Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовые проблемы государства и пути их решения.




Функционирование финансовой системы имеет ряд проблем. В настоящее время в условиях высоких доходов и профицита бюджета особенно актуальна задача контроля за использованием государственных средств. Однако нельзя сказать, что все здесь обстоит благополучно. Имеет место накопление не использованных в течение года остатков бюджетных средств, неравномерное их расходование ведомствами. Бюджетные средства, которые в конце года “вбрасываются” в экономику, серьезно затрудняют системную работу по сдерживанию инфляции. Таким образом, эффективность использования государственных ассигнований в течение года еще далека от идеальной, что подрывает идею среднесрочного планирования и в известной мере её девальвирует, снижает эффект общих усилий правительства по обеспечению макроэкономической стабильности и сдерживанию роста цен.

Сегодня в России профицитный бюджет. Это означает, что государство практически забирает из экономики средств больше, чем отдает в виде бюджетных расходов. Следовательно, государство берет на себя дополнительную ответственность перед бизнесом, всем обществом, ограничивая их в праве самостоятельно распоряжаться этими средствами. Изъятые из экономики они представляют собой чьи-то отложенные инвестиции, модернизацию отдельных производств, отложенные спрос, расходы, покупки.

Промышленность России сильно утяжелена. Страна по сей день остается в основном экспортером сырья и материалов, а не готовой продукции, что делает финансовую систему зависимой от конъюнктуры мирового рынка.

Реорганизуя финансовую систему страны, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода, созданию разветвленной финансовой системы. Это привело к распылению финансовых ресурсов, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.

Коренное изменение отношений в банковской и налоговой системах привело к быстрому росту теневой экономики, созданию различных финансовых пирамид, крушение которых нанесло удар по финансовому состоянию значительной части населения.

Очень остро стоит проблема равномерного и уравновешенного развития регионов. Проблемы содержатся и в механизмах взаимодействия центра с регионами, т.е. в межбюджетных отношениях: с одной стороны, при формировании бюджетных доходов применяется унифицированных подход к регионам (на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений НДС и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет), с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.

Говоря о государственных финансах, стоит отметить, что помимо проблем, связанных с бюджетной системой, имеются также проблемы в государственных резервах. Главная проблема заключается в определении достаточных размеров накоплений, выявлении разумных путей вложения излишков (золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд). Очевидно, что запасы в таких размерах, которые имеет Россия сейчас излишни и инфляционны.

Можно предположить, что основными путями преодоления проблем и иных негативных явлений в финансовой системе являются следующие меры:

Во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;

Во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения некоторых статей доходной части бюджета, упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы, должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;

В-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;

В-четвертых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать выплата внешних долгов.

В-пятых, необходимо добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, произведенной в России.

Однако, несмотря на существующие недостатки сложившейся в стране финансовой системы, следует отметить, что в целом она весьма эффективна, о чем свидетельствуют темпы роста российской экономики в последние несколько лет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...