Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составление списка частичных решений для каждого параметра (или признака) .




По каждому признаку записывают возможные варианты. Например, какие могут быть двигатели для автомобиля? Внутреннего сгорания, электрические, паровоз и т.д. Тут очень важно не ограничиться перечислением очевидных вариантов, а записать все, что удастся вспомнить или придумать. Так, кроме перечисленных традиционных двигателей, надо упомянуть двигатели мускульные, пружинные, инерционные и т.д. Целесообразно, по-видимому, при решении любых задач указывать для каждого параметра как один из возможных вариан­тов, что данного параметра (части, особенности, характеристики) нет вообще. Например, для двигателей надо указать и вариант "без двигателя". Ведь появились автомобили без колес, хотя совсем не­давно это казалось невероятным. 'Это облегчит выход к новым и эф­фективным решениям.

Определение функциональной ценности всех возможных сочетаний

Выбирая по одному варианту каждого признака (иногда говорят: по одному элементу с каждой оси), надо составить комбинацию, решающую поставленную задачу.

Чтобы не запутаться я огромном, числе - вариантов, оценка решений должна производиться на универсальной и простой основе.

Если вообразить некоторое геометрическое пространство, каждая ось

которого соответствует отдельному признаку системы, и на каж­дой оси отмечать Точки, соответствующие отдельным элементам (вариантам), то мы получим пространство, каждая точка которого со­ответствует определенному варианту технической системы. Это пространство получило название морфологического ящика. На прак­тике чаде всего используют морфологическую карту, т.е. берут две оси и составляют таблицу, в каждой клетке которой оказывает­ся один (возможный или невозможный) вариант системы. Такой под­ход облегчает систематизированный перебор различных вариантов возможных решений.

5. Выбор наиболее приемлемого решения

Это самый трудный этап морфанализа. Правил отбора нужного со­четания нет, поэтому приходится действовать наугад. Между тем, сильное сочетание "прячется" среди миллионов слабых и бессмыслен­ных сочетаний. Наиболее распространенная ошибка состоит в стрем­лении получать сочетания путем выбора на каждой оси наиболее "яркого", внешне привлекательного элемента. Такие элементы при объединении не дают гармонического сочетания. Разумнее действо­вать иначе - выбрать несколько главных элементов, в остальные подбирать так, чтобы они соответствовали, "подыгрывали" главным элементам.

8.3. П р и м е р [14]

Шаг первый. Сформулировать задачу:

                    Найти новый вид игры смячом.

Шаг второй. Определить функции, которые приемлемый вариант системы                                                                                                                

                 способен выполнять.

А - расположение игрового поля;

Б - размеры и формаигрового поля;

В - количество играющих;

Г - передвижение;

Д - чем бьют мяч;

Е - как играют;

Ж - цель игры;

3 - форма мяча;

И - конструкция мяча;

К - материал мяча;

Л - продолжительность игры.

Шаг третий. Перечислить и записать широкий спектрчастичных реше­ний,  

                  т.е. альтернативных средств осуществления каж­дой функции:

 

А. Расположение игрового поля

1. на земной поверхности;

2. под землей;

3. на воде;

4. под водой;

5. на льду;

6. неопределенное (может меняться);

7. в специально оборудованном зале;

8. на столе;

9. на специальном стенде;

10. в воздухе;

11. в космосе.

 

Б. Размеры и форма игрового поля

1. фиксированное;

2. без фиксации;

3. меняющиеся в процессе игры.

 

В. Количество играющих

1. один человек;

2. два человека;

3. группа на группу;

4. группа с одним водящим;

5. группа с двумя и более водящими;

6. «каждый за себя»;

7. без ограничений.

 

Г. Передвижение

1. ходьба и бег;

2. вплавь;

3. на коньках;

4. на лыжах;

5. на лошадях;

6. на машинах (мотоцикл, автомобиль, самолет);

7. на вспомогательных приспособлениях (например, ходулях);

8. без передвижения.

 

Д. Чем бьют мяч

1. ногами;

2. руками;

3. головой;

4. бедром;

5. корпусом;

6. палкой обычной;

7. палкой специальной (например, кием);

8. клюшкой;

9. ракеткой;

10. средством передвижения;

11. электромагнитным полем;

12. аэро – и гидродинамическими устройствами;

13. любой частью тела.

 

Е. Как играет

1. катает;

2. бросает;

3. отнимает;

4. перекладывают;

5. догонят;

6. отталкивают.

 

Ж. Цель игры

1. перегнать остальных игроков;

2. забросить в ворота, лунки, кольца;

3. перенести за черту;

4. провести по определенному маршруту;

5. набрать нужное число очков;

6. сбить специальные фигуры или другие мячи.

 

З. Форма мяча

1. шар;

2. овальная;

3. грушевидная;

4. шар с ручкой;

5. сдвоенная (строенная) сфера;

6. шайба.

 

И. Конструкция мяча

1. сплошной;

2. полый однослойная;

3. пористый.

 

К. Материал мяча.

1. резина (каучук);

2. кожа;

3. пластмасса;

4. дерево;

5. металл;

6. кость;

7. ткань;

8. комбинированный.

 

II. Продолжительность игры

1. определенный срок;

2. до результата.

 

 

Шаг четвертый. Определить функциональную ценность всех возможных сочетаний.

Можно отметить, что в этом морфологическом ящике I 992 646 656 типов спортивных игр смячом. Для оценки полноты построенного ящика можно посмотреть, входит ли в него весьма оригинальный футбол, в который' играют жители обычно тихого английского город­ка Ашборна, что находится недалеко от Манчестера.

"В борьбе за мяч, втрое больше футбольного, дозволены левые приемы. В игре участвуют сотни неробких мужчин. "Полем" служат улицы города вместе с прудами, сточными канавами и местной рекой, а "воротами", удалёнными друг от друга на три километра - старое мельничное колесо и трехметровый валун. "Матч" длится два дня подряд по восемь часов.

... Я приехал в Ашоорн, когда первый "тайм", т.е. день "матча" уже состоялся. Город напоминал осажденную крепость; все окна первых этажей закрыты деревянными щитами, дети, женщины и старики заперлись в домах, на улицах только люди достаточно смелые, чтобы , участвовать в игре или просто наблюдать...

И вот большой мяч вброшен в толпу. С тех пор я больше его не видел. "Верхние" сразу оттеснили "нижних" метров на сто, потом постепенно - прямо в реку, но за три с половиной часа, что я смотрел за этой бурлящей, орущей, толкающейся многостенной ора­вой обезумевших людей, обе стороны с трудом продвинулись метров на двести в сторону от места вбрасывания. При каждом непредска­зуемом повороте этой кучи - малы наблюдающие разбегались, трещали заборы, в один момент была перевернута автомашина, о которой какой-то кинооператор вздумал снимать футбольное побоище" [15].

Приведенному описанию соответствует сочетание А6-БЗ-ВЗ-П-Д13-ЕЗ-Ж2-Э1-И2-К2-Д1.                

 

Шаг пятый. Выбрать наиболее приемлемые решения.

                Например, одна из выбранных игр имеет сочетания А3.4-Б1-ВЗ-Г2- Д2-ЕЗ-М2-8а-1®-Н1-Л1, Внее играет как а водное ТОХО, на мяч забивает не в ворота, а  трубу, открытый конец которой находится под водой (забитый мяч всплывает по трубе).

 

Замечания

При составлении обычной морфологической таблицы лишь 30...10 процентов сочетаний могут дать интересный результат. Кроме то­го, такую таблицу необходимо отроить при решении каждой новой задачи. В связи с этим логично возникает вопрос; нельзя ли по­строить универсальную таблицу, годную для морфологического анализа многих технических систем? Такая таблица была создана я 1970 году Г. Альтшуллером и получила название фантограммы. Вертикаль­ной осью фантограммы служат универсальные показатели, характери­зующие любую систему (от часового механизма до человеческого общества) I. Химический состав вещества. 2. Физическое состоя­ние вещества. 3. Объект. 4. Элементы микроструктуры объекта (например, для дерева - метка, для общества - человек), 5. Над структура (т.е. система, в которую входит объект, например, для дерева - лес), 6. Направление развития. 7. Воспроизведение. 8. Энергопитание. 9. Способ передвижения. 10. Сфера распростра­нения. II. Управление. 12. Цель, назначение, смысл существования.

В качестве горизонтальной оси используют перечень приемов из­менения; I. Уменьшить. 2. Увеличить. 3. Объединить. 4, Разъединить. 3. Заменить данное свойство "антисвойством". 6. Ускорить. 7. Замедлить. 8. Сместить по времени назад, 9. Сместить по време­ни вперед. 10. Сделать свойство меняющимся во времени (а еслионоуже меняется, сделать его постоянным). II. Отделить функцию от объекта. 12. Изменить связь со средой (включая полную замену среды).

По сравнению с обычным морфанализом выход осмысленных сочета­ний в фантограмме составляет 60...70 процентов. В этомих преиму­щество. Однако и здесь возможности весьма ограничены. Следовало бы увеличить число элементов на каждой оси, повысив точность и конкретность этих элементов, а следовательно, и определенность сочетаний. Но с увеличением числа элементов начинает снижаться доля осмысленных сочетаний, фантограмма теряем компактность и удобство пользования.

Один из недостатков морфологического анализа - отсутствие уверенности в том, что при построении ящика были учтены вое оси и все альтернативы на каждой оси. Интуитивный поиск вариантов изменяется интуитивным поиском признаков и их альтернатив. Выигрыш лишь в том, что мы переходим от случайного перебора вариантов к более или менее оно тематическому. Проигрыш том, что упустив хотя бы одну ось, мы автоматически теряем очень большую группу вариантов. А с осям; как и с вариантами - самые тривиальные лезут в глаза, а самые интересные прячутся за психологическими барьерами.

Другой из недостатков состоит в том, что при решении изобрета­тельской задачи даже средней трудности в морфологическом ящике могут оказаться сотни тысяч и миллионы вариантов, переборкото­рых представляет собой чрезвычайно большую трудность.

И все-таки у морфологического анализа есть свои достоинства. Прежде всего, он упорядочивает мышление, делает его более система­тичным, отучивает хвататься. За первые попавшиеся варианты. Морфо­логический анализ при тщательном выполнении позволяет хотя бы в первом приближении представить вое "поле вариантов", а это очень полезно, особенно на начальном этапе проектирования техни­ческих систем. Предположим, перед нами поставлена задача усовершенствовать витрины магазинов. У каждого человека связаны опреде­ленные представления со словом "витрина". Но если составите большой морфологический ящик на "витрины", там могут оказаться весьма неожиданные сочетания, какие-то совершенно новые виды "витрин".

Морфологический анализ достаточно успешно и эффективно можно применять при решении конструкторских задач общего плана, при про­ектировании новых машин и поисков новых машин и компоновочных или схемных решений. Наилучшие результаты этот метод может дать при исследовании ограниченных областей поиска, а не при изучении пло­хо определенных и нечетко сформулированных проблем.

Преимуществом морфологического анализа надо считать и возмож­ность применения к задачам не только техническим. В частности, морфологический анализ можно применять при решении научных задач.

Чтобы повысить эффективность морфологического анализа при реше­нии изобретательских задач, можно рекомендовать некоторые приемы.

1. Составлений морфологического ящика должно предшествовать тщательное изучение структуры данного класса объектов.

2. При составлении морфологического ящика надо убрать термины, привязанные исходному прототипу.

3. Морфологический я ж должен быть достаточно большим: нужно иметь много осей и много элементов на каждой оси, чтобы выйти за пределы очевидных представлений.

4. Выбирая конструкции (сочетания элементов), надо помнить что лучшая машина - это "идеальная машина" (т.е. машины нет вообще, а результаты достигаются).

Дальнейшее усовершенствование морфологического анализа связа­но с применением к нему некоторых (хотя ба) понятий и идей АРИЗа Например, представляется перспективным внести в морфологический анализ идею технических противоречий. Если до выбора сочетания сгруппировать оси по принципу их взаимной противоречивости, можно упорядочить выбор сочетания: взяв на одной оси элемент, надо будет искать на другой оси самый "непротиворечивый" элемент по отношение к первому*

Работая по АРИЗ-82, необходимо после получения решения постро­ить на основе найденной идеи морфологическую таблицу "поля - агрегатные состояния". При этом найденная идея соответствует од­ной метке таблицы, а другие клетки могут дать идеи новых техни­ческих систем. Таблица "поля - агрегатные состояния" характеризу­ется сильным изменение» исходного принципа переход от одной клетки к другой обычно сопровождается полной сменой функций и области применения технической системы. Но возможны более простые морфологические изменения» Об этом более подробно изложено в приложениях 4 и 5.

 

 

9. ПРОЧИЕ МЕТОДЫ

 

                                         "Как в осажденной крепости.

 Вокруг взъерошенные мысли и желанья.

 

В.Сидоров

 

Метод фокальных объектов, мозговой штурм, синектика, метод контрольных вопросов. Морфологический анализ - это основные методы активизации мышления. Они граничат друг с другом, кое-где даже пересекаются, но, в общем, это разные методы. Наря­ду с этими чистыми разновидностями существуют всевозможные видо­изменения и комбинации.

Прежде всего, необходимо отметить, что основные методы нередко встречаются под другими названиями. Знакомство с ними позволяет легко распознать - что скрыто под тем или иным псевдонимом.

Чаще приходится сталкиваться с комбинацией основных методов. Порой эти комбинации бывают весьма изощренными, многослойными, по все они значительно слабее чистых методов.

 

9.1. Метод психоэвристической активизации

 

В институте кибернетики Академии наук Грузинской ССР группой исследователей под руководством В.Чавчанидзе разработана методи­ка использования ЭВМ для активизации творческого мышления, на­званная авторами "индуцирующая психоэвристика планирования реше­ния проблемы" [16].

Метод осуществляется путем проведения психоэвристического эксперимента, в котором принимают участие два человека - ведущий и испытуемый - и электронная вычислительная машина.

Эксперимент протекает в виде беседы между ведущим и испытуе­мым, перед которым первый с помощью ЭВМ ставит вопросы по заранее продуманной системе для "наведения" испытуемого на новую "цель", В ходе эксперимента ведущий использует не только свои знания, эрудицию, но и пользуется "памятью" ЭВМ, в которой хранится ин­формация, необходимая во время эксперимента.

Основная особенность протекающего психо-интеллектуального про­цесса заключается в том, что информационная система, состоящаяиздвух лиц Сведущего и испытуемого), активно обменивается информа­цией для достижения цели, работает в "усиленном" режиме.

Вопросы, которые ведущий задает испытуемому, и ответы, которые испытуемый дает ведущему, по замыслу авторов метода, должна возбуждать обоих, усиливать и концентрировать внимание на проблеме стимулировать протекание творческого процесса. Получается,как отмечают авторы, "система из двух эмоционально-интеллектуальных машин неизвестной кс 1струкции со способностью настраиваться и пластично менять функционирование".

По признания авторов метода, успех собеседования ведущего и испытуемого в значительной мере зависит от широты кругозора, эрудиции и интуиции ведущего, глубины специальных знаний и обще­го интеллектуального уровня испытуем го, а также от богатства памяти ЭВМ.

Работа ведущего должна быть в пределах возможного формализова­на на облегчена, что может быть достигнуто использованием ряда специальных блоков в машине и привлечением к процессу планирова­ния группы экспертов, к которым ведущий может обращаться в слу­чае необходимости.

Однако использование ЭВМ оказалось на деле трудноосуществи­мым. Ведь суть не в самом факте использования ЭВМ, а в том, ка­кая информация сосредоточена и может быть переработана в ней, насколько рационально запрограммирован и спланирован творческий процесс. Для этого нужна эвристическая программа ведения твор­ческого процесса. Авторы методы, видимо, и сами почувствовали преждевременность использования ЭВМ для психоэвристичесгого эксперимента и отказались от машины, заменив ее информационно-поисковыми системами с применением перфокарт. Выяснилось, одна­ко, что перфокарты тоже не нужны - слишком мало имеется наводя­щих вопросов... В конце концов, просто применили список контроль­ных вопросов, а вместо двух человек к обсуждению привлекли груп­пу. В результате получилось сочетание мозгового штурма с методом контрольных вопросов или "синектика на двоих". Такое сочетание ослабляет оба метода. Мозговой штурм требует предельной раскован­ности. Применение вопросов, введение в группу экспертов и оппо­нентов, одновременное участие в штурме начальников и подчиненных - все это нацело исключает свободное генерирование случайных и полуссознанных идей, т.е. то, во имя чего и существует штурм. Остается обычное групповое обсуждение...

 

9.2. Стратегия семикратного поиска

 

Эта методика предложена Г.Бушем и "осуществляется путем вы­полнения семи последовательных стадий, на которые условно делится единый творческий процесс изобретения".

При построении ее решающую роль сыграла, по-видимому, статья Дж. Миллера "Магическое число семь, плюс или минус два. О некото­рых пределах нашей способности перерабатывать информацию", опуб­ликованная в 1956 году.

"Известно - пишет Г.Буш, - что эффективному одновременному рассмотрение, сравнению, изучения человек может подвергнуть до семи предметов, элементов, понятия, идей. В этом смысле система, основанная на "магическом" числе 7, имеет значительные преимуще­ства перед десятичной системой. Применение числа 7 вначале было задумано лишь как прием, облегчающий анализ данных путем одно­временного совокупного рассмотрения. Выяснилось, что в ряде слу­чаев именно возможность одновременного совокупного рассмотрения идей, понятий, отношений, характеристик облегчает генерирование новых изобретательских идей [17]. Отсюда семь стадий, использова­ние семи ключевых вопросов и т.д. В дальнейшем схема была изменена - действия на каждой стадии должны определяться семеричными таблицами с наводящими вопросами.

При более глубоком изучении методики оказывается, что "магия" чисел здесь абсолютно не при чем. Содержание, насильно втиснутое в прокрустово ложе размером "7х7" весьма старо: построение морфологических матриц, использование метода фокальных объектов (гирлянды ассоциаций), организация творческих дискуссий и изобре­тательских игр, проведение "диких" экспериментов и т.д.

К сожаление, стратегии семикратного поиска присущ один больной недостаток - бездоказательность рекомендуемых положений. Г.Буш никогда не приводил примеров решения реальных изобретательских задач с помощью своей методики. Это классический пример надуманнойи мертворожденной схемы.

 

9.3. Десятичные матрицы поиска (ДМП)

 

В основе метода предложенного Р. Повилейко, лежит применение морфологической матрица (карты) - двухмерного морфологического ящика [18].

В строках этой матрицы записаны 10 групп основных показателей технического объекта) геометрические, физико-механические, энерге­тические, конструкционно-технологические, эксплуатационные, экономические, художественно-конструкторские, а также надежность идолговечность степень стандартизации и унификации, удобствообслуживания и безопасность.

В столбцах матрицы занесены 10 групп приемов изменения вышеназванных показателей; приемы, связанные с переносом в данную отрасль техники новых для нее значений основных групп показате­лей технических объектов (неология); приемы, связанные с приспо­соблением известных процессов, конструкций, форм, материалов и их свойств к конкретным данным условиям (адаптация); приему, связанные с увеличением-уменьшением основных показателей технических объектов (мультипликация), приемы, связанные о разделени­ем функций и элементов системы (дифференциация); приемы, связанные с совмещением функций и форм элементов и системы в целом (интеграция) приемы, связанные с обращением показателей техни­ческой системы (инверсия); приемы, связанный е дискретным изменением непрерывности показателей, ТС (импульсация); приемы, связан­ные с непрерывным изменением показателей ТС (динамизация); прие­мы, связанные о отысканием и использованием сходства подобия в каком-либо отношении показателей ТС и известных объектов живой или неживой природы (аналогия), приемы, связанную с представлением идеального решения (идеализация).

В зависимости от содержащейся информации ДНП могут носить общетехнический, отраслевой или предметный характер. При постро­ении ДМП должна использоваться патентно-техническая литература.

При более внимательном знакомстве, становится ясно, что это - ухудшенный вариант фантограммы о которых говорилось в разделе "Морфологический анализ''. Десятичные матрицы поиска могут использоваться для решения изобретательских задач 2-3 уровней, а также для решения задач технической эстетики.

 

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                                               «Условья новые – и новый шаг вперед…»

 

                                                                                                                                                                           В. Сидоров

 

Мысль о необходимости создания эффективных методов решения творческих задач высказывалась давно - по крайней мере, со времен древнегреческого математика Паппа, в сочинениях которого впервые встречается слово "эвристика". Однако только в сороковые года XX века стало очевидно, что сознание таких методов не только жела­тельно, но и необходимо. Появление методов активизации мышления - знаменательная веха в истории человечества. Впервые была дока­зана на практике возможность, пусть в ограниченных пределах, управлять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон показали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об "озарении", неподдаю­щемся управлению и воспроизведению.

Методы активизации мышления представляют собой усовершенство­вание метода проб и ошибок. Поэтому тут мы сталкиваемся с явлени­ем, характерным для всех методов активизации мышления: эти методы не имеют резервов развития, они могут видоизменяться, но не развива­ется, оставаясь, а пределах исходного принципа. За сорок лет прогресс выразился только в механическом увеличении числа процедур: одни и те же действия в методе фокальных объек­тов или в мозговом штурме предлагается повторять дважды и трижды. Полной неудачей кончились, и попытки как-то объединить, скомбини­ровать методы активизации или их элементы. Теперь уже совершенно ясно, что в чистом виде эти методы работают лучше,чем в различ­ных комбинациях.

Решая задачу методом проб и ошибок, изобретатель обычно начи­нает с простых вариантов, подученных каким-то изменением прототи­па. Если задача долгое время не подается решении, постепенно со­вершается переход к более сложным вариантам, основанным на сочетании двух, трех и более изменений. Когда мы говорим: "Изобретатель совершил тысячу пр 6", - речь идет о разных пробах. Ска­жем, 900 безуспешных попыток решить задачу одним изменением прототипа, 90 безуспешных попыток найти подходящую комбинацию двух изменений и, наконец, 10 сочетаний, требующих трех изменений, одно из которых дало нужный результат. Если бы изобретатель продолжал генерировать только варианты, основанные на одном или двух изменениях, число неудачных вариантов можно было бы наращи­вать неограниченно.

Сила того или иного метода определяется не количеством генери­руемых идей, а способностью выводить не нужные соче­тания изменений. Поскольку сложных сочетаний изменений может быть чрезвычайно много, необходимы правила от­бора, являющиеся основными механизмами каждого работоспособ­ного метода. Методы активизации мышления правил отбора не имеет.

Технические 'системы развиваются закономерно. Закономерности эти познаваемы, их можно использовать для сознательного совершен­ствования старых и создания новых технических систем, превратив процесс решения инженерных задач в точную науку развития техничес­ких систем. Здесь и проходит граница между методами активизации и современной теорией решения инженерных задач (ТРИЗ).

 

 

Приложение 2

Список контрольных вопросов

(по А. Осборну)

1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?

2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект опережать?

3. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета, движения, запаха, формы очертаний возможны? Другие возможные изменения?

4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение  времени службы, воздействия? Увеличить частоту? Размеры? Прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможны ли мультипликации рабочих органов, позиции, других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?

5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?

6. Что можно в техническом объекте заменить? Что и сколько можно замещать в нем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспортировать причину и эффект? Изменить скорость и темп? Изменить режим?

8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспортировать положительное и отрицательное? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Поменять местами? Поменять полями? Перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны?

10. Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?

 

Приложение 3

Список контрольных вопросов

 (по Д. Пойа)

1. Нужно ясно понять задачу:

Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие?

Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво?

Сделайте чертеж. Ведите подходящее обозначение.

 Разделите условия на части. Постарайтесь записать их.

2. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удается сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно будет рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете необходимо прийти к плану решения:

Не встречались ли Вам раньше эта задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной?

Рассмотрите неизвестное. И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобную неизвестной.

Вот задача, родственная с данной или уже решенная. Нельзя ли применить ее результат? Нельзя ли использовать метод ее решения?

Не следует ли ввести какой – нибудь вспомогательный элемент, чтобы стало возможным воспользоваться прежней задачей?

Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Еще иначе? Вернитесь к определениям.

Если не удается решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя ли придумать более доступную сходную? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу?

Нельзя ли решить часть задачи? Сохраните только часть условия, отбросив остальную часть: насколько определенным окажется тогда неизвестное; как оно сможет манятся?

Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Нельзя ли придумать другие данные, из которых можно было бы определить неизвестное? Нельзя ли изменит неизвестное или данные, если необходимо, и то и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу?

Все ли данные Вами использованы? Все ли условия? Приняты ли Вами во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче?

3. Нужно осуществить план решений:

Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли Вам, что предпринятый шаг правильный? Сумеете ли Вы доказать, что правильный?

4. Нужно изучить найденное решение:

Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения?

Нельзя ли усмотреть его с одного взгляда?

Нельзя ли получить тот же результат иначе?

Нельзя ли в какой – нибудь другой задаче использовать полученный результат или метод решения?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...