Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, формы и методы контрольной деятельности парламента.




Конституция РФ 1993 г. только один раз упоминает непосредственно контроль в связи с деятельностью Федерального Собрания. В частности, ч. 5 ст. 101 российской Конституции гласит, что “для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату”.

Некоторые конституционные полномочия палат Федерального Собрания относятся к числу контрольных, например, отрешение Президента РФ от должности (Совет Федерации), решение вопроса о доверии Правительству РФ, освобождение от должности Председателя Центрального банка России (Государственная Дума) и т.п.

Контрольные полномочия российского парламента и его палат закреплены не только в Конституции, но и в развивающем ее законодательстве. Так, некоторые полномочия парламента и его палат в отношении Правительства России зафиксированы в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997 г.1 А такая форма контроля, как депутатский запрос (не запрещенный, но и не предусмотренный Конституцией РФ), была первоначально оговорена Федеральным законом “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г. с последующими изменениями, а позже получила подтверждение в уже упомянутом Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”.

Формы проявления контрольных полномочий следующие:

- Вопрос - это требование парламентария об информации по какой либо проблеме, обращенное к правительству в целом или члену исполнительного органа. Вопросы могут быть устными или письменными. Обычно на заседаниях палат выделяется время для ответов на вопросы. На письменные вопросы ответы могут быть как письменными так и устными. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами.

- Запрос - это обращение, как правило, палаты или группы парламентариев к исполнительной власти (правительству) в целом. Его основное отличие от вопроса, во-первых, в том, что он сам по себе может содержать какую-либо оценку действий правительства. В-третьих, ответ на него, как правило, письменный. В-четвертых, как по запросу, так и по ответу на него могут развернуться дебаты. По их результатам возможно голосование по вопросу о доверии к правительству или одному из членов.

- Отчеты органов и должностных лиц исполнительной власти

- Парламентские расследования. Расследования проводят либо постоянные комитеты (комиссии) по поручению парламента или по своей инициативе, либо - специально создаваемые следственные (контрольные) комитеты (комиссии)

- Выражение недоверия (резолюция порицания) или отказ в доверии правительству. Это высшая форма и, в то же время, результат парламентского контроля, следствие негативных обстоятельств, выявленных в ходе осуществления иных контрольных полномочий

В практике Совета Федерации применяются как коллегиальные, так и индивидуальные формы парламентского контроля. Совет Федерации использует общий (в широком смысле) и специальный (в узком смысле) способ контроля, т.к. участвует в назначении высших должностных лиц (Подпункты "ж", "з", "и" п. 1 ст. 102 Конституции России) и контролирует выполнение конкретных актов; в зависимости от процедуры, согласно Регламенту Совета Федерации, используется гласный и негласный контроль, конкретный и абстрактный, юридический и политический, консультативный и резолютивный.

Контрольные функции Государственной Думы Федерального Собрания России: полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; может вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности,

 

30.Межпарламентское сотрудничество – важнейший институт представительной демократии, способствующий решению многих проблем современного государства и права. Как справедливо было отмечено на конференции, посвященной новым возможностям ОБСЕ и СНГ, межпарламентское сотрудничество охватывает такие сферы, как борьба с международным терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностью, бедностью, разоружение, энергетическая, экономическая и гуманитарная безопасность, экология и многое другое [6]. В настоящей работе межпарламентское сотрудничество характеризуется с учетом участия в нем представительных (законодательных) органов субъектов федеративного государства.

 

Анализируя теоретико-правовые основы, в первую очередь необходимо определиться с содержанием понятия «межпарламентское сотрудничество» в современном его толковании. В российской и зарубежной юридической науке отсутствует четкое определение дефиниции.

 

В политологии данный термин отождествляют с понятием парламентской дипломатии [8]. Отмечается, что современная эволюция межпарламентских связей характеризуется возрастанием роли парламентской дипломатии Концепцией внешней политики Российской Федерации утверждено, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий способствуют повышению эффективности парламентской дипломатии

 

Некоторые авторы рассматривают межпарламентское сотрудничество через функционирование межпарламентских организаций и парламентских ассамблей международных организаций [5].

 

Таким образом, понимание настоящей дефиниции так или иначе происходит в международно-правовом смысле. Однако стоит заметить, что данный подход носит односторонний характер, не учитывая значения межпарламентского сотрудничества в национальном понимании и на региональном уровне.

 

Наука парламентского права раскрывает исследуемое явление шире: ряд авторов рассматривают межпарламентское сотрудничество в качестве международно-правовой деятельности палат Федерального Собрания, а также взаимодействия палат федерального парламента с представительными органами субъектов Российской Федерации

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...