Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩОСТИ ГОС-ВА В СОВР НАУКЕ.




СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

Центральным институтом политит системы является гос-во. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. В широком смысле гос-во понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Четкое разграничение гос-ва и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в рез-те хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Гос-тва разных эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют схожие черты.Общими для государства являются следующие признаки:1-Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.2-Территория, очерчивающая границы гос-ва. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Строится по этнической общности людей.3-Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения кот обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает гос-во. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.4-Монополия на легальное применение силы, физич принуждения. Диапазон гос принуждения простирается от ограничения свободы до физич уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у гос-ва имеются спец средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура. 5-Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.6-Обязательность членства в государстве. В отличие от полит организаций, пребывание в кот добровольно и не обязательно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.7-Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами……Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

 

СОЦ, ПОЛИТ И ГОС ВЛАСТЬ.

Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. Вюр литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи – как волевое отношение властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управл, связанное с принуждением.Зачастую под властью понимается гос-во или его органы, осуществляющие власть.Социальная власть-присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.Соц власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом.Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка.Это системообразующий элемент, обеспечивающий соц жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.Вместе с тем если гос власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или соц группы, являющейся субъектом полит властвования. В отличие от власти политической, гос власть имеет три осн ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.Согласно другой точке зрения, понятие «политич власть»тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении и пр.Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос принуждение.Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Гос власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Гос власть:1-распространяется на все общество;2-носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);3-опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);4-осуществляется специальными лицами;5-устанавливает систему налогов;6-организует население по территориальному признаку;7-характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

ГОС ВЛАСТЬ И ПРИНУЖДЕНИЕ.

Гос власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим гос власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается. Гос принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Само по себе гос принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОС-ВА

 общие признаки и отличительные черты гос-ва, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Гос-во представляет собой единую территориальную организацию полит власти в масштабе всей страны. Гос власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление гос-ва. (районы, области, края, округа, провинции, , графства, губернии). Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - гос границы, кот отделяет одно гос-во от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а т.ж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений гос-во непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим гос органам, которые в были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи; 4) суверенитет. Гос-во представляет собой суверенную организацию власти. Гос суверенитет -такое свойство гос власти, кот выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри страны, 5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩОСТИ ГОС-ВА В СОВР НАУКЕ.

 Основополагающим в гос-ве являются власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит гос власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной. Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что гос власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория - властвовать, могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником власти является народ, что гос власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.Марксистская теория доказывает, что полит власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность гос-ва как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

 

ГОС АППАРАТ

это целостная иерархическая система гос органов и учреждений, практически осуществляющих гос власть, задачи и функции гос-ва. Гос аппарат есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой гос-во осуществляет власть. Можно сказать, что гос аппарат- деятельное, постоянно функционирующее выражение гос-ва.

Признаки:1-Гос аппарат, это целостная иерархическая система гос органов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями. 2-Первичными структурными элементами гос аппарата являются гос органы и учреждения, в которых работают гос служащие. Гос органы связаны между собой на началах субординации и координации. 3-Для обеспечения государственно-властных велений гос аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. 4-При помощи гос аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции гос-ва. Между функциями гос-ва и гос аппаратом существует прямая связь, т. к. он создаётся как раз для выполнения функций гос-ва. Поэтому с изменением функций гос-ва неизбежно следует и изменение гос аппарата. "механизм государства" = "государственный аппарат".Принципы:1. Территориальности - каждый орган гос аппарата действует в рамках определённой территории. 2. Иерархичности - органы в гос аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. 3. Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, кот и будет их исполнять. 4. Выборности и назначаемости - в некот органы гос аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи гос аппарату. 5.Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало. 6. Гласности и тайны - безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности гос аппарата, когда без второго просто не обойтись. 7. Законности - кот выражается в организации и деятельности органов г-ва: а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...