Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетное регулирование. Бюджет РБ.




На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций госорганов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Гос-ый бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания госаппарата, Вооружённых Сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.

Бюджетная система – основанная на экон-их отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы её построения (единство, реальность, полнота, гласность, самостоятельность).

Функции бюджета: перераспределение ВВП, гос-ое регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики.

Бюджетная система РБ включает республиканский и местный бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Расходы бюджетов определяются программами социально-экон-ого развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в установленных размерах.

Внебюджетные фонды – средства правительства и местных властей,связанные с финансированием расходов, невключаемых в бюджет; формируются за счёт обязательных целевых отчислений (ФСЗН).

По Закону «О бюджетной системе и гос-ых внебюджетных фондах», показатели бюджета классифицируют на: 1)доходы; 2)расходов; 3) источников внутреннего и 4)внешнего финансирования дефицита бюджетов; 5)виды внутреннего и 6)внешнего госдолга РБ.

Доходы делят на: •текущие; •капитальные; •свободных экон-их зон; • гос-ых целевых бюджетных фондов и доходы ФСЗН. Доходы респ. бюджета в 2010 г. 35,5 трлн., расходы 8,2 трлн. В 2011 бюджет имеет соц-ую направленность. Значительные средства выделяются на повышение зарабплаты, пенсий, стипендий, пособий, на 30% увеличены расходы на сферу здравоохранения, на развитие материально-технической базы учреждений образования.

Гос-ые ресурсы распределяются: 1)основная часть на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг - более 50%; 2)субсидии и текущие трансферты 20-22 % всех госрасходов; 3)доля капитальных расходов 20% (капитальные вложения); 4) 5-6 % на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.

Консолидированный бюджет РБ составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет. Целевые бюджетные фонды РБ: Гос-ый фонд содействия занятости; Республ. дорожный фонд; охраны природы; «Энергосбережение».

Контроль за использованием респ. бюджета осуществляется Президентом РБ, Правительством РБ и Комитетом госконтроля РБ. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Мин. по налогам и сборам, Гостаможенный комитет РБ, местные фин., налоговые и таможен. органы.

Кредитно-денежное регулирование.

На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Денежно-кредитная политика – один из элементов общей экономической политики гос-ва (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой), определяется приоритетами и целями правительства. Это и совокупность госмероприятий, регламентирующих деят-сть денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов.

Конечные цели: стабильность экон-ого роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платёжный баланс.

Объект – денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров/услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объёмом, формой, ценой.

Субъекты: 1)субъекты хозяйствования- институты денежного рынка (коммерческие банки, финансовые компании, финансовые биржи), производители товаров/услуг; 2) госструктуры: Министерство экономики, финансов и др, местные органы и Нацбанк; 3)домохозяйства.

Инструменты денежно-кредитной политики делят на прямые (целевое кредитование, административный контроль над уровнем процентных ставок) и косвенные (регулирование официальной ставки рефинансирования, учётной и депозитной ставки, операции на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, изменение нормы обязательных резервов).

Денежно-кредитная политика должна решает общие (развитие страны и макроэкономическая ситуация) и специфические задачи (связанные с особенностями банковского сектора, обеспечивающего сохранность и эффективность размещения активов предприятий и домохозяйств, нормальный ход платежной системы). Нормативно-прававое регулирование происходит ч/з Законы «О Нацбанке РБ» и «О банках и банковской деят-сти».

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегия и тактика вырабатываются и выполняются в рамках долгосрочной Концепции развития банковской системы РБ 2001-10 г. Её основные ориентиры: защита и обеспечение устойчивости бел-ого рубля, его покупательной способности и курса по отношении к инвалютам, развитие и укреплении банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платёжной системы, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, рост ресурсов. В прогнозных документах (НСУР 2020г.) определены данные перспективные цели денежно-кредитной политики. Для их достижения Нацбанком предусматривается регулирование денежно-кредитной сферы:

*в области регулирования ден-ой массы - наращивание денежного предложения в нацвалюте;

*в области процентной политики - поддержание положительной доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики;

*в области политики обменного курса - обеспечение траектории номинального курса бел-ого рубля к корзине валют.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...