Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техническая конкретизация идеи




Перспективную идею развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Эта часть заседания ведется уже на специальном техни­ческом языке. На этой же стадии проводится инженерный анализ, ставятся эксперименты, ищутся способы наилучшей реализации полу­ченного решения.

Нередко конечное решение, к которому приходят синекторы, ка­жется столь простым и естественным, что трудно отделаться от впе­чатления, что оно могло появиться и без всех этих хитроумных "аналогогенерирующих" процедур.

6.3. Пример [в]

Была поставлена проблема разработать герметичную застежку для костима космонавтов.

 

Г.: Ну, хорошо. Теперь нам надо совершенно непредвзято взглянуть на всю эту путаницу. Найти что ли совсем сумасбродную точку зрения… совершенно новое пространство со своей особой точкой зрения!  
Т.: Представим себе, что едва вы захотели застегнуть костюм, он мгновенно застегнулся бы, повинуясь вашему желанию… Механизм фантастической аналогии
Г.: Желание привело бы к тому, что…  
Ф.: Тсс… хорошо. Стало быть исполнение желаний. Детская мечта… Стоит вам захотеть, чтобы он застегнулся, и невидимое микробы, работающие на вас, скрестят свои лапки и накрепко затянут его…   
В.:  Молния – это своего рода механический жук. Она негерметична… и недостаточного прочна… Механизм прямой аналогии
Г.:  Как нам построить психологическую модель «желания, чтобы оно застегнулось»?  
Р.:  Что вы имеете в виду?  
Б.: Он хочет сказать, что если бы нам удалось представить себе, как «желание, чтобы оно застегнулось» могло бы быть реализовано в виде действующей модели, то мы…  
Р.:  Нам осталось два дня, чтобы изготовить действующую модель, а вы, друзья, развели тут болтовню на уровне детских мечтаний! Составим список всех возможных способов закрывать отверстия.  
Ф.:  Ненавижу списки. Это заставляет меня вспомнить свое детство и как меня посылали в бакалейную лавку.  
Р.:  Послушайте, Ф., я мог бы понять вашу реплику, если бы у нас было время, но сейчас, при этих жестких сроках…а вы все еще болтаете об исполнении желаний.  
Г.:  Все самые сумасбродные решения в мире введены в рациональное русло только благодаря жестким срокам.  
Т.:  Может быть, с помощью обученных насекомых?   
Д.:  Что?  
В.:  Вы имеете в виду обучить насекомых застегивать и расстегивать костюм по приказу? Раз, два, три – открыть! Раз, два, три – закрыть!  
Ф.:  Надо иметь два ряда насекомых, по одному на каждой стороне, и по приказу «закрыть» все они скрещивают лапки, или клешни, или ногти…, ну, что там у них есть… и отверстие плотно закрывается…  
Г.: Я уже чувствую себя своего рода насекомым морской пограничной охраны. Механизм личной аналогии
Д.: Не обращайте на меня внимания. Продолжайте…  
Г.:  Вы знаете рассказ… сильный шторм на море зимой – корабль разбивается о скалы…Использовать спасательные герой хватается зубами за веревку и выплывает… Механизм прямой аналогии
В.:  Я вас понял. У вас насекомое бегает взад и вперед по отверстию, манипулируя крошеными задвижками.  
Д.:  А я ищу демона, чтобы он закрывал за меня отверстие, когда мне этого захочется. А ну-ка быстро! Готово! Механизм фантастической аналогии
Б.:  Найти бы насекомое – и оно сделает это за тебя.  
Р.:  Если бы использовать паука… Он смог бы оплести нить и зашить зазор. Механизм прямой аналогии
Т.:  Паук плетет, нить паутины… отдает, ее мухе… Маленькие дырочки по бокам… Муха влетает и вылетает в эти дырочки и закрывает при этом зазор…  
Г.:  Прекрасно. Но у этих насекомых очень малы усилия. И когда в Армии начнут испытывать это устройство, они зажмут каждую кромку в тисках шириной в дюйм и будут тянуть ее с силой 150 фунтов… И вашим идиотским насекомым придется тянуть за собой остальную проволоку, чтобы… Они должны делать стальные стежки. Механизм символогической аналогии
Б.:  Я вижу способ, как это сделать. Пример с насекомыми, протягивающим нить в отверстия… Это можно осуществить механически… Вместо насекомого… Отверстия нужно расположить вот так… и вот так закручивать пружину вдоль всего проклятого стыка… закручивать, закручивать, закручивать… Нет, к дьяволу! На это потребуется несколько часов! И вовсе вывернешь руку к чертям!  
Г.:  Не отчаивайтесь. Может быть, есть и другой путь сшивания сталью…  
Д.:  Слушайте: Я вижу другой способ… Эта пружина, которую вы предлагаете… Давайте возьмем две такие пружины… Предложим, у нас есть такой длиннющий демон, который силой прокладывает себе путь… вот так…     Механизм фантастический аналогии
Р.:  Я вижу, куда он клонит…  
Ф.: И если этим длинным верзилой – демоном – будет проволока, то ее можно направить так, чтобы она при своем движении все крепко стянула…Проволоку надо тянуть вверх… тянуть… и она стянет края резинового стыка… Пружины надо погрузить в резину, и тогда стык окажется сшитым стальной проволокой.    

 

6.4.Замечания

Создание группы синекторов позволяет в какой-то мере обойти препятствия, стоящие на пути создания изобретений в недрах су­ществующей организации. К таким препятствиям относятся:

- косность мысли и поведения лиц, ответственных за внесение изменений;

- задержки, препятствующие реализации нововведений по мере по­явления идей и тем самым вовсе исключающие их;

- неспособность стимулировать спонтанное мышление при появле­нии проблем, не имеющих традиционного решения.

Однако "синектика может быть использована только на промежуточ­ных этапах проектирования, т.е. для исследования проблемы, реаль­ность которой уже была предварительно доказана,   и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми. Задача синектики состоит в том, чтобы вы­явить общее решение некоторой проблемы в том смысле, как спиральная жила является общим решением проблемы сшивания краев. Синектическая группа не располагает данными, которые позволили бы ей
судить о целесообразности изготовления сшивающего устройства,
или данными исследований по определению углов и размеров жил для
конкретных типов соединений и конкретных материалов" [8].   

Можно оказать, что синектика - это профессиональный мозговой штурм с широким использованием различных аналогий и накопленного опыта в решении задач.

Причем аналогии, используемые в синектике, можно рассматри­вать как метаязык, с помощью которого обсуждаются не только структура проблемы и мидели альтернативных решений, но и сопо­ставимые структуры в окружающей действительности, в языке и в функциях человеческого организма.

Несмотря на то, что процесс решения задачи по методу синекти­ки управляем, все же результаты решения в сильной ме­ре зависят от эрудиции, опыта, таланта, интуиции ведущего, кото­рый осуществляет выбор вариантов при обсуждении. Любая ошибка ведущего в выборе варианта может привести вся группу в "никуда".

Огромное значение синекторы придают обязательной магнитофон­ной записи своих заседаний. Она служит трем целям:

- просмотр и изучение лент является мощным орудием тренировки, позволяя участникам критически подойти к их "синектической тех­нике" ;

- при свойственной сессии атмосфере общего возбуждения ценные идеи могут быть упущены - в более спокойной обстановке прослушивания они могут быть восстановлены;

- магнитофонная запись заседания является юридическим доку­ментом, позволяющим установить приоритет.

С особой тщательностью прослушиваются и изучаются записи ус­пешных заседаний, которые привели к изобретению. При этом синек­торы стараются по возможности выявить те механизмы, которые при­вели к успеху.

В записях удачных синектических заседаний иногда проскальзы­вает Нечто, отдаленно напоминающее операторы АРИЗ. Встречаются, например, высказывания, похожие на формулировку идеального конеч­ного результата (ИКР) - требуемое действие должно осуществляться само собой. Синекторы называют это психологической моделью "хо­теть, чтобы произошло действие". В некоторых символических анало­гиях  просматривается противоречие свойств: мерцающая, непостоян­ная "радуга" объединена со еловой "постоянство". Но Гордон не увидел стоящих за этим закономерностей и не превратил эти случай­ные удачи в осознанно применяемые приемы.

У.Гордон правильно выбрал метод исследований - изучение запи­сей решения реальных изобретательских задач. Но при атом все вни­мание было сосредоточено на действиях человека. А дело вовсе не в этих дейотвиях. Технические объекты развивается закономерно, и действия изобретателя успешны только тогда, когда они вольно или невольно изменяют объект в том направлении, в каком идет развитие. В частности, технические объекты становятся идеальнее, т.е. действие, во имя которого существует объект, все в большей и большей степени осуществляется само по себе (действия становит­ся больше, в объекта - меньше). Это - всеобщая закономерность. Поэтому незачем прибегать к аналогам, метафорам, незачем надеять­ся на иррациональные факторы и привлекать игру слов, чтобы на­толкнуться на формулировку "действие осуществляется само собой". Такая формулировка должна быть запрограммирована в любом процес­се решения. И не в общем виде, а намного более конкретно - с ис­пользованием четких правил, с указанием части объекта, к которой она относится, и с точным определением физического действия.

Синектика - предел того, что можно достичь, сохраняя принцип отбора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому пределу. Если принять метод фокальных объектов за примитивный воздушный шар, то синектика - дирижабль. Беда не в том, что дири­жабль недостаточно совершенен, просто завоевание воздушного океа­на требует принципиально иных средств, нужны принципиально иные летательные аппараты.

Поскольку синектика эффективнее других методов активизации мышления, оказалось возможным впервые в мире создать фирму по продаже методологии решения изобретательских задач. Фирма "Синектис инкорпорейтид" (г.Кембридж, штат Массачусетс) предлагает са­мые разные услуги. Курсы синектики рассчитаны на сроки от полови­ны дня до нескольких недель, есть повторные, курсы для обновления знаний, причем есть курсы для студентов. Фирма берется за участие в решении задач проводит открытые и закрытие синектические сес­сии и т.д. Разумеется, за короткий срок синектику не освоить. Гордон писал о более серьезной подготовке. Обучение ведется в те­чение месяца а загородном отеле, обучающиеся находятся постоянно с сотрудниками фирмы, посвящая все время решению задач и обсужде­нию записей решения. После этого обучающиеся неделе в месяц (в течение пяти месяцев) посвящают освоению синектики, а остальное вре­мя работают в своих фирмах. Наконец, еще в течение шести месяцев и уже без отрыва от работы обучающиеся принимают участие в синектических заседаниях. Далее группа сможет работать самостоятельно. Стоит такой курс немало - сотни тысяч долларов за каждую группу. Причем большинство синекторов прекращают деятельность в группе после нескольких лет работы, возможно, потому, что она оказывает разрушающее влияние на их нервную систему" [8].

7. МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

                                                         «За шагом ваг ты входишь постепенно

 В мир, неподвластный взгляду твоему»

 

В.Сидоров




Введение

Эффективность синектики во многом зависит от того, какие во­просы задает ведущий участникам с целью активизации творческого процесса и в ракой мере эти вопросы способствуют отклонениюот проторенных дорог и генерации новых и необычных идей.

Итак, перед нами стоит задача. Иными словами, у нас есть цель, к которой мы не можем прийти сразу, и мы стремимся найти подходящий образ действия для ее достижения.

В ходе поиска, как в свое время отмечал английский философ Т. Гоббс, "возникает мысль о некоторых средствах, при помощи кото­рых мы видим осуществленным нечто подобное тому, к чему мы стре­мимся, и от этой мысли - мысль о средствах для достижения этих средств, и так далее, пока мы не доходим до некоторого начала, находящегося в нашей собственной власти" [9]. В этих словах с замечательной краткостью и полностью изложен один из путей реше­ния задачи.

В предыдущих разделах были даны типичные мыслительные опера­ции при решении задачи различными способами. Описание каждой та­кой операции имело свой кульминационный вопрос, который может служить концентрированным выражением данной операции.

Каждый из таких вопросов, будучи задан в надлежащее время и в надлежащем месте, может стимулировать правильный ответ, нетри­виальную идею, которые могут продвинуть решение задачи вперед. Итак, вопрос может сыграть роль стимулятора (химики в таких случаях говорят о катализаторе), ускоряющего желаемую реакции.

Конечно, во многих случаях неизвестно, какой именно вопрос следовало бы задать. Приемлемым выходом будет, наверное, перебор их один за другим до тех пор, пока, в конце концов, не найдется вопрос, который окажется полезным. Таким образом, можно использо­вать предыдущие разделы как контрольный перечень подходящих во­просов. А если так, то нельзя ли заранее составить описки таких наводящих вопросов? Такие списки существуют,их применение для активизации мыслительного процесса получило название метода контрольных вопросов (МКВ) или метода контрольных списков (chek liists) [20, 22].

Разными авторами в разные годы предлагались различные списки контрольных вопросов. Иногда эти списки составлялись для решения конкретной задачи в четко определенных условиях. В других случа­ях использовались более общие списки, пригодные для применения при решении различных изобретательских задач. В любом случае авторы списков стремились сформулировать вопросы таким образом, чтобы ответы на них активизировали мышление и подвели бы челове­ка к решению.

Основные этапы работы

1. Выбор Задачи и правильная ее формулировка для того, чтобы понять задачу, нужно знать - и притом знать очень хорошо, - что представляет собой неизвестное, что дано и в чем состоит условие. Подобные вопросы, серьезно поставленные и не оставшиеся без вразумительного ответа, оказывают при 'решении задачи большую помощь, они фокусируют внимание на главных частях задачи, углубляют ее понимание и помогают выбрать правильное направление на ранних стадиях решения задачи.

2. Подготовка перечня вопросов

На этом этапе формируется список вопросов, которые былиприз­наны важными в одной или нескольких аналогичных ситуациях. При составлении перечней момент возникнуть ряд трудностей:

- время, необходимое на то, чтобы прочитать и обдумать все вопросы в длинном перечне, может значительно превысить общее вре­мя, отведенное на решение задачи;

- перечни основаны на допущениях, который в ряде случаевмогут скорее увести от нового творческого решения, чем приблизить к нему.

Для многих решаемых задач можно выявить типовые трудности и,• следовательно, сформулировать типовые вопросы и установить типо­вую последовательность.

3. Поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудов­летворительного решения

Правильное, целеустремленное, методологически обоснованное задавание вопросов - это искусство, в значительное мере определя­ющее возможность получения ответа, содержащего новую инужнуюинформацию.

     Не рекомендуется пользоваться списком беспорядочно, выбирая вопросы наугад, а также использовать его механически, перебирая вопросы в одном, незыблемо установленном порядке.

Часто задача напоминает лабиринт - в ней от определенных, до­стигнутых в ходе решения точек отходит много путей. Трудность заключается в том, что неизвестно, какому изних отдать предпоч­тение.  

Дочь царя Миноса, Ариадна, полюбила Тезея и дала ему клубок нитей, чтобы тот, распуская клубок при входе в лабиринт, мог среди путаница ходов, по нити отыскать обратный путь.

Чтобы справиться с задачей, нужно, подобно Тезею, идти в наи­более экономном, наиболее отвечающем духу этой задачи порядке. При возникновении альтернативы следующий вопрос нужно выбирать так, чтобы извлечь максимальный эффект из проде­ланной ранее работы.

Вообще говоря, нет строгого и жесткого правила, регулирующего употребление наводящих вопросов, хотя существует интеррогативная логика, которая изучает правила задавания вопросов и закономер­ности получения ответов.

Основное назначение этого этапа - выявить множество различных альтернатив.

Переоценка ситуации

При решении любой задачи мы стараемся наметить контур, внутри которого следует искать ее решение. Этот контур может быть неоп­ределенным, он может быть почти неосязаемым,но именно он опреде­ляет наши будущие действия. Конечно, попытки решения могут быть различными, но по существу они походи друг на друга тем, что ле­жат внутри заранее Намеченного (возможно, не вполне сознательно) контура.

Чаще всего попытки решения не дают результата из-за того, что мы не в состоянии выйти за пределы намеченного контура. Решающий не должен забывать, что он сам волен выбирать подзадачи и что он может удовлетворить "первичную функциональную потребность", использовав совершенно разные наборы промежуточных задач, если изменить свой подход к главной задаче.

Поэтому не надо бояться возвращаться назад, переформулировать условия задачи, тем самым, расширяя область поиска, узость которо­го начитает нос стеснять.

5. Оценка эффективности найденных решений основная трудность на этом этапе заключается в выборе объективных критериев для отбора полученных решений.

7.3. Пример [10]

В качестве примера приведен описок контрольных вопросов, со­ставленный английским изобретателем Т. Эйлоартом:

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.              

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки, определить второстепенные, и аналогичные задачи. Выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений,их основные принципы, новые предположения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, химические, молекулярные и другие аналогии.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею,чем аналогии).

6. Попробовать различные виды материалов и виды энергии:  газ,

жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнит­ную энергии, электрическую, свет, силу удара и т.д. Различные длины волн, поверхностные свойства и т.д. Переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.

Эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи логи­ческие совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, особенно во время выпивки, выслушивая все и каждую идею без критики.

10. Попробовать "национальные" решения; хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис - все о ней.

12. Бродить бреди стимулирующей обстановки (свалки лома, тех­нические музеи, магазину дешевых вещей), пробегать журналы, ко­миксы.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов мате­риалов и т.д. для разных решений проблема или разных ее частей: искать пробелы в решениях или новые комбинации.

14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение проблемы о точкизрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изы­мают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, увод в сторону от нулевого решения.

18. Чья это проблема? Почему его?

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

21. Определить общепринятые граничные условия и причина их

установления.

Замечания

В настоящее время списки контрольных вопросов - самое простое средство решения технических задач. Поскольку многие из них линь незначительно различаются между собой, в качестве примера был рассмотрен один из лучших.

Некоторые вопросы в этом списке могут на первый взгляд пока­заться странными и даже нелепыми. Но описок вполне заслуживает уважительного отношения. В сущности Эйлоарт дал "программу" ра­бота талантливого изобретателя, с фанатической настойчивостью пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопро­сы требуют развитого воображения, другие - глубоких и разносто­ронних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетель­ствующие о богатом опыте и наблюдательности Эйлоарта. Можно про­читать десятки книг, насыщенных психологической, философской и модной "кибернетической" терминологией, но все они вместе взятые не дадут и части тех полезных изобретателю наводящих вопросов, которые есть у Эйлоарта. Если сохранить тактику проб и ошибок, трудно придумать лучший список вопросов.

Кроме списка Т.Эйлоарта за рубежом (США) очень широко распро­странен описок, разработанный А.Осборном (приложение 2). В нашей стране над подобными описками работали Г.Буш [п], С.Чуримов, Е.Жариков [12] и др. Однако следует отметить, что если за. зару­бежными списками стоит большой личный опыт крупных изобретателей. то отечественные составлены явно по литературным источникам и не отработаны на практике.

Нетрудно подметить общую особенность всех списков – вопросы в них подбираются так, чтобы увести изобретателя от привычного, взгляда на задачу, помочь найти какой-то новых подход к ситуации.

В то же время при практическом использовании МКВ сразу чувст­вуется и его слабость. Хороший список должен быть возможно более полным и подробным, но чем полнее становится список, тем явнее видно, что все вопросы можно заменить одним универсальным прави­лом: "Настойчиво перебирай любые варианта". Работая "чистым" методом проб и ошибок, способный и настойчивый изобретатель сам задает себе подобные вопросы, даже не зная о существовании МКВ. В данном случае влияние списка чисто психологическое; есть спи­сок, есть вопросы - это подталкивает продолжать перебор вариан­тов, не дает остановиться.      

Возьмем, например, вопрос из списка Т.Эйлоарта: каково идеаль­ное решение? Технические объекты, развиваясь, становятся идеаль­нее. Напоминание об этом подталкивает мысль в правильном направ­лении. А дальше? Как конкретно представить идеальнее решение? Как, скажем, выглядит идеал парусного корабля - судно с множест­вом парусов, что-то вроде сверхклипера, или судно вообще без па­русов?.. Нужны правила, позволяющие для каждой задачи формулиро­вать образ идеального решения, а таких правил в ККВ нет. Это от­носится ко всем вопросам. Самое главное, не "что", в ''как"; как правильно использовать аналогия, заменить материал, "перевернуть наоборот" и т.д. Никакие списки этого не объясняют.

Метод контрольных вопросов имеет и другой принципиальный не­достаток - вопросы относятся к одиночным изменениям объекта. Между тем, для решения мало-мальски сложных задач нужна комбина­ция изменений. Не просто "расплавить" или "перевернуть наоборот", а "расплавить" и одновременно перевернуть расплав "наоборот". Списки, включающие такие комбинации, практически составить невоз­можно, они получились бы чрезвычайно громоздкими. Еслиже попы­таться их кок-то сжать, свернуть, мы придем к морфологическому ящику.

Заканчивая обзор метода контрольных вопросов, можно констатировать, что этот метод лишь в небольшой степени улучшает метод проб и ошибок и поэтому не эффективен при решении сложных изобре­тательских задач. В приложении 3 как дополнение к рассмотренным приводится описок контрольных вопросов,  разработанный Д.Пойа.

 

8. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

"Копятся измененья незаметно,

 Но тем заметней будет твой скачок. "

В.Сидоров

Введение

Одиниз недостатков метода проб и ошибок состоит в том, что наиболее интересные варианты задачи просто могут не попасть в поле зрения. Идеальным было бы иметь список всех возможных вари­антов. Вероятно, многим приходила на ум эта заманчивая возмож­ность. На самом деле изобретатель никогда не имеет "полного" списка. Получив задачу, вообще говоря, не трудно приступить к составлению такого списка вариантов (иногда так и делают), но это будут только те варианты, которые попали в поле зрения изоб­ретателя, а отнюдь не вое возможные.

Хорошо бы иметь специальный метод, который позволил бы дейст­вительно охватить все возможные варианты. Приближением к такому методу является морфологический анализ (morphological analysis)

Хотя термин "морфологический анализ" сформулирован Ф.Цвикки, на самом деле этот метод очень стар. Можно проследить его историю вплоть до мальорского логика и мистика монаха Раймунда Луллия (1235-1315). Луллий выдвинул идею, которую он назвал "Великим Искусством": путем систематической комбинации очень небольшого числа принципов имеется возможность разрешить все проблемы фило­софии и метафизики. Но практические средства, имевшиеся в его распоряжении, были недостаточны. Его принципы воплотились в при­борах, в которых блоки окружностей вращались вокруг других окруж­ностей. Перемещая окружности относительно друг друга, можно было получить различные высказывания и суждения [13].

Декарт изучил "Великое Искусство" Луллия и увидел в этом опас­ность механизации мышления, сказав об этом в своем "Рассуждении о методе" за несколько строк до объяснения знаменитых "Четырех правил". Об этом пишет и Гегель в "Средневековой философии": Лул­лий, таким образом, систематичен, но вместе с тем, он становится механистичным.

Впрочем, у Луллия были и почитатели. Среди них надо назвать Джордано Бруно. Человеческое знание, по мнению Бруно, согласуется с природой, понятияума соответствуют иерархии вещей. Верным при­верженцем "Искусства" Луллия был Готфрид Лейбниц, универсальный гений, написавший в 1666 году, когда ему не было и двадцати лет, небольшой труд под названием "De arte combinatoria" ("О соче­тательном искусстве"). Более того, метод был обобщен. Фактически Луллия ограничил число принципов, которыми следует комбинировать, девятью. Но некоторые ученые поняли, что это ограничение можно отбросить.

В современной форме морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. В 30-е годы Ф.Цвикки интуитивно применил морфологический подход к решении астрофизических проблем и на этой основе предсказал существование нейтронных звезд. На первый взгляд может показаться странным, что метод активизации и органи­зации мышления создан астрофизиком. На самом деле здесь все зако­номерно. Астрономия первой из наук столкнулась с большими и слож­ными динамическими системами (звездами, галактиками) и первой ощутила необходимость в методах, позволяющих анализировать такие системы.

Технические системы по своему многообразию и сложности также являются большими динамическими системами. Поэтому в годы второй мировой войны, когда Цвикки привлекли к американским ракетным разработкам, морфанализ уже вполне сознательно был использован для решения технических задач.

Суть метода состоит в систематическом исследовании всех мысли­мых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (морфоло­гии) усовершенствуемого объекта. При этом выявляются как извест­ные, так и новые, необычные варианты, которые при простом перебо­ре могли быть упущены. Идея метода - уйти в зону, далекую отто­го, что лежит на виду.

Основные этапы работы

1. Формулировка задачи

Часто обнаруживается, что этот этап является гораздо более сложным, чем первоначально думалось. Это Объясняется тем, что в имеющейся литературе часто трудно найти удовлетворительное опре­деление рассматриваемых объектов, в частности, даже таких хорошо известных устройств, как насосы, тормоза,, электрогенераторы и т.д.

2. Составление списка характерных параметров (или признаков)

объекта

В любой технический системе можно выделить несколько характер-51них для нее признаков. Например, для технической системы "автомо­биль" такими признаками будут: вид двигателя, вид кузова, коли­чество осей, тип системы управления и т.д.

К этим признакам предъявляются определенные требования. Они должны быть: 

1 -  существенными для любого решения;

2 - независимыми друг от друга;

3 - охватывающими вое аспекта задачи;

4 - достаточно немногочисленными, чтобы можно было составить

ящик, допускающий быстрое изучение.

Чтобы выйти за пределы известного, найти новые формы объекта, необходимо как можно полнее раскрыть основные его параметры (или признаки). К сожаления, приходится констатировать, что не сущест­вует, надежного способа проверки полнота такого описка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 403.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...