Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОС-ВА.




Термин «правовое государство» появился в первой трети XIX в. в трудах некоторых немецких юристов. Однако элементы теории правового государства зародились еще до нашей эры. Свой вклад в развитие этой теории внесли такие мыслители, как Цицерон, Аристотель, Руссо, Монтескье, Локк, Кант и др.

Теория правового государства развивалась, обогащалась новыми идеями, систематизировалась, приобретала все более формализованный вид, постепенно воплощалась на практике. Эти процессы, на которые потребовались многие века, не закончены и в настоящее время. Об этом свидетельствует и отсутствие в юридической литературе единого мнения о том, как определить современное правовое государство. Однако можно выявить следующие условия, необходимые для его возникновения, а следовательно, и развития.

- Высокая образованность членов общества. Ни одна сколько-нибудь серьезная, реализуемая социальная теория не может быть предложена малограмотным человеком, не изучившим историю сущности государства и права, общество, в котором он живет.

- Мощный социальный протест. Трудно представить государство, которое добровольно ограничило бы себя своим же правом.

- Следование требованиям морали.

- Соблюдение законов и неотвратимость ответственности.

- Достаточность материальных ресурсов и возможность ведения всеми желающими экономической деятельности.

- Сбалансированность деятельности государства.

Все эти условия, конечно, взаимосвязаны, и только при наличии их всех государство постепенно становится правовым. Его построение должно быть тщательно продуманным, научно обоснованным, иметь четкую стратегию и тактику, учитывать прежде всего отечественный, а не только зарубежный опыт.

 

Основные принципы правового государства

Принципы - это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права.Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. При его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью.

Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

 

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОС-ВА

Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности.

1.Верховенство права и закона. Принцип верховенства права закреплен в ч.1 ст.7 Конституции РБ.

2. Принцип разделения властей. Осуществление принципа разделения властей (ветвей власти) ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние.

3. Защита прав и свобод личности. Защита прав и свобод человека – главное направление деятельности правового государства. Национальное законодательство и судебная система должны гарантировать и защищать права человека.

4. Взаимная ответственность государства и личности также неотъемлемый признак правового государства. В правовом государстве делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы.

Принцип взаимной ответственности государства и личности закреплен в ст. 2 в Конституции РБ.

5. Гражданское общество. В самом общем виде ГО – это та сфера общественных отношений, в которую государство не имеет право вмешиваться административными методами. Гражданское общество включает в себя частных лиц, классы, социальные группы и институты (формы государственного устройства), взаимодействие которых регулируется гражданским правом, и которые прямо не зависят от политического государства.

К элементам гражданского общества относят:

- добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, куда входят:

а) семья,

б) общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие),

в) политические союзы, партии, хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д.

г) собственность, свободный труд, предпринимательство

д) СМИ и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...