Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГОС ВЛАСТЬ – ДИНАМИЧНОЕ СОСТ-Е ГОС-ВА.




Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Законность и правопорядок – это важнейшие характеристики динамичного состояния правовой жизни современного демократического цивилизованного государства.

 

ПРОИСХОДЕНИЕ ГОС-ВА

 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства.В основе лежат представления о божественном происхождении гос-ва, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной хар-кой является отсутствие разделения между обществом и гос-вом. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.Теологическая теория получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно теории, по своей сущности гос-во является результатом проявления как Божественной воли,так и воли человеческой. Гос власть по способу приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической. Плюсы данной теории: она объясняет идеал гос власти, кот сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологич теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое(наука,изуч чел) , но и метафизическое измерение (первонач природа) в объяснении происхождения государства.Патриархальная теория

 Гос-во трактуется как закономерный этап развития семьи,но понятие «гос-во» не приравнивается к понятию «семья». Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т е в наиболее развитом виде гос-во — это общение свободных и равных граждан. Плюсы: аналогия гос-ва с семьей возможна, т кструктура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением гос-ва.Насильственные концепции происхождения государства В основе возникновение гос-ва, как результата насилия (внутреннего или внешнего). Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.Психологические концепции

В основе концепций возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями кот можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Плюсы психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, т к психика чел формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т.д.

ФОРМА ГОС-ВА КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫС ОРГ ВЛАСТИ

Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. "Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию".Форма гос-ва отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Форма гос-ва-организация гос власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (гос) режима. Понятие формы государства охватывает:а) организацию верховной гос власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;б) территориальную организацию гос власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями;в) методы и способы осуществления государственной власти.Форма г-ва зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Так, феодальному типу гос-ва соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма гос-ва во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели JK компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам.На форму гос-ва влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. "Многонациональный состав населения,- писал И. А. Ильин,- предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам". События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны "своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным".

 

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

 особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога.

 

 

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его

производственных отношениях и классовой структуре. В формационной теории большое значение имеет типология государства,т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно

выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства– это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующейисторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества,закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.Три принципа соотношения г-ва идуховно-культурной жизни общества.1-Природа г-ва определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.Рассматривая г-во, надо учитывать не только соц интересы, но и устойчивые, образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.2-Гос может рассматриваться как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации г-ва.3-Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. Рабовладельческое гос-во. Возникло в рез-теразложения первобытнообщинного строя и представляющий собой полит организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Рабовладельческая собственность - первый вид частной соб-ти, рабовладельческое государство – для охраны,укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства. Феодальное г-во. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на собственников земли –феодалов. Буржуазное гос-во Капиталистическое гос-во

охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу –частную собственность на орудия и средства производства. Суть: гос-во представляет собой диктатуру буржуазии, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс. При капитализме

не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. Социалистическое государство.Это организация полит власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Социалистич г-во отличается чертами: 1). Экономическую базу соц. Государства составляют общественныесоциалистические формы собственности и социалистическая система г-ва. Все перечисленные виды основывались на частной собственности. 2). Соц г-во с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих. 3). Социалистич г-во имеет более широкую соц базу,т.к. управляют им трудящиеся. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества– раб класса.

 

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления - монархия и республика..Монархия - форма правления, где высшая гос власть принадлежит единоличному главе гос-ва – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом гос-ва. Он осуществляет законодательную функцию,руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. При ограниченной монархии высшая гос власть рассредоточена между монархом и другими органами. К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в кот власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.Республика - это форма правления, в кот высшая . гос власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых гос-вах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих гос-вах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, кот имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами.Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.Это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.

Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

МОНАРХИЯ

 форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и передаётся по наследству.

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

 

РЕСПУБЛИКА

 форма гос правления, при кот верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением. Главное отличие в управлении республиканского гос-ва от других типов государств — наличие писанного закона, которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:1-как избирается парламент,2-как формируется правительство,3-какой объём полномочий принадлежит президенту.Парлаìментская респуìблика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики гос-ва.Президентская республика хар-ся значительной ролью президента в системе гос органов, соединением в его руках полномочий главы гос-ва и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.Отличительные черты президентской республики-внепарламентский метод избрания президента,-внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

ГОС-ВО И ЦЕРКОВЬ

 абсолютный нейтралитет между государством и церковью едва ли вообще достижим. Всякому государству приходится считаться с реальным религиозным составом своего населения. Отсюда и присяга Президента на Библии, отсюда и официальный выходной день в воскресенье. У принципа отделения Церкви от государства есть, однако, и иная генеалогия. На европейском континенте он явился результатом антиклерикальной, или прямо антицерковной, борьбы, хорошо известной из истории французских революций. Когда Церковь отделяется от государства не ввиду поли-конфессиональности населения страны, а потому что государство связывает себя с той или иной антихристианской либо прямо антирелигиозной идеологией, то уже нет возможности говорить о нейтралитете такого государства, о его чисто светском характере. Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения. История XX века явила в разных странах мира много роковых примеров антицерковной политики правительств, которая в конечном счете самый сильный удар наносила по самому государству, ибо, несмотря на свой материальный, земной характер, государство все-таки значительно более хрупко, чем Церковь, о которой Господь Иисус Христос неложно обетовал, что «врата ада не одолеют ее» Папацезаризм – термин, обозначающий тенденцию присвоения себе церковным руководством, в частности папой римским, функций светских государей.Цезаропапизм, также цезарепапизм, византинизм — термин, введённый католической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых глава государства (император) выступал главой Церкви.Клерикализм— политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В более узком, экклезиологическом смысле — организация церковной жизни, предполагающая господство сословия клириков(профессионального духовенства). Наиболее ярко представлен в Римско-католической церкви. Следует отличать от теократии. Противоположный термин — секуляризм.

 

ФОРМА ГОС УСТРОЙСТВА

территориальная организация гос власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями.

Основные формы гос устройства: унитарная и федеративная. Третья форма - конфедерация встречается реже.

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса гос образований, не обладают суверенными правами. В унитарном гос-ве единые высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая конституция, что создает организационноправовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.Унитарные государства могут иметь и однонациональны и многонациональный состав населения.Федеративное государство - сложное союзное г-во, части которого (республики, штаты, земли, кантоны) являются государствами или гос образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации(передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.).Федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные гос-ва. Входящие в состав федерации государственные образования и государства могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие гос органы - законодательные, исполнительные, судебные. Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации. Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей. Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения кот они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество.

 

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ГОС-ВА.

Унитарное государство — форма гос устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Основные признаки унитарного государства:1-Единый для всего гос-ва учредительный нормативный правовой акт, нормы кот имеют верховенство на всей территории страны;2-Единые для всей страны высшие органы власти;3-Единая система законодательства;4-Единое гражданство;5-Единая денежная единица;6-Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.Унитарные гос-ва могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

1.характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;2.объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать гос-во централизованным, если во главе местных органов гос власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства.Федерация — форма гос устройства, при кот части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юр определённой политической самостоятельностью.В федеративном гос-ве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера; они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...