пальцев рук у доярок при ручном доении). Прикладная экология тесно связана с природопользованием и с эколого-экономическими науками (например, экономикой среды обитания).

Социальная экология – раздел, обобщающий сведения большинства естественных наук в рамках глобальной системы «человеческое общество – окружающая среда», изучающий взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной и техногенной средой. Поскольку деятельность человека стала одним из факторов, определяющих состояние биосферы, в социальной экологии рассматриваются религиозные, классовые, экономические, культурные причины экологического кризиса. Также освещаются аспекты экологической этики и экологического гуманизма, например, выработка таких ценностей индивидуума, которые сформировали бы позитивный экоцентрический тип его мировосприятия. Открытым остаётся вопрос о соподчинении социальной экологии и экологии человека.

Согласование взаимодействий общества с природой требует определенных экологических знаний. Эти знания должны основываться на изучении развития материи как вида естественного равновесия и на изучении взаимоотношения общества и природы во всей его сложности. Современная экология исследует ряд надорганизменных уровней органического мира: популяцию, биоценоз, экосистемы, биосферу в целом. Экология возникла из потребностей биологических наук и как биологическая наука. Она развивалась и спустя сто лет после своего возникновения в середине 60-х гг. сделала важный шаг к изменению своих предпосылок. Она исследует равновесие в природе уже не как следствие исключительно природных сил и феноменов, естественных процессов, а начинает исследовать его с точки зрения системы «общество-природа». Именно тогда в природе устанавливается равновесие, когда оно достигается в обществе, в социальных структурах. Тем самым экология по-новому поставила вопрос о взаимоотношениях человека и природы, превратившись из естественной науки в общественную и науку об отношении к природе и отношениях с природой. В качестве общественной науки она стремится подчеркнуть взаимное переплетение жизненно важных возможностей человека и их зависимость от самых различных естественных и искусственно созданных условий.

Таким образом, развитие экологии неизбежно привело к выделению из неё социальной экологии, которая в самом общем виде определяется как наука о взаимодействии общества и природы. Социальная экология посвящена изучению рациональной организации самого общества в условиях среды, тем самым она является основой для научно обоснованного формирования ценностей и направлений деятельности общества. В рамках социальной экологии рассматриваются вопросы экологического права, определяющие нормативно-правовой порядок взаимодействия общества с природой и её компонентами. Социальная экология, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, должна способствовать расширению сферы свободы человека за счет создания более гуманных отношений, как к природе, так и к другим людям. Однако какие экологические проблемы в большей или меньшей степени будут предметом изучения социальной экологии, зависит не только от знания экологических проблем, но и от того, как в обществе относятся к отдельным из них, и в какой мере и какие сегменты общества готовы проявить активность в их решении.

Социальная экология тесно связана с психологией, социологией, педагогикой и философией. На стыке этих дисциплин возникли более специфичные:

· экологическая педагогика (изучает аспекты экологического образования и воспитания в условиях экологического кризиса);

· экологическая психология (разнообразные вопросы индивидуального и группового отношения к природе);

· экологическая философия (рассматривает глубинные предпосылки взаимодействия с природой исходя из социальных и гносеологических причин) и др.

Природопользование это совокупность процессов вовлечения в общественное потребление природных ресурсов: земель, лесов, полезных ископаемых, водных и других ресурсов с целью создания материальных благ и услуг. На современном этапе можно уверенно говорить о целостной, охватывающей все сферы человеческой деятельности системе природопользования. Природопользование базируется на естественнонаучном фундаменте экологии, включает в себя охрану окружающей среды, а также тесным образом связано с экономической географией, основами экономической теории, отраслевыми экономиками и прогнозированием, с политикой и идеологией, социальной сферой и медициной, с техникой и юриспруденцией.

В широком смысле «природопользование»материально-практический процесс взаимодействия природы и общества, социально-экономическая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и условий, и воздействие на них, включая их преобразование и восстановление, в целях обеспечения благосостояния человека. Таким образом, природопользование имеет универсальный практический характер и выступает важной характеристикой любого вида хозяйственной деятельности человека.

В узком смысле «природопользование»система специализированных видов деятельности, осуществляющих первичное присвоение элементов окружающей природной среды, их производственное использование, воспроизводство и охрану от загрязнения.

Природопользование – глобальный процесс, который определяется по-разному:

· это все формы эксплуатации природно-ресурсного потенциала и меры по его сохранению;

· это все производительные силы, экономические отношения и все соответствующие учреждения, связанные с первичным использованием и воспроизводством ресурсов среды для удовлетворения потребностей;

· это все процессы использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Рациональное природопользование обеспечивает комплексное использование изъятых у природы ресурсов, безотходное и экологически чистое производство, воспроизводство и восстановление ресурсов, т.е. обеспечивает возможность удовлетворения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Нерациональноеприродопользование связано с высокой материалоемкостью производства, загрязнением, истощением и деградацией природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов, при этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала.

Одним из главных вопросов природопользования является изучение изменений природной окружающей среды в процессе использования природных ресурсов, а также в результате природоохранной деятельности и их экологические, экономические и социальные последствия. Это также изначально является предметом изучения экологии.

Охрана окружающей среды – на современном этапе развития цивилизации это важнейшее направление экологической науки, несмотря на то, что это типичная инженерная дисциплина в рамках прикладной экологии. Кроме инженерного аспекта (мероприятия, оборудование и сооружения для сохранения окружающей среды) в раздел входят правовые, нормативные, административные, просветительские, образовательные мероприятия и действия. Разработка этого направления природопользования возможна только и исключительно на основе экологических знаний из перечисленных разделов.

 


Методы экологии.

Экология – наука, которая использует весь арсенал методов естественно-научного познания: всеобщие, общенаучные, частнонаучные.

Всеобщие методы

Известно две группы всеобщих методов – метафизические и диалектические методы. Естественные науки используют диалектические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогию, классификацию, обобщение, индукцию и дедукцию. На этих методах познания основывается вся интеллектуальная деятельность человека. Метафизические методы познания (например, медитация) ортодоксальной наукой отрицаются в силу своей субъективности.

Среди всеобщих методов все более модным становится моделирование. Модель – это имитация того или иного явления реального мира, позволяющая делать прогнозы. Под моделированием понимается изучение экологических процессов с помощью лабораторных, натурных или математических моделей. Толчок развитию математического моделирования в экологии дала кибернетика. Модели биосистем столь многочисленны, что классификация их почти невозможна.

В простейшей форме модель может быть вербальной (словесной) или графической, т.е. неформализованной. Если необходимы достаточно надежные количественные прогнозы, то модель должна быть формализованной, строго математической. Но относиться к математическому описанию работы биосистем нужно с осторожностью, поскольку по выражению биологов происходит работа абсолютно точными методами с абсолютно неточными данными. Математические модели не всегда достоверно отражают работу природных систем в силу их сложности, многогранности и способности к адаптации. Поэтому необходимо доказать адекватность используемого математического аппарата объекту и целям исследования. Создание методологии и технологии моделирования биосистем и экосистем – дело будущего.

Стратегия моделирования заключается в попытке путем упрощения получить модель, свойства и поведение которой можно легко изучать. В то же время модель должна иметь достаточное сходство с оригиналом, чтобы результаты ее изучения были применимы к оригиналу. Переход от модели к оригиналу называется интерпретацией модели.

Самыми важными моделями являются концептуальные модели. С помощью и на базе таких моделей строится современное мировидение во всех областях знаний. Каждая сегодняшняя модель всегда неокончательная, так как процесс познания непрерывен. В экологии в качестве такой концептуальной модели устройства мира принята модель – «экологическая система».

Общенаучные методы

Известно также две группы общенаучных методов – эмпирические и теоретические. Эмпирические методы – наблюдение, описание, измерение и эксперимент – явились решающими в истории развития естествознания, так как они характеризуются непосредственным исследованием реальных чувственно воспринимаемых объектов. От количества собранных в природе фактов зависит точность и достоверность теоретических обобщений (например, только сеть метеостанций на обширной территории может стать информационной базой для реального метеорологического прогноза).

Теоретические методы – это логические механизмы создания гипотез, законов, теорий. К ним относятся: формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод и др. Теоретические и эмпирические методы в научных исследованиях неотделимы друг от друга, поскольку все научные выводы формируются либо по пути от модели к фактам из природы, либо по пути от фактов к модели природных процессов.

Частнонаучные методы

Частнонаучные методы используются только в рамках конкретного раздела науки или конкретного явления. Экология, как и каждая частная наука, имеет свои специфические методы исследования. Частнонаучные методы опираются на теоретические (то есть на проверку теории) и используют эмпирические (наблюдение, эксперимент…) и диалектические методы.

Характер сочетания всех методов определяется спецификой научного исследования. Например: выдвигается гипотеза о том, что сброс целлюлозно-бумажного завода (ЦБЗ) отрицательно сказываются на ихтиофауне оз. Байкал. Чтобы подтвердить гипотезу, производится сбор фактов о численности и состоянии популяций рыб вблизи и вдали от ЦБЗ за несколько лет (эмпирические методы). Исследуется состав сточных вод ЦБЗ, влияние химических компонентов стоков на организмы (эмпирические методы). Собранные сведения обрабатываются математически, выявляется степень сходства удаленных друг от друга популяций рыб (всеобщие методы). На основе результатов обработки данных строится модель дальнейшего развития ситуации (теоретические методы). В течение этого исследования частнонаучные методы весьма разнообразны:

· использование планктонных сетей при изучении кормовой базы рыб;

· центрифугирование при изучении состава стоков;

· шкалирование в многомерное пространство евклидовых дистанций при обработке данных о популяциях рыб и многие другие.

Таким образом, в научном познании применяется, как правило, комплекс методов, от правильного сочетания которых и зависят результаты исследований. При этом накопление новых сведений вносит поправки, обогащает или опровергает существующие научные факты. И хотя философия науки всегда стремилась рассматривать явления в их целостности, практика науки являет сочетание двух подходов: редукционистский – познание явлений путем детального анализа все более и более мелких явлений и компонентов и холистический, основанный на синтезе, а не разделении явлений. В настоящее время именно холистический подход применяется при решении задач экологии и безопасности жизнедеятельности.

Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить ее на ряд уровней организации живой материи – это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого (рис. 3). Системы разных уровней являются предметом изучения различных дисциплин, например, генетические системы изучает генетика,клеточные – цитология, органы – физиология. Более высокоорганизованные системы уже не укладываются в рамки одной дисциплины. Организм как уровень организации, например, рассматривают разнообразные разделы ботаники и зоологии: альгология (лат. alga – водоросль), микробиология (гр. micro – малый), микология (гр. mycos – гриб), ихтиология (гр. ichthys – рыба), орнитология (гр. ornis – птица), антропология (гр. antropos – человек) и т. п.

Экология изучает системы, которые расположены на более высоких, чем организм, уровнях организации (популяции, биоценозы, биосфера).

Самое важное следствие иерархической организации живой природы состоит в том, что по мере объединения подсистем в более крупные функциональные единицы у этих новых систем возникают уникальные свойства, которых не было на предыдущем уровне. В экологии эти качественно новые свойства называют эмерджентными (англ. emergent – неожиданно появляющийся). Эти свойства нельзя предсказать на основании свойств подсистем низшего порядка, составляющих систему следующего, более высокого уровня организации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...