Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Техническая конкретизация идеи
Перспективную идею развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Эта часть заседания ведется уже на специальном техническом языке. На этой же стадии проводится инженерный анализ, ставятся эксперименты, ищутся способы наилучшей реализации полученного решения. Нередко конечное решение, к которому приходят синекторы, кажется столь простым и естественным, что трудно отделаться от впечатления, что оно могло появиться и без всех этих хитроумных "аналогогенерирующих" процедур. 6.3. Пример [в] Была поставлена проблема разработать герметичную застежку для костима космонавтов.
6.4.Замечания Создание группы синекторов позволяет в какой-то мере обойти препятствия, стоящие на пути создания изобретений в недрах существующей организации. К таким препятствиям относятся: - косность мысли и поведения лиц, ответственных за внесение изменений; - задержки, препятствующие реализации нововведений по мере появления идей и тем самым вовсе исключающие их; - неспособность стимулировать спонтанное мышление при появлении проблем, не имеющих традиционного решения. Однако "синектика может быть использована только на промежуточных этапах проектирования, т.е. для исследования проблемы, реальность которой уже была предварительно доказана, и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми. Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общее решение некоторой проблемы в том смысле, как спиральная жила является общим решением проблемы сшивания краев. Синектическая группа не располагает данными, которые позволили бы ей Можно оказать, что синектика - это профессиональный мозговой штурм с широким использованием различных аналогий и накопленного опыта в решении задач. Причем аналогии, используемые в синектике, можно рассматривать как метаязык, с помощью которого обсуждаются не только структура проблемы и мидели альтернативных решений, но и сопоставимые структуры в окружающей действительности, в языке и в функциях человеческого организма. Несмотря на то, что процесс решения задачи по методу синектики управляем, все же результаты решения в сильной мере зависят от эрудиции, опыта, таланта, интуиции ведущего, который осуществляет выбор вариантов при обсуждении. Любая ошибка ведущего в выборе варианта может привести вся группу в "никуда". Огромное значение синекторы придают обязательной магнитофонной записи своих заседаний. Она служит трем целям: - просмотр и изучение лент является мощным орудием тренировки, позволяя участникам критически подойти к их "синектической технике" ; - при свойственной сессии атмосфере общего возбуждения ценные идеи могут быть упущены - в более спокойной обстановке прослушивания они могут быть восстановлены; - магнитофонная запись заседания является юридическим документом, позволяющим установить приоритет. С особой тщательностью прослушиваются и изучаются записи успешных заседаний, которые привели к изобретению. При этом синекторы стараются по возможности выявить те механизмы, которые привели к успеху. В записях удачных синектических заседаний иногда проскальзывает Нечто, отдаленно напоминающее операторы АРИЗ. Встречаются, например, высказывания, похожие на формулировку идеального конечного результата (ИКР) - требуемое действие должно осуществляться само собой. Синекторы называют это психологической моделью "хотеть, чтобы произошло действие". В некоторых символических аналогиях просматривается противоречие свойств: мерцающая, непостоянная "радуга" объединена со еловой "постоянство". Но Гордон не увидел стоящих за этим закономерностей и не превратил эти случайные удачи в осознанно применяемые приемы. У.Гордон правильно выбрал метод исследований - изучение записей решения реальных изобретательских задач. Но при атом все внимание было сосредоточено на действиях человека. А дело вовсе не в этих дейотвиях. Технические объекты развивается закономерно, и действия изобретателя успешны только тогда, когда они вольно или невольно изменяют объект в том направлении, в каком идет развитие. В частности, технические объекты становятся идеальнее, т.е. действие, во имя которого существует объект, все в большей и большей степени осуществляется само по себе (действия становится больше, в объекта - меньше). Это - всеобщая закономерность. Поэтому незачем прибегать к аналогам, метафорам, незачем надеяться на иррациональные факторы и привлекать игру слов, чтобы натолкнуться на формулировку "действие осуществляется само собой". Такая формулировка должна быть запрограммирована в любом процессе решения. И не в общем виде, а намного более конкретно - с использованием четких правил, с указанием части объекта, к которой она относится, и с точным определением физического действия. Синектика - предел того, что можно достичь, сохраняя принцип отбора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому пределу. Если принять метод фокальных объектов за примитивный воздушный шар, то синектика - дирижабль. Беда не в том, что дирижабль недостаточно совершенен, просто завоевание воздушного океана требует принципиально иных средств, нужны принципиально иные летательные аппараты. Поскольку синектика эффективнее других методов активизации мышления, оказалось возможным впервые в мире создать фирму по продаже методологии решения изобретательских задач. Фирма "Синектис инкорпорейтид" (г.Кембридж, штат Массачусетс) предлагает самые разные услуги. Курсы синектики рассчитаны на сроки от половины дня до нескольких недель, есть повторные, курсы для обновления знаний, причем есть курсы для студентов. Фирма берется за участие в решении задач проводит открытые и закрытие синектические сессии и т.д. Разумеется, за короткий срок синектику не освоить. Гордон писал о более серьезной подготовке. Обучение ведется в течение месяца а загородном отеле, обучающиеся находятся постоянно с сотрудниками фирмы, посвящая все время решению задач и обсуждению записей решения. После этого обучающиеся неделе в месяц (в течение пяти месяцев) посвящают освоению синектики, а остальное время работают в своих фирмах. Наконец, еще в течение шести месяцев и уже без отрыва от работы обучающиеся принимают участие в синектических заседаниях. Далее группа сможет работать самостоятельно. Стоит такой курс немало - сотни тысяч долларов за каждую группу. Причем большинство синекторов прекращают деятельность в группе после нескольких лет работы, возможно, потому, что она оказывает разрушающее влияние на их нервную систему" [8]. 7. МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ «За шагом ваг ты входишь постепенно В мир, неподвластный взгляду твоему»
В.Сидоров Введение Эффективность синектики во многом зависит от того, какие вопросы задает ведущий участникам с целью активизации творческого процесса и в ракой мере эти вопросы способствуют отклонениюот проторенных дорог и генерации новых и необычных идей. Итак, перед нами стоит задача. Иными словами, у нас есть цель, к которой мы не можем прийти сразу, и мы стремимся найти подходящий образ действия для ее достижения. В ходе поиска, как в свое время отмечал английский философ Т. Гоббс, "возникает мысль о некоторых средствах, при помощи которых мы видим осуществленным нечто подобное тому, к чему мы стремимся, и от этой мысли - мысль о средствах для достижения этих средств, и так далее, пока мы не доходим до некоторого начала, находящегося в нашей собственной власти" [9]. В этих словах с замечательной краткостью и полностью изложен один из путей решения задачи. В предыдущих разделах были даны типичные мыслительные операции при решении задачи различными способами. Описание каждой такой операции имело свой кульминационный вопрос, который может служить концентрированным выражением данной операции. Каждый из таких вопросов, будучи задан в надлежащее время и в надлежащем месте, может стимулировать правильный ответ, нетривиальную идею, которые могут продвинуть решение задачи вперед. Итак, вопрос может сыграть роль стимулятора (химики в таких случаях говорят о катализаторе), ускоряющего желаемую реакции. Конечно, во многих случаях неизвестно, какой именно вопрос следовало бы задать. Приемлемым выходом будет, наверное, перебор их один за другим до тех пор, пока, в конце концов, не найдется вопрос, который окажется полезным. Таким образом, можно использовать предыдущие разделы как контрольный перечень подходящих вопросов. А если так, то нельзя ли заранее составить описки таких наводящих вопросов? Такие списки существуют,их применение для активизации мыслительного процесса получило название метода контрольных вопросов (МКВ) или метода контрольных списков (chek liists) [20, 22]. Разными авторами в разные годы предлагались различные списки контрольных вопросов. Иногда эти списки составлялись для решения конкретной задачи в четко определенных условиях. В других случаях использовались более общие списки, пригодные для применения при решении различных изобретательских задач. В любом случае авторы списков стремились сформулировать вопросы таким образом, чтобы ответы на них активизировали мышление и подвели бы человека к решению. Основные этапы работы 1. Выбор Задачи и правильная ее формулировка для того, чтобы понять задачу, нужно знать - и притом знать очень хорошо, - что представляет собой неизвестное, что дано и в чем состоит условие. Подобные вопросы, серьезно поставленные и не оставшиеся без вразумительного ответа, оказывают при 'решении задачи большую помощь, они фокусируют внимание на главных частях задачи, углубляют ее понимание и помогают выбрать правильное направление на ранних стадиях решения задачи. 2. Подготовка перечня вопросов На этом этапе формируется список вопросов, которые былипризнаны важными в одной или нескольких аналогичных ситуациях. При составлении перечней момент возникнуть ряд трудностей: - время, необходимое на то, чтобы прочитать и обдумать все вопросы в длинном перечне, может значительно превысить общее время, отведенное на решение задачи; - перечни основаны на допущениях, который в ряде случаевмогут скорее увести от нового творческого решения, чем приблизить к нему. Для многих решаемых задач можно выявить типовые трудности и,• следовательно, сформулировать типовые вопросы и установить типовую последовательность. 3. Поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения Правильное, целеустремленное, методологически обоснованное задавание вопросов - это искусство, в значительное мере определяющее возможность получения ответа, содержащего новую инужнуюинформацию. Не рекомендуется пользоваться списком беспорядочно, выбирая вопросы наугад, а также использовать его механически, перебирая вопросы в одном, незыблемо установленном порядке. Часто задача напоминает лабиринт - в ней от определенных, достигнутых в ходе решения точек отходит много путей. Трудность заключается в том, что неизвестно, какому изних отдать предпочтение. Дочь царя Миноса, Ариадна, полюбила Тезея и дала ему клубок нитей, чтобы тот, распуская клубок при входе в лабиринт, мог среди путаница ходов, по нити отыскать обратный путь. Чтобы справиться с задачей, нужно, подобно Тезею, идти в наиболее экономном, наиболее отвечающем духу этой задачи порядке. При возникновении альтернативы следующий вопрос нужно выбирать так, чтобы извлечь максимальный эффект из проделанной ранее работы. Вообще говоря, нет строгого и жесткого правила, регулирующего употребление наводящих вопросов, хотя существует интеррогативная логика, которая изучает правила задавания вопросов и закономерности получения ответов. Основное назначение этого этапа - выявить множество различных альтернатив. Переоценка ситуации При решении любой задачи мы стараемся наметить контур, внутри которого следует искать ее решение. Этот контур может быть неопределенным, он может быть почти неосязаемым,но именно он определяет наши будущие действия. Конечно, попытки решения могут быть различными, но по существу они походи друг на друга тем, что лежат внутри заранее Намеченного (возможно, не вполне сознательно) контура. Чаще всего попытки решения не дают результата из-за того, что мы не в состоянии выйти за пределы намеченного контура. Решающий не должен забывать, что он сам волен выбирать подзадачи и что он может удовлетворить "первичную функциональную потребность", использовав совершенно разные наборы промежуточных задач, если изменить свой подход к главной задаче. Поэтому не надо бояться возвращаться назад, переформулировать условия задачи, тем самым, расширяя область поиска, узость которого начитает нос стеснять. 5. Оценка эффективности найденных решений основная трудность на этом этапе заключается в выборе объективных критериев для отбора полученных решений. 7.3. Пример [10] В качестве примера приведен описок контрольных вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом: 1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их. 2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки, определить второстепенные, и аналогичные задачи. Выделить главные. 3. Перечислить недостатки имеющихся решений,их основные принципы, новые предположения. 4. Набросать фантастические, биологические, экономические, химические, молекулярные и другие аналогии. 5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею,чем аналогии). 6. Попробовать различные виды материалов и виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергии, электрическую, свет, силу удара и т.д. Различные длины волн, поверхностные свойства и т.д. Переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д. Эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др. 7. Установить варианты, зависимости, возможные связи логические совпадения. 8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей. 9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, особенно во время выпивки, выслушивая все и каждую идею без критики. 10. Попробовать "национальные" решения; хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д. 11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис - все о ней. 12. Бродить бреди стимулирующей обстановки (свалки лома, технические музеи, магазину дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы. 13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д. для разных решений проблема или разных ее частей: искать пробелы в решениях или новые комбинации. 14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные. 15. Видоизменить решение проблемы о точкизрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п. 16. В воображении залезть внутрь механизма. 17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, увод в сторону от нулевого решения. 18. Чья это проблема? Почему его? 19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место? 20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился? 21. Определить общепринятые граничные условия и причина их установления. Замечания В настоящее время списки контрольных вопросов - самое простое средство решения технических задач. Поскольку многие из них линь незначительно различаются между собой, в качестве примера был рассмотрен один из лучших. Некоторые вопросы в этом списке могут на первый взгляд показаться странными и даже нелепыми. Но описок вполне заслуживает уважительного отношения. В сущности Эйлоарт дал "программу" работа талантливого изобретателя, с фанатической настойчивостью пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие - глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности Эйлоарта. Можно прочитать десятки книг, насыщенных психологической, философской и модной "кибернетической" терминологией, но все они вместе взятые не дадут и части тех полезных изобретателю наводящих вопросов, которые есть у Эйлоарта. Если сохранить тактику проб и ошибок, трудно придумать лучший список вопросов. Кроме списка Т.Эйлоарта за рубежом (США) очень широко распространен описок, разработанный А.Осборном (приложение 2). В нашей стране над подобными описками работали Г.Буш [п], С.Чуримов, Е.Жариков [12] и др. Однако следует отметить, что если за. зарубежными списками стоит большой личный опыт крупных изобретателей. то отечественные составлены явно по литературным источникам и не отработаны на практике. Нетрудно подметить общую особенность всех списков – вопросы в них подбираются так, чтобы увести изобретателя от привычного, взгляда на задачу, помочь найти какой-то новых подход к ситуации. В то же время при практическом использовании МКВ сразу чувствуется и его слабость. Хороший список должен быть возможно более полным и подробным, но чем полнее становится список, тем явнее видно, что все вопросы можно заменить одним универсальным правилом: "Настойчиво перебирай любые варианта". Работая "чистым" методом проб и ошибок, способный и настойчивый изобретатель сам задает себе подобные вопросы, даже не зная о существовании МКВ. В данном случае влияние списка чисто психологическое; есть список, есть вопросы - это подталкивает продолжать перебор вариантов, не дает остановиться. Возьмем, например, вопрос из списка Т.Эйлоарта: каково идеальное решение? Технические объекты, развиваясь, становятся идеальнее. Напоминание об этом подталкивает мысль в правильном направлении. А дальше? Как конкретно представить идеальнее решение? Как, скажем, выглядит идеал парусного корабля - судно с множеством парусов, что-то вроде сверхклипера, или судно вообще без парусов?.. Нужны правила, позволяющие для каждой задачи формулировать образ идеального решения, а таких правил в ККВ нет. Это относится ко всем вопросам. Самое главное, не "что", в ''как"; как правильно использовать аналогия, заменить материал, "перевернуть наоборот" и т.д. Никакие списки этого не объясняют. Метод контрольных вопросов имеет и другой принципиальный недостаток - вопросы относятся к одиночным изменениям объекта. Между тем, для решения мало-мальски сложных задач нужна комбинация изменений. Не просто "расплавить" или "перевернуть наоборот", а "расплавить" и одновременно перевернуть расплав "наоборот". Списки, включающие такие комбинации, практически составить невозможно, они получились бы чрезвычайно громоздкими. Еслиже попытаться их кок-то сжать, свернуть, мы придем к морфологическому ящику. Заканчивая обзор метода контрольных вопросов, можно констатировать, что этот метод лишь в небольшой степени улучшает метод проб и ошибок и поэтому не эффективен при решении сложных изобретательских задач. В приложении 3 как дополнение к рассмотренным приводится описок контрольных вопросов, разработанный Д.Пойа.
8. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ "Копятся измененья незаметно, Но тем заметней будет твой скачок. " В.Сидоров Введение Одиниз недостатков метода проб и ошибок состоит в том, что наиболее интересные варианты задачи просто могут не попасть в поле зрения. Идеальным было бы иметь список всех возможных вариантов. Вероятно, многим приходила на ум эта заманчивая возможность. На самом деле изобретатель никогда не имеет "полного" списка. Получив задачу, вообще говоря, не трудно приступить к составлению такого списка вариантов (иногда так и делают), но это будут только те варианты, которые попали в поле зрения изобретателя, а отнюдь не вое возможные. Хорошо бы иметь специальный метод, который позволил бы действительно охватить все возможные варианты. Приближением к такому методу является морфологический анализ (morphological analysis) Хотя термин "морфологический анализ" сформулирован Ф.Цвикки, на самом деле этот метод очень стар. Можно проследить его историю вплоть до мальорского логика и мистика монаха Раймунда Луллия (1235-1315). Луллий выдвинул идею, которую он назвал "Великим Искусством": путем систематической комбинации очень небольшого числа принципов имеется возможность разрешить все проблемы философии и метафизики. Но практические средства, имевшиеся в его распоряжении, были недостаточны. Его принципы воплотились в приборах, в которых блоки окружностей вращались вокруг других окружностей. Перемещая окружности относительно друг друга, можно было получить различные высказывания и суждения [13]. Декарт изучил "Великое Искусство" Луллия и увидел в этом опасность механизации мышления, сказав об этом в своем "Рассуждении о методе" за несколько строк до объяснения знаменитых "Четырех правил". Об этом пишет и Гегель в "Средневековой философии": Луллий, таким образом, систематичен, но вместе с тем, он становится механистичным. Впрочем, у Луллия были и почитатели. Среди них надо назвать Джордано Бруно. Человеческое знание, по мнению Бруно, согласуется с природой, понятияума соответствуют иерархии вещей. Верным приверженцем "Искусства" Луллия был Готфрид Лейбниц, универсальный гений, написавший в 1666 году, когда ему не было и двадцати лет, небольшой труд под названием "De arte combinatoria" ("О сочетательном искусстве"). Более того, метод был обобщен. Фактически Луллия ограничил число принципов, которыми следует комбинировать, девятью. Но некоторые ученые поняли, что это ограничение можно отбросить. В современной форме морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. В 30-е годы Ф.Цвикки интуитивно применил морфологический подход к решении астрофизических проблем и на этой основе предсказал существование нейтронных звезд. На первый взгляд может показаться странным, что метод активизации и организации мышления создан астрофизиком. На самом деле здесь все закономерно. Астрономия первой из наук столкнулась с большими и сложными динамическими системами (звездами, галактиками) и первой ощутила необходимость в методах, позволяющих анализировать такие системы. Технические системы по своему многообразию и сложности также являются большими динамическими системами. Поэтому в годы второй мировой войны, когда Цвикки привлекли к американским ракетным разработкам, морфанализ уже вполне сознательно был использован для решения технических задач. Суть метода состоит в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (морфологии) усовершенствуемого объекта. При этом выявляются как известные, так и новые, необычные варианты, которые при простом переборе могли быть упущены. Идея метода - уйти в зону, далекую оттого, что лежит на виду. Основные этапы работы 1. Формулировка задачи Часто обнаруживается, что этот этап является гораздо более сложным, чем первоначально думалось. Это Объясняется тем, что в имеющейся литературе часто трудно найти удовлетворительное определение рассматриваемых объектов, в частности, даже таких хорошо известных устройств, как насосы, тормоза,, электрогенераторы и т.д. 2. Составление списка характерных параметров (или признаков) объекта В любой технический системе можно выделить несколько характер-51них для нее признаков. Например, для технической системы "автомобиль" такими признаками будут: вид двигателя, вид кузова, количество осей, тип системы управления и т.д. К этим признакам предъявляются определенные требования. Они должны быть: 1 - существенными для любого решения; 2 - независимыми друг от друга; 3 - охватывающими вое аспекта задачи; 4 - достаточно немногочисленными, чтобы можно было составить ящик, допускающий быстрое изучение. Чтобы выйти за пределы известного, найти новые формы объекта, необходимо как можно полнее раскрыть основные его параметры (или признаки). К сожаления, приходится констатировать, что не существует, надежного способа проверки полнота такого описка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 452. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |