Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование проблемы в общем виде




Гордон заметил, что очень многое зависит от понимания задачи,  первоначальные условия не всегда ясны, нередко они подталкивает к неверному направлению.

Интересной особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев синекторов не посвящают в конкретные условия изобрета­тельской задачи. Считается, что четкое формулирование задачи вле­чет за собой затруднения в абстрагировании от привычного хода мышления и проторенных путей. Однако в последние годы синекторе вое чаще формулируют проблемы в том виде, в каком они даны заказ­чиком (задачедателем). Например, как получить пенистую структуру, которую можно использовать в качестве пищевого продукта?

На синектические заседания приглашаются эксперты, которые проясняют проблемную ситуацию. Присутствующие в последнее время на сессиях синекторов эксперта - это специалисты в области об­суждаемых проблем. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководи­теля, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная- задача экс­перта - выявление полезных и конструктивных идей путем оператив­ного анализа высказываний. Синектору называют этот этап "Пробле­ма как она дана" - ПКД.

Анализ проблемы

На этом этапе в ходе дискуссии члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения. Автор синектики считает, что эти первые решения зачастую тормозят творческое мышление участников.

Поэтому путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблему.

На этом же этапе изыскиваются возможности превратить незнако­мую и необычную проблему в некоторые привычные понятия, хорошо знакомые членам группы по опыту их работы. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти одну и причем оригинально сформу­лированную цель решения проблемы. В рассмотренном примере могут быть сформулированы такие цели: как можно заставить материал расширяться, чтобы превратиться в пенистый? Как можно заста­вить частицы материала сжаться до пенистой структуры?

С психологической точки зрения эта процедура облегчаетпонима­ние проблемы и способствует возникновению желания решитьее са­мому.

Таким образом, после объяснения сути проблемы и ее целей чле­нам синектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществлять поиск решения задачи. По существу в большинстве случаев это означает дробление проблемы на части.

Этот этап синекторы называют "проблема, как она понята" - ПКП.

Генерирование идей

Для той формулировки, которая принята на предыдущем этапе, ведущий просит дать решение, пользуясь одним из видов аналогий. Для этого начинается "экскурсия" по различным областямтехники,живой природы, политики, искусства и т.п. о целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решений в этих далеких от решаемой задачи областях. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой проблемы. Это, по мнении синекторов, способствует активизации творческого мышления.

Рассмотренные выше четыре типа аналогий являются в сииектике теми тактическими приемами, которые способствуют Продвижению в направлении решения проблемы.

Развивая приведенный выше пример с расширением материала для получения пенистой структуры, можно в качестве прямой аналогии использовать концепцию саморасширения в процессе расщепления ядра в физике.

Ведущий выбирает обычно одну из предложенных прямых аналогий, а члены группы должны в индивидуальном порядка дать личные анало­гии, то есть рассматривать себя в данном случае в качестве "ядра атома", и дать устное объяснение ощущениям, которые они допытали бы. Например, кто-нибудь из участников может почувствовать себя в роли-ядра маленьким и незначительным, но обладающим большой внутренней силой.

После этого ведущий просит привести пример символической ана­логии, или, как говорят синектори, дать "название книги". Таким названием в рассматриваемом случае может быть "энергичная незна­чительность".

Затем осуществляется переход к примерам из реального мира, связанного с одним из предложенных "названий книг". Примером мо­гущественной незначительности может быть "голос на выборах". Один поданый голос является незначительным по сравнению о милли­онами других на выборах, однако он может оказаться могущественным и решающим в том случае, когда результаты выборов зависят от пе­ревеса в один или несколько голосов. Ведущий опять выбирает один пример, и затем следует процесс его обсуждения на фактах и с предложениями. При обсуждении вопроса о голосах на выборах можно рассмотреть, например мысль о группировании избирателей в блоки и давлений оказываемомэтимиблоками.

Перенос выявленных идей

Здесь ведущий заканчивает этап "экскурсии", возвращая группу к рассматриваемой проблеме. Он пытается связать полученийна предыдущей стадии материал, внешне не относящийся к делу с проб­лемой как она была понята. Отдельные слова, возникшие в процессе обсуждения, используются для выявления новых точек зрения на проблему, способствующих успешному ее разрешению.

Можно найти аналогию между событиями, возникающими в двух различных ситуациях, например, между идеей блоков избирателей, их взаимного давления и влияния, и проблемой, связанной с процессом формирования нового пенообразного продукта, который также может предусматривать смешивание, сжатие под давлением и расширением под нагревом после снятия давления.

Точка зрения, которая возникает из такой воображаемой связи, может быть сформулирована как «использование под высоким давлением экструзии смеси крахмала, воды, белкового вещества, чтобы получить пенообразную слоистую сложную по строению структуру, которую можно заполнить придающими вкус и аромат добавками". Это и служит решением данной задачи.

Важным элементом этой стадии является критическая оценка экспертов.

 Если полученный взгляд на решение проблемы оказывается прак­тически не реализуемым, можно повторить весь процесс для разбора других идей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 399.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...